Интеграция в преподавании уроков музыки
календарно-тематическое планирование по музыке по теме

Карпенко Елена Николаевна

 

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, и даже от природных и климатических особенностей. С целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка мною введено проблемно-интегрированное обучение. Для урока музыки, я считаю, это самый оптимальный технологический вариант. Так как цель проблемного-интегрированного  обучения раскрывает не только  усвоение  результатов  научного познания,  системы  знаний,  но  и  самого  пути  процесса  получения   этих результатов,  формирования  познавательной   самодеятельности   ученика   и развития его творческих способностей.

         Немаловажны и развивающие возможности проблемно-интегрированного урока. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения. Для этого я разработала тематическое планирование уроков,  основанное на государственной программе  Д. Б. Кабалевского,  сохраняя  целостность, структурность учебного материала и  плавно внесла в канву музыкального познания взаимозависимость с литературой, изобразительным искусством и историей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема по программе

Проблема

Интеграция

ИЗО

Литература

История

5 класс 1 четверть: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?    

Репродукции: картина И.Левитан «Осень»; картина Бродский «Опавшие листья»; картина Мясоедов «Осеннее утро»; картина Остроухов «Золотая осень»; картина В. Васнецов «Гусляры»; изображение гуслей; картина В. Васнецов «Богатыри».

Стихотворение Е.П.Ростопчина «Слова и звуки»; отрывок из рассказа М.Горького «Как сложили песню»; стихотворение Р. Гамзатов «Рождение песни»; стихотворение

Б. Пастернака «Музыка»;

стихи С. Есенина «Белая берёза»; «Поёт зима, аукает»; «Гой ты, Русь, моя родная»;  стихотворение

Н. Оленина «Как щедро льются эти звуки»; стих Н. Кукольника «Жаворонок»; былина о Садко; фрагменты сказки Дж. Родари «Чиполлино».

История создания гимна РФ; биографические сведения о С. Рахманинове; о С. Есенине; из истории создания оперы;  краткие сведения о монголо – татарском иге на Руси.

2 четверть: что стало бы с литературой, если бы не было музыки?  

Изображение струнно-смычковых инструментов;

грузинского народного инструмента чонгури;   И. Репин «Бородин»; фотография  Успенский собор во Владимире, церковь г. Москва.

Отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»;    Сказка Ш.Перро «Золушка»; белорусская сказка «Музыкант – чародей»; отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы»; отрывок  из рассказа К.Паустовского «Старый повар»;  «Корзина с еловыми шишками»; фрагмент книги Г. Чичерина «Моцарт»;     басня     И. Крылова         «Квартет»; фрагменты повести А.Гайдара «Судьба бара-банщика»; композиция по книге М. Гольденштейн «Аркадий Гайдар и музыка».

Фрагмент письма участника В. О. войны санинструктора   М. П. Смирновой; биографические сведения о А. Бородине;  о А. Гайдаре;

из истории кино.

3четверть: можем ли мы увидеть музыку?                                                    

Репродукции: скульптура Л. Головницкий «Орлёнок»; картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»; портрет Н. Римского – Корсакова; картина М. Греков «Тачанка»;  картина В. Васнецова Богатыри»;

картина И.Глазунов «Два князя»; П. Корин «Александр Невский»; картина И. Репина «Протодьякон»; «Портрет М. Мусоргского»  И.Репин;

В. Перов «Чаепитие в Мытищах»;  картина В. Перов «Тройка»; картина В. Суриков «Утро стрелецкой казни»; картина «Битва при Бородине»; картина  И. Репин «Глинка».

Фрагменты сказки А. Пушкин « Сказка о царе Салтане»;    стих  Е. Нестеровой о М. Б. Грекове;  отрывок из романа Л.Толстого «Война и мир»;

стихотворение Ю.Лермонтов «Над Москвой великой …»; стихи Э. Успенский  «О картинах».

