Конспект урока музыки в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок музыки в 5 классе
Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
- Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
- Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
- Развивать музыкальный слух и вокальные данные.
Музыкальные произведения:
- Фрагмент из оперы "Садко».
- Балет Чайковского «Щелкунчик»
- А. Рыбников «Песенка Буратино»
- Музыкальные заставки из разных передач
Видеофрагменты:
- Балет «Щелкунчик» П. Чайковский.
- Кинофильм «Приключения Буратино»
- Фрагмент из мюзикла "Звуки музыки" песня "До, ре, ми, фа"
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие учеников: "Здравствуйте ребята", "Здравствуйте учитель"
(слайд 1) Начнём сегодняшний урок строчками Дмитрия Шостаковича: -«Музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества»
Ребята, скажите пожалуйста, как музыка может показать то, что творится в душе человека и человечества? (слайд 2)
Уч-ки: Через вокализ.
Уч-ль: Если музыке поможет литература?
Уч-ки: Получится песня, романс, серенада...
Уч-ль: Когда мы с вами исполняли песни, романсы, слушали вокализ, баркаролу, то мы представляли различные образы.
У: Ведь мы можем не только представлять, но и увидеть образы перед глазами.
в этом нам помогут 2 видеофрагмента. Знакомы ли они вам ? Знаете ли вы их названия?
На экране видеофрагменты:
фрагмент из оперы "Садко" - заиграйте мои гусельки и Песня «До,ре,ми» Роджерса из муз.фильма «Звуки музыки»
У: подумайте, есть ли сходство и различие между этими произведениями?
Версии учащихся:
Сходство: наличие музыки, помогающей выразительно передать жизнерадостный характер увиденных сцен (песенность, танцевальность ); оба произведения имеют сюжет, литературное содержание.
Различие: разные жанры киноискусства: художественный и мультипликационный фильмы, инструментарий.
Учитель: А вот еще одна муз. загадка. Где звучит эта музыка?
У. Раскрывает ли песня содержание этой детской передачи?
Является ли она музыкальной иллюстрацией к тому видеоряду, который мы каждый вечер видим на экранах телевизоров?
Задание-слушание заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!» ( «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл З.Петровой).
После прослушивания:
Учитель: Для чего мы сейчас с вами вспомнили произведения Роджерса, Гладкова, музыкальную заставку к телепередаче, что их объединяет?( МУЗЫКА) Где была использована эта музыка? (В ТЕАТРЕ, КИНОФИЛЬМЕ, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ)
Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. (посовещайтесь в группе )
Дети: Посовещавшись в группе дети называют варианты: музыкальные театр, кино и телепередачи;
У: Нет
Дети: театры, кинофильмы и передачи в музыке
У: Нет
Дети:
«Музыка в театре, в кино, на телевидении"
У: Конечно (слайд 7)
Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях этих видов искусств. А так как у нас урок музыки то ,что мы должны будем выяснить?....
Как вы думаете что?
дети: «Какова роль музыки в театре, в кино и на телевидении?»
У: Правильно это и будет главной целью и вопросом нашего урока.
1 этап урока.
Чтобы услышать музыку в театре мы с вами отправимся в культурный поход в театр. Но чтобы нам войти в зал нужно знать правила поведения в театре. Для этого мы с вами посмотрим небольшой сюжет.
( Просмотр видео) (слайд 9)
У: Ну что, какие правила вы узнали? (слайд 10)
С правилами мы с вами познакомились, Теперь посмотрим фрагмент балета, название я вам не скажу, а вы сами догадайтесь
(Фрагмент из балета «Щелкунчик».)(слайд 11)
Д: Балет "Щелкунчик"
У:Правильно
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам героев, Щелкунчика, Мэри, мышинного принца и солдатиков
Д: Музыка сначала нежная, даже радостная, когда щелкунчик катает Мэри, но потом музыка становиться злой, когда появляется мышь. Потом снова радость и выходят друзья солдаты.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
У: Какова же роль музыки в театре тогда
Д: Музыка сопровождает пение и движения в балете
У: А под какую музыку поют и танцуют в театре
Д: Под классическую, живую - играет симфонический оркестр.
2 этап урока
У: Балет и оперу мы можем посмотреть в театре оперы и балета. Но ведь театры бывают разные: драматический, кукольный, детский музыкальный театры и т.д.
Так как у нас нет возможности посетить все эти театры мы можем увидеть музыкальные спектакли с помощью музыкальных фильмов. И поэтому мы с вами отправляемся в кино
В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стали «Буратино", "Крылатые качели", "леди Мэри" и многие другие песни
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из музыкального фильма «Приключения Буратино»
(Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино») (Слайд 12)
У: Теперь разберем и разучим эту песню.
(Разучивание песни «Буратино») (слайд 13-15)
пение
А теперь я предлагаю спеть по ролям и
«Песенка Буратино»
1. Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!
2. На голове его колпак,
Но околпачен будет враг,
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез,
Он очень скоро будет тут,
Скажите, как его зовут?
Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!
3. Он окружен людской молвой,
Он не игрушка- он живой!
В его руках от счастья ключ,
И потому он так везуч,
Все песенки о нем поют,
Скажите, как его зовут!
Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!
У: Да, при помощи музыки мы сейчас разыграли мини спектакль из кинофилима
У: Каков характер музыки?
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
У: А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы Д: да, конечно
(слайд...)
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
А сейчас я объявляю интеллектуальный конкурс (слайд 16)
у вас на столах колокольчики, которые помогут не выкрикивать, а первая команда, которая зазвенит, та и отвечает.
За каждый правильный ответ я буду выдавать билетики. В конце урока мы подсчитаем билетики и определим ваши оценки.
Итак, начинаем)))
6 этап урока.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре и кино?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
А сейчас мы с вами проведем музыкальную викторину, ваша задача по послушанной музыке определить из какой она телепередачи?
здесь логика игры такая же, как и в предыдущей.
Итак, начинаем.
1.
2.
7 этап урока.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
Наш урок подошел к концу. Давайте же подсчитаем у кого сколько получилось билетиков.
Д/З:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...
"Музыка в театре, кино и на телевидении" - 28.01.2014
Конспект и презентация урока музыки в 5 классе...
Презентация к уроку в 5 классе: «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...
Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...
Музыка в театре, кино и на телевидении. 5 класс
Музыка в театре, кино и на телевидении....
Открытый урок по теме: "Музыка в театре, кино и на телевидении"
Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"Тип урока: ознакомление с новым материаломЦели урока: Образовательные:- Сформировать у учащихся представление о сценической роли музыки в спекта...
План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»
Показать важное значение музыки в разных видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария....