Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии
рабочая программа по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1klass.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на
заседании методического
объединения
Председатель МО_______
«____»____________20__г.
Утверждена заместителем по ВР МОУ « Гимназия №19»
__________/__________/
«____» ____________ 20 г
Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии
Составитель: Беляева Вера Николаевна,
учитель ритмики, педагог дополнительного образования.
2010-2011гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.
На занятиях увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытие творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение нескольких направлений танцевального искусства.
Оригинальность данной программы – это творческое мышление учащихся. В каждом классе отведено время на то, чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли изложить свои мысли на «паркете».
Программа достаточно вариативная и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.
Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.
При разработке программы учитываются способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Учебный материал включает в себя: диско-танцы, бальные танцы, а также комплексы ритмичных танцевальных упражнений.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Первая часть урока (подготовительная):
- построение детей в несколько линий;
- поклон педагогу;
- разминка.
Вторая часть урока (основная):
- общеразвивающие упражнения (изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки);
- работа над танцами, танцевальными схемами).
Третья часть урока (заключительная):
- закрепление выученного материала;
- методические рекомендации;
- поклон педагогу.
Подбору музыкальных произведений следует уделять такое же серьезное внимание, как и подбору движений экзерсиса, танцев и танцевальных схем. Музыкальное сопровождение уроков ритмики не только играет прикладную роль, но имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Специальная танцевально-художественная работа | 80 | ||
1.1 | Постановочная работа | 8 | 31 | |
1.2 | Репетиционная работа | 8 | 33 | |
2 | Учебно-тренировочная работа | 90 | ||
2.1 | Азбука музыкального движения | 3 | 12 | |
2.2 | Элементы классического танца | 4 | 11 | |
2.3 | Элементы народно-сценического танца | 4 | 11 | |
2.4 | Гимнастические элементы | 6 | 18 | |
2.5 | Современный танец | 5 | 16 | |
3 | Танцевальная импровизация | 16 | 4 | 12 |
4 | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 30 | ||
4.1 | Организационная работа | 9 | ||
4.2 | Беседы | 7 | ||
4.3 | Прослушивание музыкального материала | 5 | ||
4.4 | Экскурсии, посещение концертов | 9 | ||
ИТОГО: | 216 | 42 | 174 |
Содержание программы первого года обучения
Задачи:
- развитие ритмического слуха;
- развитие координации движений;
- формирование правильной осанки, улучшение эластичности связок, подвижности суставов, силы мышц;
- развитие природных данных ребенка, основных исполнительских навыков.
- знакомство с основными танцевальными движениями.
К концу года дети должны:
- иметь представление о сильной и слабой доле;
- овладеть элементарными навыками координации движений;
- иметь представление об основных рисунках – линии, колонны, круг;
- приобрести правильную постановку корпуса, ног, рук и головы;
- получить начальные знания о правильности исполнения базовых движений классического танца;
- иметь начальные навыки самостоятельной тренировочной работы;
- уметь передавать движениями характер музыки.
Вводное занятие
- Учащиеся знакомятся с педагогом, залом и друг другом. Игра «Повторялки» (учащиеся по очереди рассказывают о себе и повторяют рассказ предыдущего участника, запоминая таким образом сведения друг о друге).
- Беседа о целях и задачах, правилах поведения и технике безопасности на занятиях, о форме одежды для занятий.
Основы хореографии
1. Поклон
2. Учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
- положение корпуса;
- позиции ног;
- позиции рук;
- точки класса;
Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.
Разминка
Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.
Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
Примерные упражнения
- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;
- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;
- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);
- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;
- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;
- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;
- движения рук «волна»;
- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;
- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;
- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;
- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;
- пружинка на месте по VI позиции;
- перенос веса тела с одной ноги на другую;
- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;
Общеразвивающие упражнения
Движения по линии танца и диагональ класса:
- на носках, каблуках;
- шаги с вытянутого носка;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени «Цапля»;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
- Упражнения на улучшение гибкости
- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;
- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;
- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;
- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;
- сидя на полу в парах, наклоны вперед;
- «бабочка»;
- «лягушка»;
- полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;
- полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;
- полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;
- полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;
- «кошечка»;
- «рыбка».
Ритмические комбинации
Отрабатываются разновидности шагов
1. Комбинация «Гуси»:
- шаги на месте;
- шаги с остановкой на каблук;
- шаги по точкам (I, III, V, VII);
- приставные шаги.
Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».
2. Комбинация «Слоник»:
- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;
- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;
- пружинка на месте, в стороны;
- пружинка назад;
- колено, локоть;
- прыжки.
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
3. Комбинация «Ладошки»
Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы
Диско танцы
Отрабатываются разновидности шагов.
1.Танец «Стирка»
Имитируется процесс стирки белья.
- два шага вправо, два шага влево, стираем;
- полощем;
- выжимаем;
- развешиваем;
- устали.
2. Танец «Лимбо»
- приставные шаги вперед-назад;
- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.
Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).
