"Уроки вдохновения". Методические разработки уроков
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

 

Пачкина Ольга Владимировна

учитель высшей категории

МАОУ лицей пгт Афипский

МО Северский район

Краснодарского края.

Стаж работы учителем музыки - 31 год

Многолетний опыт работы учителем музыки позволил создать сценарии уроков интересные ребёнку и учителю, всем тем кто ищет пути возрождения духовности. Эстетическое воспитание без эмоционального и эстетического наполнения - невозможно. Синтез музыки, живописи и литературы, безусловно является мощным средством усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися. Углубление в природу музыки и других видов искусства позволяет детям формировать образное представление о творчестве, которое является социально и психологически обусловленным феноменом, являющимся отражением эмоционального состояния от восприятия человеком окружающей действительности. Приобщение к светлому и высокому в искусстве необходимо для духовно - практических целей формирования мировоззрения детей.

Удивительно слияние выразительного и изобразительного начал в музыке. В нашей душе происходит то же самое. Использование визуального ряда позволяет буквально"захлестнуть" детей потоками волнения и радости, испытать своего рода эстетический и эмоциональный "шок" от встречи с прекрасным. Это происходит в случае, если дети способны воспринять одновременно затраты душевных сил,волнение, страдания, восторг поэта, композитора и художника.

Задача урока музыкального искусства - быть современным и интересным для детей, наполненным очень актуальными в наше время формами восприятия добра, человечности, сострадания к человеку, радости и гордости за малую и большую Родину. Задачу можно считать решенной, если дети увидят в произведениях искусства выражение человеческих эмоций, как средство художественной оценки всего многообразия жизненных явлений.

Раздел Предметная линия программы «Педагогика искусства. 5-7 классы» В. О.Усачёва, Л. В. Школяр.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_urokov.docx22.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предметная линия программы «Педагогика искусства. 5-7 классы» В. О.Усачёва, Л. В. Школяр.

Методические разработки (сценарии) уроков:

  1. ПОМНИМ О НИХ СЕГОДНЯ И ВСЕГДА. (5 класс)
  2. ВОЗВРАЩАЯСЬ В ДЕТСКИЕ СНЫ. (6 класс)
  3. «Звук» и «ТВОРЧЕСТВО» (6 класс)

1 урок «ПОМНИМ О НИХ СЕГОДНЯ И ВСЕГДА».

5 класс.

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Цель урока: Формирование эстетического отношения к миру посредством искусства; получить ответ на вопрос урока: какой должна быть музыка памяти?

Задачи: Формирование нравственных и патриотических качеств личности.

Ход урока:

У.- Обелиск. Вечный огонь. Мемориал. Монумент. (сделать паузу).

- О чём вы думали, слушая эти слова?

Д.- О войне, горе, фашизме, слезах, большой беде.

У.- ...Не все с войны домой вернулись близкие,

Остались средь некошеных полей

И вознеслись в рассветах обелисками

По всей земле...

У.- Везде, ребята, где шли бои, стоят теперь памятники Вечной Славы и горит Вечный огонь. А что означают эти слова: обелиск, монумент, мемориал?

Д.- Память, вечность.

У.- Послушаем музыку памяти! (показ монумента у Вечного огня «Сынам Отечества» в городе - герое Новороссийске).

У.- Какая она по настроению? Д.- Скорбная, печальная.

У.- Светлая или мрачная? Д.- Мрачная.

У.- Почему же монумент - белый? Д.- (затрудняются ответить).

У.- Белый цвет, символ вечности, памяти, светлой памяти. А для чего нужны памятники славы, обелиски? Д.- Дань памяти погибшим.

У.- Почему обелиск имеет такую форму? Д.- (затрудняются ответить).

У.- Форма обелиска символизирует стремление вверх, в вечность, в бесконечную память. Чтобы война не повторялась, необходимо вечно об этом помнить. А какой должна быть музыка памяти? Д.- Возвышенной, неземной.

У.- Композитор Дмитрий Шостакович написал именно такую музыку к открытию этого мемориала. О чём она вам расскажет?

«Новороссийские куранты» Д.Шостаковича- слушание.

У.- Что о настроении можете рассказать? Д - Тяжёлое, гнетущее.

У. - Какие интонации? Д.- Музыка, как перезвон колоколов, повторяется, повторяется, повторяется.

У.- Повтор мелодии звучит равномерно или нет? Д.- Ровно, как часы, как пульс, как биение сердца- символа жизни.(детям помочь при затруднении).

У.- А стук сердца слышен? Д.- Слышны печальные колокола, жизнь прервалась. Но музыка перезвона ясная, возвышенная.

У.- Ребята, вы бываете у Вечного огня? Наблюдали ли вы за людьми?

Д.- люди печальные, грустные, со слезами на глазах.

У...А жизнь идёт. Гудят потоки вешние

И вечной скорби матери полны.

Приходят к обелискам, безутешные

Со всей земли...

«Матерям погибших героев» на доске стихи Л. Кондрашенко

1. Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко.

Земной поклон за ваших сыновей.

Считайте нас своими сыновьями.

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли

И все мы стали вашими детьми.

У.- Только ли скорбные интонации мы слышим в музыке этих стихов?

Д.- Нет, не только, мы стараемся поддержать их в таком горе.

У.- Чувство, охватывающее всех, находящихся у Вечного огня- это чувство долга, как перед павшими, так и перед их матерями. Мы должны сделать так, чтобы память о той страшной войне жила вечно, а матери больше никогда не плакали!

«Матерям погибших героев»

музыка Г.Струве, стихи Л. Кондрашенко.

Исполнение в ансамбле с учителем.

