Содержание и форма художественного произведения
статья по литературе (10 класс) на тему
Короткий теоретический материал о форме художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Форма и содержание произведения | 14.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма и содержание художественного произведения.
В любом литературном явлении отражается реальная действительность. Рассматривая произведение, мы сопоставляем то, что в нем отображено с самой действительностью. Но для каждого человека и художника объективная действительность отражается в разных формах.
Содержание – это не только объективная реальность, но и действительность, отраженная в сознании автора. Т.е. субъективно воспринятая. Т.е. содержание художественного произведения заключает в себе определенную оценку реальной действительности, которую она получает в своей форме. Форме важно, чтобы любой ее элемент помогал раскрывать содержание произведения. При этом содержание ищет для себя форму, благодаря которой оно может быть выражено полно и ярко. Не художник создает форму, а содержание, преломляясь в творческом сознании автора получает определенную форму выражения.
Разграничивать содержание и форму сложно, можно только теоретически.
В содержании выделяют 2 стороны: 1. объективная сторона, которая существует независимо от воли художника; 2.Субъективная сторона, которая заключается в авторском восприятии всех этих явлений.
Содержание
Что изображает Что выражает
Объективное явление Субъективное явление
Предмет изображение- объективная сторона- оформляется как тема произведения. Субъективная сторона определяет проблематику произведения. Тождество объективного и субъективного заключается в идее произведения.
Элементы содержания: тема, идея, проблема, пафос, характеры, персонажи.
Элементы формы: конкретные образы, композиция, язык, речь персонажей, стиль, ритм – образующие элементы прозы и стиха, жанр, род, вид. Формой художественного произведения называют способ выражения его идейно-тематического содержания.
Существуют промежуточные категории, выражающие единство формы и содержания. Это фабула – событийная сторона произведения, и конфликт, который принадлежит и форме и содержанию.
Тема, проблема художественного произведения.
Тема – это то, что положено в основу любого художественного произведения – что и о чем. Определить тему – не значит пересказать сюжет, т.к. тема является обобщением, в котором соединяются подтемы. Например, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» тема – жизнь русского общества в период войны с Наполеоном. Частные темы: жизнь народа, судьбы отдельных героев, русское дворянство и т.д. Все эти ответвления составляют тематику произведения. Тематика определяется взглядами писателя, его мировоззрением, эпохой, культурно- историческими связями.
Проблема – это идейное осмысление писателя той действительности, которую он изображает. Художник не только механически переносит жизнь в свое произведение, но и определенным образом ее объясняет. Общее понятие проблемы включает в себя деление на частные проблемы, что составляет проблематику произведения.
Художественная идея.
Идея – это то, ради чего написано произведение. В творческом процессе идея всегда предшествует теме. Идейное содержание связано с позицией автора, его мировоззрением, жизненной философией.. Идея раскрывается через конкретные образы. Например, в лирических произведениях художественная идея раскрывается через чувства, эмоциональное состояние. Понять идею – значит осмыслить и прочувствовать внутреннее содержание.
Т.о. художественное содержание произведения включает 3 уровня:
1. Жизненное содержание, которое отражено в произведении.
2. Художественное воплощение жизненного содержания, которое раскрывается в сюжете.
3. Формообразующий уровень, на котором рассматриваются отношения между идеей и формой.
Поэтому анализ художественного произведения включает: 1.Тема; 2.Проблема; 3.Сюжет, композиция; 4.Идея; 5.Художественные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства
Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства...
Жизненное содержание и форма музыкальных произведений (7 класс)
Понятие симфонии, как музыкальной формы, области ее применения на примере "Симфонии № 40" В.А. Моцарта...
6 класс. Литература. Урок 1. Художественное произведение. Содержание и формы. Автор и герой.
Художественное произведение. Содержание и формы. Автор и герой.Художественное произведение. Содержание и формы. Автор и герой....
Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.
Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век....
Понятие содержания и формы литературного произведения, их взаимосвязь, подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ...
Технологическая карта урока по теме: "Художественное произведение. Содержание и форма"
Вводный урок...
Понятие содержания и формы литературного произведения, их взаимосвязь
Подготовка к ЕГЭ по литературе...