рабочая программа детского объединения дополнительного образования
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет, проведении исследовательских работ, участие в конкурсах юных корреспондентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rovesnik_programma_kruzhka.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
города Губкина Белгородской области
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ №16» г. Губкина Гаврилова Р.П. Приказ № _____ от «___» ________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
детского объединения дополнительного образования
«Редакция газеты «Ровесник»
возраст обучающихся - 15 лет
Педагог дополнительного образования
Мокроусова Надежда Алексеевна
учитель русского языка и литературы
город Губкин
2012
Дополнительная образовательная программа: «Редакция газеты «Ровесник»», социально - педагогической направленности, авторская
Автор программы: Мокроусова Надежда Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 20 г., протокол № ______
Председатель Гаврилова Р. П.
Пояснительная записка
Программа детского объединения дополнительного образования
« Редакция газеты «Ровесник» имеет социально-педагогическое направление.
Газета является одним из основных элементов школьного самоуправления. Школьная газета интересна и красочна, ведь любая информация скорее найдёт своего адресата. Обучающиеся будут собирать необходимый материал (информацию) для газеты на заданную тему номера. Программа детского дополнительного образования ознакомит учащихся с профессиями журналиста, редактора, корреспондента и др. Обучающиеся выбирают формат газеты, титульный лист, заголовки, разделы газеты, добывают информацию о школьных мероприятиях, учатся набирать текст на компьютере, что стимулирует их познавательную активность, воспитывает здоровый дух в коллективе, способствовать сплочению.
Цель программы детского дополнительного образования «Редакция газеты «Ровесник»: содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности учащихся, развитию общения через средства печати и информации образовательного учреждения.
Задачи программы:
воспитательные – обеспечить уровень усвоения содержания программы; воспитывать позитивную атмосферу среди учащихся; умение работать в коллективе;
образовательные - обучать правильной работе с разным материалом; обучать умениям и навыкам профессии, касающиеся при создании газеты; обучение поиска необходимого материала, выделять главное, манере общения с окружающими (во время интервью, опроса);
развивающие – развивать у учащихся следующие качества: мышление, внимание, память, фантазию и т. д.; развитие быстроты реакции, способностей у учащихся при работе с созданием газеты.
С помощью этого детского объединения дополнительного образования можно вести активную пропаганду по вопросам нравственного, патриотического, экологического воспитания, создавая условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся. Детскому объединению «Редакция газеты «Ровесник» присуще поисковая работа и проектная деятельность. Уметь выделить главное из имеющейся информации.
Новизна программы в том, что происходит совершенствование в ознакомлении с правилами выпуска газеты, умением набирать тексты, правильно оформлять номер, знакомство с современными терминами журналиста, направленности на социализацию обучающихся.
В кружке занимаются учащиеся 15 лет (9 класса).
Программа реализуется за 1 год обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу в форме урока – теория и практика. В структуре урока выделяю следующие этапы:
- организационный момент
- новизна информации
- обсуждение нового материала
- поисковая работа
- практическая работа
- подведение
- задания индивидуальные на дом.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
-работать с разными программами компьютера;
-подбирать вопросы во время интервью;
-писать правильно статьи, заметки в газету;
-находить нужный материал выбранной темы;
-редактировать статьи.
Учащиеся должны знать:
-основные профессии в редакции;
-манеры поведения в коллективе и вне его;
-правильность написания заметки, опроса, интервью, репортажа и т. д.
-правила проведения опроса, интервью.
Результаты учащихся проверяются в разных формах: опрос учащихся по изученной теме, проверка написанных статей, сдача редактированных статей, подбор вопросов для интервью по заданной теме, проверка взятых интервью на определённую тему.
Итоги реализации программы проводятся в форме распространения газет, а затем их выставка, проведении исследовательских работ, участие в конференциях, конкурсах юных корреспондентов.
