Рабочая программа «Художественная галерея» (дополнительное общеразвивающее образование)
рабочая программа по мхк
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Художественная галерея»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_hudozhestvennaya_galereya.docx | 61.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Художественная галерея»
Направленность: художественно- эстетическая
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Цапко Анна Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения дополнительного образования «Художественная галерея» имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе занятий слушатели приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, знакомятся с художниками разных эпох и их работами.
Отличительные особенности:
Изучение данного предмета направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Программа «Художественная галерея» не только дает основную базу по искусствоведению, своего рода «школу» по данному виду художественной направленности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения.
Новизна программы:
Содержание программы вводит слушателей в современное социо-культурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
На конкретных художественных произведениях в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Педагогическая целесообразность программы:
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии личности. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания :
· развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
· воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
· приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи.
Актуальность программы:
Лекции по истории искусства совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит психику, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Содержание программы обеспечит понимание значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Уровень освоения программы : общекультурный
Цель и задачи программы:
Цель программы – Осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.
Задачи программы
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности понятиями, композиция, цветоведение
- развитие чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства; - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.
Сроки реализации программы и категория обучающихся:
Программа рассчитана на 1 год
Учебные группы: - 15 человек.
Занятия учебных групп проводятся:
– два раза в неделю по 1 часу
Планируемые результаты.
- результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения слушателями художественной грамотности. Они будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства.
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В результате изучения слушатель должен:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
- об эстетических идеалах различных эпох и народов;
- основные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
- основные музеи мира, своего народа и края.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов;
- объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека
Формы и режим занятий
Основной формой организации учебного процесса является лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, музыки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Пп№ | Наименование разделов и тем занятий | Количество часов | ||
теоретич | практич | всего | ||
1.Введение в предмет 4 часа | ||||
1.1 | Вводное ознакомление с курсом. | 1 | - | 1 |
1.2 | Мировое искусство . От первобытных наскальных рисунков до компьютерной живописи 21 века. | 1 | - | 1 |
1.3 | Виды художественного воплощения: мозаика, фреска, икона, рисунок. | 1 | - | 1 |
1.4 | Искусство Древних стран: Египет, Греция, Индия, Китай. | 1 | - | 1 |
2.Эпоха Возрождения 18 часов | ||||
2.1 | Искусство эпохи Возрождения. Тенденции и направления. | 1 | - | 1 |
2.3 | «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи | 1 | - | 1 |
2.4 | « Мона Лиза» | 1 | - | 1 |
2.5 | «Мадонны» Леонардо да Винчи | 1 | - | 1 |
2.6 | Библейские сюжеты в творчестве Леонардо да Винчи | 1 | - | 1 |
