План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок. | 20.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы».
Вид урока: Групповое занятие в исполнительском классе.
Цель урока: Освоение характерных художественно-выразительных особенностей каждой пьесы посредством технических приемов исполнения.
Обоснование цели: Формирование общей культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности в ансамбле скрипачей. Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.
Задачи:
1. Добиться единства темпо-ритмической пульсации у всех участников ансамбля;
2. Провести работу над формой произведений (ощущение фразировки и динамики);
3. Провести работу над аккордовым интонированием, качеством звукоизвлечения, распределением смычка и штриховой техникой;
4. Домашнее задание: достигать выразительности путем мягкой атаки звука, равномерного ведения и распределения смычка.
Методическое обеспечение (оборудование): скрипки, смычки, фортепиано, канифоль, записи исполняемых пьес в формате мп3, мп3 проигрыватель, нотный материал: партитура, партии для каждого инструмента.
Содержание (ход урока):
Настройка инструментов- -5 мин.
1. Проверка домашнего задания - 10мин.
2. Освоение нового материала - 15 мин.
(тщательная работа над поставленными задачами урока)
3. Закрепление - 5 мин.
4. Домашнее задание - 5 мин.
Коллективное музицирование в детской школе искусств представляет собой учебно-исполнительский процесс, в котором органично связаны обучение, воспитание и последующее исполнение музыкально-художественных произведений, ориентированных на усвоение основ ансамблевого исполнительства, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной деятельности в области музыкального искусства.
Работая над произведением, начиная с младших классов, педагог должен добиваться: синхронности при взятии звука; равновесия в звучании; чистоты интонации (мелодической, гармонической); единства штрихов и аппликатуры; вырабатывать умение вести и передавать мелодическую линию от партии к партии; воспитывать ощущение единой ритмической пульсации.
Основные задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над музыкальным произведением: научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса; ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков; исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения; творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальном классе; получить навыки чтения с листа.
- Струнный ансамбль должен исполнить два произведения подряд. Особое внимание следует нацелить на контрастный характер исполнения: лирический, спокойный в пьесе «Спят усталые игрушки» А.Островского и бодрый, активный в пьесе «В лесу родилась елочка» в переложении Лауреата международных конкурсов Алены Чугуновой.Благодаря джазовым элементам пьесы звучат интересно и свежо.
- Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении. Прослушивание записей исполняемых пьес. В обсуждении участвуют дети, аккомпаниатор и преподаватель.
2.1. Освоение нового материала. Работа над темпо – ритмической пульсацией включает исполнение по группам, исполнение составом каждой группы по одному (по двое) в сопровождении фортепиано.
2.2. Работа над формой произведений. Определение кульминаций и движения музыки к ним, подкрепленное динамикой. Использование различной динамики в главных мотивных построениях и мотивах сопровождения. Выстраивание баланса звучания.
2.3. Работа над интонированием. В аккордах следует опираться на интонацию октав, квинт, кварт; терцовые созвучия пристраивать к звучанию этих ступеней.
2.4. При исполнении пьес каждый участник ансамбля должен достичь качественного звучания, верного распределения смычка, верных штрихов. Во время урока некоторые места в произведениях отрабатываются отдельно с постановкой определенной задачи.
3. Закрепление. Проигрывание двух пьес от начала до конца, как на концерте. В этом пункте работы производится коллективный анализ исполнения.
4. Домашнее задание. По окончании урока каждый ансамблист должен сформулировать план домашней работы над каждым произведением. Еще раз обратить внимание на качество звукоизвлечения в кантилене и штриховой технике, а также на динамику.
Результат:
Ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников, притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя; кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений. Игра в ансамбле не только полезна для развития музыкальных навыков и способностей, но и позволяет решить ряд психологических задач. Совместное музицирование увлекает ребят, доставляет им огромное удовольствие и поддерживает зарождающийся интерес к творчеству.Тем более важен индивидуальный подход к каждому ребенку.Не перестает удивлять то, как дети со средними данными, не подающие на первом году обучентя особых надежд, в процессе занятий в ансамбле буквально «расцветают», раскрываясь с новой стороны.Но не менее важно разглядеть по-настоящему одаренных детей и помочь им реализовать свои возможности в полной мере.
МБОУ ДО «Торопецкая детская школа искусств»
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы».
Преподавателя по классу скрипки Витальевой Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"
Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....
Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)
Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....
Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
Тема урока: «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока: 1. Раскрыть и выразить в исполн...
Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...
План - конспект открытого урока по классу флейта на тему: " Работа над техническими трудностями в музыкальных произведениях малой формы: Ф. Лей " История любви " ; Ф. Госсек " Тамбурин "
План - конспект открытого урока по классу флейта....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАСС «Знаете, на свете так мало счастливых встреч...(по рассказу И.Бунина «Кавказ»)
Раскрытие идейно - художественного своеобразия рассказа И. Бунина "Кавказ"...