Урок "Музыка и ее театры".
методическая разработка по музыке по теме
Урок на котором дети продолжают знакомиться с музыкальными театрами, крупными музыкальными жанрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_korolevy_muzyki.docx | 18.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8
г. Тынды
Урок «Театр Королевы Музыки»
Учитель музыки Плеханова М.В.
Тында
Цель:
продолжить знакомство учащихся с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет);
Задачи:
-раскрыть учащимся роль дирижёра в создании музыкального спектакля;
-развивать творческие способности учащихся;
-развивать образно-игровое видение в процессе знакомства с новым произведением, в процессе размышления о музыке;
-вызывать эмоциональный отклик на песенную, танцевальную, маршевую музыку из опер и балетов;
-воспитание у детей культуры слушателя.
Ход урока.
Дети входят с билетами в класс, который оформлен, как зрительный зал.
После музыкального приветствия .
Учитель. Ребята, куда мы с вами попали? Что необычного в нашем классе?
Дети. Наш класс превратился в зрительный зал. (слайд №2)
Учитель. Совершенно верно. Вы получили билеты и как положено в театре сели на свои места. Но эти билеты я прошу не терять в конце урока, с их помощью вы сможете себя оценить. В течение всего урока вы можете выставлять себе баллы от1 до 5 за каждый вид работы. Потом посчитаем и выясним – кто же наберет самое большое количество баллов.
Для чего нужен зрительный зал? Где мы можем найти его?
Дети. В кино, в театре.
Учитель. Мы продолжаем разговор о театре. Может ли театр и музыки быть связаны между собой?
Дети. Конечно, существует музыкальный театр.
Учитель. Сегодня Королева Музыки приглашает нас в свой музыкальный театр. В каждой стране мира есть свой музыкальный театр.(слайд №3.4.5) Например: итальянский театр «Ла Скала», Парижская опера, Метрополитен опера в США и, конечно, мы не можем не сказать о главном музыкальном театре нашей страны – это Большой театр.(слайд №6) История большого театра величественна и запутанна. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался. (слайд№7)Последняя реконструкция закончилась совсем недавно.
А построен театр был в начале 19 века и считался тогда одним из лучших в Европе, по масштабам уступая только миланскому «Ла Скала».
- А что мы можем увидеть в театре Королевы Музыки?
Дети. Разные музыкальные спектакли – оперу или балет.
Учитель. Театр Королевы музыки только для взрослых? А для детей есть музыкальные спектакли? Какие вы знаете музыкальные сказки, которые могут идти музыкальном театре?
Дети.
перечисляют и в том числе опера «Волк и семеро козлят» М.Коваля
Учитель. (слайд №8)Музыкальный театр многообразен, у него много лиц. Это может быть оперетта, опера, мюзикл, музыкальная сказка и, конечно, балет.
Я предлагаю вам посмотреть, как танцуют артисты балета.
Видеофрагмент «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.(слайд№9)
Учитель. Этот замечательный и очень красивый марш написал великий русский композитор П.И.Чайковский. Кто знает - как называется этот балет?
(ответы детей.)(слайд №10)
Давайте представим, что мы с вами на новогодней елке, начинается детский праздник и мы слушаем этот марш еще раз.
Слушание
Учитель. Кто начинает марш: мальчики или девочки?
- Почему вы так думаете? Верно, вначале музыка звучит бодрая, четкая. И сейчас наши мальчики покажут, как они будут исполнять марш легко и задорно.(слайд№11)
Учитель проигрывает фрагмент, мальчики выполняют движения:
Сидя -ладошками по столу, кулочки по коленочкам.Стоя- маршируют.
Учитель. А какая музыка у девочек? Верно –легкая, воздушная, изящная. Теперь танцуют девочки.
Учитель проигрывает фрагмент – девочки сидя- пальчиками по столу, стоя ударяют об пол носочком.
Учитель. А теперь будем танцевать все вместе.
Под музыку дети выполняют движения: мальчики, девочки, мальчики, девочки.
Учитель. Ребята, вспомните, какой спектакль называется оперой?( ответы детей)(слайд№12)
- Предлагаю поиграть в игру « Мы - актеры» и выразительно исполнить хор «Семеро козлят» с движениями.(слайд№13)
Игра «Мы – актёры».
- Из какого спектакль этот хор? Каких персонажей из этой сказки вы знаете? ( ответы детей)
Учитель играет мелодию из «Колыбельной мамы Козы)
-Кто исполняет эту песню?
-Правильно, мама поёт своим козлятам колыбельную и в песне называет каждого козлёнка по имени. Подумайте, почему их так назвала мама?
Дети.
Всезнайка – всё знает, он даже знает, где мама запрятала банку с вареньем; Бодайка – любитель бодаться; Топтушка на месте не сидит: «Я на венике верхом объезжаю всё кругом, ты, беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь, или нет?»; Болтушка – это девочка, которая любит поговорить; Мазилка – всегда чумазый; Дразнилка – любит дразнить своих братьев; Малыш – самый маленький, но он самый смелый.
- Послушайте, о чём поёт Малыш? Определите, что звучит: песня, танец, марш. Покажите характер музыки движениями рук.
Дети слушают и показывают кулачками в воздухе чёткий ритм марша.
Учитель.
А теперь подумайте и скажите, кто необходим для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль?(слайд№14)
Дети.
Для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль, необходимы: композитор, актёр, режиссёр, художник, музыкант и дирижёр.
Учитель. И еще нужны рабочие, которые делают жесткий и мягкий инвентарь, осветители, гримеры, костюмеры, рабочие по сцене – вот как много людей трудится, для того чтобы получился оперный, балетный или любой другой музыкальный спектакль.
Как вы думаете, важна ли роль дирижера?(слайд№15)
Дети. Да, палочку дирижёра называют волшебной, так как по её взмаху, без слов играют музыканты.
Учитель. Правильно, язык дирижёра, его жесты понятны музыкантам без слов. (слайд№16)
Видеофрагмент «Дирижер во время концерта»
- А теперь, попробуем себя в роли дирижёров. Послушайте музыку, определите её характер (песенный, танцевальный или маршевый) и попробуем этой музыкой продирижировать.
Игра «Мы- дирижеры»
«Барыня» (р.н.п.)(слайд№17)
Дети слушают, определяют характер музыки и дирижируют.
Учитель. Если мы говорим о музыкальном театре – мы не можем не вспомнить музыкантов оркестра. Я предлагаю вам выбрать дирижера, а остальным превратиться в музыкантов оркестра.
Игра «Дирижер и музыканты»
Р. Паулс «Колыбельная»
С.С.Прокофьев «Марш»
Учитель. Итак, чем различаются балет и опера? что у них общего?(слайд№18)
Дети.
- В операх актёры только поют, а в балетах – только танцуют.
- Оперы и балеты – это музыкальные спектакли и их можно увидеть в музыкальном театре.
Итог урока:
.Обобщение:
Учитель. Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей -оперы и балета.
1.(слайд№19)
Опера | балет | |
Роль вокала | главная | отсутствует |
Роль танца | второстепенная | главная |
оркестр | симфонический | симфонический |
2.Дети выполняют проверочные задания, определяют по видеофрагментам, где опера и где балет.
Учитель. Предлагаю подсчитать баллы, которые вы себе ставили на ваших билетах в течении всего урока. Вы все молодцы и прекрасно справились со всеми заданиями.(слайд№20)
После музыкального прощания дети выходят из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...
Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС
Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...
Конспект урока музыки в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении"
по программе ФГОС...
Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...
План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Показать важное значение музыки в разных видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария....