Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа
календарно-тематическое планирование (музыка) по теме

Карпенко Елена Николаевна

 

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, и даже от природных и климатических особенностей. С целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка мною введено проблемно-интегрированное обучение. Для урока музыки, я считаю, это самый оптимальный технологический вариант. Так как цель проблемного-интегрированного  обучения раскрывает не только  усвоение  результатов  научного познания,  системы  знаний,  но  и  самого  пути  процесса  получения   этих результатов,  формирования  познавательной   самодеятельности   ученика   и развития его творческих способностей.

         Немаловажны и развивающие возможности проблемно-интегрированного урока. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения. Для этого я разработала тематическое планирование уроков,  основанное на государственной программе  Д. Б. Кабалевского,  сохраняя  целостность, структурность учебного материала и  плавно внесла в канву музыкального познания взаимозависимость с литературой, изобразительным искусством и историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_programme.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема по программе

Проблема

Интеграция


Изо


Литература


История

 2 класс,

1 четверть

«Три кита» в музыке - песня, танец, марш

Что нужно для того чтобы получилась музыка?

Что такое марш? Где мы с ним  встречались?

 Что общего и чем различаются разные виды маршей?

Что такое танец? Где мы с ним встречались?

Что общего и чем различаются разные виды танца?

Почему кит песня – главный кит?

Могут ли киты встречаться?

Что такое три кита и что мы узнали о них?

Ватто «Савояр»;

Рисуем музыку.

Плакат «Марш», «Танец», «Песня», «Регистры», «Музыкальная грамота»

Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств.

«Сказка о музыке и ее детях»

«Заметки о Бетховене»

История танца.

История инструмента. Шарманка.

Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора  о музыке.

Информационная справка.

Колокольня.


2 четверть

О чем говорит музыка

Может ли музыка рассказывать о настроении?

Может ли музыка рассказывать о характере героя?

Может ли музыка рисовать?

Что музыка может рисовать?

О чем может говорить музыка?

Рисуем музыку.

Понять замысел композитора и изобразить его  при помощи художественных средств.

Репродукции картин природы «Утро», «Вечер», «Первая железная дорога». Плакат «Музыкальные инструменты»

Сочинить рассказ на тему «Веселая. Грустная. Веселая.»

Информационная справка: Утверждение праздника в России Дня Матери.

3 четверть

Куда ведут нас три кита

Куда ведут нас три кита?

Что происходит с песней, танцем и маршем  в разных музыкальных странах?

Рисуем музыку.

Иллюстрация «Симфонический оркестр»,

«Опера», «Балет»

Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств.

Нарисовать декорацию к опере или балету.

Нарисовать костюм героя оперы, балета.

«Щелкунчик», «Золушка» Шарль Перро,

«Спящая красавица», «Волк и семеро козлят» русская народная сказка.

История  появления оперы.

История  появления балета, симфонии, концерта.

История музыкальных инструментов. Орган. Симфонический оркестр.

История  возникновения   и развития оперетты. Мюзикла.

 Историческая справка: «Комсомольцы».

Историческая справка: История праздника-Международный День 8 марта;

«День защитника отечества»

4 четверть

Что такое музыкальная речь

Что такое форма в музыке?

Какими бывают формы и как они получаются?

Что такое жанр в музыке?

Какими бывают тембры в музыке?

Рисуем музыку.

Иллюстрация «Музыкальные формы»

Иллюстрация «Темп», «Тембр», «Регистр», «Лад».

Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств.


« Музыкальный словарь в рассказах»

А.Ильинский «Биографии композиторов»

«Сказка про скрипку»

Г.Ляховицкий.

Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора  о музыке.

Историческая справка: «Кавалеристы».

Историческая справка:

«День Победы»

3 класс

1 четверть

Песня, танец и марш перерастают

в песенность , танцевальность и маршевость.

Что мы знаем о музыке, как умеем ее исполнять?

Что такое песенность , танцевальность, маршевость?

Что объединяет  и различает песню и песенность?

Что общего и чем отличаются танец и танцевальность?

Что такое марш и маршевость, что объединяет и различает эти понятия?

Что мы узнали о свойствах музыки , как научились ее исполнять?

Рисуем музыку.

Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств.

« Музыкальный словарь в рассказах»

А.Ильинский «Биографии композиторов».

«Чудесная дудка» сказки разных народов мира.

«Как рассказать детям о музыке?»,

«Сила искусства» Д.Кабалевский,

Ершов «Конек –Горбунок»

2 четверть

Интонация.

Что такое интонация?

В чем сходство и чем отличается музыкальная и разговорная речь?

Как появляется музыка?

Что мы можем узнать по интонации?

Рисуем музыку.

Понять замысел композитора и изобразить  его при помощи художественных средств.


 А.Барто «Болтунья»

« Музыкальный словарь в рассказах»

А.С.Пушкин «Золотой петушок»

Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора  о музыке.

Информационная справка :Утверждение праздника в России «Дня Матери»

3 четверть

Развитие музыки.

