Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Урок музыки в 6 классе
Цели и задачи урока:
1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;
2. Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;
3. Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.
4. Воспитать: интерес и любовь к классической музыке, чувство гармонии;
5. Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;
6. Расширить музыкальный кругозор учащихся.
Оборудование:фортепиано, СD– запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи и высказывания по теме урока, нотный материал.
Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки в 6 классе | 21.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект урока по музыке
в 6 классе
Тема урока: «Жизненная сила музыки И. С. Баха»
Цели и задачи урока:
- Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;
- Определить особенности содержания музыки И. С. Баха;
- Формировать: представление о стилистических особенностях музыки И. С. Баха, понятие «Сюита», навыки хорового пения.
- Воспитать: интерес и любовь к классической музыке, чувство гармонии;
- Развивать: умение определять музыку полифонического склада, ориентироваться в нотной записи, рассказывать о прослушанной записи, познавательные и мыслительные способности детей;
- Расширить музыкальный кругозор учащихся.
Оборудование: фортепиано, СD – запись, портрет И. С. Баха, иллюстрации по теме урока, стихи и высказывания по теме урока, нотный материал.
Музыкальный материал: И. С. Бах «Органная фуга», Д. Б. Кабалевский «Полифонический вокализ на тему И. С. Баха», И. С. Бах «Шутка» (2 варианта)
Этапы урока | Планируемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
I.Активная деятельность учащихся II.Формулирование теоретических знаний. III.Коллективная исполнительская деятельность Подведение итога. | Музыкальное приветствие учителя. Послушайте одно музыкальное произведение. (Звучит «Органная фуга И. С. Баха) Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Что скажете о музыке, которую сейчас слушали? Кто такой И. С. Бах? Как относились к музыке Баха церковные служители? А для кого Бах писал музыку? Как это отражалось в музыке? Как вы думаете, а какой по характеру был композитор? Что И. С. Бах выразил в своей музыке? А как же называется прослушанное произведение? Что означает понятие «Фуга»? Из чего «вырастает» такая музыка? А что такое «полифония»? Посмотрите на ноты. Что вы видите? Звучит тема «Фуги». Посмотрите на картину художника и композитора М. Чюрлёниса «Фуга». Что вы видите? Чем похожи эти два произведения? Эта картина помогает лучше понять построение этой музыкальной формы. Прочитайте высказывание И. С. Баха: «Каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности». Как вы понимаете это высказывание? Какие черты характера И. С. Баха открываются перед нами? У И. С. Баха много произведений полифонического склада. А как вы думаете, легко ли самим исполнять полифоническую музыку? Давайте попробуем. Перед вами произведение Д. Б. Кабалевского, которое построено на теме Баха. Посмотрите, вы видите слова в этом произведении? А мы можем исполнить это произведение без слов? А как называются такие произведения? Обратите внимание на нотную запись «Вокализа». На что обратили внимание? Как вы думаете, почему? Есть ли перерыв в звучании? Скажите, а мелодия второго голоса начинается вместе с первым? А как начинается мелодия второго голоса? Что это значит? Послушайте мелодию верхнего голоса. Звучит мелодия. Повторите ее. А теперь вы будете петь эту мелодию, а я – нижнюю. Вам понравилось исполнять полифоническое произведение? А теперь еще раз ответьте на вопрос, легко ли исполнять полифоническую музыку? Почему? Мы продолжим разучивать это произведение на следующем уроке. Какие ощущения у вас после исполненной музыки? Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях. Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Звучит «Шутка» в классическом исполнении. Какие чувства передала музыка? Как бы вы назвали это произведение? Эта пьеса из «Сюиты № 2». Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев. Как вы считаете, это произведение полифонического или гомофонического склада? Что такое «гомофония»? А что вы услышали в музыке? А какой инструмент исполнял главный голос? Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста и музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем, как главный голос, другие голоса и сопровождают ее и в то де время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом, как в полифонической музыке. Показ на фортепиано. А как вы думаете, музыка И. С. Баха современна, интересна в наши дни. Почему? Да, интерес к музыке И. С. Баха не угасает и сегодня. Известно много интерпретаций (исполнительских трактовок) его сочинений. К ним относится и это произведение. Звучит «Шутка» в современной обработке. Что нового услышали? Какой инструмент, по-вашему, звучал? Это – электроскрипка. Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и ВТО же время, понятны любому человеку. Прочитайте слова Д. Б. Кабалевского: «Бывают люди, которые видят то, что перед глазами, а бывают люди, которые много читают, много слушают, много замечают, а главное – много думают и много чувствуют – такие люди очень многое воспринимают в жизни и помогают другим людям понять многое». Скажите, этими словами мы могли бы сказать о И. С. Бахе? Почему? Человеком с большой буквы. Сегодня на уроке мы говорили о музыке И. С. Баха. Как вы считаете, в чем заключается сила его музыки? Я хочу, чтобы каждый из вас стал именно таким. Наш урок подошел к концу, я прошу вас отметить свои впечатления от урока. Спасибо за урок. | О классической музыке. О музыке Баха. Серьезная, задумчивая, строгая, исполнена на органе. Немецкий композитор XVIII века, служил в церкви святого Фомы кантором. Полагали, что его музыка отвлекает от религиозного настроения. Для простого народа. Его музыка была пронизана народными песенными и танцевальными интонациями, чтобы стать ближе к народу. Могучий духом, уверенный. Протест против контроля церкви над духовной и культурной жизнью народа. Фуга. Это форма полифонической музыки, в которой все голоса равнозначны. Из первоначальной темы – голоса. Многозвучие, многоголосие. Есть повторения мелодической линии. На картине елочка повторяется много раз, разного размера, расположена в разных местах картины, разными оттенками красок. Живописная форма аналогична музыкальной. Каждый человек (личность), даже голос в музыке имеет право высказать своё мнение, а другие должны его выслушать. Независимость, индивидуальность. Наверное, да. Нет. Да, на слог. Вокализы. Мелодия записана и черным и красным цветом. Разделение на 2 голоса. Нет. Если один голос молчит, то другой – звучит, говорит. Нет. Так же как у первого. «Вокализ» написан в полифоническом складе. Нет. Нужно слушать друг друга. Радость, веселье. Задор, легкость. Гомофонического. Когда музыка делится на главный голос и сопровождение (аккомпанемент). Слышен основной, главный голос и аккомпанемент, сопровождение. Флейта. Да. Понятна, выражает человеческие чувства. Необычное звучание, интересное, современное. Электрогитара. Да. Потому что своей музыкой он доказал, что нужно оставаться самим собой, свободным и независимым. В музыке Баха мы видим желание сделать человека благородным, свободным, гордым. (Дети рисуют на смайликах свое настроение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"
Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....
Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Времена года в музыке,живописи,литературе".
Данный урок проходит 2 четверти ....
Урок музыки на тему: "В чём сила музыки ?" для учащихся 6 класса.
На данном уроке формируются представления учащихся о связи музыки с жизнью....
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки" 2 полугодие
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"...
Урок музыки в 6 классе "Преобразующая сила музыки"
В. Моцарт «Реквием»Художественно-педагогическая идея урока:«Ты, Моцарт, БогИ сам того не знаешь».А. С. Пушкин...
Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»
Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...