Исторические сведения о Гражданской войне;  о первом исполнителе песни «Орлёнок»;  биографические сведения о

В.Васнецова; сведения о А. Невском;  сведения о  содружестве музыкантов «Могучая кучка»; биографические сведения о

М. Мусоргском; сведения о

художниках  передвижниках;  биографические сведения о М. Кутузове;

исторические сведения о Отечественной войне 1812 года;  сведения о подвиге И. Сусанина; сведения о правлении Петра I.

4 четверть: можем ли мы услышать живопись?                                              

Репродукции:  картина «Февральская лазурь» Э. Грабарь; «Цугом» С. Степанов;  картины художников импрессионистов; картина И..Левитан «Вечерний звон»; картина Б. Кусто-диев «Масленица»; картина В. Суриков «Взятие снежного городка»;  картина Р. Санти

«Сикстинская  мадонна»;

картина  Леонардо  «Мадонна с цветком»; картина Симоне «Мадонна из сцены благовещенья»;

икона «Покрова Богородицы»; картина Чуйков «Утро».

Отрывки стихотворений А. Пушкин «Зимнее утро»; «Зимняя дорога»; стихи Н. Рыленков «В тающей  дымке…»; стихи о маме; «Слепой музыкант» В. Короленко; фрагменты сказки Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; стихотворение И. Франко «Кто смел сказать, что не богиня ты?»;  стихотворение У. Шекспира «Сравню ли с летним днём твои черты?»

Биографические сведения о

Дм. Покрасс; сведения о Первой Конной армии Будённого;  легенда о трубе  из Польши; сведения о возникновении в искусстве импрессионизма; биографические сведения о

К. Дебюсси; биографические сведения о Рафаэле Санти.


6 класс 1 полугодие: преобразующая сила музыки

Репродукции:  картина П.А.Федотов «Сватовство майора»;  В.В. Пукирёв «Неравный брак»; картина М. Нестеров «Портрет хирурга С.С. Юдина»; картина Э. Делакруа «Свобода на баррикадах»; картина Г.Коржов «Интернационал»; картина Р. Гутуззо «Девушка, поющая «Интернационал»; скульптура В. Мухина «Рабочий и колхозница»; картина К. Сомов «Портрет С. Рахманинова»;

картина И. Айвазовский «В бурю»; картина  И. Левитан «Большая вода»; картина  А. Рылова «В голубом просторе»;  фотографии  Иссакиевский собор,  Смольный собор;  Спасо-Евфимиев монастырь.

Миф об Орфее и Эвридике; былина о Садко; рацея «Честные господа»;  стихотворение Н. Браун «Песня без слов»; фрагмент из книги С. Юдина «Размышления хирурга»; фрагмент из рассказа Г. Пожидаева «Солдат»; миф об Икаре; фрагменты повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»; стих Н. Берак  «О, Музыка!»; стихотворение Л. Худеман «Господину капельмейстеру И. С. Баху»; отрывок из повести «Вольные птицы» В.Смирнова – Ракитина; «Песнь о буревестнике» М.Горький; фрагмент из сказки А. Пушкина «Золотой петушок»; стихотворение Н.Никольский «Перед нами страна Палестина»;  А. Фет «Ясли тихо светят взору», стихотворение Ю. Марцинкявичус «Бурлят и кипят звуки»;

Фрагменты из писем Ю. Фучика из фашистских застенков; истории создании Симфонии №6 П. Чайковского; биографические сведения о М. Теодоракисе; историческая  справка о событиях в Греции в 1967 году; биографические сведения о Л. Бетховене и И. Бахе; справка о историческом периоде жизни этих композиторов;

Историческая справка о революционных событиях во Франции, Германии, России; история создания песен революции «Марсельеза», «Рабочая марсельеза», «Интернационал»; биографические сведения о Н. Скрябине и его отношении к революции 1917 года; биографические сведения о Э. Буше и Г.Эйслере;  из истории праздника Рождество Христово.

2 полугодие:   в  чём сила музыки?

Репродукции: картина  И. Репин «Глинка»;  К. Сомов «Портрет С. Прокофьева»; картина Н. Рерих

«Лель и Снегурочка»; картина М. Врубель «Снегурочка»; картина К. Сомов «Портрет С. Рахманинова»;

 картина Кузнецов «Портрет П.Чайковского»; фотография Д. Кабалевский;  картины неизвестных авторов «Моцарт 1». «Моцарт 2»; картина Пикассо «Голубь мира»; картина  И. Левитан «Большая вода»; картина И. Левитан «Март» картина И. Грабарь «Мартовский снег».

