План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Показать важное значение музыки в разных видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_kl.muzyka_v_teatre_kino_i_na_tv.docx | 33.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План конспекта урока музыки в 5 классе
Подготовила концертмейстер
МБОУ "Килемарская СОШ"
Разумова Надежда Ильинична. Слайд 1Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Тип урока : открытие новых знаний
Цель урока: Показать важное значение музыки в разных видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
- личностные результаты:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
- метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
- предметные результаты:
- знание жанров музыки (опера, балет);
- осознание значения музыки в различных видах искусства:в театре, кино, на телевидении;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
1.Организационный момент
Под музыку «Как в кино…» входят дети в класс, с билетами в руках, рассаживаются на места, согласно билетам.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь на места.
2.Постановка темы и цели урока. Мотивация.
У: Ребята! Отгадайте загадки и тогда вы сможете сказать, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Слайд 2
1.Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия -(актер)
2.Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать?(режисер)
3. Ловко движется по сцене,
Музыкальный вкус в ней ценен.
Не нужна ей пелерина :
Пачку носит ...(балерина).
4.Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши?(зритель)
5.Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень!(телевизор)
У:Ребята, вы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем речь?
Д:О театре, кино и телевидении.
У:Правильно, тема нашего урока "Музыка в театре, кино и на телевидении".
2.Освоение нового материала. Актуализация.
У: И спектакль и фильм создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто к опере или балету. В то же время создание любого спектакля в драматическом театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а также многочисленных передач по телевидению не может обойтись без музыки.
Слайд 3 На заре кинематографии, когда ещё не умели записывать звук, немые фильмы всегда сопровождались музыкой, которую исполняли таперы — музыканты-аккомпаниаторы. Именно музыка помогала ярче, глубже переживать содержание фильма.
(Фрагмент из немого кино)
У :Как помогает музыка раскрыть смысл сюжета в разных видах искусства? (ответы детей)
Слайд4 Вам уже знакомы музыкальные произведения, которые были сочинены для какого-либо спектакля или фильма. Сюита «Пер Гюнт» была написана Э. Григом к одноимённому драматическому спектаклю Г. Ибсена. Мюзикл «Звуки музыки» Р. Роджерса обрёл вторую жизнь в кино. Песни, которые любят и знают многие, также были написаны их авторами для конкретных фильмов или постановок.
Слайд 5 А сейчас, мы отправляемся в виртуальное путешествие в театр оперы и балета. И первая станция–театр! Великий гений У. Шекспир сказал: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры!». И оказался прав! Но, театр – это, прежде всего, зрелищная постановка, перевоплощение, призванная развлекать, отвлекать и поучать. Но театр не может существовать без оперы и балета.
У: Давайте вспомним, что такое опера?
Д:Опера -это музыкальный спектакль в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Слайд 6
У: Опера в переводе с итальянского- труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство( костюмы, декорации), реже хореография.
В основе оперы лежит поэтический текст, положенный на музыку, а для того, чтобы слушатель проникся пением, оперный певец должен уметь не только петь, но и играть и правильно держать себя на сцене.
Слайд 7 У:В фойе театра можно купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение-роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина.
Слайд 8 Вот и сегодня в нашем театре пройдет опера – «Снегурочка», композитор Н.А. Римский-Корсаков.
У: Ребята, скажите, а на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение.
Д :Опера написана на сюжет сказки русского писателя и драматурга А.Н. Островского.
У:И так, давайте прослушаем фрагмент оперы «Снегурочка»
Вопросы детям: В каком характере звучала музыка? Какой образ нам рисует музыка?
(Ответы детей)
Слайд 9
У:Ребята, что такое балет?
Д: Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств - музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».
У: Послушайте Адажио из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик"
В переводе с итальянского adagio значит «тихо, медленно». В балете словом «адажио» обозначают медленную часть танца.
(Звучит фрагмент Адажио)
Слайд 10 Физкультминутка (1-2 мин - "Фиксики")
Слайд 11 А, сейчас прервемся на антракт. Что такое антракт?(Ответы детей)
Перерыв между актами (действиями) спектакля или отделениями концерта.
Служит для отдыха исполнителей и зрителей,а также для перемены декорации.
Итак, следующая станция – кино, а мы будем находиться в кинозалах!
У :Как вы думает, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Слайд 12 Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
А какую роль играет музыка в кино?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
Слайд13
У:Киномузыка-важнейшая из средств выразительности в искусстве кинематографа. Нет в мире ни одного великого фильма без достойной музыки. Пренебрежение ей может негативно сказаться на будущем кинокартины.
Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов.
Слайд14 Музыкальные шоу на телеканале: "Голос-дети", "Суперстар!", "Шоумаскгоон", "Ты супер!", "Маска", "Дуэты","Минута славы",мультфильмы и конечно кинофильмы.
У:В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми хитами.
Слайд15 У: Одной из таких песен стала «Песня друзей» из кинофильма «Бременские музыканты», музыку которую написал советский композитор Геннадий Гладков, слова Юрия Энтина
Давайте мы ее исполним. ( Вокально-хоровая работа) 5 мин.
Можно ли этот фильм назвать музыкальным? (Да)
Слайд 16 Сейчас вам предлагаю музыкальную викторину - «Угадай мелодию!» Вы услышите отрывки из песен, которые звучали в мультфильмах.Угадайте, как они называются и из каких они мультфильмов или фильмов.
1. «Ничего я не хочу» -м/ф "Бременские музыканты"
2. «Снегурочка» - м/ф "Снегурочка"
3. «Адажио» балет "Щелкунчик"
4. « Хоть поверьте, хоть проверьте» к/ф" Золушка"
5. «Буратино» к/ф "Буратино"
6.Этап рефлексии.(1-2 мин.)
У:Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем сегодня говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли.
Слайд 17 У: Верно. Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев.
Домашнее задание: Вспомни и спой полюбившиеся тебе песни из кинофильмов, теле радиопередач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока по немецкому языку "Музыка" 10 класс
Разработка урока по немецкому языку в 10 классе по теме "Музыка"...
План-конспект урока "А.А.Фет. Музыка стиха"
Урок развития речи для учеников 8 класса. С применением технологии развития критического мышления....
План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»,
Цель: показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.Задачи:познакомить с жанром хорового концертапознакомить с понятием «речевая декламация»;закр...
План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Цель: на материале урока показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.Задачи:познакомить с жанром хорового концертапознакомить с понятием «речевая дек...
Конспект урока Три кита в музыке 1 класс
Три кита в музыке 1 класс...
План-конспект урока "Путешествие в страну музыки"
Цель:- включить учащихся в учебную деятельность;- умение работать в группе;- оценить собственную деятельность на уроке;-...