Музыкальный ритм, движение в музыке.
методическая разработка

Левицкая Анна Олеговна

Вид урока: Интегрированный, комбинированный.

Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальном ритме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx31.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: "Музыкальный ритм, движение в музыке"

Вид урока: Интегрированный, комбинированный.

Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальном ритме.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с музыкальными характеристиками: ритм в музыке;

- музыкально – ритмические  движения в соответствии с жанром, ритмом  и характером музыки;

- закрепление  знаний  об  основных  составляющих музыки, развитие и совершенствование  певческих, вокальных   навыков;

- совершенствование ориентации в основных музыкальных характеристиках.

Коррекционные:

 - корректировать и развивать зрительное восприятие, память, коррекция крупной и  мелкой  моторики;

-продолжать развивать  речевой  аппарат, работа над дикцией на основе песенного репертуара;

-  совершенствование работы над координацией,  на основе музыкально-ритмических движений;

Воспитательные:

-активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся. Воспитание любви к классической музыке, чувства сопереживания музыке;

 - повышать  мотивацию к занятиям, развивать эстетическое восприятие через слушание музыкальных произведений;

- формирование  положительной мотивации и познавательного интереса к учению, активности при изучении нового материала;

- совершенствовать умение работы в коллективе;

Для реализации цели и задач урока были использованы следующие педагогические технологии:

  1. Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Психолого-педагогические технологии использовались для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.

Методы

На уроке применен метод театрализации, который разрабатывается в ходе реализации проекта «Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений изучаемых по «Программе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Данный метод включает в себя элементы и сказкотерапии.

Музыкальный материал:

1. Г. Свиридов. Время, вперед! (фрагмент) – вход в класс, выход из класса.

2. Песенка часов – вокально-хоровая работа.

3. Т. Левина. Тик-так – музыкально-ритмические движения.

4. С. Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка” – слушание музыки.

5. П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” –выход из класса.

Оборудование урока:

фортепиано, магнитофон.

                                               Ход урока

– Послушайте, пожалуйста, внимательно музыку и скажите, что она передает.

1. Вход в класс – Г. Свиридов. Время, вперед! (фрагмент)

– Музыка передает движение.

Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью?

– Быстро (медленно),

– Под музыку можно шагать.  Скажите, а вот, например, шагать легче ПОД музыку или БЕЗ нее? И почему.

– ПОД музыку легче. Потому что она звучит четко, РИТМИЧНО.

– То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает?

– С помощью РИТМА.

– А что такое “музыкальный ритм”?

 Ритм – это чередование длинных и коротких музыкальных звуков.

Итак, ритм- это сочетание звуков различной длины (длительности). А давайте, сравним длину звука, например, с длиной шага.

Представьте обычную семью. Из кого она состоит?

– Из мамы, папы, ребенка.

На доске один под другим могут появиться схематичные изображения членов семьи.

– Кто в семье самый большой и важный?

– Папа.

– За папой по значимости и важности следует?..

– Мама.

– Ну, и самый шустрый и непоседливый – это…?

– Ребенок.

– Вышла семья на прогулку. Кто спокойней и уверенней всех будет идти?

– Папа.

– А как должна будет идти мама, чтобы успевать за папой? И почему.

– У мамы шаг короче папиного, поэтому она должна будет двигаться чуть быстрее. Примерно в два раза.

– А что остается делать ребенку?

– Бежать вприпрыжку.

– Совершенно верно. Вот в такую семью на прогулке мы с вами сейчас и сыграем.

Для начала каждого члена семьи изобразим по-отдельности:

~ шаг папы изобразим сидя, топая ногами;

~ шаг мамы – хлопками ладоней по коленям;

~ детский шаг – хлопками в ладоши.

А чтобы проще было ориентироваться, каждому шагу дадим свое название:

~ папин шаг – ТА;

~ мамин шаг – ТИ-ТИ;

~ шаг ребенка – ТУ-РУ-ТУ-РУ.

Прорабатываем с детьми тип шага каждого члена семьи.

– Это мы прошагали с каждым членом семьи отдельно. А теперь отправимся на прогулку.

