План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Витальева Любовь Николаевна

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок.20.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы».

Вид урока: Групповое занятие в исполнительском классе.

Цель урока: Освоение характерных художественно-выразительных особенностей каждой пьесы посредством технических приемов исполнения.

Обоснование цели:   Формирование общей культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности в ансамбле скрипачей. Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

Задачи:

1.        Добиться единства темпо-ритмической пульсации у всех участников ансамбля;

2.        Провести работу над формой произведений (ощущение фразировки и динамики);

3.        Провести работу над аккордовым интонированием, качеством звукоизвлечения, распределением смычка и штриховой  техникой;

4.        Домашнее задание: достигать выразительности путем мягкой атаки звука, равномерного ведения и распределения смычка.

Методическое обеспечение (оборудование): скрипки, смычки, фортепиано, канифоль, записи исполняемых пьес в формате мп3, мп3 проигрыватель, нотный материал: партитура, партии для каждого инструмента.

Содержание (ход урока):  

  Настройка  инструментов-                                                  -5 мин.    

1. Проверка домашнего задания                                           - 10мин.

2. Освоение нового материала                                              - 15 мин.

(тщательная работа над поставленными задачами урока)

3. Закрепление                                                                       - 5 мин.

4. Домашнее задание                                                             - 5 мин.

Коллективное музицирование в детской школе искусств представляет собой учебно-исполнительский процесс, в котором органично связаны обучение, воспитание и последующее исполнение музыкально-художественных произведений, ориентированных на усвоение основ ансамблевого исполнительства, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной деятельности в области музыкального искусства.

Работая над произведением, начиная с младших классов, педагог должен добиваться: синхронности при взятии звука;  равновесия в звучании;  чистоты интонации (мелодической, гармонической);  единства штрихов и аппликатуры;  вырабатывать умение вести и передавать мелодическую линию от партии к партии;  воспитывать ощущение единой ритмической пульсации.

Основные задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над музыкальным произведением:  научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса;  ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков;  исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения;  творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальном классе; получить навыки чтения с листа.

  1. Струнный ансамбль должен исполнить два произведения подряд. Особое внимание следует нацелить на контрастный характер исполнения: лирический, спокойный в пьесе «Спят усталые игрушки» А.Островского  и бодрый, активный в пьесе «В лесу родилась елочка» в переложении Лауреата международных конкурсов Алены Чугуновой.Благодаря джазовым элементам  пьесы звучат интересно и свежо.
  2. Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении. Прослушивание записей исполняемых пьес. В обсуждении участвуют дети, аккомпаниатор и преподаватель.

2.1.       Освоение нового материала.  Работа над темпо – ритмической пульсацией включает исполнение по группам,  исполнение составом каждой группы по одному (по двое) в сопровождении фортепиано.

2.2.      Работа над формой произведений. Определение кульминаций и движения музыки к ним, подкрепленное  динамикой. Использование  различной динамики в главных мотивных построениях и мотивах сопровождения. Выстраивание баланса звучания.

2.3.      Работа над интонированием. В аккордах следует опираться на интонацию октав, квинт, кварт; терцовые созвучия пристраивать к звучанию этих ступеней.

2.4.      При исполнении пьес каждый участник ансамбля должен достичь качественного звучания, верного распределения смычка, верных штрихов. Во время урока некоторые места в произведениях отрабатываются отдельно с постановкой определенной задачи.

3.       Закрепление. Проигрывание двух пьес от начала до конца, как на концерте. В этом пункте работы производится коллективный анализ исполнения.

4.      Домашнее задание. По окончании урока каждый ансамблист должен сформулировать план домашней работы над каждым произведением.  Еще раз обратить внимание на качество звукоизвлечения в кантилене и штриховой технике, а также на динамику.

Результат:

Ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников, притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя;  кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений. Игра в ансамбле не только полезна для развития музыкальных навыков и способностей, но и позволяет решить ряд психологических задач. Совместное музицирование увлекает ребят, доставляет им огромное удовольствие и поддерживает зарождающийся интерес к творчеству.Тем более важен индивидуальный подход к каждому ребенку.Не перестает удивлять то, как дети со средними данными, не подающие на первом году обучентя особых надежд, в процессе занятий в ансамбле буквально «расцветают», раскрываясь с новой стороны.Но не менее важно разглядеть по-настоящему одаренных детей и помочь им реализовать свои возможности в полной мере.

МБОУ ДО «Торопецкая детская школа искусств»

         ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы».

Преподавателя по классу скрипки Витальевой Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)

Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....

Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока:       1.    Раскрыть и выразить в исполн...

Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...