Фрагменты книги Н. Борисова «Они повторили подвиг Сусанина»; стихотворение М. Ивенсен «Музыка»; стихотворение П, Вяземский «Любить. Молиться, Петь…»; стихотворение Ф. Тютчев «Весна».

Справка о костромском крестьянине прототипе И.Сусанина; биографические сведения о

М. Глинке; биографические сведения о

И.Стравинском; биографические сведения о

Н.Римском-Корсакове и истории создания его оперы «Снегурочка»; биографические сведения о В. Моцарте и его Реквиеме;

биографические сведения о

Г. Свиридове; история возникновения жанра романса; биографические сведения о П. Чайковском.

7 класс 1 полугодие: Музыкальный образ

Репродукции: картина К. Сомов «Портрет С. Рахманинова»; фотография Б. Окуджавы;  картина «Битва при Бородине»; картина  И. Репин «Глинка»; картина Давида «клятва Горациев»; картина Э. Делакруа «Свобода на баррикадах»;

Фотографии П. Сигер; В. Хара; картины художников романтиков;  картина неизвестного художника «И. Бах».

Фрагмент из книги «Песни Булата Окуджавы»; фрагменты романа Л. Н.Толстого «Война и мир»;

стихотворение В.Гёте «Лесной царь» перевод В. Жуковского;  стихотворение Г. Галина «Шарманщик»;  стихотворение А. Блок «Девушка пела в церковном хоре»»; стихотворение В. Берестов «Блокада. Ночь. Разбитое окно…»; фрагмент трагедии В.Гёте «Эгмонт»; стихотворение Н. Заболотского «Священный танец  болеро»; стихотворение Д. Китса «О, как люблю я в ясный летний час»; стихотворение Б. Дубровина «Бах в Домском соборе»; фрагмент из книги В. Александровой и Е. Бронфин «Ян Сибелиус»; стихотворение И. Бунин «Вальс»;  стихотворение Л. Озеров  «Вальс»

История создания песни А. Новикова, Л. Ошанина «Дороги»; историческая справка о Отечественной войне 1812 года; биографические сведения о

русском полководце М. Кутузове; биографические сведения о Ф. Шуберте; историческая  справка о буржуазной революции 16 века в Нидерландах; биографические сведения о

М.Равеле и его произведении «Болеро»; биографические сведения о

Ф. Листе и его Венгерских рапсодиях; биографические сведения об американском певце П.Сигере и чилийском музыканте В. Харе; биографические сведения о Ф. Шопене; историческая справка о восстании в Польше под руководством Тодео Костюшко; историческая справка о возникновении в искусстве направления романтизма; биографические сведения о     Я. Сибелиусе.

2 полугодие: Музыкальная драматургия                                                        

Репродукции: картина  И. Репин «Портрет М. Глинки»; Делакруа «Шопен»; фотография В. Высоцкого;

гравюра  «Портрет М. Огиньского».

Фрагменты поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»; стихотворение С. Михалков «Шота Руставели»; легенда о невидимом граде Китеже; стихотворение Н. Гумилёв «На мотивы Грига»; фрагмент повести М. Горького «В людях»; монолог монаха Лоренцо из трагедии У. Шекспира; стихотворение М. Скребцова «Чудо любви»;  Фрагменты сказки Ш. Перро «Золушка»;

Подбор стихов к Симфонии №40 В. Моцарта; стихотворение А. Мицкевича «Пана Тадеуша»

Биографические сведения о

грузинском поэте 13 века Ш. Руставели;  историческая справка о монголо – татарском иге на Руси;   история создания песен В. Мурадели «Бухенвальдский набат», Д. Тухманова «День Победы», А. Александрова «Священная война»;  история создания Симфонии №7  Д. Шостаковича; историческая справка об узниках фашистских лагерей

смерти; о защитниках Брестской крепости»; о блокаде Ленинграда; биографические сведения о    

М. Огинском; историческая справка  о восстании в Кракове под руководством Тадеуш Костюшко.