Календарно -тематический план программы
№ | Разделы и темы | Количество часов | Дата |
теория | практика |
1 | Раздел №1 Введение. Жанры журналистики. Появление жанров. | 1 | 05.09 |
2 | Выбор жанров. Форма изложения материала. Газетные жанры. | 1 | 07.09 |
3 | Собирание и систематизация материала Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок | 1 | 12.09 |
4 | Цитирование – форма передачи чужой речи | 1 | 14.09 |
5 | Интервью как разновидность информационных газетных жанров | 1 | 19.09 |
6 7 | Беседа. Роль журналиста – собеседника. Различие интервью и беседы – жанров журналистики | 1 | 21.09 |
8 9 | Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа и отличие его от заметки | 2 | 26.09 28.09 |
10 | Описание. Деловое и художественное | 1 | 03.10 |
11 12 | Путевые заметки. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров. | 1 | 05.10 10.10 |
13 | Очерк. | 1 | 12.10
|
14 | Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических жанров. | 17 |
15 16 | Рассуждение. Рассуждение проблемного характера. | 1 | 19.10 24.10 |
17 18 | Статья. Газетный жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов. | 2 | 26.10 31.10 |
19 20 | Рассказ. Рассказ с необычным построением. | 2 | 02.11 14.11 |
21 | Фельетон. Острая злободневная критика. | 1 | 16.11 |
22 23 | Раздел №2. Основы редактирования, издательского дела Культура письменной речи. Редактирование как один из видов работ | 1 | 21.11 23.11 |
24 | Культура письменной речи. Слагаемые письменной речи | 1 | 28.11 30.11 |
25 | Редактирование как один из видов работы над текстом | 1 | 05.12 |
26 | Литературное редактирование как литературная обработка языка и стиля. | 1 | 07.12 |
27 | Органическая связь литературного редактирования с практической стилистикой и лингвистикой текста. | 1 | 12.12 |
28 | Логические ошибки и способы их устранения | 1 | 14.12 |
29 | Композиционные ошибки. | 1 | 19.12 |
30 | Приёмы правки рукописи. | 1 | 21.12 |
31 | Журналистский текст | 1 | 26.12 |
32 33 | Сбор информации. Основные методы сбора: изучение документов | 2 | 28.12 16.01 |
34 | Структура журналистского текста. | 1 | 18.01 |
35 | Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста. | 1 | 23.01 |
36 | Преамбула – вводная часть текста | 1 | 25.01 |
37 | Основная часть и подпись. | 1 | 30.01 |
38 | Роль первого предложения в тексте. Виды зачинов. | 1 | 01.02 |
39 | Типы речи (повествование, описание, рассуждение) | 1 | 06.02 |
40 | Смешанный тип речи: описание с элементами рассуждения, повествование с элементами рассуждения и описания. | 1 | 08.02 |
41 | Стилистические средства русского языка. | 1 | 13.02. |
42 43 | Лексико – фразеологические средства языка. Их использование в речи Словообразовательные и морфологические средства языка. | 1 | 15.02 20.02 |
44 | Выразительность речи. | 1 | 22.02 |
45 | Синтаксические средства языка. | 1 | 27.02 |
46 | Стилистические фигуры. | 1 | 06.03 |
47 | Художественно – изобразительные средства. | 1 | 07.03 |
48 | Понятие о средствах художественной изобразительности в тексте. | 1 | 13.03 |
49 | Функциональные стили речи. | 1 | 15.03 |
50 | Культура письменной речи. | 1 | 20.03 |
51 | Языковая норма как совокупность правил. | 1 | 22.03 |
52 | Анализ поэтического текста. | 1 | 03.04 |
53 | Анализ прозаического текста. | 1 | О5.04 |
54 | Анализ и создание текстов разных стилей. | 1 | 10.04 |
55 | Редактирование текстов разных стилей. | 1 | 12.04 |
56 | Составление и презентация сборника творческих работ. | 1 | 17.04 |
57 | Заключительная часть текста | 1 | 19.04 |
58 | Дизайн газеты, её объём и формат. | 1 | 24.04 |
59 | Оформление заглавной части, логотип. | 1 | 26.04 |
60 | Заголовочный комплекс. | 1 | 02.05 |
61 | Размещение фотографий и иллюстраций | 1 |
62 | Деление полос на колонки. | 1 | 03.05 |
63 | Профессиональная этика журналиста | 1 | 08.05 |
64 | Профессиональная этика журналиста | 1 | 10.05 |
65 | Экскурсия в типографию. | 1 | 15.05 |
66 | Экскурсия в краеведческий музей. | 17.05 |
67 | Встреча с представителями редакций местных газет или журналов. | 22.05 |
68 | Итоговое занятие. | 24.05 |
Содержание программы
- Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности (в компьютерном классе), обсуждение плана работы на год, знакомство с историей кружка, обсуждение занятий.
