Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников
статья по музыке на тему
Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке».
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 46.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников
МАОУ «СОШ №17»
Учитель музыки
Ткаченко О.И.
Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке».
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество, креативность – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Креативность является одним из важнейших психологических образований, обусловливающих успешность человека в самых разных областях деятельности. Развитие креативности – одна из приоритетных задач современного образования.
Под развитием креативности на уроках музыки мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение музыкальными ЗУНами в разных областях учебной деятельности.
Уникальные психофизиологические возможности младших школьников позволяют считать этот возраст самым благоприятным периодом для формирования творческих способностей у учащихся с помощью искусства. Развитие творческого мышления учащихся имеет продолжение и в последующих классах, где глубокое переживание художественных произведений осмысливают в своих мини-сочинениях о музыке.
Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, проявляет инициативу, активность и самостоятельность. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности школьников.
Какие пути и педагогические приемы развития креативности в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?
Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка.
Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. (Приложение 1).
Процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности.
Творческая деятельность на уроках музыки должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер. В качестве примера возьмём работы детей 2 класса. В рамках темы «Колыбельные» дети выполняли творческое задание «Моя колыбельная» (Приложение 2), таким образом у детей складывалось общее представление о жанре русской народной песни, её историческом развитии. Дети исполняли песни, рисовали по теме рисунки, проводили параллели фольклорной музыки и современной, а так же искали связи с живописью и литературной основой песен. Таким образом, школьники синтезировали разные виды искусств при разборе колыбельной песни. Хочется привести ещё несколько творческих работ на тему фольклора, это работы по темам: «Фольклор – народная мудрость» (Приложение 3), «Обряды и праздники русского народа. Встреча весны» (Приложение 4), где дети вырезали и раскрашивали жаворонков с весенними закличками, а затем вешали их на дерево – зазывали Весну-Красну.
С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей.
Существует множество типов творческих заданий, интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.
Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.
На уроках музыки обучающиеся создают творческие работы – пишут сочинения, стихи, выражают музыкальные и литературные образы в картинах (Приложение 5).
Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки (Приложение 6).
Ребусы на музыкальном материале – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста. Ребус способствует развитию воображения, остроумия, находчивости и других важных для ребенка личностных свойств. Он преследует и прагматические цели – учит поиску, варьированию, комбинаторике (Приложение 7).
Итак, уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности.
Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.
Человек воспринимает окружающую действительность как нечто целое, единое в своём многообразии. В обучении же различные учебные предметы расчленяют этот целостный мир на отдельные части, которые изучаются отдельно друг от друга. Это даёт возможность более углубленно изучать каждую науку, но при этом разрушается целостность картины мира. Поэтому прогрессивные методисты прошлого считали, что показателем широкой образованности учителя является его способность охватить связи между различными предметами, умение провести параллель со смежным предметом. В классической педагогике наиболее полное обоснование межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский. Интеграция вытекает из межпредметных связей (в переводе это слово означает «цельный», «слитный»).
Синтез искусств открывает новые пути гуманизации и гуманитаризации современного образования, духовного воспитания школьников и интегрированного обучения.
Еще Ромен Роллан говорил: «Границы отдельных видов искусств отнюдь не столь абсолютны, как это полагают теоретики искусства, ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом».
На уроках, где используется интеграция и синтез искусств, органично сочетаются знания по литературе, истории, театру, изобразительному искусству, но зерном таких уроков является музыка, а взаимодействие искусств необходимо для более полного раскрытия образа и для установления на уроках обратной связи, т.е. учащиеся слушают музыку и передают возникшие чувства посредством слова (рассказ, стихотворение,
сочинение), красок (создают картины), сочиняют музыку на свои стихи или на стихи известных поэтов, на музыку пишут стихи.
Предлагаемые творческие задания на прослушанные произведения:
1. На прослушанную музыку дать рецензию.
2. Что хотел сказать композитор, написать "звуковое письмо"
(музыкальные интонации воплотить в слова).
3. Описать образ и характер композитора.
4. Отразить в цветовых пятнах.
5. Графически изобразить мелодическую линию.
6. Отразить образами - нарисовать картину.
7. Написать сочинение (литературное).
8. Написать стихи на музыку.
9. Написать музыку на стихи.
Программа «Музыка» имеет огромные возможности для интегрирования с другими предметами гуманитарного цикла. Не случайно именно на основе взаимовлияния и синтезирования различных видов искусств строятся программы по музыке.
