Интеграция в преподавании уроков музыки
календарно-тематическое планирование по музыке по теме
Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, и даже от природных и климатических особенностей. С целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка мною введено проблемно-интегрированное обучение. Для урока музыки, я считаю, это самый оптимальный технологический вариант. Так как цель проблемного-интегрированного обучения раскрывает не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.
Немаловажны и развивающие возможности проблемно-интегрированного урока. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения. Для этого я разработала тематическое планирование уроков, основанное на государственной программе Д. Б. Кабалевского, сохраняя целостность, структурность учебного материала и плавно внесла в канву музыкального познания взаимозависимость с литературой, изобразительным искусством и историей.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема по программе | Проблема | Интеграция |
ИЗО | Литература | История |
5 класс 1 четверть: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? | Репродукции: картина И.Левитан «Осень»; картина Бродский «Опавшие листья»; картина Мясоедов «Осеннее утро»; картина Остроухов «Золотая осень»; картина В. Васнецов «Гусляры»; изображение гуслей; картина В. Васнецов «Богатыри». | Стихотворение Е.П.Ростопчина «Слова и звуки»; отрывок из рассказа М.Горького «Как сложили песню»; стихотворение Р. Гамзатов «Рождение песни»; стихотворение Б. Пастернака «Музыка»; стихи С. Есенина «Белая берёза»; «Поёт зима, аукает»; «Гой ты, Русь, моя родная»; стихотворение Н. Оленина «Как щедро льются эти звуки»; стих Н. Кукольника «Жаворонок»; былина о Садко; фрагменты сказки Дж. Родари «Чиполлино». | История создания гимна РФ; биографические сведения о С. Рахманинове; о С. Есенине; из истории создания оперы; краткие сведения о монголо – татарском иге на Руси. |
2 четверть: что стало бы с литературой, если бы не было музыки? | Изображение струнно-смычковых инструментов; грузинского народного инструмента чонгури; И. Репин «Бородин»; фотография Успенский собор во Владимире, церковь г. Москва. | Отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»; Сказка Ш.Перро «Золушка»; белорусская сказка «Музыкант – чародей»; отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»; отрывок из рассказа К.Паустовского «Старый повар»; «Корзина с еловыми шишками»; фрагмент книги Г. Чичерина «Моцарт»; басня И. Крылова «Квартет»; фрагменты повести А.Гайдара «Судьба бара-банщика»; композиция по книге М. Гольденштейн «Аркадий Гайдар и музыка». | Фрагмент письма участника В. О. войны санинструктора М. П. Смирновой; биографические сведения о А. Бородине; о А. Гайдаре; из истории кино. |
3четверть: можем ли мы увидеть музыку? | Репродукции: скульптура Л. Головницкий «Орлёнок»; картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»; портрет Н. Римского – Корсакова; картина М. Греков «Тачанка»; картина В. Васнецова Богатыри»; картина И.Глазунов «Два князя»; П. Корин «Александр Невский»; картина И. Репина «Протодьякон»; «Портрет М. Мусоргского» И.Репин; В. Перов «Чаепитие в Мытищах»; картина В. Перов «Тройка»; картина В. Суриков «Утро стрелецкой казни»; картина «Битва при Бородине»; картина И. Репин «Глинка». | Фрагменты сказки А. Пушкин « Сказка о царе Салтане»; стих Е. Нестеровой о М. Б. Грекове; отрывок из романа Л.Толстого «Война и мир»; стихотворение Ю.Лермонтов «Над Москвой великой …»; стихи Э. Успенский «О картинах». | Исторические сведения о Гражданской войне; о первом исполнителе песни «Орлёнок»; биографические сведения о В.Васнецова; сведения о А. Невском; сведения о содружестве музыкантов «Могучая кучка»; биографические сведения о М. Мусоргском; сведения о художниках передвижниках; биографические сведения о М. Кутузове; исторические сведения о Отечественной войне 1812 года; сведения о подвиге И. Сусанина; сведения о правлении Петра I. |
4 четверть: можем ли мы услышать живопись? | Репродукции: картина «Февральская лазурь» Э. Грабарь; «Цугом» С. Степанов; картины художников импрессионистов; картина И..Левитан «Вечерний звон»; картина Б. Кусто-диев «Масленица»; картина В. Суриков «Взятие снежного городка»; картина Р. Санти «Сикстинская мадонна»; картина Леонардо «Мадонна с цветком»; картина Симоне «Мадонна из сцены благовещенья»; икона «Покрова Богородицы»; картина Чуйков «Утро». | Отрывки стихотворений А. Пушкин «Зимнее утро»; «Зимняя дорога»; стихи Н. Рыленков «В тающей дымке…»; стихи о маме; «Слепой музыкант» В. Короленко; фрагменты сказки Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; стихотворение И. Франко «Кто смел сказать, что не богиня ты?»; стихотворение У. Шекспира «Сравню ли с летним днём твои черты?» | Биографические сведения о Дм. Покрасс; сведения о Первой Конной армии Будённого; легенда о трубе из Польши; сведения о возникновении в искусстве импрессионизма; биографические сведения о К. Дебюсси; биографические сведения о Рафаэле Санти. |
6 класс 1 полугодие: преобразующая сила музыки | Репродукции: картина П.А.Федотов «Сватовство майора»; В.В. Пукирёв «Неравный брак»; картина М. Нестеров «Портрет хирурга С.С. Юдина»; картина Э. Делакруа «Свобода на баррикадах»; картина Г.Коржов «Интернационал»; картина Р. Гутуззо «Девушка, поющая «Интернационал»; скульптура В. Мухина «Рабочий и колхозница»; картина К. Сомов «Портрет С. Рахманинова»; картина И. Айвазовский «В бурю»; картина И. Левитан «Большая вода»; картина А. Рылова «В голубом просторе»; фотографии Иссакиевский собор, Смольный собор; Спасо-Евфимиев монастырь. | Миф об Орфее и Эвридике; былина о Садко; рацея «Честные господа»; стихотворение Н. Браун «Песня без слов»; фрагмент из книги С. Юдина «Размышления хирурга»; фрагмент из рассказа Г. Пожидаева «Солдат»; миф об Икаре; фрагменты повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»; стих Н. Берак «О, Музыка!»; стихотворение Л. Худеман «Господину капельмейстеру И. С. Баху»; отрывок из повести «Вольные птицы» В.Смирнова – Ракитина; «Песнь о буревестнике» М.Горький; фрагмент из сказки А. Пушкина «Золотой петушок»; стихотворение Н.Никольский «Перед нами страна Палестина»; А. Фет «Ясли тихо светят взору», стихотворение Ю. Марцинкявичус «Бурлят и кипят звуки»; | Фрагменты из писем Ю. Фучика из фашистских застенков; истории создании Симфонии №6 П. Чайковского; биографические сведения о М. Теодоракисе; историческая справка о событиях в Греции в 1967 году; биографические сведения о Л. Бетховене и И. Бахе; справка о историческом периоде жизни этих композиторов; Историческая справка о революционных событиях во Франции, Германии, России; история создания песен революции «Марсельеза», «Рабочая марсельеза», «Интернационал»; биографические сведения о Н. Скрябине и его отношении к революции 1917 года; биографические сведения о Э. Буше и Г.Эйслере; из истории праздника Рождество Христово. |
2 полугодие: в чём сила музыки? | Репродукции: картина И. Репин «Глинка»; К. Сомов «Портрет С. Прокофьева»; картина Н. Рерих «Лель и Снегурочка»; картина М. Врубель «Снегурочка»; картина К. Сомов «Портрет С. Рахманинова»; картина Кузнецов «Портрет П.Чайковского»; фотография Д. Кабалевский; картины неизвестных авторов «Моцарт 1». «Моцарт 2»; картина Пикассо «Голубь мира»; картина И. Левитан «Большая вода»; картина И. Левитан «Март» картина И. Грабарь «Мартовский снег». | Фрагменты книги Н. Борисова «Они повторили подвиг Сусанина»; стихотворение М. Ивенсен «Музыка»; стихотворение П, Вяземский «Любить. Молиться, Петь…»; стихотворение Ф. Тютчев «Весна». | Справка о костромском крестьянине прототипе И.Сусанина; биографические сведения о М. Глинке; биографические сведения о И.Стравинском; биографические сведения о Н.Римском-Корсакове и истории создания его оперы «Снегурочка»; биографические сведения о В. Моцарте и его Реквиеме; биографические сведения о Г. Свиридове; история возникновения жанра романса; биографические сведения о П. Чайковском. |
7 класс 1 полугодие: Музыкальный образ | Репродукции: картина К. Сомов «Портрет С. Рахманинова»; фотография Б. Окуджавы; картина «Битва при Бородине»; картина И. Репин «Глинка»; картина Давида «клятва Горациев»; картина Э. Делакруа «Свобода на баррикадах»; Фотографии П. Сигер; В. Хара; картины художников романтиков; картина неизвестного художника «И. Бах». | Фрагмент из книги «Песни Булата Окуджавы»; фрагменты романа Л. Н.Толстого «Война и мир»; стихотворение В.Гёте «Лесной царь» перевод В. Жуковского; стихотворение Г. Галина «Шарманщик»; стихотворение А. Блок «Девушка пела в церковном хоре»»; стихотворение В. Берестов «Блокада. Ночь. Разбитое окно…»; фрагмент трагедии В.Гёте «Эгмонт»; стихотворение Н. Заболотского «Священный танец болеро»; стихотворение Д. Китса «О, как люблю я в ясный летний час»; стихотворение Б. Дубровина «Бах в Домском соборе»; фрагмент из книги В. Александровой и Е. Бронфин «Ян Сибелиус»; стихотворение И. Бунин «Вальс»; стихотворение Л. Озеров «Вальс» | История создания песни А. Новикова, Л. Ошанина «Дороги»; историческая справка о Отечественной войне 1812 года; биографические сведения о русском полководце М. Кутузове; биографические сведения о Ф. Шуберте; историческая справка о буржуазной революции 16 века в Нидерландах; биографические сведения о М.Равеле и его произведении «Болеро»; биографические сведения о Ф. Листе и его Венгерских рапсодиях; биографические сведения об американском певце П.Сигере и чилийском музыканте В. Харе; биографические сведения о Ф. Шопене; историческая справка о восстании в Польше под руководством Тодео Костюшко; историческая справка о возникновении в искусстве направления романтизма; биографические сведения о Я. Сибелиусе. |
2 полугодие: Музыкальная драматургия | Репродукции: картина И. Репин «Портрет М. Глинки»; Делакруа «Шопен»; фотография В. Высоцкого; гравюра «Портрет М. Огиньского». | Фрагменты поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»; стихотворение С. Михалков «Шота Руставели»; легенда о невидимом граде Китеже; стихотворение Н. Гумилёв «На мотивы Грига»; фрагмент повести М. Горького «В людях»; монолог монаха Лоренцо из трагедии У. Шекспира; стихотворение М. Скребцова «Чудо любви»; Фрагменты сказки Ш. Перро «Золушка»; Подбор стихов к Симфонии №40 В. Моцарта; стихотворение А. Мицкевича «Пана Тадеуша» | Биографические сведения о грузинском поэте 13 века Ш. Руставели; историческая справка о монголо – татарском иге на Руси; история создания песен В. Мурадели «Бухенвальдский набат», Д. Тухманова «День Победы», А. Александрова «Священная война»; история создания Симфонии №7 Д. Шостаковича; историческая справка об узниках фашистских лагерей смерти; о защитниках Брестской крепости»; о блокаде Ленинграда; биографические сведения о М. Огинском; историческая справка о восстании в Кракове под руководством Тадеуш Костюшко. |
