Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и целесообразен (слушание, пение, слушание на оценку и определение жанра по ритмическому рисунку)
Задачи урока:
Образовательная:
- познакомить обучающихся с творчеством И.Штрауса и Ф.Шопена;
- сравнить музыкальные ритмы И.Штрауса «Сказки Венского леса» с «Мазуркой си-бемоль мажор» и «Полонеза» Ф.Шопена.
Развивающая.
- развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления);
- развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал.
Воспитательная: воспитание у обучающихся слушательской и исполнительской культуры, музыкального вкуса.
Через жизненные события, искусство, музыку дети узнают о музыкальном ритме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_v_6_klasse_reshetnikova_s.g.doc | 117.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Решетникова Светлана Георгиевна
Организационная информация | |
Тема урока | О чём рассказывает музыкальный ритм |
Предмет | Музыка |
Класс | 6 |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Решетникова Светлана Георгиевна |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ№6 |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Республика/край | Тюменская область |
Город/поселение | Город Ноябрьск |
Методическая информация | |
Тип урока (мероприятия, занятия) | урок изучения, закрепления и первичного закрепления новых знаний. |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме, размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена. |
Задачи урока (мероприятия, занятия) | Образовательная: - познакомить обучающихся с творчеством И.Штрауса и Ф.Шопена; - сравнить музыкальные ритмы И.Штрауса «Сказки Венского леса» с «Мазуркой си-бемоль мажор» и «Полонеза» Ф.Шопена. Развивающая. - развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления); - развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал. Воспитательная: воспитание у обучающихся слушательской и исполнительской культуры, музыкального вкуса. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технологии: ИКТ. Методы: творческих заданий, наблюдения и сравнения, организации диалогов разных уровней. |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 40 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Знать понятия: ритм, музыкальный ритм, размер. Уметь определять соответствия ритмических рисунков музыкальным жанрам, (вальс, мазурка, полонез). Применять полученные знания в творческой деятельности. |
Необходимое оборудование и материалы | Музыкальный материал: И.Штраус «Сказки Венского леса»; Ф.Шопен «Мазурка си – бемоль мажор»; Ф.Шопен «Полонез ля мажор» (фрагмент); П.Чайковский «Вальс цветов»; Огиньский «Полонез»; Ф.Шопен « Мазурка»; Г.Струве «Школьный корабль»; Видеофильм «Ряд Фибоначчи». ТСО: Компьютер, проектор, экран или интерактивная доска. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Учебник. Презентация Power Point. |
Список учебной и дополнительной литературы |
|
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. | |
Мотивация учащихся | Слайд1. I. Урок начинается со звучания «Сказки венского леса» И. Штрауса. - С какого произведения начался наш сегодняшний урок? - Кто написал данное произведение? Слайд 2. - Под впечатлением чего была рождена идея создания данного произведения? - С помощью какого средства музыкальной выразительности было передано ощущение движения в данном произведении? - Какие чувства вызывает музыка при её прослушивании? - В вальсе слышится равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта и сразу навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого бального танца. Слайд 3. Звучит стихотворение Я.Озерова «Вальс». Ещё звучит в моих ушах Седьмого вальса лёгкий шаг Как вешний ветерок Как трепетанье птичьих крыл Как мир, который я открыл В сплетенье нотных строк Ещё звучит тот вальс во мне Как облако в голубизне Как родничок в траве Как сон, что вижу наяву Как нить о том, что я живу С природою в родстве. -А сейчас подумаем и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Слайд 4. Тема нашего урока: «О чём рассказывает музыкальный ритм». -Вспомним, что такое ритм? -Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму. |
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор. | Слайд 5. Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни, которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Эй, ухнем!...», подчеркивают ритм труда. -Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? -Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать. -Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с музыкальными ритмами знаменитого композитора Ф. Шопена его произведениями: мазурка, полонез. Начиная с основания жизни на Земле, ритм обнаруживает себя повсюду: и в музыке, и в окружающей жизни. |
Слайд 6. Работа человеческого организма, организмов животных – ритмична. Слайд 7. Ритмичны архитектурные сооружения, смена времён года, время суток и др. Все в нашей жизни создано правильно, симметрично, ритмично. Хотелось бы обратить ваше внимание на небольшой фильм о ритмичности происходящего в природе. Приведу пример: все наблюдали за тем, как располагаются семечки в подсолнухе, начинается движение с середины и затем происходит ритмичный завиток, без скачков, без отрыва, все точно и правильно. Так и в музыке, все должно быть точно и ритмично. | |
