Креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки
опыты и эксперименты по музыке на тему
Проблема над которой работает учитель на уроках и во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreativnyy_podhod_i_evristicheskie_metody_prepodavaniya_urokov_muzyki.docx | 20.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки
Учитель музыки Чумаченко Е.Р.
Проблема над которой работает учитель
«В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».
Сократ
«Жизнь – это процесс создания картины, а не стремление поскорее закончить».
Оливер Уиндел Холмс
«Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем».
Пауло Коэльо
«Никогда не теряй терпения – это последний ключ, отпирающий дверь».
Антуан де Сэнт Экзюпери
«Видеть и чувствовать – это быть, размышлять и жить».
Уильям Шекспир
«Основа всякой мудрости – есть терпение».
Платон
«Счастье – это не радость. Счастье – это отсутствие несчастья».
Александр Журба
В связи с последними событиями в нашей стране со всей очевидностью выразился кризис, поразивший страну в целом и культуру в частности. Социологические исследования выявили тенденции вытеснения эстетических потребностей и художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания.
Но несмотря на сложные социальные перемены начали активно прослеживаться позитивные сдвиги в социально-культурной сфере. Обновление общественных отношений неизбежно повлекло за собой изменения духовно-нравственных ориентиров и идеалов.
В сознании людей периодически происходит переоценка нравственно-эстетических требований, возвращение к историческим духовно-нравственные истокам, расширение интеллектуального кругозора. В настоящее время разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы, издаются учебники на основе национальных региональных культурных традиции. Программы ориентированы на внедрение в содержание учебного процесса народного музыкального творчества, фольклора и народной музыкальной культуры, понимаемых, как единое целое музыкально-исполнительской, авторской, слушательской, собирательной, народно-педагогической, обрядовой, праздничной деятельности различных народов России и Крыма в частности.
Разработана целая система, в которой приобщение школьников к искусству осуществляется на фоне общего и глубокого культурно-эстетического развития. И как мы понимаем центр этой системы – школа, а помощники наши различные внешкольные учреждения. Одним из главных критериев нашей работы является – полноценное развитие художественного восприятия и активное творчество школьников при использовании и взаимодействии различных видов искусства, актуализация метапредметных связей, активное внедрение новых методических разработок и лучшего опыта наших коллег и предшественников.
Проблема, над которой я работаю на уроках – креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки.
«Эвристика с греч. – нахожу
1 – система логических приемов и методических правил теоретического исследования.
2 – система обучения путем наводящих вопросов».
Краткий педагогический словарь
Современное эвристическое обучение основано на методе античного философа Древней Греции Сократа. Своих учеников Сократ приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ задавал следующий - уточняющий вопрос, и так далее до окончательного ответа. Так в беседе рождалось знание.
Целью эвристического обучения является помочь ученику сформировать собственные цели, осознать изучаемый материал, другими словами эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.
Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда отсутствие единой трактовки. Эвристическое обучение может подразумевать под собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа). Метод обучения - мозговой штурм, или технология творческого развития учеников.
Формы и методы эвристического обучения.
Формы и методы эвристического обучения – это эвристические уроки, проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.
Эвристический урок включает в себя задания на собственное творчество учащихся.
Примеры таких заданий
- Изобрести свои ноты, символы, знаки.
- Дать определение изучаемому понятию.
- Сочинить сказку, стихотворение, песню, очерк.
- Составить словарь, кроссворд, игру, программу концерта, свое задание для других учеников.
- Придумать образ рисуночный, музыкальный, словесный, нарисовать музыку, нарисовать картину природы.
- Изготовить поделку, маску.
- Разработать цели творческой работы.
Выделим следующие типы творческих работ
- Сочинение (стихи и сказки задачи, очерки).
- Педагогическое произведение (проведенные в роли учителя урок, составленный кроссворд, компьютерная программа, придуманная игра, викторина).
- Художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка).
- Техническое произведение (поделка, модель).
- Зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательные выступления, соревнования).
- Методологическое произведение (проверочное задание для учеников или тест).
Эвристические формы занятий включает в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.
Метод «вживания». Посредством чувственно образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Помогает применение словесных описаний типа: «Представь себе то, что ты растение, которые стоит перед тобой, голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни».
Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукты ученика, который может затем быть выражен им в устной форме, в письменной, в знаковой, в двигательной, музыкальной или рисуночной форме.
Метод символического видения. Он заключается в нахождении или построение учеником связи между объектом и его символы. После выяснения характера отношений символа и его объекты, например, свет – символ добра, спираль – символ бесконечности, голубь – символ мира, блин – символ масленицы.
Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Конечная цель эвристического обучения - творческая самореализация ученика. Эвристическое обучение можно применить практически к любому школьному предмету, главное – дать доступно для ребенка отрытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор хотя бы на бумаге, на уроке обществознания - придумать общество будущего, на уроке физкультуры - составить свой комплекс упражнений, на уроке музыки - сочинить песню и так далее.
Метод образного видения выражается в образной или символической форме. Такой метод развивает у учеников образные походы к познанию.
Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее. Например: «Придумайте необычные названия своим произведениям – стихам, рассказам, песням, рисункам».
Метод «Если бы …». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понимать устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода – сбор как можно большего числа идей. Работа происходит в группах по определённым правилам. Полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Оцениваются сделанные критические замечания, отбрасываются только те идеи, которые не были отвергнуты замечаниями и контр идеями.
Метод эвристических вопросов. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Как? Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения.
Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно. Используя различные подходы, выбирая формы и методы преподавания уроков музыки я, естественно, ставлю перед собой цель - формирование у учащихся эстетического отношения к жизни: труду, природе, искусству, личному поведению. В процессе эстетического воспитания на уроках музыки я стараюсь сформировать такие качества личности как:
- Стремление иметь определенную начитанность;
- Владение культурой речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли;
- Стремление к творчеству;
- Расширение интеллектуальных знаний и практических умений;
- Умение увидеть и услышать необычное в обычном;
- Желание развивать свои способности.
Для этого я использую раздаточный материал, иллюстрации, плакаты, наглядные пособия. Все это делает урок красочным и запоминающимся для ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция в преподавании уроков музыки
Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...
" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».
Урок технологии – это урок практической направленности и включение эвристических методов в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...
Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников
Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации ш...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ».
Разработанный урок по музыке...
Об эвристических методах на уроках литературы (2021г.)
Эвристическое обучение – это обучение через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины природы или культуры. Использование эвристических методов на уроках литературы способствуе...
Эвристический метод на уроках физики.
Как давно в педагогике используется эвристический метод? Оказывается, что очень давно. В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практиковавшуюся Сократом, когда учитель приводит учен...
Эвристические методы на уроках английского языка как инструмент интеллектуального развития обучающихся.
В данной статье рассматриваютя принципы м методы эвристического обучения на уроках английского языка,...