Проект открытого урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Для формирования общепредметных умений и навыков учащихся таких как: умение слушать и слышать, анализировать произведение, знание основных жанров, выделять главное, самостоятельно работать в течение урока и при выполнении творческого домашнего задания, исполнять произведение, владеть основными понятиями музыкального языка, использовались проблемные методы, частично-поисковые, методы активизирующие творческую деятельность учащихся (творческие задания с предварительным обдумыванием проблемных вопросов, дополнительного материала для анализа и выполнения этих работ; ведение справочной тетради «Дневник музыкальных впечатлений»; метод контрольных вопросов; метод работы по аналогии), а также для развития положительной мотивации к предмету разработала творческие домашние задания (требующие расшифровки), которые вызывают большой интерес учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_muzyki_i_literatury.zip | 1023.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки. 5А класс. Учитель: Е.В.Шмелева
5.2.3. Тема: | «Опера – жанр, рожденный синтезом музыки и литературы». |
Цель: | 1.Показать неразрывную связь музыки и литературы в одном из крупнейших жанров музыки – опере (на примере оперы «Садко». 2.Познакомить детей с творческим портретом композитора Р.-К. 3.Разобрать музыкальные темы главных героев оперы. |
Содержание: | Вступление к опере «Садко». Фрагмент фильма «Садко», песня Садко «Ой, ты темная дубравушка» «Колыбельная Волховы». |
Оборудование: |
|
Ход урока Вход | Вступление к опере «Садко». Приветствие. |
Введение в тему урока. | Давайте прочитаем тему урока. Как вы понимаете ее?
|
Книжная выставка: Островский «Снегурочка» «Садко» Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок» К.Чуковский «Муха-Цокотуха» «Кармен» «Волк и семеро козлят» и др. | Посмотрите на книжную выставку и фоторяд с фрагментами оперных спектаклей. (называем произведения)
|
Вступление к опере «Садко» |
|
Творческое задание | По рисункам определить музыкальную тему героев оперных спектаклей Р.-К.? (выполняют пять учеников по желанию) |
Творческий портрет Р.-К. Д/з. Художник-моренист Айвазовский «Девятый вал» Портрет С.Мамонтова | Р.-К. был музыкальным волшебником, великим сказочником в русской музыке. На доске вы видите название некоторых из них. Дома вам предстоит определить какие литературные жанры стали основой опер Р.-К.
В декабре 1887 года на сцене частного театра Мамонтова была поставлена опера «Садко», через 35 лет после ухода «Алмаза» в плавание. |
Опера «Садко»? А.Рыбаков читает отрывок из былины |
|
Фильм ф-т | - Кто из героев, наделенный волшебной силой помогает Садко? (смотрим отрывок, дочь морского царя – Волхова) |
Колыбельная Волховы – Надя Слободянюк Распевание, разучивание 1–ой фразы - нотная запись на доске |
Р-К. не только использует сюжет народной былины, но и интонации народных песен в характере героев оперы. Это можно отнести как к колыбельной так и к песне Садко «Ой ты, темная дубравушка». - Мы послушали как Надя исполняла Колыбельную, а теперь послушаем как она звучит в опере в исполнении настоящей оперной певицы.
Гимнастика. Распевание «Ходит сказка по дворам». Первая фраза – нотная запись- проговариваем слова в ритме песни. - Какая характерная черта музыки подчеркивает ее народность? (многочисленные распевы, старинные слова: ДРЕМА, СОН; широкий напевный характер) |
Обобщение темы урока | - Как взаимосвязаны такие жанры как опера и литература? Могут ли они существовать друг без друга? |
Cамоанализ урока музыки в 5-м классе по теме «Опера – жанр, рожденный синтезом музыки и литературы»
Учитель – Шмелева Е.В.
5 А класс, в котором проходил открытый урок, является базовым. Проведенное интеллектуальное обследование показало, что в классе есть как сильные, способные учащиеся, так и слабые ученики. 74% учащихся класса имеют хорошую мотивацию к учебной деятельности, 17% - низкую, 9% - показали нейтральный уровень. То есть это тот резерв, который требует дальнейшей работы со стороны учителя для повышения мотивационного компонента учащихся.
В классе 34% учащихся имеют низкий уровень познавательной мотивации. Поэтому необходимо, чтобы уроки имели высокий познавательный эффект, задания были разнообразны и интересны.
Уровень сформированности коммуникативных способностей 32%. Это говорит о том, что учащиеся данного класса пока не готовы к учебному диалогу, затрудняются давать полные, развернутые ответы, испытывают трудности при работе в группах. Поэтому необходимо развивать на уроках навыки активного слушания, умение рецензировать ответ, обобщать полученную информацию, учить совместной работе в классе.