– А теперь скажите мне, пожалуйста, сейчас мы работали над каким-либо музыкальным произведением?

– Нет.

– Но, тем не менее, мы сейчас работали с одним из средств музыкальной выразительности – с ритмом. А с кем мы встретились с помощью ритма?

– С обыкновенной семьей.

– То есть ритм получается важной составляющей и нашей повседневной жизни. А что же нам помогает в нашей жизни соблюдать эту организованность?

– ???

– Не знаете? Тогда я расскажу вам небольшую историю о маленьком мальчике, который ничего не успевал.

Жил на свете мальчик, который всегда везде опаздывал.

Соберется он в школу. Начнет умываться. Пока закончит – ребята уже домой идут. Решит пойти погулять, станет собираться к ребятам во двор, а они уже по домам расходятся. Вот так и жил. Родители очень огорчались, но никак не могли справиться с этой бедой.

Была у мальчика мечта – сходить в театр. И, однажды, папа купил билеты на спектакль.

Проснулся мальчик с утра, лежит и думает: “Пока соберусь – спектакль уже закончится. Но ведь я так хотел попасть в театр! И папа так старался. Купил билеты в первый ряд! Что же делать?!”

И вдруг! В его размышления ворвалась какая-то мелодия. Мальчик прислушался и услышал песенку.

Я вам ее сейчас спою. А вы подумайте, кто же в пустой комнате, в которой кроме мальчика никого не было, мог ее петь.

2. Песенка часов – слушание, анализ, разучивание.

– Это пели часы.

– Верно. А как вы думаете, это были большие  часы или поменьше?

– Скорее всего, это были часы поменьше.

– Напомните, пожалуйста, какой звук издают часы, когда идут?

– Тик-так.

– При исполнении песен мы встречаемся с двумя составляющими: мелодией и ритмом.

Вокально-хоровая работа начинается с разучивания текста песни с ритмическим рисунком. Затем слова и ритм накладываются на мелодию.

Во время ритмической работы обращается внимание детей на твердость согласных  ,синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков.

В ходе вокально-хоровой работы больше внимания уделяется певческой посадке, пению на опоре, прикрытости  звучания, дикционной и интонационной точности.

– В награду за то, что вы так хорошо поработали над этой песней, часы вам дарят еще одну свою песню. Под нее мы с вами сейчас подвигаемся. Внимательно и, главное, ритмично повторяйте за мной все движения.

3. Т.Левина. Тик-так – динамическая пауза.

– Передохнули. А теперь пришла пора закончить нашу историю.

Послушав песенку часов, мальчик решил последовать ее совету и с этой минуты начать все делать по часам. Он быстро встал, умылся и оделся. Они с папой во время вышли из дома и успели в театр на сказку. А сказка, между прочим, тоже была удивительной. Немалую роль в ней сыграли часы.

Сейчас мы с вами послушаем бой часов из этой сказки. Его сочинил композитор Сергей Прокофьев.

Вслушайтесь в него. Как он звучит по настроению? Какое состояние героев передает?

Это должно будет вам помочь вспомнить название сказки и имена героев.

4. С.Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка”

слушание музыки.

– Бой часов в этом фрагменте напоминает о чем-то важном.

– Верно. А какого размера эти часы?

– Это большие часы.

– Тоже правильно. Вспомните теперь, пожалуйста, сказку, в которой большие часы напомнили главному герою, а точнее героине, о чем-то очень важном.

– Это может быть сказка “Золушка” Ш,Перро.

– В этой сказке часы Золушке подсказали важный момент в их судьбе.

Музыку к сказке “Золушка”  написал замечательный композитор С. Прокофьев.

Главная героиня – Золушка – сбилась на балу с ритма, намеченного в начале вечера ее крестной –Феей. Она должна была поспешно покинуть дворец. При этом она потеряла свою туфельку, благодаря которой, ее потом нашел Принц. Так часы –помощники ритма в нашей жизни – изменили судьбу Золушки.

А мы с вами подошли к логичному завершению нашего с вами свидания с …? Кто был главным действующим лицом на нашем уроке?

 Ритм.

