Конспект урока «Взаимосвязь музыки и литературы»
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Тикунова Наталья Ивановна

Подробный конспект урока

 

                                  

Организационная информация

Тема урока

 

«Взаимосвязь музыки и литературы»

Предмет

музыка

Класс

5

Методическая информация

Тип урока

 

 урок-обобщение

Цели урока

 

 обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и литературы;

 формирование целостной картины мира  средствами разных видов   искусства;

воспитывать эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства.

Задачи урока

 

 развивать вокально-хоровые навыки, которые являются основой для     достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;

овладение интонационно-образным языком искусства;

формировать абстракто-логическое и образное мышление учащихся

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Актуализируют творческие умения воплощения художественных образов литературных и музыкальных средств выразительности.

Закрепят навыки анализа музыкальных и литературных произведений.

Приобретут навыки исследовательской работы, навыки самостоятельной творческой деятельности.

Закрепят знания о жанрах музыки и литературы.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, презентация, DVD- проигрыватель, телевизор, раздаточный материал, таблица «Жанры искусства».

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

 

Заинтересованность изучаемым материалом (использование системы творческих заданий).

Интерес к уроку (создание проблемно-поисковых ситуаций).

Желание детей познать новое и применить это на практике (метод творческих проектов).

Концентрация внимания на изучаемом материале (применение наглядных средств обучения).

Ход и содержание урока

 

I.     Учитель: Дорогие друзья сегодня мы с вами на уроке исследуем взаимосвязь музыки и литературы и обобщим те знания, которые вы получили в этой четверти.

(Слайд №1)

     Литература и музыка…. Сколько проникновенных слов сказано об их связи! Ведь как часто переживаемые человеком чувства выливаются затем в строки литературных произведений.

(Слайд 2). Но иногда случается еще одно чудо – эти строки превращаются в музыку.

Слова и звуки… Звуки и слова

…………………………………

…Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – всё

Облекаем в них.

………………………………..

В словах и звуках вечный

 ключ сердец!

                                             (Е.Ростопчина «Слова и звуки»).

     Язык слов и язык музыки… 

II.   Учитель: (Слайд №3) Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой? (ответы детей).

      Учитель: На первый  взгляд они очень далеки друг от друга.  Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно предать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.  Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая   нам глубже чувствовать, становится чище и мудрее.

      Приведите примеры произведений, в которых нельзя разделить музыку и литературу?

(дети называют жанры музыки и литературы, приводят примеры произведений изученных  на уроках) (Слайд №4))

.

Музыка

Литература

Песня  - М. Таривердиев «Маленький принц»

Романс– М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье»

Баллада – Шопен «Баллада №1»

Кантата -  Г.Свиридов  «Памяти С.Есенина»

Опера  -  Н.А.Римский - Корсаков «Садко»

Балет – А.Хачатурян «Чипполино»

Симфония – В.Моцарт  №41 «Юпитер»

«Песни» для музыкальных  инструментов– Мендельсон «Песня без слов», Бах «Ария»

Стихотворение  -А.С.Пушкин «У лукоморья»

Рассказ – А.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар», «Струна»

Сказка – «Чонгурист» (грузинская народная сказка)

Басня – Крылов «Квартет»

Повесть – С.Экзюпери  «Маленький принц»

Роман –Л.Толстой «Война и мир»

 

 

III.    Учитель: Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись  к нему великий композитор, давно было бы предано забвению. Такое «чудо прикосновения» произойдет и у нас на уроке.  

     (Слайд №5) Вам нужно сочинить или подобрать (из уже знакомых  произведений) музыкальный материал к литературным произведениям, обращая внимание на общие  особенности в музыке и литературе.

     Разделим наш класс на две группы (детям раздаётся текст литературного произведения)  

     Задание для 1 группы учащихся (ребёнок выразительно читает текст стихотворения). (Слайд №5)

 

М.Ю.Лермонтов «Над Москвой великой, златоглавою»

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской, белокаменной,

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Заря алая поднимается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж, зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

 

     Задание для 2 группы учащихся (ребёнок выразительно читает текст стихотворения). (Слайд №5)

Николай Браун «Песня без слов»

Ни слова… И только мельканье

Бегущих по клавишам рук,

Невидимых струн рокотанье,

За звуком взлетающий  звук.

То чудом рождённые трели,      

                                               То лепет ручья по утру,                                                                                   

 То голос поющей свирели,

То птиц щебетанье в бору.

То ветра порыв. То суровый

Грозы нарастающий звук.

И рушится ливень. И снова –

В ромашках сверкающий луг.

Ушло, отшумело ненастье,

И слышно, как бьются сердца…

И всё это – песня о счастье,

Которой не будет конца.

Анализ литературных произведений (ответы детей).

Слушание музыкальных произведений (для 1 группы –

 М.П.Мусоргский опера «Хованщина» вступление «Рассвет - на Москва-реке»,

музыкальное произведение для 2 группы – Ф.Мендельсон «Песня без слов»).

(Учитель помогает построить ответы детей на основе сравнительного анализа: образ, характер, чувства, средства выразительности и изобразительности,  интонация, предложения,  фразы)

    Учитель: Анализируя произведения этих двух видов искусств, мы можем выделить общие черты в музыке и литературе (ответы детей). (Слайд №6)

 

Общие черты  в музыке  и литературе

Жанр, образ, характер, интонация, предложения,  фразы

 

 IV.    Учитель:    Подумаешь, тоже работа –

                              Беспечное это житьё:

                              Подслушать у музыки что-то

                              И выдать, шутя за своё.

