Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".
статья по теме
Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах -- один из любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях. Этот вид музицирования обогащает музыкальные впечатления, расширяет кругозор, развивает музыкальные способности. .Дети знакомятся с различными инструментами --узнают их устройство,учатся приёмам игры,запоминают тембровую окраску. Играя в шумовом ансамбле,приобретают навыки игры в ансамбле, привыкают действовать в коллективе; появляется чувство взаимопомощи,внимания к другим исполнителям, ответственности. Раскрывается творческий потенциал, прививается эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintezatordokument_microsoft_word.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Шумовой ансамбль, как одна из форм работы на уроках в кружке «Синтезатор»(с детьми 6-7 лет).
Обучение детей в кружке «Синтезатор» имеет свои особенности. Набор детей производится независимо от их природных данных и без обязательного наличия инструмента. Кроме того, что ребёнок лишён возможности повторения и закрепления пройденного материала в домашних условиях, часто отсутствует контроль со стороны родителей (ведь это же не музыкальная школа, а всего лишь кружок).
Сам процесс обучения на синтезаторе тоже представляет для ребёнка определённую сложность. Выступать в роли солиста оркестра, слышать себя, играть в заданном темпе, войти в метро- ритмический рисунок выбранного стиля, вовремя вступить и т д. На уроке ребёнок получает большой объём заданий и информации: обязательная игра на фортепиано, музыкальная грамота, теоретические знания; учится управлять многочисленными кнопками на панели синтезатора и многое другое. Такая нагрузка может значительно снизить интерес ребёнка к занятиям, а то, и вовсе отбить желание. Все эти моменты учитываются при составлении образовательной программы (она значительно упрощена). Главным становится принцип постепенного усложнения учебного материала , если так можно выразиться, в «щадящем» режиме.
Игра в шумовом ансамбле повышает интерес детей к обучению, это одна из любимых форм работы на наших уроках.
С первых же занятий я начинаю знакомить детей младшего возраста (6-7 лет ) с музыкальными и шумовыми инструментами.
Игра в шумовом ансамбле становится для ребёнка одним из увлекательнейших видов творчества, обогащает его впечатления, расширяет кругозор, развивает музыкальные способности. Индивидуальное исполнение своей партии каждым из участников коллектива создаёт настоящий оркестр, обогащая их музыкальными впечатлениями, даёт возможность проявить себя.
Обучение игре на детских музыкальных и шумовых инструментах стимулирует интерес детей к инструментальной музыке, организует коллектив, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, ответственность. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимания к исполнению своих товарищей, к согласованности действий в коллективе; они приобретают способность эмоционально откликаться на музыку, тем самым повышается интерес к занятиям в кружке.
Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах имеет большое значение для музыкального развития детей. В процессе музицирования развиваются многие стороны музыкального слуха: чувство ритма, тембровый, динамический, звуковысотный слух, а также память, внимание; навык игры в ансамбле (что значительно облегчает процесс обучения игре на синтезаторе), обогащаются музыкально-слуховые впечатления, реализуется творческий потенциал детей.
На занятиях мы используем инструменты различных тембров, как звуковысотные, так и с неопределённой высотой звучания.
Игра в шумовом ансамбле не требует специальной подготовки (за исключением игры на звуковысотных инструментах), поэтому играть в ансамбле могут все дети и на всех инструментах. При разучивании пьесы (после её прослушивания) происходит обсуждение её характера, образных ассоциаций, названия, сюжета, знакомство с автором. Обсуждается и выбор инструментов.
Игра на инструментах шумового ансамбля – одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Они с большим удовольствием осваивают все инструменты, получают первоначальные знания о музыкальных и шумовых инструментах, обучаются способам игры на них, учатся распознавать их по звучанию, по тембру; учатся распознавать средства музыкальной выразительности.
Необходимо поддерживать стремление детей самостоятельно выражать свои впечатления о музыке, исполняемой в шумовом ансамбле, умение сравнить, дать характеристику и оценку; помочь пробудить мысль и фантазию. Устойчивый интерес к инструментальному музицированию, музыкальный вкус, творческий интерес к процессу обучения развивает музыкальные способности детей, даёт эстетическое образование, возможность самореализации.
