Методики преподавания уроков музыки.
методическая разработка по музыке на тему

Мясникова Елена Анатольевна

В новых требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования выдвигаются на первый план проблемы развивающего образования, что невозможно без понятия проблемного обучения, где процесс творческого решения задачи включает в себя открытие нового: знаний, проблем и методов их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx22.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методики преподавания урока музыки в школе

Методическая работа

учителя музыки

МОУ «КСОШ №8» г. Кириши

Мясниковой Елены Анатольевны

В новых требованиях федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования выдвигаются на первый план проблемы развивающего образования, что невозможно без понятия проблемного обучения, где процесс творческого решения задачи включает в себя открытие нового: знаний, проблем и методов их решения.
Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Ушинский.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением.

Поэтому я стараюсь направить свою методическую работу на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления и творческой активности.

Актуальность темы обусловлена не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к получению информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.

Цель работы по методической теме:

-Формирование музыкально – творческих способностей учащихся.

-Формирование положительной учебной мотивации.

-Повышение познавательной активности учащихся.

-Раскрытие личностно – индивидуальных возможностей каждого учащегося.

Прогнозируемый результат:

- Уметь исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора.

-Уметь понимать истоки творчества, как эстетическое и философское осмысление реальных явлений жизни.

-Иметь представление о интонационно – образной природе музыки.

-Понимать зерна интонации в развитии музыкального произведения.

-Уметь исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.

-Сочинять мелодии на заданные поэтические тексты.

ЗАДАЧИ:  Развитие сознания, музыкального мышления детей; развитие эмоциональной сферы обучающихся; развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.

ПРОБЛЕМЫ современного музыкального школьного образования: использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства; внедрение новых образовательных технологий; использование инновационных форм работы; использование современных методов музыкального воспитания; использование принципов художественной дидактики.

 

В своей работе использую следующие методы:

Импровизация в интонировании

Сознательные занятия импровизацией с опорой на понимание того, что такое интонация и как из нее (как из зерна) выращивается мелодия, предусматриваются в программе лишь со второго класса. Основным стержнем при усвоении темы “Интонация” (во втором классе) могут быть совместные размышления учителя и учащихся о том, какую выразительно-изобразительную нагрузку несут в себе те или иные интонации, как в “зерне-интонации” оказывается заложенным характер целого произведения. Школьники убеждаются в этом сами, пробуя силы в импровизации на заданную им интонацию. Можно предложить ребятам “зерно-интонацию”, и они по очереди “выращивают” из маленького “зернышка” законченную мелодическую фразу, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации. Мои ученики очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать.

«Сочинение сочиненного».

Метод выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный (« сочиненный») мир, чтобы прожить («Сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочиненного. На уроках, посвященных творчеству Н. А. Римского – Корсакова и сказке А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» дети, имея на руках текст, пытаются встать в позицию композитора, и вывезти наружу то, что «спрятано» за строчками.

«Метод сочинения и импровизации»

Это возможность для учащихся на основе полученного образа осуществить творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. На уроках, посвященных творчеству Э.Грига и Г. Ибсена, дети становятся в позицию творца, композитора, исследователя. Исходя из представлений о том, что это за сказочные образы «Пуговичника», «Доврского деда», дети пытаются сочинить музыку в соответствии со своими представлениями и переживаниями. Не важно, споют ли они какую – то тему или сыграют на инструменте, важен факт перерождения первичного эмоционального импульса в музыку, музыкальную интонацию, которая впоследствии может вылиться в музыкальный образ.

«Метод отождествления»

То есть слияние своего «я» с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть. Здесь нужны знания истории, литературы, изобразительного искусства. В 7 классе тема «Образ борьбы и победы в Эгмонте» Л. Бетховена помогает учащимся прочувствовать внутреннее состояние графа Эгмонта. При этом основа музыкального произведения строится на знании драмы И. Гете «Эгмонт».

«Метод проблемного изложения материала»

Он направлен на привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Например, русская народная песня «Степь, да степь кругом». Почему она звучит в мажоре?  Эта проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения.

«Пластическое интонирование»

Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ.

Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки, через моторику своего тела. Этот метод связан с именем К. Орфа. Здесь можно вспомнить «Половецкие пляски» А. Бородина, «В пещере горного короля» Э. Грига.

 

Оценивание учебных достижений.

Все ли обучение должно быть проблемным? Нет, не все. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем. Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения. Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Однако уровень и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения.

Список литературы

.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. 17.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г. .Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г. .«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск 9,17. «Музыка в школе» 1-3, 2007г, 1-6 – 2008г., 1-5 – 2009 г. .«Искусство в школе» 4 1995г., 1-4 1996г., 2,4,6 1998г., 2,3 1999г., 2,3 2000г. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г, 2005г. Тузлаева Г.С., Учитель,2006г. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Академия развития, 2006г. .Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с 30.Песенные сборники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика преподавания урока по теме "Обработка шкур, волоса, щетины, пера и пуха" по природно-рефлексивной технологии"

Методическая разработка "Методика преподавания урока по теме "Обработка шкур, волоса, щетины, пера и пуха"   составлена по природно-рефлексивной технологии". Это система технологических терм...

"Методика преподавания урока по теме "Сбор и переработка крови" по природно-рефлексивной технологии"

 Методическая разработка "Методика преподавания урока по теме "Сбор и переработка крови"  составлена по природно-рефлексивной технологии". Это система технологических терминов с...

Методическая разработка урока "Методика преподавания урока по теме: «ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКОВ И ПОДЗАГОЛОВКОВ ТЕКСТА»

Проведение лабораторно-практической работы "Оформление заголовков и подзаголовков в тексте."...

Методическое сообщение по теме:«Планирование процесса обучения,методика преподавания урока фортепиано и организация домашней работы ученика» .

Методическое сообщение по данной теме включает в себя следующие разделы: планирование процесса обучения, задачи и содержание урока, подготовка педагога к уроку фортепиан...

Методическая разработка "Методика преподавания урока по классу баяна"

Методика обучения игре на музыкальных инструментах является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных музыкальных инс...

Методика преподавания урока музыки в современной школе

Методическая разработка на тему "Методика преподавания урока музыки в современной школе"...