Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
учебно-методический материал по музыке на тему
Тема урока: «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».
Цель урока:
1. Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения Торопова Романс.
2. Формирование исполнительских навыков, овладение особенностями исполнения полифонии (И. С. Бах Буре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок во 2-ом классе фортепиано ДМШ | 31.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Республика Крым
МБОУ ДОД Октябрьская ДМШ
Красногвардейский Отдел Культуры
Открытый урок
«Работа над
музыкальной фразой,
стилем и
художественным образом
в произведениях
малых форм»
Провела: В.В.Моисеева
– преп. класса фортепиано 1 категории
Иллюстратор: Катя Ройк – 2 класс фортепиано
Тема урока: «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».
Цель урока:
- Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения
Торопова Романс.
2. Формирование исполнительских навыков, овладение особенностями исполнения
полифонии (И. С. Бах Буре)
Задачи урока:
Обучающая.
1.Научить ребенка владеть разными видами фортепианной техники в пределах
изучаемых на данном этапе произведений.
2. Расширить знание учащегося о культуре эпохи барокко.
3. Выявить отличительные черты произведений И.С.Баха.
4.Развить ощущение естественного движения голосов и пластики данного произведения.
5. Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования
образных впечатлений.
6. Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением
исполнительских трудностей.
7. Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Воспитывающая:
1.Воспитание чувства прекрасного. Воспитывать у ученицы культуру исполнения изучаемых произведений, терпение и настойчивость для преодоления трудностей.
Тип урока: показательный.
Приемы, методы обучения: словесный, наглядный, метод показа, подражания, проблемно-поисковые.
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Последовательность этапов урока:
1.Организационный.
1.1 Введение
1.2 Упражнения для расслабления корпуса (5 минут)
1.3 Играем гамму до мажор в 4 октавы, аккорды (5 минут)
2.Игра программы академконцерта (5 минут)
3. Работа над произведениями:
3.1 Бах Буре (15 минут):
а) Краткие сведения о композиторе и эпохе.
б) Стилевые особенности клавирных произведений И.С.Баха.
с) Исполненее произведения педагогом.
д) Анализ произведения, выявление формы.
е) Приемы и методы, особенности исполнения (голосоведение, взаимодействие
голосов, артикуляция, ритмика, динамика).
ж) Исполнение в готовом виде (учеником).
3.2) Н.Торопова Романс (10 минут)
а) Исполненее произведения педагогом;
б) Анализ произведения, выявление формы;
в) Работа над фразировкой;
г) Работа над нюансами и звукоизвлечением.
д) Придумывание поэтичного текста.
4.Игра заключительная (5 минут)
5. Домашнее задание.
1.Введение
Единица мышления в музыкальном языке – фраза. Поэтому беря любой музыкальный материал, для понимания эмоционального строя и характера сочинения важна работа
над её особенностями. Итак, фраза нас интересует , как драматургическое зерно: мысль, эмоции, как комплекс исполнительских приёмов, служащих для реализации этой мысли.
Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А.Вицинского, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова, Б.Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа, в современной методологии говорится о четырех этапах.
Карл Черни называл эти этапы:
«разбором, техническим освоением, художественной отделкой»
А.П. Щапов характеризовал их как:
начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный .
Г. Гинзбург – «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»
А. Вицинский:
первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа
Актуальность нашей работы в том, что в учебной практике зачастую детализируется содержание основного центрального этапа работы (несомненно, самого емкого), и не достаточно уделяется внимания первому и последнему этапу, в результате музыкальное произведение утрачивает свой стержень, единство мысли, вложенное в него автором. Одной из задач педагога является воспитание умения охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.
1.2 Упражнения для расслабления корпуса (5 минут)
Делаем несколько физических упражнений из Дыхательной гимнастики Н.Стрельниковой, подходящих для расслабления организма ученика и правильности
дыхания во время исполнения музыкальных фраз и всего произведения:
1) «ладошки»: Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
2) «насос»: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
3) «китайский болванчик»: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".
4) «обними плечи»: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).
6) «погончики»: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
7) «шаги»: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.
