Конспект оркрытого урока «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»
план-конспект урока (7 класс) на тему
Конспект открытого урока "Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова", целью которого является создание условий для творческого применения специальных знаний, умений. навыков в процессе работы над данным произведением (с использованием электронно-образовательных ресурсов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rahmaninov_elegiya.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Усть - Кутского муниципального образования
Конспект открытого урока
По дисциплине: специальный инструмент «Фортепиано»
7 класс
«Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»
с использованием электронных образовательных ресурсов
подготовила преподаватель фортепиано
Ковальчук Татьяна Викторовна
Усть –Кут 2015
Тема учебного занятия: «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»
.Тип урока : комбинированный
Вид урока: интегрированный
Методы и приемы: поправочных остановок, направляющих указаний, ассоциаций, дирижирования.
Цель урока:
Создать условия для творческого применения специальных знаний, умений, навыков в процессе работы над раскрытием художественного образа Элегии Рахманинова.
Задачи урока:
Образовательная задача: закрепление знаний, умений и навыков в процессе работы над раскрытием художественного образа Элегии.
Развивающая задача: развитие навыков перспективного слухового мышления, ассоциативного воображения, творческих способностей, исполнительских навыков.
Воспитывающая задача: воспитание эстетического вкуса на лучших образцах произведений искусства при помощи ЭОР.
Оборудование:
- Фортепиано
- Стул
- Подставка под ноги
- Ноутбук
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) |
1 | Организационный этап урока | Презентация Power Point (слайд 1-2) | Организация внимания учащегося, взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы и постановка задач. | Приветствие, восприятие темы и поставленной проблемы. . | 1 мин. |
2 | Повторение и актуализация опорных знаний |
Презентация Power Point (слайд 3-9) №№ 1-7 | Объяснение методики работы с тестом «Элегия Рахманинова» Контроль за выполнением заданий теста.
Проверка домашнего задания, оценивание. | Восприятие и выполнение итогового теста по теме «Элегия Рахманинова» с целью повторения общих сведений об элегии, расширения кругозора, развития ассоциативного мышления. Зачитывает эссе «Отзыв об Элегии Рахманинова» | 10 мин |
3 | Практическая часть | Работа над динамикой Работа над педалью 2часть Работа над полифоничностью изложения музыкального материала Работа над кульминацией всего произведения | Организация работы по анализу произведения. Инструктаж по подготовке пианистического аппарата к работе над Элегией, контроль за выполнением заданий. Эмоциональный настрой на фрагментарное проигрывание. Анализ мелодии (направление, интервальный состав,мотивы: «скорбь воспоминаний», «протест»), попутные подсказки, поправочные остановки. Организация работы по анализу мелодии (особенности изложения, выявление главной кульминации), комментированный показ. | Работа с текстом Элегии, выполнение анализа формы, размера, тональности, темпа. Исполнение гаммы ми – бемоль минор, длинных арпеджио, игра октавами. Исполнение 1 части Элегии. Работа над мелодией, раскрытие художественного образа Исполнение 2 части Элегии, раскрытие художественного образа. | 17 мин |
3 | Презентация Power Point (слайд14) № 8 | Установка на восприятие Организация работы по анализу 3 части (последний пассаж- взрыв протеста оставляет за собой последнее слово), направляющие указания. | Восприятие 2 части Элегии в исполнении трио Работа над 3 частью Элегии, | ||
4 | Подведение итогов |
Презентация Power Point «Рахманинов Элегия» | Подводит итоги, задает вопросы. Установка на восприятие. | Отвечает на вопросы, систематизирует сведения. Восприятие презентации, обобщение знаний. | 8 мин |
5 | Оценивание | Оценивает результаты работы учащейся на уроке. Выставляет оценку за урок. | Анализирует результаты своей работы на уроке. | 2 мин | |
6 | Домашнее задание | .Информирование о домашнем задании, методике его выполнения | Осмысление связи домашнего задания с изучаемым материалом урока, | 2 мин |
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | 1.Элегия | Электронная библиотека активный | Текст | |
2 | Электронный справочник | Текст , иллюстрация | http://www.belcanto.ru/massne.html | |
3 | Каталог классической музыки | аудиофрагмент | ||
4 | Электронный справочник | Текст, иллюстрация | ||
5 | Интернет -магазин | Иллюстрация | http://macrosvit.com.ua/elegiya-dlya-ispanskoy-respubliki-108/25140/ | |
6 | Электронный справочник | Текст | http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0536.htm | |
7 | Интернет -магазин | Иллюстрация | ||
8 | Каталог классической музыки | аудиофрагмент |
Конспект урока:
1.Организационный момент:
-Здравствуй, Яна. Приготовь, пожалуйста, ноты, дневник. Присаживайся.