– Напомните, пожалуйста, что такое музыкальный ритм.

– Музыкальный ритм – это чередование длинных и коротких звуков.

– А в жизни ритм важен? Что может произойти в жизни, если отстать от ее ритма?

– Если человек собьется с жизненного ритма, он нигде не успеет, везде будет опаздывать и ничего хорошего у него не получится…

– То есть ритм организовывает не только движение музыки, но и движение всей нашей жизни. Без ритма, без пульса не бьется сердце ни музыки, ни человека.

А что помогает нам следить за ритмом жизни и оказываться в нужное время в нужном месте?

– Часы.

– Верно. Не забывайте об этих маленьких, но неутомимых тружениках, которые подсказывают мне сейчас, что время урока подошло к концу.

7. Мониторинг.

Ребята, я всех Вас благодарю, все хорошо работали на уроке.

Вова тебе даю красный кружочек, ты хорошо отвечал на вопросы и пел. Катя, молодец, ты помогала Теме, вот тебе кружочек, Марина и Илья хорошо слушали, делали упражнения, вот вам звездочки. Спасибо всем за урок. А теперь под музыку П.И. Чайковского "Марш деревянных солдатиков" мы организованно выходим из класса.

П.Чайковский “Марш деревянных солдатиков”

выход из класса (играю).

8.Самоанализнализ  результативности.

   При составлении плана урока учитывались возрастные и психологические особенности развития учеников, поэтому занятие прошло в атмосфере сотрудничества и творчества, показало хорошую результативность. Урок был направлен  ознакомление с музыкальным жанром, основным средством музыкальной выразительности, слушанию музыки и определению характера произведений, работе над формированием певческой установки, работе над совершенствованием слухового восприятия.  Урок способствовал установлению положительного эмоционального контакта между всеми участниками, формированию личностных качеств детей.

Тема урока: «В гостях у детской песни».

Цель урока: Обобщить знания учащихся о музыкальном жанре «песня».

Задачи урока:

1. Образовательные:   повторение  и исполнение  детских песен; закрепление понятий «песня», «детская песня»; повторение и закрепление  правил исполнения песни.

2.Развивающие:  развитие  музыкальной памяти, зрительного и слухового внимания, творческих способностей, коррекция эмоционально – волевой сферы,  обогащение и развитие пассивного и активного словаря,  развитие связной речи и  певческих навыков в театрализованной деятельности.

3. Воспитательные:   воспитание мотивации к учению.

Тип урока: Урок -  обобщение.

Оборудование: Опорная схема для распевания, карточки с изображением паровоза и его пассажиров: кузнечик, солнышко, вода, ручеек., карточки с ритмическим рисунком ; схемы исполнения детских песен; фланелеграф, мольберт,  кисточка, гуашь, стакан  с водой,  домики и значки  для красок;

светофор с оценками для подведения итогов урока, магнитофон.

Музыкальный материал: «Солнечная песенка» муз.Т.Бочковской

                                            «Улыбка» муз. В. Шаинского

                                            «Кузнечик» муз .В. Шаинского

                                            «Синяя вода» муз.Н. Лукониной

                                            «Разноцветная планета» муз.Н. Лукониной

                                            «Необычайное приключение» муз. Д. Кабалевского.

                                            «Детские забавы. Разминка» муз.Е. Макшанцевой

                                        Ход урока

  1. Оргмомент.

Музыкальное приветствие учителя и учеников.

Учитель: «Здравствуйте, дети. Добрый день!»

Дети: «Здравствуйте, учитель. Добрый день!».

  1. Разминка.

Учитель: Посмотрите на картинку и скажите, что мы сейчас будем  

                делать?  

Дети:      Хлопать.

Учитель:   Похлопаем в ладошки,          
                  похлопаем немножко.

                   Мальчики и девочки

                   все ровненько сидят».

3. Ритмическое упражнение.

Учитель: Наш сегодняшний урок мы начнем с выполнения ритмического упражнения. Я хочу проверить, как вы умеете внимательно слушать и  точно прохлопывать ритм. Но прежде чем начать выполнять упражнение, ответе на вопрос: «Что такое ритм?».

