Конспект открытого индивидуального занятия по вокалу "Исполнение произведений в фальцетном регистре" (средний школьный возраст)
план-конспект занятия (6 класс) на тему

В  конспекте открытого индивидуального занятия "Исполнение произведений в фальцетном регистре" для учащегося среднего школьного возраста на примере изучения произведений "Радость моя" и "Если мы будем дружить" рассматриваются этапы занятия, включающие  артикуляционную гимнастику, произношение скороговорок, распевки, работу над выразительным исполнением произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия.

Вокальная студия «Мелодия»

Педагог: Куковякина Ангелина Александровна.

Концертмейстер: Панченко Оксана Васильевна.

Воспитанница: Юрчак Кристина (1 год обучения).

Тема: «Исполнение произведений в фальцетном регистре».

Цель: Создать общее представление о фальцетном регистре.

Задачи:

  1. Рассказать о наиболее красивом и выразительном качестве, которым обладает человеческий голос, голос певца, а именно такими как: яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, не утомляемость. Рассмотреть распевки, которые направлены на преодоление определенных трудностей в сфере развития фальцетного регистра.
  2. Тренировать фальцетный регистр при гармоническом соотношении функций дыхания, гортани, голосовых связок (атаки) и резонаторов.
  3. Тренировать голосовой аппарат с одного регистра на другой, на каждом из следующих звуков, без придыхания во время исполнения последования.
  4.  Выявить основные трудности в данной теме.
  5. Применить на практике, используя навыки фальцетного регистра.
  6. Уметь исполнять произведения на фальцетном регистре.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Обсуждение темы.
  3. Артикуляционная гимнастика ротовой полости, для подготовки голосового аппарата, к исполнению произведений.
  4. Четкое произношение скороговорок.
  5. Распевки.
  6. Исполнение песни «Радость моя» - работа над фальцетным регистром, переход с низкой партии на высокую.
  7. Исполнение песни «Если мы будем дружить» - разучивание песни поэтапно (по куплетам), тренировка фальцетного регистра.
  8. Заключение.

Ход занятия:

I.Здравствуй Кристина! Очень рада тебя видеть на занятии!

Тема сегодняшнего нашего занятия: «Исполнение произведений в фальцетном регистре».

Давай Кристина вспомним, какие песни, мы с тобой изучили, а какие еще только готовим?

(………….)

Давай поделимся сегодня своим настроением друг с другом и ответим на один вопрос: «Соответствует ли твое настроение тем песням, которые ты сегодня будешь исполнять?»

(…………..)

II. Перед приветствием я сказала тебе тему сегодняшнего нашего занятия, это «Исполнение произведений в фальцетном регистре». Прежде чем мы начнем сам процесс нашего занятия, давай немного пообщаемся на нашу тему.

Итак, сейчас я тебе расскажу, что же такое фальцетный регистр, и каие регистры бывают еще.

Фальцетный регистр -  это замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается.

Помимо фальцетного регистра существуют еще грудной регистр и средний.

Грудной регистр – это полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила.

А средний регистр – это регистр, который находится непосредственно между грудным и фальцетным регистром.

Как я тебе уже рассказывала на самом первом занятии, что наше пианино делится на 3 части: мишки (низкие нотки – грудной регистр), лисички (средние нотки – средний регистр), птички (высокие нотки – фальцетный регистр).

Я думаю, что после повторения материала и изучения нового, труда в самом ходе занятия нам ни какого не составит.

III. Очень хорошо! Наше занятие, мы начнем с артикуляционной гимнастики ротовой полости.

- Мысленно режем капусту (покусываем полностью свой язык).

- Пытаемся дотянуться кончиком языка для носика.

- Лопаем шарики (протыкаем пальчиками рук надутые щеки).

- Покусываем верхнюю и нижнюю губу.

- Полощем ротик (язычок по всей полости закрытого рта).

Достаточно! Очень хорошо! Спасибо!

Давай обратим наше с тобой внимание на несколько упражнений дыхательной системы! 

- Мысленно задуваем воображаемую свечу.

Держим ладони рук напротив лица. Вдыхаем, не спеша начинаем дуть на воображаемую свечу. Когда начинаешь дуть, обрати внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха происходит перестройка с вдоха на выдох. (Не забывай, что животик должен отталкиваться «как мячик»)

Повторяем это упражнение 3 раза.

- Прикрываем правую сторону носика, дышим левой 5 раз, после того как мы заканчиваем это упражнение, меняем сторону носа и делаем тоже самое с другой стороной.

- Плавно берем вдох через нос, выдыхаем резко через рот, задерживаем дыхание постепенно втягивая живот в себя, считаем до 10 и выдыхаем, по окончанию этого упражнения, плавно выдыхаем и повторяем это упражнение снова.

Очень хорошо! Молодец! Достаточно!

IV. Далее, давай с тобой проговорим несколько скороговорок.

- «Ехал Грека, через реку, видит Грека, в реке рак, сунул Грека, руку в реку, рак за руку, Греку цап».

- «От топота копыт, пыль по полю летит, пыль по полю летит, от топота копыт».

- «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора».

- «Драводреворубы рубили дубы».

- «Налогооблагаемая благодать».

Молодец! Хорошо!

V. Следующий наш этап занятия, это распевки.

1. Ма-мэ-ми-мо-му (распевка на четкость звуков).

2. Ле-ли-ле-ли-ле-ли-ле-ли-ле (активность губ, остренький язычок).

3. Я-а-а-а-а-а-а (по звукам трезвучия в прямом и обратном движении).

        Дополнительные распевки + упражнения на данную тему, а так же объяснение некоторых моментов, касающихся этой темы.

  • для меццо-сопрано от «ре», «до-диез» спускаться вниз на квинту на гл. А и петь как бы поверх предыдущего звука. Данное упражнение на сглаживание переходных нот от микста к грудному звучанию.
  • для выявления перелома у меццо-сопрано применима гамма фа-мажор в пределах квинты в медленном темпе на гл. А, начиная со звука «до» второй октавы.
  • чтобы сгладить головной и центральный регистры и сделать переходные ноты удобными и незаметными их надо округлить и прикрыть подходя к звукам «ми», «фа», «фа-диез» 2 окт., надо вообразить, что вместо А произноситься О не меняя формы рта, а на «фа» и !фа-диез» на последних переходных нотах вообразить, что произноситься У без изменения формы рта.
  • на развитие закругления переходных нот (сглаживания) женских голосов упражнение – не меняя положения губ мысленно произносить звук О, а так же чередуя А и О, произносить несколько раз не изменяя формы губ и двигая челюстью, потом перенести упражнение на пение.
  • для мужских голосов работа над звуками, расположенными перед переходными звуками (кварта, квинта) данным приемом – все большее и большее округление гласной, максимальное ее приближение к характеру звучания в верхнем прикрытом регистре.
  • для мужских голосов исполнение «а» + «е» для правильного формирования звуков смешанного характера (грудной + головной) .

Молодец Кристина! Все вспомнила!

VI.А теперь, непосредственно переходим к самому исполнению произведений.

И начнем мы уже с известной нам песни «Радость моя».

Здесь мы должны для начала вспомнить о том, какая это песня по характеру и как она исполняется (минорная она или мажорная).

(….….)

Очень хорошо! Молодец!

А теперь давай по каждым строчкам и словам смотреть, где у нас переход от низкой партии к высокой?

(………)

Молодец! Хорошо!

VII.А теперь мы поработаем над недавно изученной песней, которая называется: «Если мы будем дружить».

Эту песню мы разберем поэтапно. В каждом куплете, ты должна определить, где и в какой строчке у нас осуществляется переход на фальцетный регистр.

(………)

Хорошо!

VIII.Как ты думаешь? Наши поставленные задачи и цель были выполнены в течении занятия? Если нет, то почему?

(……….)

Подведем итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания фальцетному регистру голоса и другим регистрам.

Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю тебе ответить на несколько вопросов.

        Итак, первый вопрос:

  1. Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).
  2. Человек,  поющий песни на сцене (певец).
  3. Полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила (грудной регистр).

Правильно! Спасибо Кристина! Молодец!

И в заключении нашего занятия, я хочу тебя поблагодарить за твое старание и внимание! Большое спасибо!

Твоим домашним заданием , остается повторение изученного материала дома.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия.

Вокальная студия «Мелодия»

Педагог: Куковякина Ангелина Александровна.

Концертмейстер: Панченко Оксана Васильевна.