-Тема нашего урока звучит так:
Слайд1-2
«Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова »
-Задачи урока:
Образовательная задача: закрепление знаний, умений и навыков в процессе работы над раскрытием художественного образа Элегии.
Развивающая задача: развитие навыков перспективного слухового мышления, ассоциативного воображения, творческих способностей, исполнительских навыков.
Воспитывающая задача: воспитание эстетического вкуса на лучших образцах произведений искусства при помощи ЭОР.
2. Повторение и актуализация новых знаний:
Презентация Power Point
Слайд 3
-Что такое элегия?
-1) (Жалоба) камерное музыкальное произведение задумчивого печального характера.
-2) Лирическое произведение с печальным настроением.
-Оба ответа правильные, ведь элегии писали не только композиторы, но и поэты, а также художники.
Слайд 4
-Авторы элегий?
1) Жюль Массне написал, наверно, самую знаменитую элегию в истории музыкального искусства.
Элегия — произведение французского композитора Жюля Массне, один из наиболее известных образцов музыкального жанра элегии.«Нежная грусть, изящная меланхолия, оттененная звуковыми 'вуалями', и ко всему этому — легкий привкус салонности», — так комментирует «Элегию» Массне в исполнении Монтсеррат Кабалье один из российских искусствоведов.
Слайд 5
2) Аполлинарий Васнецов.
Природа давала художнику впечатления, которые он мог воплотить в сложные романтико-символические образы. Такова картина «Элегия», написанная в 1893 году и навеянная воспоминаниями о Крыме. Состояние вечерней сумрачной природы навевает особое ощущение грусти и одиночества. Это было живописным выражением модных тогда настроений «конца века», в которых звучали разочарование, тоска и обреченность.
Слайд 6
3)Александр Пушкин.
Хорошо известна в литературе элегия Пушкина. Знаменитая Болдинская осень 1830, сыгравшая в творчестве Александра Пушкина очень важную роль, подарила миру огромное количество литературных произведений. К их числу относится и стихотворение «Элегия», написанное в философском ключе. В нем автор подводит итоги период беззаботной юности и прощается с ней на пороге вступления в новую жизнь.
Слайд 7
-В какой фортепианный альбом входит Элегия Рахманинова?
-В 1892 году 19 –летний Рахманинов создает 5 сольных фортепианных пьес под названием «Пьесы- фантазии».
Слайд 8
-Кому посвящена Элегия Рахманинова?
-Антону Степановичу Аренскому - преподавателю свободной композиции у С. С. Рахманинова.
Слайд 9-13
-С какими картинами русских и зарубежных художников ассоциируется у тебя образ Элегии Рахманинова?
Ответы учащейся.
- Тебе на дом было дано задание: написать эссе «Отзыв об Элегии Рахманинова»
Учащаяся зачитывает эссе:
Сергей Васильевич Рахманинов – мой любимый композитор. Это не удивительно, ведь его музыка настолько невероятная, будоражащая кровь, что невозможно описать словами весь спектр эмоций. Увлеклась я его творчеством сравнительно недавно – около двух лет назад, когда мне подбирали программу. И уже тогда мне запала в душу «Элегия». К, сожалению, тогда она мне была не по силам, поэтому я стала усерднее заниматься, чтобы ее сыграть когда – ни будь. И вот я добилась своего!
«Элегия» каждый раз рисует в моем воображении новые образы, вызывает новые эмоции. Поэтому что-то конкретное представить для себя не могу. Такая печальная, слезная мелодия затронет, кажется мне, чувства любого. И, я уверена. сколько бы раз я не исполняла это произведение, оно мне не надоест никогда.
3.Практическая часть:
- Давай проанализируем Элегию (анализ формы, размера, тональности, темпа).
Элегия состоит из 3 частей.
Тональность ми бемоль минор.
Размер 4/4 подчеркивает широту и величавость мелодии.
Темп – moderato - подчёркивает размеренность, мелодическую широту, помогает понять и раскрыть музыкальный образ в этом произведении.
piu vivo - более подвижно
con affetto – с чувством
-Настроимся на исполнение Элегии (Гамма ми –бемоль минор - октавами, длинные арпеджио)
- .-Сыграй 1 часть Элегии.
- -Давай поработаем над мелодией, ведь у Рахманинова именно мелодия является носителем художественного образа.
(Анализ) Со страстной, но мужественно – сдержанной скорбью основной голос повествует нам о безвозвратности чего - то дорогого, заветного. Не случайно эта печальная повесть органично включает в себя глубоко русский распевный оборот. Поначалу кажется, будто бы никто не может противостоять скорбным воспоминаниям. Но в последнем такте основной темы элегии печально нисходящей плавно извилистой мелодической линии вдруг противопоставляется характерный восклицательный оборот. Этот невольно вырвавшийся возглас- внутренний протест, страстная непримиримость к происшедшему. На всем остальном протяжении элегии этот протест интенсивно растет. Нот стой же силой возрастает и неизменно противопоставляется ему скорбь воспоминаний, достигающих яркости вновь преживаемых событий.
(играем мелодию, работаем над выразительностью, легато, фразировкой, анализируем интервалы, динамику).
. -Работа над 2 частью.
Воспоминания окутываются дымкой светлой мечтательности. Но вскоре самому мощному порыву протестующих чувств преграждает путь страшный катастрофический взрыв. В наступающей зловещей тишине слышится уже не протест, а жалобная мольба, последнее упование.
Работа над тембровой окраской звука. Послушаем 2 часть в исполнении инструментального трио (виолончель, скрипка, фортепиано). Попытаемся передать тембральную о краску каждой партии. Пусть в партии левой руки звучит виолончель, в правой -скрипка.
Слайд 14
Работа над главной кульминацией.
Работа над речетативом.
-Работа над 3 частью
Но все таки хватает сил вернуться к благородно - мужественному тону повествования, в котором брезжут даже проблески какой- то неясной надежды. И Элегию заканчивает возобновляющийся с новой силой порыв протеста, оставляющего за собой «последнее слово».
Работа над последним пассажем.
4.Подведение итогов:
Итак, в результате нашей работы мы можем сделать следующие выводы: музыкальный образ Элегии Рахманинова:
Страстная непримиримость большого человеческого чувства с самой трагически- неразрешимой ситуацией.
Можно раскрыть при помощи интеграции искусств грамотной фразировки, динамики, педали, штрихов,
Презентация Power Point - просмотр. Мы попытались к Элегии Рахманинова создать видеоряд. Конечно, ваши ассоциации могут не совпадать с предложенными, но все- таки просмотрите и оцените. Желаем приятного просмотра!
5. Оценивание:
Яна, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом произведения, почитала о композиторе, истории создания Элегии, написала эссе. поработала над «трудными местами». Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку!
6. Домашнее задание:
1. Найти Элегии в разных областях искусства, попытаться раскрыть их художественный образ.
2. Поработаешь над выразительным исполнением мотивов «скорбь воспоминаний», «протеста».
3. Найти нужный тембр исполнения мелодии во 2 части.
4. Послушать Элегию в исполнении автора с дирижированием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Борисов Б. Г. Конструктивные и интонационные особенности музыкальных произведений и их роль в раскрытии художественного образа.
Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программных пьес из учебного репертуара учеников класса баяна.Готово-в...
Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"
Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....
Для урока.Черты художественного образа
В помощь для оучающегося, втом числе для дистанционного образования...
План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»
Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...
Конструктивные и интонационные особенности музыкального произведения и его роль в раскрытии художественного образа.
Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программной пьесы из учебного репертуара учеников класса баяна.Ритмо-интонац...
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».
Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс....
Конспекти интегрированного урока «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии» в 4 классе
Бинарный урок учителя Литературного чтения и учителя английского языка (внеклассная работа) в 4 классе....