Конспект урока «Взаимосвязь музыки и литературы»
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Подробный конспект урока
Организационная информация | |||||||||||||||||||||
Тема урока
| «Взаимосвязь музыки и литературы» | ||||||||||||||||||||
Предмет | музыка | ||||||||||||||||||||
Класс | 5 | ||||||||||||||||||||
Методическая информация | |||||||||||||||||||||
Тип урока
| урок-обобщение | ||||||||||||||||||||
Цели урока
| обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и литературы; формирование целостной картины мира средствами разных видов искусства; воспитывать эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства. | ||||||||||||||||||||
Задачи урока
| развивать вокально-хоровые навыки, которые являются основой для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения; овладение интонационно-образным языком искусства; формировать абстракто-логическое и образное мышление учащихся | ||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Актуализируют творческие умения воплощения художественных образов литературных и музыкальных средств выразительности. Закрепят навыки анализа музыкальных и литературных произведений. Приобретут навыки исследовательской работы, навыки самостоятельной творческой деятельности. Закрепят знания о жанрах музыки и литературы. | ||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, экран, презентация, DVD- проигрыватель, телевизор, раздаточный материал, таблица «Жанры искусства». | ||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока | |||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся
| Заинтересованность изучаемым материалом (использование системы творческих заданий). Интерес к уроку (создание проблемно-поисковых ситуаций). Желание детей познать новое и применить это на практике (метод творческих проектов). Концентрация внимания на изучаемом материале (применение наглядных средств обучения). | ||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока
| I. Учитель: Дорогие друзья сегодня мы с вами на уроке исследуем взаимосвязь музыки и литературы и обобщим те знания, которые вы получили в этой четверти. (Слайд №1) Литература и музыка…. Сколько проникновенных слов сказано об их связи! Ведь как часто переживаемые человеком чувства выливаются затем в строки литературных произведений. (Слайд 2). Но иногда случается еще одно чудо – эти строки превращаются в музыку. Слова и звуки… Звуки и слова ………………………………… …Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – всё Облекаем в них. ……………………………….. В словах и звуках вечный ключ сердец! (Е.Ростопчина «Слова и звуки»). Язык слов и язык музыки… II. Учитель: (Слайд №3) Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой? (ответы детей). Учитель: На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно предать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становится чище и мудрее. Приведите примеры произведений, в которых нельзя разделить музыку и литературу? (дети называют жанры музыки и литературы, приводят примеры произведений изученных на уроках) (Слайд №4)) .
III. Учитель: Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы предано забвению. Такое «чудо прикосновения» произойдет и у нас на уроке. (Слайд №5) Вам нужно сочинить или подобрать (из уже знакомых произведений) музыкальный материал к литературным произведениям, обращая внимание на общие особенности в музыке и литературе. Разделим наш класс на две группы (детям раздаётся текст литературного произведения) Задание для 1 группы учащихся (ребёнок выразительно читает текст стихотворения). (Слайд №5)
М.Ю.Лермонтов «Над Москвой великой, златоглавою» Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлёвской, белокаменной, Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Заря алая поднимается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Уж, зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?
Задание для 2 группы учащихся (ребёнок выразительно читает текст стихотворения). (Слайд №5) Николай Браун «Песня без слов» Ни слова… И только мельканье Бегущих по клавишам рук, Невидимых струн рокотанье, За звуком взлетающий звук. То чудом рождённые трели, То лепет ручья по утру, То голос поющей свирели, То птиц щебетанье в бору. То ветра порыв. То суровый Грозы нарастающий звук. И рушится ливень. И снова – В ромашках сверкающий луг. Ушло, отшумело ненастье, И слышно, как бьются сердца… И всё это – песня о счастье, Которой не будет конца. Анализ литературных произведений (ответы детей). Слушание музыкальных произведений (для 1 группы – М.П.Мусоргский опера «Хованщина» вступление «Рассвет - на Москва-реке», музыкальное произведение для 2 группы – Ф.Мендельсон «Песня без слов»). (Учитель помогает построить ответы детей на основе сравнительного анализа: образ, характер, чувства, средства выразительности и изобразительности, интонация, предложения, фразы) Учитель: Анализируя произведения этих двух видов искусств, мы можем выделить общие черты в музыке и литературе (ответы детей). (Слайд №6)
IV. Учитель: Подумаешь, тоже работа – Беспечное это житьё: Подслушать у музыки что-то И выдать, шутя за своё. А.Ахматова Учитель: Музыка нередко становиться основой сюжета литературного произведения, иногда она выступает как главный действующий герой. Сейчас прозвучит музыкальное произведение, которое легло в основу ваших литературных произведений. Слушание музыки:Э.Григ «Иольстерский танец» из цикла «Норвежские танцы и песни» (произведение исполняется ребёнком). (Слайд №7) (Проверка домашнего творческого задания (сочинение - сказка) подчеркнуть общее в музыке и литературе). V. Учитель: Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык. Назовите жанры, которые существую и в музыке и в литературе, дайте их определения.