Воспитанница: Юрчак Кристина (1 год обучения).

Тема: «Исполнение произведений в фальцетном регистре».

Цель: Создать общее представление о фальцетном регистре.

Задачи:

  1. Рассказать о наиболее красивом и выразительном качестве, которым обладает человеческий голос, голос певца, а именно такими как: яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, не утомляемость. Рассмотреть распевки, которые направлены на преодоление определенных трудностей в сфере развития фальцетного регистра.
  2. Тренировать фальцетный регистр при гармоническом соотношении функций дыхания, гортани, голосовых связок (атаки) и резонаторов.
  3. Тренировать голосовой аппарат с одного регистра на другой, на каждом из следующих звуков, без придыхания во время исполнения последования.
  4.  Выявить основные трудности в данной теме.
  5. Применить на практике, используя навыки фальцетного регистра.
  6. Уметь исполнять произведения на фальцетном регистре.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Обсуждение темы.
  3. Артикуляционная гимнастика ротовой полости, для подготовки голосового аппарата, к исполнению произведений.
  4. Четкое произношение скороговорок.
  5. Распевки.
  6. Исполнение песни «Радость моя» - работа над фальцетным регистром, переход с низкой партии на высокую.
  7. Исполнение песни «Если мы будем дружить» - разучивание песни поэтапно (по куплетам), тренировка фальцетного регистра.
  8. Заключение.

Ход занятия:

I.Здравствуй Кристина! Очень рада тебя видеть на занятии!

Тема сегодняшнего нашего занятия: «Исполнение произведений в фальцетном регистре».

Давай Кристина вспомним, какие песни, мы с тобой изучили, а какие еще только готовим?

(………….)

Давай поделимся сегодня своим настроением друг с другом и ответим на один вопрос: «Соответствует ли твое настроение тем песням, которые ты сегодня будешь исполнять?»

(…………..)

II. Перед приветствием я сказала тебе тему сегодняшнего нашего занятия, это «Исполнение произведений в фальцетном регистре». Прежде чем мы начнем сам процесс нашего занятия, давай немного пообщаемся на нашу тему.

Итак, сейчас я тебе расскажу, что же такое фальцетный регистр, и каие регистры бывают еще.

Фальцетный регистр -  это замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается.

Помимо фальцетного регистра существуют еще грудной регистр и средний.

Грудной регистр – это полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила.

А средний регистр – это регистр, который находится непосредственно между грудным и фальцетным регистром.

Как я тебе уже рассказывала на самом первом занятии, что наше пианино делится на 3 части: мишки (низкие нотки – грудной регистр), лисички (средние нотки – средний регистр), птички (высокие нотки – фальцетный регистр).

Я думаю, что после повторения материала и изучения нового, труда в самом ходе занятия нам ни какого не составит.

III. Очень хорошо! Наше занятие, мы начнем с артикуляционной гимнастики ротовой полости.

- Мысленно режем капусту (покусываем полностью свой язык).

- Пытаемся дотянуться кончиком языка для носика.

- Лопаем шарики (протыкаем пальчиками рук надутые щеки).

- Покусываем верхнюю и нижнюю губу.

- Полощем ротик (язычок по всей полости закрытого рта).

Достаточно! Очень хорошо! Спасибо!

Давай обратим наше с тобой внимание на несколько упражнений дыхательной системы! 

- Мысленно задуваем воображаемую свечу.

Держим ладони рук напротив лица. Вдыхаем, не спеша начинаем дуть на воображаемую свечу. Когда начинаешь дуть, обрати внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха происходит перестройка с вдоха на выдох. (Не забывай, что животик должен отталкиваться «как мячик»)

Повторяем это упражнение 3 раза.

- Прикрываем правую сторону носика, дышим левой 5 раз, после того как мы заканчиваем это упражнение, меняем сторону носа и делаем тоже самое с другой стороной.

- Плавно берем вдох через нос, выдыхаем резко через рот, задерживаем дыхание постепенно втягивая живот в себя, считаем до 10 и выдыхаем, по окончанию этого упражнения, плавно выдыхаем и повторяем это упражнение снова.

Очень хорошо! Молодец! Достаточно!

IV. Далее, давай с тобой проговорим несколько скороговорок.

- «Ехал Грека, через реку, видит Грека, в реке рак, сунул Грека, руку в реку, рак за руку, Греку цап».