Дети: Ритм – это сердце музыки ( на доске).

Учитель:  Из чего состоит ритм?

Дети: Из длительностей.

Учитель: Из каких длительностей состоит ритм?

Дети: Из коротких и долгих. ( На доске - длительности).

Учитель:  Чем отличается короткая длительность от  долгой ?

Ответы детей

Учитель: Сейчас я буду играть мелодию, состоящую из коротких и долгих длительностей. Ваша задача – точно прохлопать за мной этот ритмический рисунок.

  Дети выполняют упражнение « Повтори за мной» .

4.Распевание.

Учитель: Сейчас мы с вами споем упражнение на развитие певческих навыков и слухового внимания, которое называется  «Ну- ка, повторяйте».

(Учитель поет упражнение, показывая на слоги. Дети следят за рукой учителя и выполнят упражнение).

Описание упражнения.

Учитель: Ну-ка, повторяйте:

  Дети:           ДА, ДА, ДА.

Учитель: И не отставайте:

   Дети:           ДА, ДА, ДА.              На повторение слоги меняются на

Учитель:  Надо обязательно                БА, БА, БА. ЛА, ЛА, ЛА и т. д.

       слушать все внимательно,

       повторять старательно:

Дети:            ДА, ДА, ДА.

  1. Повторение пройденного материала.

Учитель:  Посмотрите на доску. На ней изображен паровоз. Этот паровоз едет в страну детских песен.

Учитель: Ответьте на вопрос: «Что такое песня?»

Дети:  Это музыкальный жанр.

Учитель:  Почему она называется детская?

Дети:  Потому что она написана для детей.

Учитель:  В  стране детских песен есть свои правила исполнения песни.

Давайте их вспомним. А теперь расставьте правила в  том порядке, в каком они должны быть.

(к паровозу прикрепляются вагоны).

Учитель:    Посмотрите на паровоз и посмотрите на картинки пассажиров, которые едут в вагонах.

Дети:  Кузнечик, солнышко, вода, ручеек.

Учитель:  Выберите из множества картинок именно эти и расставьте их в том порядке, в каком они – пассажиры  едут в вагонах.

Дети выполняют задание.

   Учитель:   Знаете ли вы песни об этих персонажах?

Дети:   Знаем.

Учитель: Как они называются? Напойте их.

Учитель:  Сейчас я вам буду загадывать музыкальные загадки. Как только вы услышите знакомые вам песни, вы должны будете хлопать в ладоши.

Дети выполняют задание.

Учитель:    Вспомним слова этих песен.

Песня «Кузнечик»   1) Проговаривание трудных слов: «представьте себе».

                                   2) Проговаривание трудных слов с прохлопыванием    

                                       ритмического рисунка вместе и по одному.

                                   3) Учитель поет 1 фразу, дети  - 2 фразу и так далее

                                    по очереди. Со слов «представьте себе» поют все    

                                    вместе.      

Песня «Улыбка»       1) Дети с помощью картинок отгадывают  слова

                                   песни.

                                   2) Учитель читает: «С голубого ручейка».

                                        Дети: «начинается река»

                                        Учитель: «Ну а дружба начинается»

                                        Дети:  «С улыбки».

                                   3) Проговаривание трудных слов: «наверняка»,

                                   «запиликает», «начинается».

                                    4) Коллективное исполнение песни.

  Физминутка.  

 Учитель: Сейчас мы вами выполним упражнение, которое называется  «Улыбка». Ваша задача – быть внимательными и точно повторять движения, которые я вам буду показывать.

Дети выполняют упражнение.

Учитель:  А теперь вернемся назад, в страну детских песен. Как называется песня, которую мы с вами сейчас будем исполнять.(показ картинки «солнышко»).

Дети:  Солнечная песенка.

«Солнечная песенка»     

                                           1).Проговаривание трудных слов: «разносит»,

                                               «счастливом», «детстве».

                                          2) Исполнение песни по фразам (дети поют друг за    

                                             другом).

«Песня «Синяя вода»       1) Учитель читает слова песни:

                                                Есть вода в реке  и  в море,

                                                В океане, ручейке.