(Слайд №8)
VI. Учитель: Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным восприятием. Арам Хачатурян О каком жанре искусства идет речь? (ответы детей – кино). Что вы знаете об этом виде искусства? (ответы детей: кино – искусство ХХ века. С самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). И вот герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка). Учитель: ( Слайд №9) Какую роль играет музыка в кинофильмах? (ответы детей - характеристика героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия, музыка пробуждает наши чувства, делает восприятия более живым.) Учитель: Приведите примеры музыкальных произведений, написанных к кинофильмам. (ответы детей – Р.Роджерс «Звуки музыки» из к/ф «Звуки музыки», Е. Крылатов «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника», М.Дунаевский «Песенка Водяного» из м/ф «Летучий корабль» и т.д.) Учитель: Сейчас на экране вы увидите видео фрагменты. Ваша задача определить музыкальные произведения, использованные в этих фильмах (оборудование: DVD- проигрыватель, телевизор).
(ответы детей)
VII. Учитель: Сейчас мы с вами принесемся в кинофильм «Магия черная и белая», а поможет нам песня Ю.Энтина М.Журбина «Самое интересное» (Вокально-хоровая работа) Работа над произведением: · разучивание 1ч – по фразам · звукообразование · ритмическое задание: прохлопать ритм – слова пропеть шепотом · работа над скачкообразной мелодией · дирижёрский жест: точное снятие по руке длительностей · работа над образом
VII. Учитель: Почему музыка и литература не могут жить одна без другой? (ответы детей). (Слайд №10) Учитель: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания. Связь музыки и литературы не только обогащают и музыку, и литературу, но и дает нам более полное представление о жизни. Откройся, мысль! Стань музыкою, слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! Н.Заболоцкий. (выставление оценок). | ||||||||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУНКов
| Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика жанров и средств музыки и литературы». Проверка домашнего творческого задания. Оценивание вокально-хоровой работы и активности учащихся на уроке. Выставление оценок за домашнее задание и творческие задания на уроке. | ||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке
| Эмоциональное восприятие произведений музыки и литературы. Правление заинтересованности по ходу выполнения творческого задания «Роль музыки в кино». Выразительность исполнения песенного репертуара, который нравиться детям. | ||||||||||||||||||||
Домашнее задание
| Сочинение на тему «Роль музыки и литературы в моей жизни». | ||||||||||||||||||||
Дополнительная необходимая информация |
| ||||||||||||||||||||
В помощь учителю | |||||||||||||||||||||
Использованные источники и литература (если имеются) |
| ||||||||||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Учет возрастных особенностей учащихся 5 классов – преобладание наглядно-образного мышления. Тип урока (урок-обобщение) требует использования мультимедийных средств обучения. Тема «Взаимосвязь музыки и литературы» предполагает интеграцию разных видов искусства (музыка, литература, кино), которая не может быть осуществлена без использования совокупности компьютерных технологий. | ||||||||||||||||||||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Знания, умения и навыки, полученные на данном уроке, могут найти применение и служить опорой для раскрытия новой темы четверти. | ||||||||||||||||||||
Другое
|
|
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»
Цель этого проекта: развитие умения находить связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие целостного миро...
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")
Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях" на примере басни Крыло...
Урок музыки в 5 классе- "Взаимосвязь музыки и литературы"
Урок в музыки в пятом классе на тему "Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре"....
Взаимосвязь музыки и литературы.
Урок музыки в 5 классе "Взаимосвязь музыки и литературы"....
Проект открытого урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ"
Для формирования общепредметных умений и навыков учащихся таких как: умение слушать и слышать, анализировать произведение, знание основных жанров, выделять главное, самостоятельно работать в теч...
Статья "Взаимосвязь музыки и литературы"
Статья о взаимосвязи музыкального искусства и литературы, о взаимодействии этих двух направлений в рамках школьной программы по предмету "Музыка"...