2.7 | Художник, скульптор, изобретатель. Леонардо да Винчи | 1 | - | 1 |
2.8 | Анатомия в картинах. Тело и болезни. | 1 | - | 1 |
2.9 | Отражение средневековой культуры в художественном творчестве. | 1 | - | 1 |
2.10 | Библейские сюжеты в картинах. | 1 | - | 1 |
2.11 | «Мадонны» Рафаэля | 1 | - | 1 |
2.12 | «Сикстинская мадонна» Рафаэля | 1 | - | 1 |
2.13 | Рубенс и его дамы. | 1 | - | 1 |
2.14 | «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли | 1 | - | 1 |
2.15 | «Сотворение Адама» Микеланджело | 1 | - | 1 |
2.16 | Лувр- хранилище шедевров. | 1 | - | 1 |
2.17 | Шедевры Испании. Прадо | 1 | - | 1 |
2.18 | «Мрачные картины» Гойи | 1 | - | 1 |
3.Отечественная живопись 30 часов | ||||
3.1 | Отечественное искусство. Художники передвижники. | 1 | - | 1 |
3.2 | Шедевры Третьяковской галереи | 1 | - | 1 |
3.3 | И. Шишкин « Утро в сосновом бору» | 1 | - | 1 |
3.4 | «Богатыри» В. Васнецова | 1 | - | 1 |
3.5 | « Сказочные» сюжеты в творчестве В. Васнецова | 1 | - | 1 |
3.6 | А. Иванов «Явление Христа народу» | 1 | - | 1 |
3.7 | И. Крамской «Христос в пустыне» | 1 | - | 1 |
3.8 | В. Пукирев «Неравный брак» | 1 | - | 1 |
3.9 | М. Врубель «Царевна Лебедь» | 1 | - | 1 |
3.10 | Пейзажи Исаака Левитана | 1 | - | 1 |
3.11 | История в картинах | 1 | - | 1 |
3.12 | К. Флавицкий «Княжна Тараканова» | 1 | - | 1 |
3.13 | И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван» | 1 | - | 1 |
3.14 | И. Репин «Бурлаки на Волге» | 1 | - | 1 |
3.15 | В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни» | 1 | - | 1 |
3.16 | «Боярыня Морозова» В. Суриков | 1 | - | 1 |
3.17 | Сатира в искусстве | 1 | - | 1 |
3.18 | Павел Федотов «Свежий ковалер» | 1 | - | 1 |
3.19 | Павел Федотов «Сватовство майора» | 1 | - | 1 |
3.20 | Лучшие портреты поэтов. | 1 | - | 1 |
3.21 | Море Айвазовского | 1 | - | 1 |
3.22 | Б. Кустодиев « Портреты богачей» | 1 | - | 1 |
3.23 | Портреты королей и царей. | 1 | - | 1 |
3.24 | Реальность и вымысел в портретах. | 1 | - | 1 |
3.25 | Батальная живопись. Цвет войны. | 1 | - | 1 |
3.26 | Тема войны в творчестве В. Верещагина | 1 | - | 1 |
3.27 | В. Верещагин «Апофеоз войны» | 1 | - | 1 |
3.28 | «Последний день Помпеи» Карл Брюллов | 1 | - | 1 |
3.29 | Красный цвет в творчестве Петрова-Водкина | 1 | - | 1 |
3.30 | «Купание красного коня» Петров -Водкин | 1 | - | 1 |
4.Искусство XX века 22 часа | ||||
4.1 | XX век. Тенденции современного искусства. | 1 | - | 1 |
4.2 | Сюрреализм. Сальвадор Дали. | 1 | - | 1 |
4.3 | « Сон», «Мягкие часы» Сальвадор Дали | 1 | - | 1 |
4.4 | « Танец» Анри Матисс | 1 | - | 1 |
4.5 | Импрессионизм. Клод Моне. | 1 | - | 1 |
4.6 | 10 знаменитых картин К. Моне | 1 | - | 1 |
4.7 | Художественные шутки Эдуарда Моне | 1 | - | 1 |
4.8 | «Бар Фоли-Бержер» Эдуарда Моне | 1 | - | 1 |
4.9 | Великий сумасшедший. Ван Гог | 1 | - | 1 |
4.10 | «Воздушные балерины» Эдгара Дега | 1 | - | 1 |
4.11 | Пабло Пикассо «Старый гитарист» | 1 | - | 1 |
4.12 | Густав Климт «Поцелуй» | 1 | - | 1 |
4.13 | Истории любви Марка Шагала | 1 | - | 1 |
4.14 | К. Малевич «Черный квадрат» | 1 | - | 1 |
4.15 | Загадки Малевича. Искусство и жизнь. | 1 | - | 1 |
4.16 | Абстракционизм | 1 | - | 1 |
4.17 | Василий Кандинский «Композиция VIII» | 1 | - | 1 |
4.18 | 10 самых дорогих картин современного искусства. Лучио Фонтаны. "Пространственная концепция. Ожидание" Джоан Миро. "Собака" | 1 | - | 1 |
4.19 | 10 самых дорогих картин современного искусства. Кристофер Вул. "Синий дурак" Кристофер Вул. "Бунт" | 1 | - | 1 |
4.20 | 10 самых дорогих картин современного искусства. Эллсворт Келли. "Зеленый Белый" Эллсворт Келли. "Ковбой" | 1 | - | 1 |
4.21 | 10 самых дорогих картин современного искусства. Барнетт Ньюман. "Белый Огонь» Сай Твомбли/ "Без названия" | 1 | - | 1 |
4.22 | 10 самых дорогих картин современного искусства. Эллсворт Келли. "Зеленый Белый" Эллсворт Келли. "Ковбой" | 1 | - | 1 |
Итого: 74 часа |
Содержание программы «Художественная галерея»
Некоторые картины веками не дают покоя искусствоведам. Например, "Тайная вечеря" и "Мона Лиза" служат неиссякаемым источником постоянных спекуляций, загадок, разгадок и тайн.