8 класс 1четверть: Что значит современность в музыке? | Репродукции: картина неизвестного художника «И. Бах»; картина В.Левитана «Осенний день в Сокольниках»; картина Леонардо « Тайная вечеря»; картина С. Дали «Распятие»; картина К. Сомов «Портрет С. Рахманинов»; картина К. Сомов «Портрет Э. Григ»; фотографии В. Высоцкий, Б. Окуджава, Дольский; фотография Большого театра в Москве. | Стихотворение «В мягком розовом сиянье…»; стихотворение А. Ахматова «Женский голос»; фрагмент научно-фантастического рассказа Н. Нильсена «Никудышный музыкант»; стихотворение И. Бунина «Багряная печальная луна»; Стихотворение Су Дун По «Ты ушла». | Биографические сведения о И.С. Бахе; справка о выступлениях и песнях американского певца и музыканта П. Сигере; историческая справка о митинге у Белого дома в 1971 году; историческая справка о встрече русской и американской молодёжи в Иркутске в 1982 году; историческая справка о земной жизни Иисуса Христа; биографические сведения о В. Лобосе; биографические сведения о Л. Бетховене и его Сонате №14. |
2четверть: Музыка серьёзная и музыка лёгкая. | Репродукции: фотография Б. Окуджавы; И. Репин «Портрет М. Глинки»; фотография М. Матье; фотография группы «Биттлз»; фотографии поэтов песенников бардов А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцский, В. Берковский, О. Митяев; фотография Л. Армстронга; фотография Л. Утёсова. | Стихотворение Б. Окуджава «Музыкант»; фрагмент рассказа Н. Хикмета «Голос женщины»; стихотворение «Хатынь»; стихотворение М. Светлов «В песне молодость наша»; стихотворение Б. Окуджава «Поэт»;. | Биографические сведения о А. Шенберга; биографические сведения о С. Рахманинова; биографические сведения о И.Штраусе; историческая справка о возникновении вальса; справка о творчестве Г. Монтегюса и Э. Пиаф; биографические сведения о Д. Мийо и его произведении «Бразилейра»; историческая справка о возникновении джаза; |
3 четверть: Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. | Репродукции: фотография Собора Парижской богоматери. | Фрагменты романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери»; фрагменты рассказа П. Мериме «Кармен»; фрагменты пьесы Ю. Лермонтова «Маскарад». | Сведения о творчестве Дж. Гершвина и его произведениях ; историческая справка о возникновении жанра оперетты; историческая справка о возникновении мюзикла; биографические сведения о Л. Бернстайне и его мюзикле «Вестсайдская история»; справка о символе Парижа - соборе Парижской богоматери»; биографические сведения о Р. Щедрине иго оперы «Не только любовь»; биографические сведения о Дж. Верди; справка о роли оперы в Италии во времена революции. |
4 четверть: Великие наши «современники». | Репродукции: картина В. Суриков «Утро стрелецкой казни»; картина И. Репин «Портрет М. Мусоргского». | Фрагменты трагедии А. Пушкина «Борис Годунов»; фрагменты трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». | Сведения о жизни и творчестве Л. Бетховена; биографические сведения о М. Мусоргском; историческая справка о смутном времени правления Бориса Годунова; справка об истории сочинения балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа
Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...
"Интеграция искусств на уроках музыки"
Статья свещает актуальаные воросы интеграции видов деятельности на уроках музыки....
Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников
Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации ш...
Методики преподавания уроков музыки.
В новых требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования выдвигаются на первый план проблемы развивающего образования, что невозможно без понятия пробл...
Креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки
Проблема над которой работает учитель на уроках и во внеурочной деятельности...
Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"
1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...
Методика преподавания урока музыки в современной школе
Методическая разработка на тему "Методика преподавания урока музыки в современной школе"...