Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
рабочая программа (10, 11 класс) на тему

           Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_kazusy_v_ege.docx82.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеЛого черно-белый

средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.И.Фадеева городского округа Самара

        

«Согласовано»

на заседании

методического объединения учителей  социально - гуманитарного цикла

Протокол №

от «    » _______  2014 г.

Председатель

____________________

/О.А.Комова /

«Принято»

на заседании

Педагогического совета

протокол №

от « __ »  _________ 2014 г.

Председатель

__________________ /И.Н.Коковина/

«Утверждено»

Приказ №

от « __ »  _________ 2014 г.

Директор школы

_________________________ /И.Н.Коковина/

Рабочая программа

внеурочной деятельности

(дополнительного образования)

направление: (пред) профессиональная деятельность

Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению

для 11 классов общего образования

Составитель: учитель

Хлевная Надежда Александровна

Высшая категория

 «Согласовано»

Заместитель директора по УР

________________________/ М.А. Туманова/

« __ »  _________2014 г.

2014 год

Номинация: учебная деятельность

Содержание программы

Пояснительная записка        

Тематическое планирование        

Учебно-тематическое планирование        

Список литературы        

Приложение 1        

Приложение 2        


Пояснительная записка

           Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов.

    Экзамен по обществоведению остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по  специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.  

      Необходимость разработки данной программы обусловлена  запросами учеников в осмыслении  стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.      

         В заданиях ЕГЭ есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах.

       Ряд содержательных элементов, вызывает трудности  в силу различных причин:  появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

     Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности.

Так, например, эссе  как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения  общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

             Это вызывает необходимость  познакомить учащихся с современной структурой и  содержанием экзаменационной работы,  дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню  знаний,   заданиями для тренировки, подготовленными  авторами – разработчиками КИМов,  а также обеспечить преподавание элективного курса учебно-методическими материалами,   позволяющими качественно проводить практические и лабораторные  занятия, тренинги.

Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • Формировать умения, актуализированные  целью и содержанием обществоведческой подготовки  в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
  • Развивать методологическую культуру при   операциях с понятиями,  работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,  раскрытии смысла афористичного высказывания.

         Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются  различные  формы занятий:  лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.  При планировании и организации занятий необходимо  определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий,  использовать активные и интерактивные методы обучения.

      При проведении лекций и семинарских занятий  следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.    

     Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также  следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.    

      Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие  умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

      Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

       Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего,  тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

      Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам пробного экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ

        Реализация данной программы может осуществляться с опорой на  учебно- справочные пособия, подготовленные авторскими коллективами под общей редакцией О.В. Кишенковой и других авторов.

  При организации и проведении занятий учитель может воспользоваться дидактическими материалами  Интернет-ресурсами.

         

 Ожидаемые результаты: 

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по трудным позициям курса;
  • Ориентация учащегося   в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий повышенного уровня; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Содержание программы

 1.  Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы  (2 ч).

        ЕГЭ и стандарты обществоведческого  образования.  Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (18 ч.).

 2.1 Содержательные линии «Человек и общество»:  ключевые понятия и трудные вопросы  (3 ч).

  Трудные  вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1и части 2 данных содержательных линий

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях  «Человек. Познание» (3 ч.)

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

       Тренинг по  выполнению заданий 1 и 2 по данным содержательным линиям.

2.3 «Социальные отношения»: обзор основных  позиций,  сложные вопросы  (3 ч).

                         Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

            Модели заданий  части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по  выполнению заданий.

2.4  Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»  (3 ч.).

Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности.. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2  данной содержательной линии.

2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (3 ч.).

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания   и примеров из истории и социальной практики.                  

Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.

Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.

2.6  «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы    (3 ч.).

Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.

3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (12ч.).

3.1 Основные модели заданий    части 1 и части 2 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий 1 и 2  (2 ч.). 

        Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме.  Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта;  сравнение социальных объектов,   соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями,   анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц,  установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;  выбор позиций из приведенного перечня,  различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов,  применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

3.2 Общая характеристика заданий части 2.      Особенности заданий 21-24. (3 ч).

21-24 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания.  Виды  документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и  проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие  умений:  извлекать  информацию из источника, анализировать и  интерпретировать информацию  из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.  

3.3 Специфика заданий 25.-28.  (3 ч).

       2. – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

       26. – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся.  Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

      27. – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие   умений  учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества    

28. – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

       

 3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).

29. (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла  афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

3.5 Итоговая контрольная работа (4 ч.)

Учебно-тематический план

пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

      В том числе

Теория       Практика

Формы занятий

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

2

1

1

вводная лекция

практикум

(входной контроль)

2.

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

18

6

12

практикум

2.1

Содержательные линии « Человек и обществ»:  ключевые понятия и трудные вопросы

3

1

2

лекция

семинар

практикум

2.2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях  «Человек. Познание»

3

1

2

лекция

семинар

практикум

2.3

«Социальные отношения»: обзор основных  позиций,  сложные вопросы  

3

1

2

лекция

семинар

практикум

2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

3

1

2

лекция

семинар

практикум

2.5

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

3

1

2

лекция

семинар

практикум

2.6

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы  

3

1

2

лекция

семинар

практикум

3

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

14

1

13

тематический контроль (эссе)

3.1

Основные модели заданий    части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения

2

1

1

практикум

3.2

Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4

3

-

3

лекция

лабораторное занятие

3.3

Специфика заданий С5-С8

3

-

3

семинар

тренинг

3.4

Эссе (С9) как творческая работа выпускника

3

-

3

лекция

практикум

3.5

Итоговая                   зачетная работа

2

-

2

Пробный ЕГЭ

Итого

36

8

26

зачет

                                                         

Список литературы

  1. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2012. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2014.
  2. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2013. Обществознание. Тематические тренировочные задания.   – М.:   Эксмо, 2015.
  3. Кишенкова О.В.. Обществознание: сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2008.
  4. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник.  – М.: Эксмо, 2014.
  5. 5. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В.    
  6. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
  7. 6. Конституция Российской Федерации.- М.,2010

Литература для учащихся:

  1. Основы предпринимательской деятельности, под ред. В.М. Власовой. М., Экономика, 2013.
  2. Шигаева С.А. Основы предпринимательства. Учебное пособие для учащихся (электронная версия).
  3. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Учеб. пособие. -М.: Бита-Пресс, 2013.
  4. Черняк В. 3. Введение в предпринимательство: Учеб. пособие. -М.: Бита-Пресс, 2013.

Интернет - ресурсы:

  1. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  3. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  4. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
  5. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка» в рамках ФГОС ООО для 5 класса

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов

Программа  воспитательной  работы по  социальному  направлению "Я - гражданин  России" для  обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов....

Участие обучающихся во внеурочной деятельности, дополнительном образовании по профилю профессиональной деятельности педагога

Организую участие обучающихся во внеурочной деятельности: в предметных декадах, в экономической выставке-ярмарке «Город мастеров»[...

Рабочие программы внеурочной деятельности, дополнительного образования

Внеурочная деятельность-целенаправленный процесс воспитания...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности  "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...