- «От топота копыт, пыль по полю летит, пыль по полю летит, от топота копыт».

- «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора».

- «Драводреворубы рубили дубы».

- «Налогооблагаемая благодать».

Молодец! Хорошо!

V. Следующий наш этап занятия, это распевки.

1. Ма-мэ-ми-мо-му (распевка на четкость звуков).

2. Ле-ли-ле-ли-ле-ли-ле-ли-ле (активность губ, остренький язычок).

3. Я-а-а-а-а-а-а (по звукам трезвучия в прямом и обратном движении).

        Дополнительные распевки + упражнения на данную тему, а так же объяснение некоторых моментов, касающихся этой темы.

  • для меццо-сопрано от «ре», «до-диез» спускаться вниз на квинту на гл. А и петь как бы поверх предыдущего звука. Данное упражнение на сглаживание переходных нот от микста к грудному звучанию.
  • для выявления перелома у меццо-сопрано применима гамма фа-мажор в пределах квинты в медленном темпе на гл. А, начиная со звука «до» второй октавы.
  • чтобы сгладить головной и центральный регистры и сделать переходные ноты удобными и незаметными их надо округлить и прикрыть подходя к звукам «ми», «фа», «фа-диез» 2 окт., надо вообразить, что вместо А произноситься О не меняя формы рта, а на «фа» и !фа-диез» на последних переходных нотах вообразить, что произноситься У без изменения формы рта.
  • на развитие закругления переходных нот (сглаживания) женских голосов упражнение – не меняя положения губ мысленно произносить звук О, а так же чередуя А и О, произносить несколько раз не изменяя формы губ и двигая челюстью, потом перенести упражнение на пение.
  • для мужских голосов работа над звуками, расположенными перед переходными звуками (кварта, квинта) данным приемом – все большее и большее округление гласной, максимальное ее приближение к характеру звучания в верхнем прикрытом регистре.
  • для мужских голосов исполнение «а» + «е» для правильного формирования звуков смешанного характера (грудной + головной) .

Молодец Кристина! Все вспомнила!

VI.А теперь, непосредственно переходим к самому исполнению произведений.

И начнем мы уже с известной нам песни «Радость моя».

Здесь мы должны для начала вспомнить о том, какая это песня по характеру и как она исполняется (минорная она или мажорная).

(….….)

Очень хорошо! Молодец!

А теперь давай по каждым строчкам и словам смотреть, где у нас переход от низкой партии к высокой?

(………)

Молодец! Хорошо!

VII.А теперь мы поработаем над недавно изученной песней, которая называется: «Если мы будем дружить».

Эту песню мы разберем поэтапно. В каждом куплете, ты должна определить, где и в какой строчке у нас осуществляется переход на фальцетный регистр.

(………)

Хорошо!

VIII.Как ты думаешь? Наши поставленные задачи и цель были выполнены в течении занятия? Если нет, то почему?

(……….)

Подведем итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания фальцетному регистру голоса и другим регистрам.

Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю тебе ответить на несколько вопросов.

        Итак, первый вопрос:

  1. Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).
  2. Человек,  поющий песни на сцене (певец).
  3. Полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила (грудной регистр).

Правильно! Спасибо Кристина! Молодец!

И в заключении нашего занятия, я хочу тебя поблагодарить за твое старание и внимание! Большое спасибо!

Твоим домашним заданием , остается повторение изученного материала дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого индивидуального занятия по обучению пересказу детей с ЗПР "Пересказ сказки К. И. Чуковского «Цыпленок». Закрепление темы: «Домашние птицы».

Цели занятия: учить рассказывать прослушанный текст с опорой на картинки; связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние птицы...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Конспект открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для зрителей телеканала «Москва 24» с целью популяризации возможностей людей со слуховой депривацией

Фрагмент занятия по теме «Дифференциация звуков С-Ц, слуховое  восприятие текста «Поход», показан 31 октября  2016 года в передаче «Жизнь в большом городе» (удо...

Конспект открытого индивидуального занятия "Наш дом"

Задачи:образовательные:Систематизировать знания ребенка о доме, частях дома, признаках дома.Учить использовать полученные знания в дидактических играх и упражненияхРасширять словарный запас (существит...