Другие картины не привлекают к себе столько внимания, но скрывают не менее интересные тайны. За каждым шедевром стоит реальная история написания…История автора или событий, свидетелем которых он стал…
Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.
1.Введение в предмет 4 часа
Мировое искусство . От первобытных наскальных рисунков до компьютерной живописи 21 века. Виды художественного воплощения: мозаика, фреска, икона, рисунок. Искусство Древних стран: Египет, Греция, Индия, Китай.
Как понять изображение? Живопись, скульптура, графика — древнейшие виды изобразительного искусства. Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразительного искусства. Место изобразительных искусств в существующих классификациях. Изобразительные искусства как совокупность пластических искусств. Особенности создания художественного образа в реальных и абстрактных композициях. Особенности творческой манеры художника. Монументальные и станковые виды изобразительного искусства. Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески.
2.Эпоха Возрождения 18 часов
Дух расцвета имеет широкое выражение в картинах того времени и наполняет особой чувственностью живопись. Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. Художники стали рассматривать искусство как отрасль знаний, изучая досконально физиологию человека и окружающий мир. Это делалось для того, чтобы более реалистично отобразить истинность Божьего создания и происходящие события на своих полотнах. Большое внимание уделялось изображению религиозных сюжетов, которые приобретали земное содержание благодаря мастерству гениев, таких как Леонардо да Винчи.
Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии. Появляется интерес к античным образам. Светскость и антропоцентризм являются неотъемлемыми чертами, наполняющими скульптуры того времени и живопись. Эпоха Возрождения вытесняет аскетизм, характеризующий средневековую эпоху. Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку. Художники эпохи Возрождения подходят к видению тела человека с научной точки зрения, стараются проработать всё до мельчайших деталей. Картины становятся реалистичными. Живопись насыщена неповторимым стилем. Она установила основные каноны вкуса в искусстве. Широко распространяется новая концепция мировоззрения под названием "гуманизм", согласно которой человек считается высшей ценностью.
Искусство Возрождения, как и предшествующих эпох, ставило своей целью дать представление об устройстве мира, земного и небесного. Новым было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая пугающая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.
Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Оно составляло ее неотделимую часть не только как предмет созерцания, но как труд и творчество. Искусство как бы стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников. Щедрость меценатов подогревалась жаждой самовозвеличения.
Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Многие художники поэтому так хорошо знали ремесло искусства. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает добротное мастерство.
В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Живописцы продолжают черпать свои сюжеты из церковных легенд, стены церквей украшаются исключительно библейскими сценами, но эти сцены переносятся на площади и улицы итальянских городов, происходят как бы на глазах у современников, и благодаря этому сама каждодневность приобретает возвышенно-исторический характер. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Порой в живописную композицию попадают улицы со случайными прохожими, площади с шумной толпой, люди в современных костюмах рядом со священными особами.
Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Художники гордились ею как открытием и презрительно относились к своим предшественникам, которые ее не знали. Они могли с математической точностью строить в трехмерном пространстве сложные, многофигурные композиции. Правда, флорентийские живописцы ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. В руках великих живописцев она стала Могучим художественным средством, помогла расширить круг явлений, подлежащих художественному воплощению, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.
Итальянская живопись XV в. — преимущественно монументальная. Она выполнялась на стенах техникой фрески и по своему характеру была рассчитана на восприятие издали. Итальянские мастера умели придать своим образам общезначимый характер. Они отбрасывали мелочи и подробности и смотрели на мир глазами людей, умеющих видеть сущность человека в его жесте, телодвижении, осанке.
Переворот, произведенный в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имел огромное историческое значение. Никогда еще в Западной Европе искусство не занимало такого выдающегося места в обществе. На протяжении последующих трех веков европейское искусство развивается на основе усвоенных и узаконенных художниками Возрождения принципов. Искусство Возрождения сохраняет притягательную силу и в наши дни.
3.Отечественная живопись 30 часов
Взаимовлияние романтизма и классицизма. Быстрая смена стилевых направлений: классицизм - романтизм - реализм. Зрелая фаза классицизма - русский ампир. Стилевые особенности романтизма: органическое сочетание нового мироощущения с классицистической основой и близость сентиментализму. Жанровый состав живописи: портрет, пейзаж, бытовая картина. Творчество О.А. Кипренского, С.Ф. Щедрина, А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, А.А. Иванова, К.П.Брюллов.
После победоносного завершения Отечественной войны 1812 года солдаты и офицеры русской армии, вернувшись из заграничных походов, воочию убедились в том, каким сильным препятствием свободе родного народа и общественному прогрессу являются крепостное право и ничем не ограниченная власть царя.
Следуя горячему патриотическому чувству, передовая дворянская молодежь мечтала о новом свободном отечестве, об ином государственном устройстве. Эти мечты, звавшие к действиям, и привели к созданию ряда тайных политических обществ, члены которых стали вскоре участниками знаменитого восстания декабристов. Русская художественная культура в первой половине XIX столетия достигла высоких успехов. Этот бурный расцвет художественной культуры был связан с подъемом национального самосознания передовых кругов русского общества в период Отечественной войны 1812 года. Борьба за освобождение родины от иностранной интервенции, вызвавшая волну высоких патриотических чувств, не могла не сказаться и на явлениях русского искусства. Одновременно в изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление, вошедшее в историю под названием романтизма. В России романтизм выражал прогрессивные общественные идеи, порожденные Отечественной войной и национальным подъемом. Художники-романтики ратовали за эмоциональную приподнятость образа, старались показать силу чувств человека и возвышенность его стремлений. Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.
В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах - портрете и пейзаже, - но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая оказалась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицисстическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданскойнезависимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.
В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например, ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.
Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба -- в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное -- вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три -- там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так све-жи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружевница", "Портрет сына" и др.).
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу".
Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова(1799--1852). В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через тригода картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию. Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы. Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма. Брюллов был связан с Академией всем своим творчеством.
Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой -- и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории. Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены. Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из русской истории. Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля Стефана Батория». На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда псковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город поляков и отбрасывают их за стены. Но картина осталась неоконченной, и задача создания подлинно национальных исторических картин была осуществлена не Брюлловым, а следующим поколением русских художников. Одногодок Пушкина, Брюллов пережил его на 15 лет. Последние годы он болел. С автопортрета, написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами лица и спокойным, задумчивым взором.
В первой половине XIXв. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов(1806--1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы».
В первой половине XIXв. в русскую живопись входит бытовой сюжет.
Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов(1780--1847). Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту жизнь он показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань модному тогда сентиментализму. Однако картины Венецианова «Гумно», «На жатве. Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками», «Захарка», «Утро помещицы» отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.
Его традиции продолжил Павла Андреевича Федотов(1815--1852). Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер». Это была дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязный халат, в который облачился главный герой картины, очень уж напоминал античную тогу. Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Комедийно-сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора»).Последние его картины очень печальны («Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России -- основная тема творчества Павла Андреевича Федотова.
Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830), русский живописец. Пейзажист. Сын Ф. Ф. Щедрина, племянник Сем. Ф. Щедрина. Учился в петербургской АХ (1800-12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева; пенсионер АХ в Италии (с 1818). Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щедрин обращается к пристальному изучению натуры, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже ("Колизей", 1819, ГТГ). В серии видов "Новый Рим" (1823-25) запечатлевает вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щедрина к поискам единства состояния природы и освещения, к первым в русском искусстве XIX в. опытам пленэрной живописи. Он раскрывает поэтический образ природы, световоздушную среду воспроизводит с помощью тончайшей серебристой гаммы оттенков, жанровые мотивы растворяет в пейзаже (серия "Террасы в Сорренто", 1825-28, "Малая гавань в Сорренто", "На острове Капри" - оба произведения 1826, ГТГ, и др.). Обращение Щедрина к непосредственной живописной передаче натуры, его достижения в области воспроизведения изменчивой световоздушной среды открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.
Русский ампир (примерно 1812--1830 годы) явился логическим завершением длительного развития классицизма в архитектуре, точнее, очередного витка его спирали, относящегося к Петербургу XVIII--XIX веков. Ампир в начале XIX века был востребован в первую очередь во Франции и отражал бурный период её истории: Великую французскую революцию, имперские амбиции Наполеона, войны, охватившие всю Европу. В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы.
4.Искусство XX века. 22 часа
Изобразительное искусство XX в. представлено в значительной степени авангардом. Каждое из его многочисленных направлений имеет самостоятельное значение, выявляя, однако, лишь какую-то одну сторону этого движения в художественной культуре. Их общей чертой является активное вытеснение традиционных средств и материалов изобразительного искусства. Поэтому первое впечатление от авангардного произведения искусства (живописи или скульптуры) - «все не так, все неверно». Но именно утверждение, что так никогда не делалось, и подвигает многих художников на создание принципиально новых, авангардистских произведений. Чтобы всесторонне и правильно оценить их, надо учитывать, что авангард - это не только искусство, но и особый способ познания.
Экспрессионизм - направление в искусстве, эмоциональный в центре внимания которого - человек с израненной, больной душой. В произведениях экспрессионистов перспектива, планы, пропорции, цвет и свет произвольно изменяются, преувеличиваются ради усиления экспрессии. Экспрессионисты - талантливые организаторы напряженных форм. Их произведения - сочетание старого изобразительного языка и новых, авангардных изобразительных элементов. В последние годы преобладают черты лирического и меланхолического экспрессионизма (например, во Франции) или абстрактного экспрессионизма (в США).
Абстракционизм подразделяется на две ветви, каждая из которых фиксирует одну из двух сторон действительности: геометрическая абстракция - состояние жизни, выраженное в четко очерченных, почти правильных конфигурациях, и лирическая абстракция - процессы жизни, выраженные в свободно текущих формах. Обе ветви абстрактного искусства в разных странах широко представлены, например, в живописи 1950-1970-х гг.
Один из крупнейших художников-теоретиков абстракционизма Пит Мондриан считал главной задачей художника очищение природы от иллюзорного многообразия и обнажение первичных форм-схем, таящихся за этим многообразием. В соответствии с такой «денатурализацией форм» ограничиваются художественные средства, допускаются лишь взаимно перпендикулярные пересечения прямых и ровная окраска образовавшихся прямоугольников основными цветами - красным, синим и желтым. Все полотно строится на элементарных контрастах: цвет-бесцветность, горизонталь-вертикаль, крупное-мелкое. Единство этих противоположностей - символ гармонии мира. Одним из направлений абстракционизма является ташизм (франц. «tache» - пятно) - живопись действия. Художники наносят краски на основу быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана, полагаясь на «психическую импровизацию», а созданные таким образом произведения называют «записью биологических импульсов художника».
В 1970- 1980-х гг. появилось новое направление абстракционизма - компьютерная графика.
В целом в абстрактной живописи произведение все больше отходит от классического понятия «картина», т.е. от станковой живописи. Нет рамы, форма живописной основы произвольна, само произведение предназначено не для созерцания, а для размышления, познания сути окружающего мира.
Сюрреализм - направление в искусстве, провозгласившее источником художественного творчества сферу бессознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации). В своих произведениях эти художники с иллюзорной точностью воспроизводят иррациональные образы, возникающие в подсознании, создавая мир немыслимый, невозможный, но очень «реальный». Зритель, поддаваясь иллюзорной убедительности образов, невольно втягивается в лабиринт загадок и неразрешимых проблем, своего рода коллизия (столкновение) «Одетта-Одиллия» (добро -зло; любовь-ненависть), но не в балете, а в живописи.
Начиная с 1980- 1990-х гг. XX в. развиваются новые направления авангардной живописи: гиперреализм (фотореализм) и концептуализм. Художники-гиперреалисты тщательно, фотографически точно выписывают изображения предметов окружающего мира, как бы отстраняясь от своего произведения, желая ничем не выдать своего собственного взгляда, видения, позиции. Концептуализм - это принципиальный отказ от воплощения идеи в материале, принцип «искусства в голове». Художественные произведения, по мнению художников этого направления, создаются в голове, в воображении зрителей, а задача художников - создать объекты-возбудители таких представлений. Например, произведение «Три стула»: один из этих стульев - реальный предмет, стоящий у стены; другой - фотография стула, висящая рядом на стене; третий - текст, описание стула, висящее над стулом.
«Мышление в образах». Понятие художественного образа как особого способа отражения окружающей действительности. Единство отраженной реальности и субъективной оценки, взгляда на мир его творца. Характерные черты и свойства художественного образа: типизация, метафоричность, иносказательность и недоговоренность. Особенности его восприятия. Оригинальность, конкретность и неповторимость воплощения художественного образа в различных видах искусства. Правда и правдоподобие в искусстве. Соотношение вымысла и действительности в художественном произведении. Роль творческой фантазии художника. Условность в искусстве. Изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Понятие условности как важнейшее средство постижения сущности художественного образа.
Мир «сквозь магический кристалл». Многозначность понятия «художник». Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Как рождается художник и что питает его вдохновение. Различие между автором и героем его произведения. Особенности мировоззрения художника и их отражение в произведениях искусства, связь с культурно-исторической эпохой. Талант и мастерство художника. Необходимые предпосылки художественного творчества. Важнейшие составляющие таланта художника и особенности его проявления в детском возрасте . Судьбы великих мастеров: становление, творческая индивидуальность и неповторимость стиля. Понятие мастерства в художественном творчестве. Упорный труд как необходимое условие его достижения. Секреты художественного творчества. Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению. Рождение замысла будущего произведения и его реальное воплощение. Особая роль вдохновения в создании произведения искусства.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались друг с другом.
В работе задействована интерактивная доска. Рассказ чередуется с показом слайдов, видео и аудио зарисовок по теме. Слушателям представляется возможность окунуться в процесс написания картины, пошагово рассматривая отдельные части полотна. Интерактивная доска позволяет расчленять холст. Работать с каждым материалом в отдельности.
Основные методы подачи материала- рассказ и наглядный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Постмодернизм: Учебное пособие / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 287 c.
- Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания ХХ века. Формальная школа / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 344 c.
- Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 435 c.
- Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение: Учебное пособие / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 436 c.
- Бобриков, А.А. Другая история русского искусства / А.А. Бобриков. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 744 c.
- Гнедич, П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы / П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 c.
- Гнедич, П. История искусств. Европа и Россия: мастера живописи (шелк) / П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 c.
- Гнедич, П.П. Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П.П. Гнедич. - М.: Эксмо, 2011. - 848 c.
- Забалуева, Т.Р. История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке. Уч. / Т.Р. Забалуева. - М.: АСВ, 2013. - 128 c.
- Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М.: Высшая школа, 2009. - 368 c.
- Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. - М.: Высшая школа, 2009. - 407 c.
- Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник для бакалавров / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2013. - 435 c.
- Ильина, Т.В. История искусства западной европы. от античности до наших дней: Учебник для академического бакалавриата / Т.В. Ильина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 444 c.
- Ильина, Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: Учебник для вузов / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 473 c.
Иоффе, И.И. Избранное.Часть 1. Синтетическая история искусств / И.И. Иоффе. - М.: ООО "РАО Говорящая книга", 2010. - 655 c. - Комеч, А.И. История русского искусства.Т.1. Искусство Киевской Руси. IX - первая четверть XII века. В 22 томах / А.И. Комеч. - М.: Северный паломник, 2007. - 664 c.
- Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Э. Кон-Винер. - М.: Ленанд, 2015. - 224 c.
- Лободанов, А.П. Теория и история искусства. Вып. 1 / А.П. Лободанов. - М.: МГУ, 2012. - 208
- Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства. В 2-х т. Т. 2. История изобразительного искусства: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 208 c.
- Шестаков, В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней: Учебное пособие для художественных и гуманитарных вузов / В.П. Шестаков. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 c.
- Шестаков, В.П. История истории искусства: От Плиния до наших дней / В.П. Шестаков. - М.: Ленанд, 2015. - 336 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа детского объединения дополнительного образования
Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет, проведении исследовательских работ, участие в конкурсах юных корреспондентов....
Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается те...
Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс
Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Рабочая программа "Самоделкины" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория моделизма"
Программа предназначена для проведения внеурочных занятий по технической направленности. Содержание ориентировано на обучение начальному авиамоделированию и участие в соревновательной деятельности. Пр...
Рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования 2021-2022 учебный год
Авторская рабочая программа кулинарного кружка "Едим дома" на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования "Едим дома" 2020-2021 учебный год
Авторская рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования кулинарного кружка "Едим дома" 2020-2021 учебный год...