                                                                  А.Ахматова    

     Учитель: Музыка нередко становиться основой сюжета литературного произведения, иногда она выступает как главный действующий герой. Сейчас прозвучит музыкальное произведение, которое легло в основу ваших литературных произведений.

Слушание музыки:Э.Григ «Иольстерский танец» из цикла «Норвежские танцы и песни» (произведение исполняется  ребёнком).

(Слайд №7) (Проверка  домашнего творческого задания (сочинение - сказка) подчеркнуть общее в музыке и литературе).

V.    Учитель: Сейчас трудно назвать литературный жанр, который музыка не пыталась бы перевести на свой язык.

     Назовите жанры, которые существую и в музыке и в литературе, дайте их определения.

 

Жанры, которые существую и в музыке и в литературе

Былина, баллада, элегия, романс, ода, гимн, октет…

(Слайд №8)

 

  VI.                Учитель:  Эмоциональное воздействие

                              музыки возрастает в огромной

                              степени при совпадении ее со

                              зрительным восприятием.

                                                                                 Арам Хачатурян

     О каком жанре искусства идет речь? (ответы детей – кино).

     Что вы знаете об этом виде искусства?

(ответы детей:  кино – искусство ХХ  века. С самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). И вот герои заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка).

     Учитель: ( Слайд №9) Какую роль играет музыка в кинофильмах?

(ответы детей - характеристика героев  фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия, музыка пробуждает наши чувства, делает восприятия более живым.)

     Учитель:  Приведите примеры музыкальных произведений, написанных к кинофильмам.

(ответы детей – Р.Роджерс «Звуки музыки» из к/ф «Звуки музыки», Е. Крылатов «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника», М.Дунаевский «Песенка Водяного» из м/ф «Летучий корабль» и т.д.)

    Учитель: Сейчас на экране вы увидите видео фрагменты.        Ваша задача определить музыкальные произведения, использованные в этих фильмах (оборудование: DVD- проигрыватель, телевизор).

 

 (ответы детей)

кинофрагменты

музыка

Художественный фильм «Садко»

Н.А.Римский – Корсаков опера «Садко» «Колыбельная Волховы»;

мультфильм «Незнайка на Луне» 

Э.Григ «Песня Сольвейг»

мультфильм « Незнайка на Луне» 

Э.Григ «Шествие гномов»

 

мультфильм « Незнайка на Луне»

М.И.Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»

мультфильм  «Щелкунчик»

П.Чайковский балет «Щелкунчик»  «Вальс цветов»

 

VII.    Учитель: Сейчас мы с вами принесемся в кинофильм «Магия черная и белая», а поможет нам песня Ю.Энтина  М.Журбина «Самое интересное»

 (Вокально-хоровая работа)

Работа над произведением:

·     разучивание 1ч – по фразам

·     звукообразование

·        ритмическое задание: прохлопать ритм – слова пропеть шепотом

·     работа над скачкообразной мелодией

·     дирижёрский жест: точное снятие по руке длительностей

·     работа над образом

 

VII.        Учитель: Почему музыка и литература не  могут  жить одна без другой? (ответы детей). (Слайд №10)

     Учитель: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир,

 дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

     Связь музыки и литературы не только обогащают и музыку, и литературу, но и дает нам более полное представление о жизни.

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

                             Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! 

Н.Заболоцкий.  

(выставление оценок).

Проверка и оценивание ЗУНКов

 

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика жанров и средств музыки и литературы».

Проверка домашнего творческого задания.

Оценивание вокально-хоровой работы и активности учащихся на уроке.

Выставление оценок за домашнее задание и творческие задания на уроке.

Рефлексия деятельности на уроке

 

Эмоциональное восприятие произведений музыки и литературы.

Правление заинтересованности по ходу выполнения творческого задания  «Роль музыки в кино». Выразительность исполнения песенного репертуара, который нравиться детям.

Домашнее задание

 

Сочинение на тему «Роль музыки и литературы в моей жизни».

Дополнительная необходимая информация

 

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

 

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Учет возрастных особенностей учащихся 5 классов – преобладание наглядно-образного мышления. Тип урока (урок-обобщение) требует использования мультимедийных средств обучения. Тема «Взаимосвязь музыки и литературы» предполагает интеграцию разных видов искусства (музыка, литература, кино), которая не может быть осуществлена без использования совокупности компьютерных технологий.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Знания, умения и навыки, полученные на данном уроке,  могут найти применение и служить опорой для раскрытия новой темы четверти.

Другое

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")

Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях"  на примере басни Крыло...

Урок музыки в 5 классе- "Взаимосвязь музыки и литературы"

Урок в музыки в пятом классе на  тему "Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре"....

Взаимосвязь музыки и литературы.

Урок музыки в 5 классе "Взаимосвязь музыки и литературы"....

Проект открытого урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ"

Для формирования общепредметных умений и навыков учащихся таких как: умение слушать и слышать, анализировать произведение, знание основных жанров, выделять главное, самостоятельно работать в теч...

Статья "Взаимосвязь музыки и литературы"

Статья о взаимосвязи музыкального искусства и литературы, о взаимодействии этих двух направлений в рамках школьной программы по предмету "Музыка"...