Триединая дидактическая цель урока:
Обучающая:
1.Показать и закрепить неразрывную связь музыки и литературы в одном из крупнейших жанров музыки – опере.
2.Познакомить с творческим портретом композитора Р-К.
3.Разобрать музыкальные темы главных действующих героев оперы.
Развивающая:
1.Развивать память и речь учащихся и уровень познавательной мотивации.
2.Умение анализировать музыку
3.Развивать творческие способности учащихся.
4.Развивать навыки самостоятельной работы.
Воспитывающая:
1.Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру школьников.
2.Воспитывать любовь к русской музыке, русскому фольклору, русской литературе.
Для достижения дидактической цели мною выбран комбинированный тип урока. Формы и методы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые сочетаясь поддерживали активное внимание и интерес учащихся на протяжении всего урока.
На главном этапе урока - знакомство учащихся с главными героями оперы, использовался метод музыкальной драматургии – силами учащихся были представлены Садко и Волхова.
Для формирования общепредметных умений и навыков учащихся таких как: умение слушать и слышать, анализировать произведение, знание основных жанров, выделять главное, самостоятельно работать в течение урока и при выполнении творческого домашнего задания, исполнять произведение, владеть основными понятиями музыкального языка, использовались проблемные методы, частично-поисковые, методы активизирующие творческую деятельность учащихся (творческие задания с предварительным обдумыванием проблемных вопросов, дополнительного материала для анализа и выполнения этих работ; ведение справочной тетради «Дневник музыкальных впечатлений»; метод контрольных вопросов; метод работы по аналогии), а также для развития положительной мотивации к предмету разработала творческие домашние задания (требующие расшифровки), которые вызывают большой интерес учащихся. Представленная наглядность: книжная выставка, фоторяд, газета, аудиозаписи, фрагмент х/ф, таблицы, рисунки детей – все это побуждала детей к активной работе, мотивировало учащихся на познавательную деятельность.
На уроке использовались межпредметные связи: с литературой (дети читали сказки, находили примеры литературных произведений, ставших основной оперных спектаклей), с изобразительным искусством (использование репродукций Айвазовского, собственные рисунки детей к сюите «Шехеразада»).
Для более полного усвоения стиля композитора использую такую работу как «Творческий портрет композитора». Эта работа не одного урока, а нескольких, в ходе которой ребята самостоятельно или с помощью учителя (подхожу дифференцированно к каждому ученику) составляют портрет композитора. Есть учащиеся, которым очень нравится такая форма деятельности, и они заранее готовят ее, используя различные источники (в том числе и компьютер).
Для достижения целей урока важную роль играет исполнительская деятельность детей. Так как на этом уроке материал скомпонован больше для слушания, анализа, рассуждения и расширения кругозора детей, времени на исполнение отводилось меньше, чем на хоровых занятиях. Но не смотря на это, была проведена артикуляционная гимнастика, небольшое распевание, которое органично вписывалось в урок, не нарушая его драматургию («Колыбельная» на сказочный сюжет, взятая из моей методической разработки, которая особенно активно используется на уроках в начальной школе), и с использованием нотной записи разучили первую фразу Колыбельной Волховы.
Таким образом, эмоциональный настрой класса, применение мотивационных заданий и вопросов, рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, уважительное обращение учителя с учениками – все это обеспечило успех работы. В конце урока дети получили оценки.
Считаю, что цели урока достигнуты, дети получили много новой информации, которая была интересна и познавательна, получили творческое домашнее задание, заинтересовались творчеством композитора, прониклись теплыми чувствами к русскому фольклору и литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к проекту" Духовно-нравственное воспитание личности на интегрированных уроках музыки и литературы и во внеурочное время"
Презентация к проекту...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники» Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
ОТКРЫТЫЙ УРОК по русской литературе в 5 классе по проекту передачи Ю.Вяземского «Умницы и умники» Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»...
Проект интегрированного урока Музыка и литература
Данный проект позволяет сформировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, понимание нравственного смысла сказки...
проект открытого урока "Музыка в баснях"
Проект открытого урока "Музыка в баснях"....
Открытый урок по теме "Музыка и литература"
открытый урок в пятом классе по теме "Музыка и литература"...
Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных технологий.
Открытый урок проводился в рамках прогрммы по музыке Е. Критской и Сергеевой по теме:"Авторская песня:прошлое и настоящее". Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне...
Открытый урок по музыкальной литературе на тему: "Программная музыка" (первый год обучения)
Урок по музыкальной литературе с учащимися 4 класса....