Урок "Музыка и ее театры".
методическая разработка по музыке по теме

Плеханова Марина Витальевна

Урок на котором дети продолжают знакомиться с музыкальными театрами, крупными музыкальными жанрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_korolevy_muzyki.docx18.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8

г. Тынды

Урок «Театр Королевы Музыки»

                                        Учитель музыки Плеханова М.В.

                                                       Тында

Цель:

продолжить знакомство учащихся с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет);

Задачи:

-раскрыть учащимся роль дирижёра в создании музыкального         спектакля;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать образно-игровое видение  в процессе знакомства с новым     произведением, в процессе размышления о музыке;

-вызывать эмоциональный отклик на песенную, танцевальную, маршевую музыку из опер и балетов;

-воспитание  у детей культуры слушателя.

Ход урока.

    Дети входят с билетами в класс, который оформлен, как зрительный зал.

После музыкального приветствия .

Учитель. Ребята, куда мы с вами попали? Что необычного в нашем классе?

Дети. Наш класс превратился в зрительный зал. (слайд №2)

Учитель. Совершенно верно. Вы получили билеты и как положено в театре сели на свои места. Но эти билеты я прошу не терять в конце урока, с их помощью  вы сможете себя оценить. В течение всего урока вы можете выставлять себе баллы от1 до 5 за каждый вид работы. Потом посчитаем и выясним – кто же наберет самое большое количество баллов.

Для чего нужен зрительный зал? Где мы можем найти его?

Дети. В кино, в театре.

Учитель. Мы продолжаем разговор о театре. Может ли театр и музыки быть связаны между собой?

Дети. Конечно, существует музыкальный театр.

Учитель. Сегодня Королева Музыки приглашает нас в свой музыкальный театр.  В каждой стране мира есть свой музыкальный театр.(слайд №3.4.5) Например: итальянский театр «Ла Скала»,  Парижская опера, Метрополитен опера в США и, конечно, мы не можем не сказать о главном музыкальном театре нашей страны – это Большой театр.(слайд №6) История большого театра величественна и запутанна. Театр неоднократно  горел, восстанавливался,  перестраивался. (слайд№7)Последняя реконструкция  закончилась совсем недавно.

А построен театр был в  начале 19 века  и считался тогда одним из лучших в Европе,  по масштабам уступая только миланскому  «Ла Скала».

- А что мы можем увидеть в театре Королевы Музыки?

Дети. Разные музыкальные спектакли – оперу или балет.

Учитель. Театр Королевы музыки только для взрослых? А для детей есть музыкальные спектакли? Какие вы знаете музыкальные сказки, которые могут идти музыкальном театре?

Дети.

перечисляют и в том числе  опера «Волк и семеро козлят» М.Коваля

Учитель. (слайд №8)Музыкальный театр многообразен, у него много лиц. Это может быть оперетта, опера, мюзикл, музыкальная сказка и, конечно, балет.

Я предлагаю вам посмотреть, как танцуют артисты балета.

Видеофрагмент «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.(слайд№9)

Учитель. Этот замечательный и очень красивый марш написал великий русский композитор П.И.Чайковский. Кто знает - как называется этот балет?

(ответы детей.)(слайд №10)

Давайте представим, что мы с вами на новогодней елке, начинается детский праздник и мы слушаем этот марш еще раз.

Слушание

Учитель. Кто начинает марш: мальчики или девочки?

- Почему вы так думаете? Верно, вначале музыка звучит бодрая, четкая. И сейчас наши мальчики покажут, как они будут исполнять марш легко и задорно.(слайд№11)

Учитель проигрывает фрагмент, мальчики выполняют движения:

Сидя -ладошками по столу, кулочки по коленочкам.Стоя- маршируют.

Учитель. А какая музыка у девочек? Верно –легкая, воздушная, изящная. Теперь танцуют девочки.

Учитель проигрывает фрагмент – девочки сидя- пальчиками по столу, стоя ударяют об пол носочком.

Учитель. А теперь будем танцевать все вместе.

Под музыку дети выполняют движения: мальчики, девочки, мальчики, девочки.

Учитель. Ребята, вспомните, какой спектакль называется оперой?( ответы детей)(слайд№12)

- Предлагаю поиграть в игру « Мы - актеры» и выразительно исполнить хор «Семеро козлят» с движениями.(слайд№13)

Игра «Мы – актёры».

- Из какого спектакль этот хор? Каких персонажей из этой сказки вы знаете? ( ответы детей)

Учитель играет мелодию из «Колыбельной мамы Козы)

-Кто исполняет эту песню?

-Правильно, мама поёт своим козлятам колыбельную и в песне называет каждого козлёнка по имени. Подумайте, почему их так назвала мама?

Дети.

Всезнайка – всё знает, он даже знает, где мама запрятала банку с вареньем; Бодайка – любитель бодаться; Топтушка на месте не сидит: «Я на венике верхом объезжаю всё кругом, ты, беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь, или нет?»; Болтушка – это девочка, которая любит поговорить; Мазилка – всегда чумазый; Дразнилка – любит дразнить своих братьев; Малыш – самый маленький, но он самый смелый.

- Послушайте, о чём поёт Малыш? Определите, что звучит: песня, танец, марш. Покажите характер музыки движениями рук.

Дети слушают и показывают кулачками в воздухе чёткий ритм марша.

Учитель.

А теперь подумайте и скажите, кто необходим для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль?(слайд№14)

Дети.

Для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль, необходимы: композитор, актёр, режиссёр, художник, музыкант и дирижёр.

Учитель. И еще нужны рабочие, которые делают жесткий и мягкий инвентарь, осветители, гримеры, костюмеры, рабочие по сцене – вот как много людей трудится, для того чтобы получился оперный, балетный или любой другой музыкальный спектакль.

 Как вы думаете, важна ли роль дирижера?(слайд№15)

Дети. Да, палочку дирижёра называют волшебной, так как по её взмаху, без слов  играют музыканты.

Учитель. Правильно, язык дирижёра, его жесты понятны музыкантам без слов. (слайд№16)

Видеофрагмент  «Дирижер во время концерта»

 - А теперь, попробуем себя в роли дирижёров. Послушайте музыку, определите её характер (песенный, танцевальный или маршевый) и попробуем этой музыкой продирижировать.

Игра «Мы- дирижеры»

«Барыня» (р.н.п.)(слайд№17)

Дети  слушают,  определяют характер музыки и дирижируют.

Учитель. Если мы говорим о музыкальном театре – мы не можем не вспомнить музыкантов оркестра. Я предлагаю вам выбрать дирижера, а остальным превратиться в музыкантов оркестра.

Игра «Дирижер и музыканты»

Р. Паулс «Колыбельная»

С.С.Прокофьев «Марш»

Учитель. Итак, чем различаются балет и опера? что у них общего?(слайд№18)

Дети.

- В операх актёры только поют, а в балетах – только танцуют.

- Оперы и балеты – это музыкальные спектакли и их можно увидеть в музыкальном театре.

Итог урока: 

.Обобщение: 

Учитель. Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  -оперы и балета.

1.(слайд№19)

     

Опера

балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

второстепенная

главная

оркестр

симфонический

симфонический

2.Дети выполняют проверочные задания, определяют по видеофрагментам, где опера и где балет.

Учитель. Предлагаю подсчитать баллы, которые вы себе ставили на ваших билетах в течении всего урока. Вы все молодцы и прекрасно справились со всеми заданиями.(слайд№20)

 После музыкального прощания дети выходят из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС

Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...

Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...

План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Показать важное значение музыки в разных видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария....