Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Место урока в планировании учебного процесса: II четверть, 4 урок. Тема урока: Музыкальное путешествие в оперный театр Цель урока: познакомить учащихся более подробно с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Задачи урока: • сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине); • развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся; • воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций. Тип урока: расширение и углубление знаний. Музыкальный материал: Г. Струве «Моя Россия»; Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Е. Крылатов «Колокола». Дидактический материал: видеозапись оперы «Садко»; книги с былиной «Садко»; карточки-эмоции; карточки с заданием; бумажные нотки. Ход урока:

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса

Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Место урока в планировании учебного процесса: II четверть, 4 урок.

Тема урока: Музыкальное путешествие в оперный театр

Цель урока: познакомить учащихся более подробно с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.

Задачи урока: 

  • сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине);
  • развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся;
  • воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Музыкальный материал: Г. Струве «Моя Россия»; Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Е. Крылатов «Колокола».

Дидактический материал: видеозапись оперы «Садко»; книги с былиной «Садко»; карточки-эмоции; карточки с заданием; бумажные нотки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учащиеся входят в класс, записывают в тетрадь тему урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали на прошлом уроке?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Хорошо. А кто может ответить на вопрос: что такое опера?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Какие виды искусства соединяет в себе опера?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Правильно. У каждой оперы есть литературная основа. А как называется краткий текст оперы?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно. Это – либретто. На прошлом уроке вы получили домашнее задание – сделать книжки-малютки с либретто придуманной вами оперы. Кто справился?

Проверка домашнего задания.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об опере.

  1. Основная часть урока.

Учитель: На уроке разговор у нас пойдет о музыке русской. И, чтоб лучше настроиться на этот лад, давайте исполним песню Г. Струве «Моя Россия» (см. Приложение 1).

Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия».

Учитель: Былина о Садко – отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода – с юности волновала композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908).

Одно из первых значительных произведений композитора – симфоническая картина «Садко». Позже, Н. Римский-Корсаков использовал эпизоды этого своего произведения в опере-былине «Садко».

Учитель: Ребята, а кто может сказать: что такое былина как литературный жанр?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Молодцы! В своей опере многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей композитор заимствовал целиком из народного эпоса, былин, песен, заговоров, причитаний. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями.

Перед вами – книги с былинами. Давайте откроем страницу, и посмотрим, как начинается былина.

Кто прочитает вслух?

Как во славном Ново-городе

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских.

Чтение отрывка из былины

                Учитель: Опера открывается вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходи через все произведение. Называется оно «Океан – море синее».

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».

Обсуждение прослушанной музыки.

Учитель:

  • С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальную картину моря?
  • Какие особенности развития музыки вы можете здесь назвать?

(Выслушивание ответов учащихся)

                Учитель: Основным приемом развития вступления является повтор, определяющий вариационность построения.

                Найдите, пожалуйста, в тексте слова: «Как пошел Садко к Ильмень-озеру…». Кто сможет прочитать дальше?

Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.

Чтение отрывка из былины

                Учитель: А что же это за инструмент такой: гусельки яровчаты?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Правильно! Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.

Итак, Садко – на берегу Ильмень-озера. Как вы думаете, какую песню запоет сейчас Садко, после того, как купцы прогнали его с пира?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: А какие музыкальными словами-определениями мы могли бы охарактеризовать эту музыку? Вы называйте, а я буду записывать эти слова на доске.

(Выслушивание ответов учащихся, работа со словами-определениями)

        Учитель: Хорошо. А теперь давайте посмотрим видеофрагмент песни Садко.

        Просмотр видеофрагмента. Песня Садко «Ой ты, темная дубрава».

Учитель: Итак, мы с вами просмотрели видеофрагмент. Но прежде, чем мы перейдем к музыкальной характеристике фрагмента, давайте с вами немного вспомним пройденный материал.

Работа с карточками (см. Приложение 2).

Учитель: Молодцы! Вы все отлично справились с заданием! А теперь давайте поработаем с карточками-эмоциями. Выберем те эпитеты, которыми можно охарактеризовать прослушанный фрагмент.

