Возможные концертные формы исполнения произведений на синтезаторе
материал по музыке по теме

Сироткин Александр Сергеевич

 

Семинар

«Клавишный синтезатор в музыкальном образовании.  Методология образования»

доклад на тему:

«Возможные концертные формы исполнения произведений на синтезаторе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad30112011.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Современный клавишный синтезатор, при грамотном употреблении, является источником богатейших возможностей для любого соприкоснувшегося с ним человека. Огромное количество всевозможных тембров, ритмов и эффектов – это лишь малая доля относительно того конечного продукта, который может выйти из-под пера, или в данном случае из-под пальцев, любого заинтересованного начинающего музыканта.

Лично я, когда-то пришёл к синтезатору один на один, и стал изучать его самостоятельно. В то время сложно было себе представить иной исход ситуации за отсутствием доступа к какой-либо необходимой информации по данному музыкальному инструменту,  когда даже слово «интернет» было, как нечто фантастическое. Именно теперь, пройдя уже некоторые шаги в освоении этого непростого электронного организма, я могу сказать, что во многом помогло именно самостоятельное изучение. Здесь сразу же определились все плюсы и минусы, более необходимые функции оттеснили второстепенные. Однако, из личного опыта, отмечу, что при создании первых музыкальных произведений  возникало множество трудностей, которых можно было бы избежать при наличии конкретного методического подхода.

    Сам собой напрашивается вывод  о том, что раз мы имеем дело с необыкновенным инструментом, то и формы реализации музыкального материала могут носить самый разнообразный характер. Это могут быть:

  1. концерты класса, в индивидуальной, ансамблевой или смешанной форме
  2. выступления, в которых синтезатор выполняет роль аккомпанирующего инструмента (солисту, ансамблю или хору)
  3. концерты в ансамбле с другим инструментом, например фортепиано, группой духовых или струнных инструментов
  4. выступления в составе оркестра или хора в качестве солирующего инструмента

Это лишь малый перечень того, что возможно создать во взаимодействии с синтезатором, инструментом, при работе с которым желания на дальнейшие творческие фантазии лишь увеличиваются, а не наоборот.

Так уж получилось, что начав работать в 2006 году и по сей день работая в дополнительном образовании, мне довелось применить данные формы на практике, поэтому хотелось бы подробнее остановиться на каждой, так как все они могут иметь различные способы реализации:

Концерты класса

Вопреки программным требованиям, всё чаще по причине наполняемости групп, обучение проводится среди детей с различной подготовкой, или вовсе без таковой, что, безусловно, осложняет образовательный процесс. Однако, и в таких случаях возможно подобрать тот самый, индивидуальный вариант, который не только шёл бы в ногу с программой, но и в первую очередь был бы интересен самому обучающемуся, независимо от возраста

для начинающих:

употребление необычных тембров и спецэффектов

возможность почувствовать себя частью разнообразной музыкальной палитры, например, при игре, с заранее записанным аккомпанементом. И тут не так важно, сколько конкретно различных партий будет исполнено на первом концерте учеником, главное, чтобы в дальнейшем у него не пропало желание увеличивать их количество и постигать более сложные задачи.

для детей уже имеющих небольшую практику игры на инструменте:

разнотембровость и многоголосие, возможность поучаствовать в жизни каждой отдельной группы инструментов, так же, либо с заранее прописанными голосами, либо в условиях ансамбля с другим обучающимся или педагогом

первые шаги в автоаккомпанементе - как вариант, можно делать в режиме записи, без потери мелодических голосов и всевозможного фонового наполнения, что, безусловно, сделает произведение ярче и доставит массу удовольствия ребёнку, а так же подчеркнёт необходимость и значимость его аккомпанемента, как самостоятельно, так и в ансамбле с другим обучающимся или педагогом

для более зрелых обучающихся:

возможность максимально самостоятельно озвучить большую часть музыкального материала, со всеми вспомогательными переключениями, а так же записывать и редактировать, при необходимости, своё собственное исполнение  

Результат даст только последовательное постижение и решение конкретных задач, отсутствие излишнего скорого продвижения по темам, без должного их осознания и освоения.

Роль аккомпанирующего инструмента

Аккомпанемент, одна из основных функций синтезатора. Учитывая колоссальные возможности инструмента, это может быть, как автоаккомпанемент с использованием конкретного стиля, так и аккомпанемент самостоятельно записанный. В данном случае надо помнить, что при всей важности функции аккомпанемента главенствующая роль отводится солисту, которого он ни в коей мере не должен переигрывать или вовсе заглушить, а наоборот поддерживать и взаимодействовать с ним. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к выбору инструментов звучащих во время пения,  и, возможно, необходимости более насыщенных вариаций во время вступления, проигрыша, и окончания.

В ансамбле с другим инструментом

Очень важно, чтобы синтезатор звучал именно в ансамбле, а не отдельно от него. Выбор тембра должен быть приближен к другому звучащему инструменту или группе таковых, однако обязательно обладать некой особенностью, несколько выделяющей его, но не выходящей за рамки ансамбля. При этом надо помнить, что каждый отдельно взятый инструмент  имеет различную динамику или динамические оттенки

В качестве солирующего инструмента

Помимо очевидно ярких и самодостаточных инструментов, здесь, безусловно, могут быть всевозможные спецэффекты или тембры их создающие, например звон колокола, или рождественские колокольчики, а также тембры стандарта XG. Стоит помнить ещё о том, что при выборе тембра какого-либо конкретно существующего инструмента  мы имеем возможность выйти за рамки его диапазона, и, возможно, именно там найти необходимый для соло колорит.

На данный момент итогом моих творческих исканий стала форма музыкального спектакля, проводимого совместно с классом сольного пения и хореографии. В этом творческом тандеме детей завораживает абсолютно всё, они сами управляют процессом, активно в нём участвуют, а главное, опираясь на конкретный сюжет, могут сами определить необходимость того или иного музыкального оформления, понимая, что в данном случае музыка – это душа спектакля.  

Заключение:

К великому сожалению, ни одна программа, и ни одна методика не раскрывает внутреннее содержание данного инструмента так полно, как он того заслуживает. Но, безусловно, синтезатор может стать той самой волшебной палочкой для ребёнка, с помощью которой он сможет реализовать через музыку свои творческие начинания, а мы педагоги, можем помочь сделать это более профессионально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма исполнения спортивного бального танца

Цель данной разработки - показать, что нестандартный подход к обычным видам деятельности учащихся может качественно изменить посещаемость направления и повысить его социальность....

Форма музыкального произведения (рондо).

открытый урок по теме "Форма музыкального произведения".  Описание хода урока....

Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".

Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах -- один  из любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях. ...

Содержание и форма художественного произведения

Короткий теоретический материал о форме художественного произведения....

Конспект открытого индивидуального занятия по вокалу "Исполнение произведений в фальцетном регистре" (средний школьный возраст)

В  конспекте открытого индивидуального занятия "Исполнение произведений в фальцетном регистре" для учащегося среднего школьного возраста на примере изучения произведений "Радость моя" и "Если мы ...

Сценарий школьного конкурса юных чтецов на лучшее исполнение произведений С.А. Есенина «Как прекрасна, Земля, И на ней человек...»

Школьный Конкурс юных чтецов на лучшее исполнение произведений С.А. Есенина «Как прекрасна, Земля,  И на ней человек...»  является этапом районного конкурса юных чтецов, по...

Методическая разработка "Стилистические особенности исполнения произведений эпохи Барокко. Обзор раздела "Полифонические произведения" в Хрестоматии педагогического репертуара "Альбом ученика-пианиста. 5 класс." (Составители Г. Цыганова, И. Королькова)."

Разработка посвящена вопросам творческого изучения наследия авторов различных композиторских школ с помощью привлечения дополнительного теоретического ознакомительного материала, различным вариантам и...