Игра в шумовом ансамбле также способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов – мышления, памяти, внимания, слухового и ассоциативного восприятия, развивает двигательные реакции.
Дети с огромным удовольствием выступают на праздниках и концертах, переживают разнообразную гамму чувств – удивление, гордость, восхищение, эстетические переживания.
Большое значение имеет подбор репертуара, который должен воспитывать и формировать художественные взгляды и эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, отличаться художественными качествами и доступностью. Он составляется из произведений (или же их отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жанрам и индивидуальным особенностям.
Репертуар для игры в шумовом ансамбле можно условно разделить на три части:
а)небольшие пьески для первоначальных упражнений
б )попевки, песенки, считалки для индивидуального исполнения
в )пьесы, песни для коллективного исполнения.
Методика работы при разучивании репертуара включает несколько задач:
а)обучение приёмам игры, то есть усвоения её техники;
б)установления последовательности заданий для освоения игры на отдельных инструментах;
в) установление методов разучивания отдельных произведений.
После того, как пьеса разучена мы подключаем синтезатор (только гармоническая поддержка автоаккомпанемента ) и используем возможность исполнения одной и той же пьесы в различных стилях. Например, для русской народной песни может быть использован стиль баллады, данс, поп, рок музыки и т.д, Этот процесс очень увлекательный, предоставляет детям полную свободу фантазии и в результате мы получаем весьма неожиданные и интересные интерпретации одного и того же произведения.
Эта часть занятий наиболее интересна и любима детьми.
Опыт, который дети приобретают на занятиях в шумовом ансамбле, неоценим. Поиск новых методик, помогающих пробудить и развить интерес к обучению – главная задача педагога и использование такой формы работы, как шумовой ансамбль, является одной из звеньев в этой цепочке.
В целом методика обучения игре на инструментах шумового ансамбля (или оркестра) должна быть более организованной и последовательной, чем это имеет место в практике работы нашего кружка. Но большое количество учебного материала и заданий при обучении на синтезаторе ограничивают нас во времени.
Успешность обучения игре на музыкальных и шумовых инструментах зависит от согласованности всех форм музыкальных занятий детей, на которых они получают необходимый объём знаний и навыков.
Некоторые из разученных песен и пьес переносятся в быт ребёнка, в его самостоятельное музицирование. Особенно хорошо выученные пьесы, исполнение которых стало для ребят уже уверенным, дети охотно играют на праздниках и концертах.
Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес и песен, приобретаемая способность оценивать по слуху качество своего исполнения, импровизирование, возможность своего музыкального участия в различных ансамблях,-всё это делает игру на инструментах интересной для детей и ценной для их музицирования.
Соверщенно очевидна и роль педагога, который должен не только владеть методикой руководства занятиями детей, но и сам уметь свободно играть на всех инструментах, знать их устройство и приёмы игры на них.
Итак, игра на инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные и шумовые инструменты вносят разнообразие в учебную деятельность детей, вызывают интерес, стремление к собственному творчеству.
Таким образом, весь комплекс приёмов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству обогащает духовный мир детей, даёт им не только эстетическое образование и способ приобщения к музыкальной культуре, но и путь к развитию способностей, самореализации как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Одарённый ребенок, какой он? Возможности использования компьютера в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....
педагогический проект "Школа олимпийского резерва как одна из форм работы с одаренными детьми"
по теме представлена презентация проекта...
Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми
В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...
Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении детей со средними и слабыми музыкальными данными.
Доклад к семинару -практикуму...
«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».
Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле посредством неиссякаем...
Работа над ансамблями, как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано
Методическое сообщение: "Работа над ансамблями, как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано" для выступления на методическом совете...
Из опыта работы. Ученическая исследовательская работа по литературе – одна из форм работы с одаренными детьми.
В статье приводится алгоритм написания исследовательской работы....