Работа с карточками-эмоциями.

Учитель: Отлично! А теперь давайте сравним те музыкально-эмоциональные термины, которые вы подобрали после слушания музыки с теми, которые, по вашему предположению, должны были охарактеризовать музыку.

Сравнение музыкально-эмоциональных терминов.  

Учитель: А какой из этого мы можем сделать вывод? Насколько точны оказались наши предположения?

(Выслушивание ответов учащихся)

Физкультминутка.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали, но, чтоб нам двигаться дальше, мы должны немного отдохнуть. Закройте глаза, расслабьтесь, и внимательно вслушайтесь в звуки, которые услышите вокруг себя.  

Слушание шума прибоя.

Учитель: Итак, кто что услышал?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Правильно. Это был морской прибой. Он напомнил нам о том, что мы все еще находимся в какой опере?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Абсолютно верно. Это опера «Садко» русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами – несколько репродукций картин. Что вы видите на них?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Да, а вот кто изображен на третьей картинке – нам неизвестно. Как я вам уже говорила, не всегда либретто оперы целиком повторяют сюжет литературного источника. Композиторы перерабатывают текст и дополняют его на свое усмотрение, или что-то убирают.

Вот так и в опере «Садко». Композитор посчитал нужным включить в нее еще одного персонажа – Волхову, дочь Царя Морского.

Встречает ее Садко в тот момент, когда поет на берегу озера свою грустную песню и появляются перед ним красивые лебеди, превращающиеся в «красавиц чудных». Самая младшая из них – Волхова.

Учитель: Давайте посмотрим картину «Появление лебедей и их сказочное превращение».

Просмотр видеофрагмента. «Появление лебедей и их сказочное превращение».

Учитель: Скажите мне, пожалуйста: какими средствами Н. Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину? Посмотрите на схему (см. Приложение 3) и ответьте на вопрос.

 (Выслушивание ответов учащихся)

  1. Вокально – интонационная работа.

Учитель: В разделе вокально-интонационной работы мы с вами вспомним песню «Колокола» Е. Крылатова, которая поможет поднять настроение, и прозвучит как напутствие всем нашим гостям.

Исполнение хором песни Е. Крылатова «Колокола» (см. Приложение 4).

Учитель: Молодцы! А теперь давайте послушаем, кто же лучше выучил эту песню: мальчики или девочки. Сейчас мальчики пропоют первый куплет, девочки – второй, а третий споем все вместе.

          

  1. Итог урока.

Учитель: Вот и подошёл  концу наш урок. А для того, чтобы определить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть на экран и ответить на вопросы.

(Выслушивание ответов учащихся)

Рефлексия.

Учитель: У каждого из вас на парте лежит нотка. На доске вы видите нотный стан со скрипичным ключом. Чем больше вам понравился урок, тем выше прикрепите нотку на нотном стане.

Домашнее задание: Прочитать до конца былину «Садко».

        Учитель: Спасибо вам за урок. До свидания!

Приложение 2.

Карточка 1.

К какому из перечисленных жанров относится песня Садко «Ой ты, дубрава» из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова?

а) плясовая;

б) колыбельная;

в) лирическая;

г) трудовая?

Карточка 2.

Сольная партия в опере это:

а) дуэт;

б) ария;

в) квартет;

г) хор?

Приложение 3.

Средства музыкальной выразительности

Мелодия

Лад

Ритм

Темп

Тембр

Динамика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Методическая разработка урока английского языка "Путешествие по Англии и Шотландии" в 7-м классе

Урок, который является заключительным по теме "Путешествие по Англии и Шотландии"  проходит в форме презентации проетка и включает в себя различные виды деятельности, такие как театрализованные п...

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу гимнастика для учащихся 5-го класса

Тема урока: висы и упоры на перекладине                          равн...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)

Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы....

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».

Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...

Методическая разработка урока английского языка "Путешествие" 5 класс

Методическая разработка урока английского языка "Путешествие" 5 класс, УМК "Forward", 2часть, прилагается оценочный лист ля контроля знаний обучающегося за урок....