Что такое развитие музыки и как это происходит?

Что нужно для развития музыки?

Зависит ли развитие музыки от исполнителя?

Нужна ли сила звука при развитии?

Как пользуется композитор и исполнитель средствами музыкальной выразительности?

Как создаются «звучащие»  картины жизни?

Рисуем музыку.

Иллюстрация к песне Книпера.

Иллюстрация «Темп», «Тембр», «Регистр», «Лад».

Плакаты «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр», «Средства музыкальной выразительности».

« Музыкальный словарь в рассказах»

А.Ильинский «Биографии композиторов».

Словарь эмоциональных состояний.

Историческая справка: История праздника-Международный День 8 марта;

«День защитника отечества»

4 четверть

Построение (формы) музыки

Что такое построение музыки?

Как получаются разные формы?

Что мы узнали о построении музыки?

Что мы узнали о музыке, как научились ее понимать и исполнять?

Рисуем музыку.

Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств.

« Музыкальный словарь в рассказах»

А.Ильинский «Биографии композиторов».

Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора  о музыке.

Историческая справка:

«День Победы»

4 класс

1 полугодие

Музыка моего народа

Как  на Руси песня родилась?

В чем различие между народной и композиторской музыкой?

 В чем заключается жанровое разнообразие русской музыки?

Какую роль играет народное творчество в жизни людей?

Какое значение в жизни русского человека играли колокола?

Как исторические события отражение в народной и профессиональной музыке?

Создаются ли народные песни в наши дни?

П.Корин

« Александр Невский»; И.Репин «Бурлаки на Волге»;

Т.Яблонский «Хлеб»;  В.Суриков  «Переход Суворова через Альпы»;

 Репродукция картины «Сражение при Бородине»; А.Дейнека

 « Оборона Петрограда»; В.Перов «Тройка»,«Странник»;А.Венецианов «На пашне. Весна»; Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка»; В.Васнецов «Витязь на распутье», «Три богатыря»; Б. Кустодиев «Масленица»; К.Савицкий «На войну»

«Русские народные инструменты» репродукции, рисунки, слайды, видеофрагменты.

Рисунки, открытки, плакаты с изображением природы в разное время года.

Иллюстрации с изображением храмов.

Левитан «Март»

М.Горький «Как на Руси песню сложили»,

«Былина про Добрыню»,

Некрасов «На Волге»,

Рылеев «Иван Сусанин»,

Твардовский Поэма «Василий Теркин»,

Былина «Садко»,

Израилев  «Колокола и звоны». З.Апетян

 Воспоминания о Рахманинове».

М.Забылин «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия». Л. Михеев

« Музыкальный словарь в рассказах»

Мудрость народная.

Жизнь человека в русском фольклоре. Легенда

 « Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии».

А.Некрылов«История русских праздников»

История возникновения праздника елки.

Пословицы, поговорки.

Тютчев «Чародейкою зимою». А. Пушкин «Зимнее утро»,  К. Паустовский «Скрипучие половицы», « Корзина с еловыми шишками», С.  Есенин «Восход солнца», Соколов – Микитов «Восход солнца»,

История создания Государственного Гимна

Информационная справка: «Служба в царской  армия. Рекруты».

Святые земли Русской. Александр Невский.

Историческая справка: «Революция».

Информационная справка:

Подвиг Александра Невского.

Историческая справка: «Русский полководец Суворов».

Информационная справка: Утверждение праздника в России «Дня Матери»

4 класс

2 полугодие

Между музыкой моего народа и музыкой народов мира

 нет непереходимых границ

Можем ли мы узнать по музыке о жизни разных народов мира?

В чем сходство и в чем различие между музыкой моего народа и музыкой других народов мира?

Правильно ли и утверждение ,что между музыкой разных народов нет непереходимых границ?

Рисуем музыку.

Пабло Пикассо «Голубь мира»

«Музыкальные инструменты народов мира» репродукции, рисунки, слайды, видеофрагменты.

Понять замысел композитора и изобразить картины природы при помощи художественных средств.

Рисунок М.Ю.Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони»

А.Ильинский «Биографии композиторов».

« Музыкальный словарь в рассказах»

Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора  о музыке.

Историческая справка: История праздника-Международный День 8 марта;

«День защитника отечества, «День Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в преподавании уроков музыки

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

ЭОР и их роль в преподавании информатики в начальной школе

Роль ЭОР в преподавании предмета информатика в начальной школе...

Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки начальной школы

"Она вся - порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нерв...

"Элементы татарской музыки на уроках в начальной школе"

Предлагаемый вариант  тематического планирования уроков музыки в начальных классах общеобразовательной школы предусматривает четкое планирование учебного материала с широким охватом национальной ...

Методика преподавания урока музыки в современной школе

Методическая разработка на тему "Методика преподавания урока музыки в современной школе"...

Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе (на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир»)

В статье раскрывается содержание и особенности применения интегративного подхода в процессе организации и проведения уроков в начальной школе на примере дисциплин «Иностранный язык» и &laq...