                                                В каждой льдине, даже в супе,

                                                И в тумане, и в росе.

                                            2) Проговаривание  слов в темпе:

                                             «есть вода в реке и в море»,

                                             «в каждой льдинке, даже в супе».

                                           3) Коллективное исполнение песни.

7. Театрализованная деятельность. Обобщение темы.

Учитель: Ребята, скажите, какого цвета персонажи наших песен?

(кузнечик, солнце, вода, ручеек).

Ответы детей.

Учитель: А какую мы с вами знаем сказку об этих цветах радуги?

Дети: Сказку о красках.

Учитель: Я предлагаю вам ее вспомнить. Один ребенок расставляет возле стульев домики для красок. Подними руку зеленая краска. Займи свой домик. (называется каждый ребенок).

Дети садятся на свои места.

    Учитель:  Итак, все краски в сборе. Пора начинать.

- Сказка, где ты? Появись!

Появись и покажись.

Сказку мы сейчас покажем,

И покажем, и расскажем.

Дождик

        Ты рисуешь целый день,

 Рисовать тебе не лень,

                                             Я из тучки  над тобой

                                             Наблюдаю день – деньской!

            Зеленая краска

         Я – самая старшая , зеленая краска,

В спор вступаю без опаски!

Цвет зеленый есть у кленов,

Цвет зеленый у травы!

Самый главный цвет  - зеленый,

Спорить нечего, увы!

По весне зеленой травкой

 покрывается земля,

цвет мой самый, самый главный,

правда, стало быть, моя!

(Песня  «В траве сидел кузнечик»).

Голубая краска

          Трудно спорить мне с тобой,

Но главный цвет все ж голубой!

Посмотри, какое небо?

Видишь, голубого цвета.

Ну а вам, как ни гадать,

Все ж до неба не достать!

Голубой, тут спору нет,

Самый главный в мире цвет!

   (Песня «Улыбка»)

       Желтая краска

                                           Ах, не спорьте! Ах, постойте!

                                           Желтый – самый лучший цвет!

                                           В нем тепло земли найдете,

                                           Солнца желтого привет.

(Песня «Солнечная песенка»)

Синяя краска

                                       Ну уж нет, скажи на милость,

                                     Вот персона объявилась!

                                     Главный все же синий цвет,

                                     Почему – даю ответ.

                                     Спорить нет большой нужды –

                                     Синий – это цвет воды!

                                     Океаны и моря, воды речек и ручья,

                                     Без воды нельзя умыться,

                                     Без воды нельзя напиться,

                                     Суп сварить, компот и щи,

                                      Даже краски развести!

(Песня «Синяя вода»)

8. Заключение.

Учитель:  Итак, ребята. Наш урок подошел к концу и завершается наше путешествие.   У кого сегодня мы были в гостях?

 Дети: У детской песни.

Учитель:  Что такое песня?

Дети:  Это музыкальный жанр.

Учитель: Что означает «детская песня»?

Дети:  Песня, написанная для детей.

9. Рефлексия

Учитель: Посмотрите на светофор и определите сами, какую оценку на уроке  вы сегодня заработали  (детям раздаются кружочки различного цвета с цифрами).

10. Выход из зала.

Учитель:  А сейчас я приглашаю вас сесть в поезд и поехать в страну чтения, письма и математики. До встречи!!!

(Звучит упражнение «Марш – поезд»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальные ритмы в математике"

Интегрированный урок на закрепление вычислительных навыков, повторение геометрического материала. В ходе урока учащиеся создают оркестр русских народных инструментов, знакомятся с историей создания ру...

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа

Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более ...

Занятие РИТМ. ДВИЖЕНИЕ В ЦЕНТР. ПОЛЕТ ПТИЦ.

Занятие знакомит учащихся с принципами ритмического построения композиции, передаче движения с помощью ритма в творческом коллективном задании.На занятии используется презентация по теме урока...

Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс

Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых  логически мотивирован и це...

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки»

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...

Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ

В статье рассматриваются основные методы музыкальной терапии, которые возможно использовать в школе при работе с детьми с ОВЗ....