8 класс  1четверть: Что значит современность в музыке?    

Репродукции: картина неизвестного художника «И. Бах»; картина В.Левитана «Осенний день в Сокольниках»; картина Леонардо « Тайная вечеря»; картина С. Дали «Распятие»; картина  К. Сомов «Портрет С. Рахманинов»; картина К. Сомов  «Портрет   Э.  Григ»; фотографии  В. Высоцкий, Б. Окуджава, Дольский; фотография Большого театра в Москве.

Стихотворение «В мягком розовом сиянье…»;  стихотворение А. Ахматова «Женский голос»; фрагмент научно-фантастического рассказа Н. Нильсена «Никудышный музыкант»; стихотворение И. Бунина «Багряная печальная луна»;

Стихотворение Су Дун По  «Ты ушла».

Биографические сведения о

И.С. Бахе; справка о выступлениях и песнях американского певца и музыканта П. Сигере; историческая справка о митинге у Белого дома в 1971 году; историческая справка о встрече русской и американской молодёжи в Иркутске в 1982 году; историческая справка о земной жизни Иисуса Христа;  биографические сведения о В. Лобосе;

биографические сведения о Л. Бетховене и его Сонате №14.

2четверть: Музыка серьёзная и музыка лёгкая.                                                      

Репродукции: фотография Б. Окуджавы;  И. Репин «Портрет М. Глинки»;  фотография М. Матье;  фотография группы «Биттлз»; фотографии поэтов песенников бардов А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцский, В. Берковский,  О. Митяев;

фотография Л. Армстронга;

фотография Л. Утёсова.


Стихотворение Б. Окуджава «Музыкант»; фрагмент рассказа Н. Хикмета «Голос женщины»;  стихотворение

«Хатынь»; стихотворение М. Светлов «В песне молодость наша»; стихотворение Б. Окуджава «Поэт»;.

Биографические сведения о

А.  Шенберга; биографические сведения о

С. Рахманинова; биографические сведения о И.Штраусе;  историческая справка о возникновении вальса;  справка о творчестве Г. Монтегюса и Э. Пиаф;

биографические сведения о

Д. Мийо и его произведении «Бразилейра»; историческая справка о возникновении джаза;

3 четверть: Взаимопроникновение  лёгкой и серьёзной музыки.                  

Репродукции: фотография

Собора Парижской богоматери.

Фрагменты романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери»; фрагменты рассказа П. Мериме «Кармен»; фрагменты  пьесы Ю. Лермонтова «Маскарад».

Сведения о творчестве Дж. Гершвина и его произведениях ; историческая справка о возникновении жанра оперетты;  историческая справка о возникновении мюзикла; биографические сведения о  Л. Бернстайне и его мюзикле  «Вестсайдская история»; справка о символе Парижа - соборе Парижской богоматери»; биографические сведения о

Р. Щедрине иго оперы «Не только любовь»; биографические сведения о

Дж. Верди; справка о роли оперы в Италии во времена революции.

4 четверть:  Великие наши «современники».                                                          

Репродукции: картина В. Суриков «Утро стрелецкой казни»; картина И. Репин «Портрет М. Мусоргского».

Фрагменты трагедии А. Пушкина «Борис Годунов»; фрагменты трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Сведения о жизни и творчестве Л. Бетховена; биографические сведения о

М. Мусоргском; историческая справка  о смутном времени правления Бориса Годунова; справка об  истории  сочинения балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

"Интеграция искусств на уроках музыки"

Статья свещает актуальаные воросы интеграции видов деятельности на уроках музыки....

Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников

Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации ш...

Методики преподавания уроков музыки.

В новых требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования выдвигаются на первый план проблемы развивающего образования, что невозможно без понятия пробл...

Креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки

Проблема над которой работает учитель на уроках и во внеурочной деятельности...

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...

Методика преподавания урока музыки в современной школе

Методическая разработка на тему "Методика преподавания урока музыки в современной школе"...