2. Учебно-тренировочная работа
2.1 Азбука музыкального движения
- Музыкально-пространственные упражнения: различные виды ходьбы в темпе и ритме музыки: шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево.
- Пространственно- музыкальные упражнения: повороты на месте, с шагом.
- Фигурная маршировка с перестроением
- Акцентировка на сильную долю такта. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Выделение хлопками акцента и ритма.
2.2 Элементы классического танца.
- Начало тренировки суставно-мышечного аппарата детей. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости мышц и суставов.
- Постановка корпуса. Проучиваются позиции ног – 1, 2, 3, 5.
- Позиции рук – 0 (подготовительная), 1, 2, 3.Проучиваются повороты по первой прямой позиции на ¼, ½, круга. Изучается уровень подъема ног, например положение работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги, икры и колена.
- Во втором полугодии изучаются основные правила выполнения движений у станка. Движения выполняются в медленном темпе.
Порядок изучения движений
Экзерсис на середине
- demi et grand plie ,
- bettment tendu,
- bettment tendu jete,
- rond de jamb par terre (en dehors et en dedans- по точкам),
- releve,
- port de bras.
Вращения
Туры chaines (в правую и левую сторону)
2.3 Элементы народно- сценического танца
Проучивание прямых и свободных позиций ног (с 1 по 5) у станка. Изучаются характерные положения рук в хороводе и групповых танцах, простейшие рисунки хороводов. Построение в круг, линии, колонны. Понятие об интервалах. Притопы, шаги с притопами в сторону и вперед. Танцевальные шаги с носка: простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Перескоки. Присядка для мальчиков. Подготовительные движения рук (из подготовительного положения руки открываются через первую позицию во вторую и закрываются на талии).
При изучении элементов народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».
2.4 Гимнастические элементы
Выполняются упражнения на силу и выносливость: «солдатики», пресс, качалка, лодочка, бег с упором на руки, прыжки и другие. Упражнения на гибкость и укрепление мышц спины, подготовка к элементу «мостик» в первом полугодии, вставание на «мостик» во втором полугодии из положения, лежа на спине и сидя на корточках. Растяжка на шпагат на полу и у стены. Подготовка к гимнастическим элементам «кувырок» вперед и назад, «колесо», «свечка», «переворот вперед». Проучивание стойки на руках у стены во втором полугодии. Подготовка к выполнению равновесия назад, вперед, в сторону (у станка).
2.5 Современный танец
Выполняются упражнения на основе элементов современных танцев «вару-вару», «полька», «рок-н-ролл». Проучиваются движения данных танцев: приставные шаги, «иголочки» (вытягивание ног вперед в пол, во втором полугодии с прыжком), наклоны туловища ( с хлопками, с шагом вправо, влево). Проучивание прыжков «подскоки», «галоп» (с правой и левой ноги по всем направлениям). Начинается работа в паре во втором полугодии, а также составление этюдов и композиций под современную детскую музыку.
3 Танцевальная импровизация
Проводятся танцевальные игры с детьми «сочини свой танец»,« медленно - быстро», «водные стихии», «разные шаги», «день - ночь» и другие в которых необходимо самостоятельно отобразить характер музыки в рамках задания.Исполняются танцевальные шаги (без музыки и с музыкой) в образах животных (зайца, лисы, медведя, волка, кошки, мышки) и птиц: диких и домашних (воробья, орла, совы, чайки, утки, курицы, петуха). Музыкальное сопровождение подбирается соответственно отображаемому образу (быстро, медленно, плавно, резко, тихо, громко).
4 Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Проводится совместное посещение музеев, концертов, танцевальных конкурсов и фестивалей, беседы с детьми на различные темы (хореография, здоровье, отношения с людьми). Проводятся встречи с руководителями и участниками других хореографических коллективов, открытые занятия для родителей, учащихся других направлений и педагогов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Специальное оборудование:
- зеркала;
- магнитола;
- музыкальный материал.
Методическое Обеспечение
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснение;
- показ;
- музыкально-игровой.
В процессе обучения предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания по заданной теме;
- итоговый, проводимый после изучения материала одной четверти.
Список использованных источников
1. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Ленинград. 1983 год.
2. Барышникова Т Азбука хореографии. Москва. 2000 год.
3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.
4. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 1997 год.
5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Москва. 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.
В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....
рабочая программа детского объединения дополнительного образования
Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет, проведении исследовательских работ, участие в конкурсах юных корреспондентов....
Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс
Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...
Программа для системы дополнительного образования художественно-прикладного творчества объединения лоскутного шитья "Чудеса из лоскутков"
Программа для системы дополнительного образования художественно-прикладного творчества объединения лоскутного шитья разработана для пятых, шестоых классов общеобразовательных школ.Работа в облас...
Программа для системы дополнительного образования детей "Туристское многоборье"
Учебная программа предназначена для педагогов дополнительного образования и тренеров по спортиваному туризму....
Презентация "Образовательные программы в системе дополнительного образования детей"
Материал к семинару, раскрывающий основные подходы к созданию образовательной программы в системе дополнительного образования детей....
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Комментарии
Уже через несколько месяцев
Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.