У.- Музыку этой песни написал современный композитор. Почему он пишет о войне? Д.- (затрудняются ответить).

У.- А в наше время мамы плачут? Д.- Да.

У.- Плачут русские матери ребят, погибших в Чеченской войне, плачут чеченские матери, а вспомним Афганистан. Что делать, чтобы не допустить больше войны? Д.- Быть добрее друг другу, терпимее, больше улыбаться, разговаривать и беречь друг друга. Давайте ласково произнесём слова: матерей, сыновей, и исполним песню от сердца, с душой. Исполнение песни

«Матерям погибших героев» 

музыка Г.Струве, стихи Л. Кондрашенко.

У.- Сегодня мы прикоснулись к Вечной памяти героев, звучашая в сердцах людей. Вы, ребята, должны сделать всё, чтобы список героев не увеличился, чтобы не было больше войны на земле.

Это вам домашнее задание на всю жизнь!!!

2 урок: «ВОЗВРАЩАЯСЬ В ДЕТСКИЕ СНЫ».

6 класс

Тема четверти: «Музыкальный образ».

Цель урока: Формирование эстетического отношения к миру, ко всему живому посредством искусства.

Задачи: Размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения

чувств и мыслей человека.

Ход урока:

У.- Вы любите мечтать? Каждый человек вспоминает о прошлом,

думает о будущем. Когда это происходит, во сне или наяву? В начале учебного

года вы рассказывали о своих летних встречах, воспоминаниях и мечте,

но жизнь продолжается, а лето ушло вдаль. Давайте вспомним о нём.

«Лето уплывает вдаль» авторская песня – исполнение.

У.- Сегодня мы продолжаем разговор о детских снах.

М. Чурлёнис «Соната моря. Анданте» - показ картины.

У.- Послушайте музыку. Какое настроение?

Можно утверждать, что оно мрачное? Почему вы так решили?

Вы любите мечтать. Мечта – Какая она?

Д.- Это что-то ценное, самое дорогое.

У.- Она радует вас? Она светлая или мрачная? Вы дорожите ею?

А как? Покажите жестом, положив мечту на ладонь (видят сходство

с картиной).

У.- Это реальность или фантазия? Ваши мечты и сны – это часть жизни.

Но «Мир создан радостью и мир придёт к ней».- Это о сюжете картины.

«Королевство грёз» стихи Анатолия Новикова – чтение учителем.

  1. В заоблачном крае, в туманной дали

Где тихо плывут облака – корабли

Есть остров волшебный мечтаний и грёз,

Любви и надежды, плантаций из роз.

Припев: Земля там и небо, всё полно любви.

Ты в то королевство меня позови.

Ты в то королевство меня позови

Меня позови.

  1. На острове этом нет горя и зла.

Огромную радость там дарит весна.

А в замке из песен светлее, чем днём.

Немало преданий известно о нём.

У.-.- А вы хотели бы оказаться в таком королевстве?

- Нарисуйте его.

- Какой будет музыка, одинаковой, в куплете и припеве?

- Какие звуки преобладают, высокие или низкие?

- Движение в мелодии активное или спокойное?

- Настроение светлое или мрачное?

- Звуковедение плавное, певучее или отрывистое?

- Послушайте песню

«Королевство грёз» стихи А. Новикова – полёт моей фантазии

и сравните услышанное со своими представлениями.

У.- Мечтайте, фантазируйте, дерзайте, реализуя свои мечты.

Вы всё сможете и пусть мечта будет только светлой и яркой!

-«Королевство грёз» - вокально-хоровая работа.

3 урок: «Звук» и «ТВОРЧЕСТВО».

6 класс

Тема четверти: Музыкальный образ.

Цель урока: Синтез музыки, живописи мощное средство усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися.

Задача урока: Развитие творческих способностей у детей, овладение навыками

содержательного анализа музыки, воспроизведение процесса рождения музыки.

Ход урока:

"Лунный свет на террасе" Клода Дебюсси. (Ф.

Не озвучивая названия произведения - дети слушают

Задание. У. Где вы себя ощущаете?

1. Стоите на земле.

2. Порхаете высоко в небе.

3. Приподняты над землей в закрытом пространстве.

4. Приподняты над землей в открытом пространстве.

После слушания - диалог с учителем.

У. - Настроение светлое или мрачное? Д. - Сумрачное.

У. - Какое время дня: рассвет, день, ночь? Д. - Ночь.

У. - Образ один или их много? Д. - Много.

У. - Образы яркие или приглушенные? Д.-И яркие и мрачные.

У. - Что ночью позволяет нам увидеть многообразие ночных образов?

Д. - Луна.

У. - Как бы вы назвали произведение? Д.- (придумывают).

Данный диалог стимулирует развитие образного мышления детей, увлекает и вызывает одно желание - поскорее взять белый лист и рисовать, писать стихи, петь песни!

После просмотра работ детей необходим показ творческих работ учащихся прошлых лет, а так же художественных полотен великих вместе с повторным слушанием музыки!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уроки вдохновения". Раскрытие темы урока на вокальном репертуаре.

Пачкина Ольга Владимировнаучитель высшей категорииМАОУ лицей пгт АфипскийМО Северский районКраснодарского края.Стаж работы учителем музыки - 31 годМноголетний опыт работы учителем музыки позволил созд...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Уроки о Великой Отечественной Войне на английском языке. Образовательный проект "Самый важный человек. Урок памяти". Методическая разработка.

Урок о войне, песня о войне, сценка о войне, грамматические упражнения с военной тематикой. Описание цикла уроков английского языка для 8 класса общеобразовательных школ по программе "Спотлайт&qu...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...