Напоминаю уч-ся, где находится центр тяжести организма
1.3 Играем гамму: три вида си минора в 4 октавы, аккорды (5 минут)
В гармоническом миноре 7 ступень повышается как вверх, так и вниз, в мелодическом миноре – вверх 6,7 повышаются, вниз – отменяются.
Урок продолжаем с проигрывания нескольких подготовительных для гамм упражнений. Разогреваем мышцы рук.
1.3.1 Соединение двух нот разными пальцами на legato для равномерности и независимости пальцев;
1.3.2 Гамму играем в четыре октавы, для расширения диапазона мышления и зрительного восприятия ученицы.
Показываю несколько способов достижения беглости пальцев и ровности звучания:
1) «Non legato»);
2) «Staccato»;
3) «Non legato» пунктирным ритмом с акцентом на первую ноту;
4) «Non legato» пунктирным ритмом с акцентом на вторую ноту;
5) «Legato» пунктирным ритмом с акцентом на первую ноту;
6) «Legato» пунктирным ритмом с акцентом на вторую ноту;
7) Ровное «legato».
3. Так как наш урок происходит накануне Академического концерта, то забываем о том, что Катя знает наизусть свои произведения и по ноткам будем вспоминать и отрабатывать некоторые детали.
3.1 И.С.Бах – Буре h-moll из Французской увертюры.
Гомофонный склад (или просто гомофония) – это род многоголосия
с наличием главной мелодии и сопровождения (аккомпанемента).
Сопровождающие голоса оказываются такими, что музыкальный материал, исполняемый ими, значительно менее самостоятелен, чем материал главной мелодии. В подавляющем большинстве случаев аккомпанемент складывается из аккордов или звуков разложенных аккордов. При этом ни один из сопровождающих голосов не становится ясно выраженной мелодией.
Полифонией называется лишь такое многоголосие, в котором каждый голос мелодически самостоятелен и где сплетаются несколько (не менее двух) таких голосов. Сущность такого полифонического соединения можно определить как ансамбль мелодий.
Существует три вида полифонического изложения – подголосочное, контрастное, имитационное.
Одновременное звучание нескольких вариантов мелодий образует подголосочную полифонию (иначе — вариантную).
Одновременное звучание различных мелодий образует контрастную (иногда говорят — разнотемную) полифонию.
Наконец, неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию (или ее близкие варианты), — это имитационная полифония:
Буре написано в гомофонном складе с элементами различной полифонии: имитационная (19-20 такты), контрастной (т.25, 26, 27, 28)
с использованием контрапункта (26,27 такты,10-11 такты.
Прорабатываем, подкрепляем технически -ясное исполнения этих
моментов.
Когда-то на уроке в Музыкальном училище я услышала:
«Бах никогда не просил милостыню».
Стилю музыки эпохи Баха присуща неконтрастная динамика и длительные динамические линии. Короткие < >, т.е. «вилочки», искажают мужественную простоту Баховского письма. Ведь играть мужественно – это не значит играть быстро и громко. Мужественность в исполнительстве:
это свойство музыкального мышления, это умение охватить форму в целом, при ясном понимании всех её мельчайших компонентов, это умение мыслить крупными построениями.
Ограниченность динамических возможностей клавирных инструментов времен Баха компенсировалась разнообразием артикуляционных приемов.
Артикуляция - одно из важнейших условий выразительного исполнения старинной музыки, и ей следует уделять в работе большое внимание.
Артикуляция темы, противосложения, и других мелодических и ритмических элементов инвенций должна быть сохранена во всех проведениях от начала до конца пьесы.
Надо объяснить ученику, что правильному разделению мелодии на мотивы и их верному интонационному произношению во времена Баха придавалось большое значение.
Можно так же помнить, что в большинстве случаев мотивы начинаются со слабой ритмической доли.
Короткие лиги, проставленные редактором, а изредка и самим Бахом, указывают границы мотивов, но не всегда означают снятие руки.
Во времена Баха, Люлли, Рамо было важно воспринимать мелодию как «женщину»,которую надо наряжать, она не может придти на бал в простом одеянии
…Бах украсил мелодию…
Орнаментика Баха часто вызывает затруднения. Я процитирую несколько указаний профессора Враудо по поводу исполнения украшений:
«Праллер – это неперечеркнутый мордент. Играется за счет времени главной ноты, акцентируется первый звук, так как именно он является основным тоном; остальное – его украшением.
