"Музыкальные ритмы в математике"
методическая разработка по музыке по теме

Интегрированный урок на закрепление вычислительных навыков, повторение геометрического материала. В ходе урока учащиеся создают оркестр русских народных инструментов, знакомятся с историей создания русского народного инструмента балалайки, учатся культуре общения на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz._ritmy_v_matematike.docx16.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Тема : « Музыкальные  ритмы в математике.»

                       Цель урока :

1. Формировать устные и письменные вычислительные умения и навыки решения примеров и задач. Повторение геометрического материала.

2.Закрепить вычислительные навыки, полученные в начальной школе.

3. Закрепить знания об оркестре русских народных инструментов.

4. Ввести учащихся в сферу народного музыцирования с целью воссоздать сам музыкально-созидательный процесс.

5. Воспитывать культуру общения на уроке.

                              Ход урока.

1. Музыкальное приветствие:

 - Здравствуйте ребята!

 - Здравствуйте!

 - Давайте поприветствуем наших гостей.

- Садитесь.

2. Сегодня у нас необычный урок , музыка и математика вместе.

Урок начну я, Благова Ольга Юрьевна, как учитель математики, а продолжу   я, Ухова Лидия Викторовна, учитель музыки.

Л. В. В музыке и в математике много общего, поэтому наш урок называется: « 1,2,3 оркестр зазвучи». Любое музыкальное произведение, даже самого великого мастера, строится на математической логике. В записи музыкальных произведений есть не только ноты, но и цифры.

Мы будем не только выполнять математические задания, но и говорить о русских народных музыкальных инструментах и их свойствах. И в процессе попробуем сами создать целый оркестр, а для этого мы с вами отправимся на музыкальную поляну , где всё  будет звучать.

На доске изображение поляны.

Вот она перед вами. Но здесь так тихо. Как вы думаете ,почему не звучит наша картина?( там нет звуков ,щебетание птиц). Давайте оживим нашу картину.

      Над землей встает доброе ласковое солнышко.

-Ребята, на какой музыкальный инструмент похоже солнышко? (бубен).

О. Ю. Какую геометрическую фигуру напоминает бубен? (круг)

 Давайте измерим Р нашего бубна ,с помощью нитки.(граница круга- окружность, периметр фигуры, который мы измерили, это длина окружности, но об этом говорить вы будете в  5 классе)

 -Для того, чтобы зазвучал бубен мы с вами выполним математическую разминку.

Л.В. Скажите, какой инструмент у меня в руках. Я сыграю ритм на бубне, а вы должны его повторить на инструменте. У кого лежит на столе?

     Весело журчит ручеек (в записи звучание арфы).

Л.В. На звуки какого инструмента похоже звучание ручейка?

О. Ю. Какую геометрическую фигуру напоминает этот инструмент? Для того чтобы этот инструмент зазвучал, найдем периметр этой фигуры. Что такое, периметр? (это сумма длин всех его сторон)

   Для того чтобы арфа звучала, рабочие должны сохранять определенные размеры. Струны у арфы разной длины и толщины, так как создают звуки разной высоты.

Л.В. Ребята, давайте послушаем, как звучит арфа.

Пролетает стайка воробышков.

О. Ю. Чтобы услышать звук этих колокольчиков, надо решить задачу : расстояние, средняя скорость, время.

Л.В Как звучат колокольчики?

    Ребята, давайте прислушаемся: кто-то к нам торопится на нашу полянку, это ежиха мама с маленьким ежиком.

- А что они нам принесли?

Л.В. Из чего они сделаны? Их придумал и смастерил народ.  Давайте сыграем на ложках.

Застрекотали кузнечики, а у воды затянули свои песни лягушки. Давайте немного отдохнем.( физминутка)

Исполняется песня «В траве сидел кузнечик»

Громко принялись за работу санитары леса дятлы.

О. Ю. Давайте и мы поможем дятлам уничтожить вредных насекомых на дереве. Для этого решим выражение. Назовите мне порядок выполнения действий.

Л.В. Послушаем как звучат трещотки.

О. Ю. Лес зазвучал , звуки вселили в него душу. Если бы не наши математические задания, мы бы не услышали звучание русских народных инструментов.

Л.В. А теперь попытайтесь назвать музыкальный инструмент, который не звучал на нашем уроке , но без него не может обойтись оркестр русских народных инструментов.

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? отгадай-ка,

Это наша …. (балалайка)…

Балалайка известна на Руси не одну сотню лет. В 18-19 веках она была самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни, про нее складывали сказки. Её название происходит от слова балагурить, баловаться. А музыкант , который играет на балалайке, называется балалаечник. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.

  - Послушайте , как звучит балалайка в оркестре русских народных инструментов.

-А какую вы знаете весёлую, задорную песенку, в которой есть слова про балалайку? Как мы споем песню? В каком характере?

Звучит песня «Балалаечка».

    Ребята, а ведь голоса лесных животных могут звучать не только по отдельности, но и вместе. Так и в музыке, когда музыкальные инструменты звучат вместе, получается оркестр. Инструменты, которые сейчас звучали, очень дружат между собой. Давайте попробуем создать оркестр русских народных инструментов. Мы сыграем все вместе, как один оркестр!

-Замечательно сыграли! С настроением, с характером, весело, задорно, радостно.

О. Ю. Ребята, сегодня мы с вами собрали ноты, давайте посчитаем сколько вы набрали нот. У кого семь нот ставит себе в дневник 5, у кого 6 -5 ставит 4.  

  Мы, с Лидией Викторовной, постарались создать оркестр русских народных инструментов, объединив математические знания с музыкальным искусством. Без математических знаний наш оркестр бы не зазвучал.

 Всем спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувство музыкального ритма и его воспитание у учащегося

Вся  музыка-искусство,протекающее во времени и состоит из звуков, бегущих по законам времени.Сведения из области ритма должны перейти в сознание учащегося непрерывно с чувством времени.В изучении...

"О чем рассказывает музыкальный ритм"

Разработка урока музыки, 6 класс (по программе В.В.Алеева) в соответствии с ФГОС ОО....

Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс

Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых  логически мотивирован и це...

О чем рассказывает музыкальный ритм 6 класс Алиев

О чем рассказывает музыкальный ритм,болеро 6 класс...

Новый музыкальный ритм- марш

Научить учащихся распознавать, называть музыкальный ритм «марш»...

Развитие музыкального ритма у детей

Музыкальный ритм - это одна из важнейших музыкальных способностей, без которых невозможна никакая музыкальная деятельность.  Хотя чувство ритма заложено в любом человеке от природы, но в процессе...

Музыкальный ритм, движение в музыке.

Вид урока: Интегрированный, комбинированный.Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальном ритме....