Д.Б.Кабалевский писал: «Опора на песню, танец, марш раскрывает широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества». В программу Е.Д. Критской, основанной на программе Д.Б. Кабалевского, широко включены синтетические, по своей природе, искусства, неразрывно связанные с литературой, поэтическим словом, драматургией, изобразительным искусством. Сочетание различных видов искусства на уроках даёт целостное восприятие художественного образа. Если на уроках музыки присутствуют литературные образы, приводятся примеры отдельных произведений изобразительного искусства, проводится связь с историей, то это помогает целостному восприятию образа, даёт возможность воссоздать облик, определённой исторической эпохи во всей её противоречивости. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.
Взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства особенно широко используется в 5 классе. Ребята начинают видеть не отдельно музыку, отдельно литературу, отдельно живопись, а искусство в целом, как образное отображение мира. В программу включены такие темы как: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах», «Музыкальная живопись и живописная музыка», «Музыка на мольберте». А в теме «Застывшая музыка» школьники проводят аналогии архитектуры и музыки. Создают презентации с детальным описанием музыкальности в шедеврах архитектурного творчества (Приложение 8).
Интеграция музыки с изобразительным искусством, литературой и историей соответствует соотношению 6:2.5:1.5.
Например, в рамках интеграции музыки и изобразительного искусства, в разных классах есть темы, которые подчинены одной общей теме «Картины природы в музыке». Так, в курсе 1-го класса есть темы «Музыка осени», во 2-ом классе – «Природа и музыка». Темы: «Образы утренней и вечерней природы» и «Образы природы в музыке Г.Свиридова в 3 классе. В 4 классе такие темы как: «Рассвет на Москве-реке», «Зимнее утро. Зимний вечер». В 6 классе тема «Космический пейзаж. Быть может, вся природа – мозаика цветов?»
Рассмотрим пример интеграции музыки, литературы и изобразительного искусства.
При изучении темы «Образы симфонической музыки «Метель» - музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина» в курсе 6-го класса учащимся предлагается дома прочитать литературный текст А.С.Пушкина, в классе внимательно рассмотреть картину «Тройка» Н.С. Самокиша. После этого дается задание воссоздать на основе художественного образа – музыкальный, т.е. представить музыку, отражающую замысел художника. Музыкальный образ воссоздается с опорой на средства музыкальной выразительности (характер музыки, лад, темп, регистр, тембр, динамика, средства исполнения). Затем дети слушают музыкальное произведение «Тройка» Г.В. Свиридова и сравнивают собственный музыкальный образ тройки с образом, созданным композитором.
В рамках интеграции музыки и литературы, при изучении тем 1-го полугодия «Музыка и литература» пятиклассники пишут свои рассуждения по теме «роль литературы и поэзии в музыке» и «Роль музыки в поэзии и литературе». По теме «Вокальная музыка» в курсе 5-го класса обучающимся предлагается вспомнить сюжет литературного произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Школьники знакомятся с понятием либретто (кратким литературным изложением оперы или балета), слушают арию Руслана из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», после чего проводят аналогию между музыкальным и литературным образом Руслана.
В рамках интеграции музыки и истории, при изучении темы «Конфликт как основа драматургии» в курсе 7-го класса школьникам рассказывается о вторжении фашистских войск на территорию Советского Союза, о блокаде Ленинграде, длившейся 871 день, о советском композиторе Д.Д. Шостаковиче, перенесшем блокаду и написавшем на основе данного исторического события симфонию № 7 «Ленинградская». Прослушивая симфонию, обучающиеся через средства музыкальной выразительности раскрывают тему вероломного нашествия фашистов, проводя параллель между историческим образом и музыкальным. Так же в других классах связь музыки и истории прослеживается в таких темах как: 2 класс – «Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский»; 3 класс – «Кантата «Александр Невский», «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»; 4 класс – «Святые земли Русской. Илья Муромец», «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»; 5 класс – «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. Ледовое побоище» и др..
Время требует от нас нового творческого подхода к проблемам художественного образования, подталкивает к поиску новых форм, путей и методов эстетического воспитания. Хочется верить, что мы сможем приблизить ребят к тому пониманию искусства, о котором хорошо сказал Н.Гоголь: "О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас, буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...
Статья "Развитие креативности мышления школьников с нарушением зрения"
Статья о развитии креативности мышления отражает методы, которые используются в моей работе со школьниками в коррекционной школе....
Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка
Данная статья посвящена развитию творческих способностей у обучающихся в процессе обучения иностранному языку...
"Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка"
quot;Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка"...
Развитие креативного мышления школьника на уроках английского языка
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...
Задания для развития креативного мышления школьников.
Креативность – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных схем мышления. Начать активно генерировать свежие идеи и воплощать их в жизнь можно с помощью ряда простых упражнени...
Развитие креативного мышления школьников на уроках английского языка.
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса о...
- Мне нравится (1)