Мордент – так же исполняется за счет времени главной ноты.
Ритмическая ровность нарушается главным образом из-за того, что мелизм для неопытного исполнителя затрудняет восприятие целостности мелодической линии.
При этом длинный звук, заключающий праллер, должен быть дослушан да конца, а следующий за ним должен явиться его продолжением.
Применение педали в инвенциях И.С. Баха в детском исполнении нежелательно. Педаль может помешать выполнению основной задачи: сохранению чистоты голосования и воспитанию у ученика ясного слушания голоса.
Существуют различные способы для развития пианистического мышления:
1. Нижний голос обычно воспринимается хуже, чем верхний. Полезно поиграть нижний голос в октавном удвоении, а педагог – верхний голос.
2. Ученик играет оба голоса:
Первый – f,
Второй – p, затем наоборот.
3. Поиграть оба голоса и в то же время один из них петь.
4. Один из голосов играть, другой из них – петь.
5. Сложный способ: оба голоса играть «mp», но слушать внимательно один из них, вести его внутренним слухом. Педагог всегда услышит, какой голос ведет ученик.
В процессе работы над Буре пропевали мотивы. Обращали внимание
на диалог между партиями правой и левой рук. Работали над звонкостью
верхнего регистра, над совпадением параллельных шестнадцатых.
Для итогового проигрывания все делали нужно объединить для придания целостности музыкального образа. Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы нужно с самого начала представлять себе его форму, тонально-гармонический план. В музыкальной фразе важно знание своеобразия динамики в полифонии, особенно баховской, состоящее в том, что самому духу музыки не свойственно излишне измельченное, волнообразное её применение.
3.2 Н.Торопова «Романс»
В начале сама (учитель) проигрываю произведение. Сегодня будет поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?
Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.
Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.
Обращаем внимание на строение музыкальной формы.
Романс написан в двухчастной форме.
Подкрепляли техническую сторону. Работали способами: нон легато, стаккато, пунктирами; полезен переход с последней доли на первую, учили переносы рук, нажимая беззвучно клавишу, по два раза нажимали каждую ноту…Слушали фразы: начало и конец. Стремились к полётности звучания.
В конце прочитали стихи, которые были придуманы совместно с ученицей
на одном из уроков:
1.Осень к нам пришла, грусть всем принесла.
Расставаться с летом ну не хочется никак.
Падает роса - дождика слеза,
Опадает жёлтая листва.
Припев:
Закружились в вихре вальса
Листья, ветер, птицы…
И дождинки брызгами покрыли
Землю, крыши..
Как же хочется вернуться в лето,
И морскими каплями умыться.
Осень наступила, ну и что же
Будем ждать весну...
4. Итоговое прослушивании программы академического концерта.
После активной работы над деталями произведений полезно мобилизовать все силы и сделать контрольное проигрывание от начала до конца двух произведений, лучше два раза. Это воспитывает выносливость учащегося.
5.Домашнее задание.
Список используемой литературы:
А.Щапов «Некоторые вопросы фортепианной техники» Москва "Музыка" 1968 г.
А.Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением» М.: Классика-XXI, 2004. — 98 с.
А.Д.Алексеев «Из истории фортепианной педагогики» Хрестоматия. — Киев: Музична Україна, 1974. — 163 с.
И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.
В.Милич «Воспитание ученика - пианиста
Дыхательная гимнастика Н.Стрельниковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"
Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....
методические сообщения "Значение художественного образа в музыкальном произведении"
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕНА ТЕМУ:«Значение художественного образа в музыкальном произведении»....
Открытое занятие по теме «Работа над исполнительскими приемами для создания художественного образа в детских музыкальных произведениях»
Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для учащихся 10 лет....
План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.
План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...
План - конспект открытого урока по классу флейта на тему: " Работа над техническими трудностями в музыкальных произведениях малой формы: Ф. Лей " История любви " ; Ф. Госсек " Тамбурин "
План - конспект открытого урока по классу флейта....
«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»
Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики ос...
«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»
Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики ос...