Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса
Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Место урока в планировании учебного процесса: II четверть, 4 урок.
Тема урока: Музыкальное путешествие в оперный театр
Цель урока: познакомить учащихся более подробно с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине);
- развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся;
- воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций.
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Музыкальный материал: Г. Струве «Моя Россия»; Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Е. Крылатов «Колокола».
Дидактический материал: видеозапись оперы «Садко»; книги с былиной «Садко»; карточки-эмоции; карточки с заданием; бумажные нотки.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учащиеся входят в класс, записывают в тетрадь тему урока.
- Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали на прошлом уроке?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Хорошо. А кто может ответить на вопрос: что такое опера?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Какие виды искусства соединяет в себе опера?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Правильно. У каждой оперы есть литературная основа. А как называется краткий текст оперы?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно. Это – либретто. На прошлом уроке вы получили домашнее задание – сделать книжки-малютки с либретто придуманной вами оперы. Кто справился?
Проверка домашнего задания.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об опере.
- Основная часть урока.
Учитель: На уроке разговор у нас пойдет о музыке русской. И, чтоб лучше настроиться на этот лад, давайте исполним песню Г. Струве «Моя Россия» (см. Приложение 1).
Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия».
Учитель: Былина о Садко – отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода – с юности волновала композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908).
Одно из первых значительных произведений композитора – симфоническая картина «Садко». Позже, Н. Римский-Корсаков использовал эпизоды этого своего произведения в опере-былине «Садко».
Учитель: Ребята, а кто может сказать: что такое былина как литературный жанр?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Молодцы! В своей опере многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей композитор заимствовал целиком из народного эпоса, былин, песен, заговоров, причитаний. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями.
Перед вами – книги с былинами. Давайте откроем страницу, и посмотрим, как начинается былина.
Кто прочитает вслух?
Как во славном Ново-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.
Чтение отрывка из былины
Учитель: Опера открывается вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходи через все произведение. Называется оно «Океан – море синее».
Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».
Обсуждение прослушанной музыки.
Учитель:
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальную картину моря?
- Какие особенности развития музыки вы можете здесь назвать?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Основным приемом развития вступления является повтор, определяющий вариационность построения.
Найдите, пожалуйста, в тексте слова: «Как пошел Садко к Ильмень-озеру…». Кто сможет прочитать дальше?
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Чтение отрывка из былины
Учитель: А что же это за инструмент такой: гусельки яровчаты?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Правильно! Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.
Итак, Садко – на берегу Ильмень-озера. Как вы думаете, какую песню запоет сейчас Садко, после того, как купцы прогнали его с пира?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: А какие музыкальными словами-определениями мы могли бы охарактеризовать эту музыку? Вы называйте, а я буду записывать эти слова на доске.
(Выслушивание ответов учащихся, работа со словами-определениями)
Учитель: Хорошо. А теперь давайте посмотрим видеофрагмент песни Садко.
Просмотр видеофрагмента. Песня Садко «Ой ты, темная дубрава».
Учитель: Итак, мы с вами просмотрели видеофрагмент. Но прежде, чем мы перейдем к музыкальной характеристике фрагмента, давайте с вами немного вспомним пройденный материал.
Работа с карточками (см. Приложение 2).
Учитель: Молодцы! Вы все отлично справились с заданием! А теперь давайте поработаем с карточками-эмоциями. Выберем те эпитеты, которыми можно охарактеризовать прослушанный фрагмент.
Работа с карточками-эмоциями.
Учитель: Отлично! А теперь давайте сравним те музыкально-эмоциональные термины, которые вы подобрали после слушания музыки с теми, которые, по вашему предположению, должны были охарактеризовать музыку.
Сравнение музыкально-эмоциональных терминов.
Учитель: А какой из этого мы можем сделать вывод? Насколько точны оказались наши предположения?
(Выслушивание ответов учащихся)
Физкультминутка.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали, но, чтоб нам двигаться дальше, мы должны немного отдохнуть. Закройте глаза, расслабьтесь, и внимательно вслушайтесь в звуки, которые услышите вокруг себя.
Слушание шума прибоя.
Учитель: Итак, кто что услышал?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Правильно. Это был морской прибой. Он напомнил нам о том, что мы все еще находимся в какой опере?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Абсолютно верно. Это опера «Садко» русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами – несколько репродукций картин. Что вы видите на них?
(Выслушивание ответов учащихся)
Учитель: Да, а вот кто изображен на третьей картинке – нам неизвестно. Как я вам уже говорила, не всегда либретто оперы целиком повторяют сюжет литературного источника. Композиторы перерабатывают текст и дополняют его на свое усмотрение, или что-то убирают.
Вот так и в опере «Садко». Композитор посчитал нужным включить в нее еще одного персонажа – Волхову, дочь Царя Морского.
Встречает ее Садко в тот момент, когда поет на берегу озера свою грустную песню и появляются перед ним красивые лебеди, превращающиеся в «красавиц чудных». Самая младшая из них – Волхова.
Учитель: Давайте посмотрим картину «Появление лебедей и их сказочное превращение».
Просмотр видеофрагмента. «Появление лебедей и их сказочное превращение».
Учитель: Скажите мне, пожалуйста: какими средствами Н. Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину? Посмотрите на схему (см. Приложение 3) и ответьте на вопрос.
(Выслушивание ответов учащихся)
- Вокально – интонационная работа.
Учитель: В разделе вокально-интонационной работы мы с вами вспомним песню «Колокола» Е. Крылатова, которая поможет поднять настроение, и прозвучит как напутствие всем нашим гостям.
Исполнение хором песни Е. Крылатова «Колокола» (см. Приложение 4).
Учитель: Молодцы! А теперь давайте послушаем, кто же лучше выучил эту песню: мальчики или девочки. Сейчас мальчики пропоют первый куплет, девочки – второй, а третий споем все вместе.
- Итог урока.
Учитель: Вот и подошёл концу наш урок. А для того, чтобы определить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть на экран и ответить на вопросы.
(Выслушивание ответов учащихся)
Рефлексия.
Учитель: У каждого из вас на парте лежит нотка. На доске вы видите нотный стан со скрипичным ключом. Чем больше вам понравился урок, тем выше прикрепите нотку на нотном стане.
Домашнее задание: Прочитать до конца былину «Садко».
Учитель: Спасибо вам за урок. До свидания!
Приложение 2.
Карточка 1.
К какому из перечисленных жанров относится песня Садко «Ой ты, дубрава» из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова?
а) плясовая;
б) колыбельная;
в) лирическая;
г) трудовая?
Карточка 2.
Сольная партия в опере это:
а) дуэт;
б) ария;
в) квартет;
г) хор?
Приложение 3.
Средства музыкальной выразительности | |||||
Мелодия | Лад | Ритм | Темп | Тембр | Динамика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".
Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...
Методическая разработка урока английского языка "Путешествие по Англии и Шотландии" в 7-м классе
Урок, который является заключительным по теме "Путешествие по Англии и Шотландии" проходит в форме презентации проетка и включает в себя различные виды деятельности, такие как театрализованные п...
Методическая разработка урока по физической культуре по разделу гимнастика для учащихся 5-го класса
Тема урока: висы и упоры на перекладине равн...
методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.
методическая разработка с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...
Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)
Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы....
Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».
Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...
Методическая разработка урока английского языка "Путешествие" 5 класс
Методическая разработка урока английского языка "Путешествие" 5 класс, УМК "Forward", 2часть, прилагается оценочный лист ля контроля знаний обучающегося за урок....