- Профессии газеты, их история, включает знакомство с профессиями необходимые при создании газеты, такие как журналист, корреспондент, редактор, оператор компьютерного набора, оформитель. Каждый из учащихся пробует на практике ту или иную профессию, распределяем ответственных для реализации газет.
- Разделы школьной газеты, включает знакомство с темами «Статья», «Интервью», Заметка». Знакомство с понятиями данных тем, использование их на практике, при индивидуальной работе, либо групповой. Распределение ответственных ребят за каждую колонку в газете.
- Этапы издания школьной газеты, включает знакомство с этапами, по которым издаётся газета. Знакомство с правилами поиска необходимой информации для статьи, умение выбрать человека, у которого берём интервью, правилами опроса людей, находившиеся на школьном мероприятии. Выбор титульного листа. Распределение, что необходимо сначала печатать, а что после. Чем сделать газету привлекательной и интересной, например, поздравления учеников и учителей, т. е. публикация имен и фамилий именинников; добавления конкурсов, кроссвордов, тестов и др.
- Культура русской речи, включает знакомство с понятием «речь» и её виды (плохая и хорошая), знакомство со стилями русского языка, работа над тезисами, высказываниями учёных, цитат и т. д. Повторение некоторых правил русского языка. Знакомство со словарем – справочником русской речи
- Подготовка к выставке изданных газет, либо к конференции, включает подготовку к выставке газет, либо проведение конференции на тему «Необходима ли для школы издание газет?»
В программе данного кружка использую следующие приёмы и методы работы:
- словесный (беседы, дискуссии),
- наглядный (демонстрация),
- практический (практическая работа)
Форма работы: встречи, выставки, интервью.
Занятия оснащены канцелярией, компьютером, журналами, газетами.
Итоги подводятся в виде обсуждения (дискуссии) об изданной газете (что удалось, чего не хватало, наши ошибки и т. д.)
Средства контроля
Виды и формы контроля: тестирование, проверка рассказов, фельетонов, очерков, выпуск школьных газет.
Учебно – методические средства обучения
Список литературы для учителя:
Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова «Развивайте дар слова» М. Просвещение 1982 год.
Ю.С.Пичугов «Обучение сочинениям на свободную тему» М. Просвещение 1986 год, Л.И.
Скворцов «Правильно ли мы говорим по-русски» М. Знание 1983 год.
Ю.В. Рождественский «техника, культура, язык» М. Просвещение 1983 год. Н.А. Пленкин « Уроки развития речи» М. Просвещение 1995 год.
Список литературы для учащихся:
С.И.Львова «Язык в речевом общении» М. Просвещение 1992 год
В.Е. Гольдин «Речь и этикет» М. Просвещение 1983 год.
А.Н. Малюшкин «Комплексный анализ текста» М. Дрофа 2002 год
А.Н. Малюшкин «Рабочая тетрадь» М. Дрофа 2003 год
П.Ю. Федорченко « Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку» Белгород 2003 год
И.В. Белова «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (часть С)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .
Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей «Говорим по-английски» (1 год обучения) для детского сада
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить усвоение базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями Великобрита...
Рабочая программа детского объединения "Физика в задачах" дополнительного образования
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. ...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...