Слайд 8. Демонстрируется: Знаменитый ряд Фибоначчи. Последовательность Фибоначчи была известна еще древним грекам и египтянам. И действительно, с тех пор в природе, архитектуре, искусстве, математике, физике, астрономии, биологии и многих других областях были найдены закономерности, описываемые коэффициентами Фибоначчи. Фибоначчи составил такой ряд из натуральных чисел, который впоследствии оказался полезным в науке и искусстве: Слайд 9. Леонардо Фибоначчи – один из величайших математиков Средневековья. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 ... В математике, а это точная наука, все точно и правильно. А в музыке музыкальные ритмы разнообразны! Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего, ритм придает неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров - симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира. | |
Слайд 10. Слушание музыки. Послушаем мазурку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Мазурки занимают особое место в его творчестве. В его творческом наследии 58 мазурок. Большинство мазурок он написал вдали от доме, от Польши, но в них очень ярко выражал национальную сущность своего творчества Для него сам жанр мазурки превратился в музыкальную эмблему Польши. Звучит «Мазурка си – бемоль мажор» Ф.Шопена. | |
Слайд 11. Ответьте мне: - Каков ритмический рисунок мазурки? (нет плавности, много острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта). - Из какой страны Ф.Шопен? (работа с учебником стр.46) - Когда и где звучали мазурки? | |
Слайд 12. Слушание музыки. Ритм полонеза – еще одна разновидность трехдольного размера. Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трехдольности слышится не легкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров –полузабытая картина давно ушедших времен. Послушаем полонез Шопена, один из самых известных в мире. Звучит Полонез «Ля мажор» (фрагмент). | |
Вопрос обучающимся: - Какой характер полонеза? - Где могла звучать такая музыка? Итак, полонез – это торжественный бальный танец – шествие. Это церемонная поступь придворных дам и кавалеров, полузабытая картина давно ушедших времен. - Что объединяет полонез с мазуркой и вальсом? Правильно, это ещё одна разновидность трёхдольного размера. | |
Слайд 13. Ритмическое упражнение: - На слайде записан ритмический рисунок Вальса, Мазурки и Полонеза и мы с вами сейчас прохлопаем данные рисунки (сначала всем классом, затем по рядам, мальчики и девочки, работа в парах). Мы много слушали, смотрели и хлопали, но не пели! | |
Слайд 14.Сейчас мы исполним выученную ранее песню и постараемся правильно передать ритм данного произведения в собственном исполнении. Хоровое исполнение: Г.Струве, стихи К.Ибряева «Школьный корабль». | |
Слайд 15. Слушание на оценку. Давайте проверим, насколько мы научились различать танцы, которые объединяет общий размер 3/4, но в которых настолько разный ритм! В тетрадях проставим в столбик 1,2,3 – написать название, прослушанного произведения соответствующей цифре (мазурка, полонез, вальс). | |
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | Слайд 16. Подведём итог урока: - С творчеством, какого композитора мы познакомились на уроке? - Какие произведения любил писать композитор Ф.Шопен? - О чём может рассказать музыкальный ритм? |
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | Слайд 17. Ответить на вопросы: - Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке. - Любимый инструмент Шопена. - О каком танце идёт речь: «Торжественный бальный танец-шествие»? - Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Шопена? |
Дополнительная необходимая информация | Фильм Ряд Фибоначчи |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://www.perekop.info/livadia-balls/ http://poiskm.ru/song/112508-SHtraus-Skazki-Venskogo-lesa http://poiskm.ru/song/882700-CHaykovskiy-Vals-tsvetov-SHCHelkunchik http://kaleidoskop-dance.ru/wp-content/uploads/2011/10/Mazourka.jpg http://classic.chubrik.ru/Chopin/Mazurkas_Rubin.html http://miranimashek.com/photo/330-0-21855 http://bestgif.su/photo/osen/osennie_listja/44-0-3156 http://miranimashek.com/photo/330-0-21855 http://bestgif.su/photo/osen/osennie_listja/44-0-3156 |
В помощь учителю | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Раскрытие данной темы, как и других тем, с использованием медиа-, мультимедиа помогает развитию творчества учителя в организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся. Обучающийся - читает, слушает, видит, запоминает, сопоставляет, ищет и оценивает. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Очень просто перейти к теме следующего урока, т.к. продолжение темы следует. На данную тему отводится 2 часа: «О чём рассказывает музыкальный ритм», делая вывод, что ритм присутствует и прослушивается в любом произведении и не только в музыкальных произведениях, но и в других видах искусства. Например, в архитектуре, изобразительном искусстве, но и просто в окружающей нас жизни. |
Другое | Ритм –это жизнь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальные ритмы в математике"
Интегрированный урок на закрепление вычислительных навыков, повторение геометрического материала. В ходе урока учащиеся создают оркестр русских народных инструментов, знакомятся с историей создания ру...
Чувство музыкального ритма и его воспитание у учащегося
Вся музыка-искусство,протекающее во времени и состоит из звуков, бегущих по законам времени.Сведения из области ритма должны перейти в сознание учащегося непрерывно с чувством времени.В изучении...
"О чем рассказывает музыкальный ритм"
Разработка урока музыки, 6 класс (по программе В.В.Алеева) в соответствии с ФГОС ОО....
О чем рассказывает музыкальный ритм 6 класс Алиев
О чем рассказывает музыкальный ритм,болеро 6 класс...
Новый музыкальный ритм- марш
Научить учащихся распознавать, называть музыкальный ритм «марш»...
Презентация в 6 классе на тему "О чем рассказывает музыкальный ритм"
Презентация на урок Музыки 6 класс 2 четверть на тему "О чем рассказывает музыкальный ритм"...