Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа
календарно-тематическое планирование (музыка) по теме
Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, и даже от природных и климатических особенностей. С целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка мною введено проблемно-интегрированное обучение. Для урока музыки, я считаю, это самый оптимальный технологический вариант. Так как цель проблемного-интегрированного обучения раскрывает не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.
Немаловажны и развивающие возможности проблемно-интегрированного урока. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения. Для этого я разработала тематическое планирование уроков, основанное на государственной программе Д. Б. Кабалевского, сохраняя целостность, структурность учебного материала и плавно внесла в канву музыкального познания взаимозависимость с литературой, изобразительным искусством и историей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_programme.doc | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема по программе | Проблема | Интеграция |
Изо | Литература | История |
2 класс, 1 четверть «Три кита» в музыке - песня, танец, марш | Что нужно для того чтобы получилась музыка? Что такое марш? Где мы с ним встречались? Что общего и чем различаются разные виды маршей? Что такое танец? Где мы с ним встречались? Что общего и чем различаются разные виды танца? Почему кит песня – главный кит? Могут ли киты встречаться? Что такое три кита и что мы узнали о них? | Ватто «Савояр»; Рисуем музыку. Плакат «Марш», «Танец», «Песня», «Регистры», «Музыкальная грамота» Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств. | «Сказка о музыке и ее детях» «Заметки о Бетховене» История танца. История инструмента. Шарманка. Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора о музыке. | Информационная справка. Колокольня. |
2 четверть О чем говорит музыка | Может ли музыка рассказывать о настроении? Может ли музыка рассказывать о характере героя? Может ли музыка рисовать? Что музыка может рисовать? О чем может говорить музыка? | Рисуем музыку. Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств. Репродукции картин природы «Утро», «Вечер», «Первая железная дорога». Плакат «Музыкальные инструменты» | Сочинить рассказ на тему «Веселая. Грустная. Веселая.» | Информационная справка: Утверждение праздника в России Дня Матери. |
3 четверть Куда ведут нас три кита | Куда ведут нас три кита? Что происходит с песней, танцем и маршем в разных музыкальных странах? | Рисуем музыку. Иллюстрация «Симфонический оркестр», «Опера», «Балет» Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств. Нарисовать декорацию к опере или балету. Нарисовать костюм героя оперы, балета. | «Щелкунчик», «Золушка» Шарль Перро, «Спящая красавица», «Волк и семеро козлят» русская народная сказка. История появления оперы. История появления балета, симфонии, концерта. История музыкальных инструментов. Орган. Симфонический оркестр. История возникновения и развития оперетты. Мюзикла. | Историческая справка: «Комсомольцы». Историческая справка: История праздника-Международный День 8 марта; «День защитника отечества» |
4 четверть Что такое музыкальная речь | Что такое форма в музыке? Какими бывают формы и как они получаются? Что такое жанр в музыке? Какими бывают тембры в музыке? | Рисуем музыку. Иллюстрация «Музыкальные формы» Иллюстрация «Темп», «Тембр», «Регистр», «Лад». Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств. | « Музыкальный словарь в рассказах» А.Ильинский «Биографии композиторов» «Сказка про скрипку» Г.Ляховицкий. Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора о музыке. | Историческая справка: «Кавалеристы». Историческая справка: «День Победы» |
3 класс 1 четверть Песня, танец и марш перерастают в песенность , танцевальность и маршевость. | Что мы знаем о музыке, как умеем ее исполнять? Что такое песенность , танцевальность, маршевость? Что объединяет и различает песню и песенность? Что общего и чем отличаются танец и танцевальность? Что такое марш и маршевость, что объединяет и различает эти понятия? Что мы узнали о свойствах музыки , как научились ее исполнять? | Рисуем музыку. Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств. | « Музыкальный словарь в рассказах» А.Ильинский «Биографии композиторов». «Чудесная дудка» сказки разных народов мира. «Как рассказать детям о музыке?», «Сила искусства» Д.Кабалевский, Ершов «Конек –Горбунок» |
2 четверть Интонация. | Что такое интонация? В чем сходство и чем отличается музыкальная и разговорная речь? Как появляется музыка? Что мы можем узнать по интонации? | Рисуем музыку. Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств. | А.Барто «Болтунья» « Музыкальный словарь в рассказах» А.С.Пушкин «Золотой петушок» Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора о музыке. | Информационная справка :Утверждение праздника в России «Дня Матери» |
3 четверть Развитие музыки. | Что такое развитие музыки и как это происходит? Что нужно для развития музыки? Зависит ли развитие музыки от исполнителя? Нужна ли сила звука при развитии? Как пользуется композитор и исполнитель средствами музыкальной выразительности? Как создаются «звучащие» картины жизни? | Рисуем музыку. Иллюстрация к песне Книпера. Иллюстрация «Темп», «Тембр», «Регистр», «Лад». Плакаты «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр», «Средства музыкальной выразительности». | « Музыкальный словарь в рассказах» А.Ильинский «Биографии композиторов». Словарь эмоциональных состояний. | Историческая справка: История праздника-Международный День 8 марта; «День защитника отечества» |
4 четверть Построение (формы) музыки | Что такое построение музыки? Как получаются разные формы? Что мы узнали о построении музыки? Что мы узнали о музыке, как научились ее понимать и исполнять? | Рисуем музыку. Понять замысел композитора и изобразить его при помощи художественных средств. | « Музыкальный словарь в рассказах» А.Ильинский «Биографии композиторов». Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора о музыке. | Историческая справка: «День Победы» |
4 класс 1 полугодие Музыка моего народа | Как на Руси песня родилась? В чем различие между народной и композиторской музыкой? В чем заключается жанровое разнообразие русской музыки? Какую роль играет народное творчество в жизни людей? Какое значение в жизни русского человека играли колокола? Как исторические события отражение в народной и профессиональной музыке? Создаются ли народные песни в наши дни? | П.Корин « Александр Невский»; И.Репин «Бурлаки на Волге»; Т.Яблонский «Хлеб»; В.Суриков «Переход Суворова через Альпы»; Репродукция картины «Сражение при Бородине»; А.Дейнека « Оборона Петрограда»; В.Перов «Тройка»,«Странник»;А.Венецианов «На пашне. Весна»; Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка»; В.Васнецов «Витязь на распутье», «Три богатыря»; Б. Кустодиев «Масленица»; К.Савицкий «На войну» «Русские народные инструменты» репродукции, рисунки, слайды, видеофрагменты. Рисунки, открытки, плакаты с изображением природы в разное время года. Иллюстрации с изображением храмов. Левитан «Март» | М.Горький «Как на Руси песню сложили», «Былина про Добрыню», Некрасов «На Волге», Рылеев «Иван Сусанин», Твардовский Поэма «Василий Теркин», Былина «Садко», Израилев «Колокола и звоны». З.Апетян Воспоминания о Рахманинове». М.Забылин «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия». Л. Михеев « Музыкальный словарь в рассказах» Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Легенда « Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии». А.Некрылов«История русских праздников» История возникновения праздника елки. Пословицы, поговорки. Тютчев «Чародейкою зимою». А. Пушкин «Зимнее утро», К. Паустовский «Скрипучие половицы», « Корзина с еловыми шишками», С. Есенин «Восход солнца», Соколов – Микитов «Восход солнца», | История создания Государственного Гимна Информационная справка: «Служба в царской армия. Рекруты». Святые земли Русской. Александр Невский. Историческая справка: «Революция». Информационная справка: Подвиг Александра Невского. Историческая справка: «Русский полководец Суворов». Информационная справка: Утверждение праздника в России «Дня Матери» |
4 класс 2 полугодие Между музыкой моего народа и музыкой народов мира нет непереходимых границ | Можем ли мы узнать по музыке о жизни разных народов мира? В чем сходство и в чем различие между музыкой моего народа и музыкой других народов мира? Правильно ли и утверждение ,что между музыкой разных народов нет непереходимых границ? | Рисуем музыку. Пабло Пикассо «Голубь мира» «Музыкальные инструменты народов мира» репродукции, рисунки, слайды, видеофрагменты. Понять замысел композитора и изобразить картины природы при помощи художественных средств. Рисунок М.Ю.Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони» | А.Ильинский «Биографии композиторов». « Музыкальный словарь в рассказах» Формирование словаря эмоциональных состояний для разговора о музыке. | Историческая справка: История праздника-Международный День 8 марта; «День защитника отечества, «День Победы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция в преподавании уроков музыки
Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...
ЭОР и их роль в преподавании информатики в начальной школе
Роль ЭОР в преподавании предмета информатика в начальной школе...
Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки начальной школы
"Она вся - порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нерв...
"Элементы татарской музыки на уроках в начальной школе"
Предлагаемый вариант тематического планирования уроков музыки в начальных классах общеобразовательной школы предусматривает четкое планирование учебного материала с широким охватом национальной ...
Методика преподавания урока музыки в современной школе
Методическая разработка на тему "Методика преподавания урока музыки в современной школе"...
Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе (на примере интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Окружающий мир»)
В статье раскрывается содержание и особенности применения интегративного подхода в процессе организации и проведения уроков в начальной школе на примере дисциплин «Иностранный язык» и &laq...