Урок музыки в 5 классе- "Взаимосвязь музыки и литературы"
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему
Урок в музыки в пятом классе на тему "Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 25.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя | Зинатова Юлия Владимировна |
Место работы | МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ» |
Должность | Учитель музыки |
Предмет | Музыка |
Класс | 5 |
Тема урока, раздел | Тема урока: «Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре». Раздел: Музыка как вид искусства |
Цели | Образовательные: - активизировать жизненно-музыкальные впечатления обучающихся о взаимосвязи музыки и литературы; - сформировать представление об опере. Развивающие: - развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкального и литературного произведения; - развить интерес к музыкальному театру, оперному спектаклю. Воспитательные: - воспитание уважения к культурному музыкальному наследию прошлого и русскому фольклору на примере оперы-былины «Садко» |
Задачи | - развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; - освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его музыкальных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; - овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий). |
Планируемые результаты | Личностные: - формирование развития музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; - формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование эстетической потребности, ценности и чувства, как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Метапредметные: Регулятивные: - целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений; - коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Познавательные: - освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды музыкально-творческой; - выполнение логических действий, работа с информацией (сопоставлять и отбирать информацию, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты). Коммуникативные: - умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки. Предметные: - научится понимать ключевые понятия и термины («опера», «бельканто», «либретто»); - приобретут интонационно-слуховой опыт на основе метода визуального и слухового сравнения. |
Основные понятия | «опера», «бельканто», «либретто». |
Межпредметные связи | Литература, изобразительное искусство |
Ресурсы | Основные:
|
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Методы | Метод визуального и слухового восприятия. |
Формы работы | Беседа, слушание и анализ музыкальных произведений, индивидуальная и коллективная работа. |
План урока | План урока: 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. Введение в тему. 4. Изучение нового материала. 5. Первичное осмысление и применение изученного материала 6. Подведение итогов урока, рефлексия. |
Оборудование | Компьютер, проектор. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I Организационный. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству. Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности | Приветствие учителя: - Добрый день дорогие ребята!
| Обучающиеся приветствуют учителя.
|
II Актуализация знаний. Цель: создание условий для формирования мотивации к учению Задача: - актуализация знаний обучающихся, - вовлечь в определение темы урока. | Беседа. Подведение к теме урока. - Давайте вспомним тему прошлого урока. - правильно, мы говорили о музыкальном образе. - а какие виды искусства могли бы дополнить музыкальный образ, созданный композитором? - да. - Взгляните на экран и самостоятельно определите тему урока. Запишите. Слайд 2. (на экране анаграмма темы урока) - Слайд 3. | Беседа с учителем, ответы на вопросы: - «Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.» - литература и изобразительное искусство. - «Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре». |
III Постановка учебной задачи. Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач. Задачи: вовлечь в определение цели урока. | Беседа. - Что нам предстоит узнать на уроке? Как вы думаете? - Сегодня на уроке мы посмотрим, как взаимодействует музыка и литература в музыкальном театре на примере оперы-былины «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. | Беседа. - как взаимодействует музыка и литература |
IV Изучение нового материала. Цель: создание условий для знакомства с новым материалом Задачи: -способствовать формированию ассоциативного мышления; -развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального и изобразительного искусства; -создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с высоким искусством и сопричастности с ним. | Рассказ учителя. Объяснение нового материала. - На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта. Ни мюзикл, так как в основе их сюжетов, как правило, литературное произведение (сказка, повесть, роман). Без стихов нельзя написать песню или романс. - Что стало бы с музыкой, если не было бы литературы? - Слайд 4. Опера-это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16-17 веков и первоначально называлась драмой на музыке. Появление оперы в Италии неслучайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения. Опера стала распространятся по всему миру, всё больше завоевывая симпатии многочисленных слушателей – зрителей. Основа сюжета оперы является либретто – в переводе с итальянского либретто означает «книжечка». Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе. Слайд 5. Опера «Садко» написана русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, композитор обращался к различным вариантам былины о Садко. В этих вариантах показаны предшествующие события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в ильмень-озере золотых рыбок. Образ морской царевны заимствован из народной сказки Василиса-премудрая и Морской царь». Действие оперы, повествуемое былиною, относится к 11-12 веку и переносит нас в полусказочную-полуисторическую эпоху. - Вашим домашним заданием было прочитать былину Садко (проверка домашнего задания – фронтальный опрос). - Кто такой Садко? - О чём мечтал Садко? - Что с ним приключилось? - Чем заканчивается былина? | Беседа. Слушание учителя. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях – запись основных понятий. - Ответ – она была бы скучной. Запись в тетрадь: Опера – музыкальный спектакль, в котором соединились вокальный жанр и драматическое искусство. Бельканто - прекрасное пение. Либретто – (с итал. Книжечка) основа сюжета оперы, балета или мюзикла. Опера-былина «Садко», Н.А. Римский-Корсаков.
- Садко- бедный певец-гусляр, потом стал богатым купцом - разбогател, стал купцом, отправился в морское путешествие, попал в морское царство. - вернулся чудесным образом в Нове-град, построил церковь. |
V Первичное осмысление и применение изученного материала Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения произведениями искуссива Задачи: -формировать навыки художественного сравнения, сопоставления музыкальных и живописных произведений -развивать образное, творческое мышление учащихся. | - Сейчас мы с вами сравним как раскрываются музыкальные образы в опере и как эти же образы представлены в литературе – былине и попробуем представить себе картину, так как будто бы мы рисуем картину. - Работать будем с таблицей (объяснение алгоритма работы с таблицей): слушаем музыкальный фрагмент, находим в былине описание героя или события, делаем словесное описание «Своей картины», сравниваем в художественной иллюстрацией. Слайд 6. Слушание:
Слайд 7-8
Слайд 8-9 | Беседа. Работа с таблицей. Индивидуальная работа.
Слушание музыки. Записывают свои ответы и мысли в таблицу, отвечают на вопросы. |
VI Подведение итогов темы урока. Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся. Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства. | Давайте подведём итог: - Как взаимодействует литература и музыка в музыкальном театре? В нашем случае оперном спектакле. - Они противоположны, не взаимодействуют, а может дополняют друг друга? Слайд 10.
| Беседа. - дополняют друг друга. Записывают вывод в тетрадь.
|
VII Вокально-хоровая работа. Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся. Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства. | Выполнение упражнение на разогрев голосового аппарата. Пение песни «Россия-звезда».
- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Рефлексия: нарисуйте на своих листочках «Смайл» соответствующий вашему настроению после урока, а рядом напишите почему? Слайд 11. | Коллективное вокально-хоровое пение. Беседа. - я знал (узнала) на уроке…. Рисую смайлы в тетради. Делятся своим мнением. |
VII Домашнее задание. | Повторить песню «Осенний блюз». Знать определения слов: опера, либретто, бельканто. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"
Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...
урок по музыке в 5 классе " Взаимосвязь музыки и литературы" ( Басня А. Крылова "Квартет")
Это необычный урок, составленый в стихах! Тема ракрывается с помощью стихотворных диалогов и музыкальной сценки! Опирается на содержание урока по музыке " Музыка в баснях" на примере басни Крыло...
Тест по музыке 5 класс (Тема «Музыка и литература»)
Тема «Музыка и литература»...
урок музыки «Образ моря в музыке, живописи и литературе».
laquo;Можем ли мы увидеть музыку»....
УРОК БИОЛОГИИ, 5 КЛАСС ,"ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"
Взаимосвязи живых организмов. Тип урока – урок представления новых знаний. Урок разработан по обновленным ФГОС ООО по биологии 5 класс. Цель: формирование системы знаний о видах взаимоотношений,...