рабочая программа по предмету Искусство 8-9 класс
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 г. Брянска»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО учителей Заместитель Директор школы
Изо, технологии и физ.культ. Директора по УВР Н. Л. Баранова
________________________ ________________ Приказ №_____
Протокол №_____________ ________________
от « »___ 2017 « » 2017 от « »___ 2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСКУССТВУ
ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.
Искусство. 8-9 класс
Учитель: Зинкина Марина Александровна
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2014 год.
Нормативные документы
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Базисный учебный план Брянской области, утвержденный приказом Департаментом образования и науки Брянской области для 8-11 на 2017-2018 учебный год.
- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска.
Цель и задачи курса
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования. Предмет «Искусство» изучается в 8-9 классах не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе из расчета 1 час в неделю).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных художников, скульпторов и т. д., узнавать наиболее значимые их произведения;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Учащиеся 8 класса должны знать:
- жанры и стили классического и современного искусства;
- особенности художественного языка и музыкальной драматургии;
- принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов режиссеров и т. д., узнавать наиболее значимые их произведения.
уметь:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
В результате изучения курса «Искусство» в 9 классе обучающиеся должны знать/понимать:
- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства.
Уметь:
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Характеристика видов деятельности обучающихся (ЗУН).
- Эмоционально воспринимать выдающиеся произведения пространственно-временных искусств и давать им эстетическую оценку;
- знать основные средства художественной выразительности киноискусства, специфику киноязыка;
- понимать особенности деятельности создателей фильма (сценариста, художника, актера и др.);
- рассуждать о значении театра в жизни современного общества;
- знать драматургические основы театрального искусства;
- самостоятельно определять разновидности танца;
- рассказывать о выдающихся отечественных и зарубежных деятелях прошлого и современности в области кино, театра и хореографии;
- размышлять о позитивном и негативном воздействии ТВ на эмоциональное состояние человека и духовно-нравственное состояние общества;
- самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в пространственно-временных искусствах;
- понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;
- осознавать специфику творческих профессий и осваивать элементарные приемы в каком-либо виде пространственно-временных искусств (по выбору).
- Содержание учебного предмета (8 класс)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 ч.)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч.)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч.)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 ч.)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 ч.)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Содержание учебного предмета ( 9 класс) Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч.) Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч.) Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. (11 ч.) Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства. Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 ч.) Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект. |
Учебно – методический комплекс
1. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.:
Просвещение, 2014.
2. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. – М.: Просвещение, 2014.
3. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009г., (электронная версия).
.
4. Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Искусство» 8 класс
35 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Раздел, тема, урок | Кол - во часов | Дата |
Раздел 1: Искусство в жизни современного человека (3 ч.) | |||
1 | Искусство вокруг нас. | 1 | |
2 | Художественный образ – стиль – язык. | 1 | |
3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | 1 | |
Раздел 2: Искусство открывает новые грани мира (7 ч.) | |||
4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. | 1 | |
5 | Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | 1 | |
6 | Зримая музыка. | 1 | |
7 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 1 | |
8 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. | 1 | |
9 | Как начиналась галерея. | 1 | |
10 | Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино. | 1 | |
Раздел 3: Искусство как универсальный способ общения (7 ч.) | |||
11 | Мир в зеркале искусства. | 1 | |
12 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве? | 1 | |
13 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве? | 1 | |
14 | Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. | 1 | |
15 | Художественные послания предков. Разговор с современником. | 1 | |
16 | Символы в жизни и искусстве. | 1 | |
17 | Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня. | 1 | |
Раздел 4: Красота в искусстве и жизни (10 ч.) | |||
18 | Что есть красота. | 1 | |
19 | Откровенье вечной красоты. | 1 | |
20 | Застывшая музыка. | 1 | |
21 | Есть ли у красоты свои законы. | 1 | |
22 | Есть ли у красоты свои законы. | 1 | |
23 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 1 | |
24 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 1 | |
25 | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | 1 | |
26 | Как соотносятся красота и польза. | 1 | |
27 | Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. | 1 | |
Раздел 5: Прекрасное пробуждает доброе (8 ч.) | |||
28 | Преобразующая сила искусства. | 1 | |
29 | Преобразующая сила искусства. | 1 | |
30 | Преобразующая сила искусства. | 1 | |
31 | Преобразующая сила искусства. | 1 | |
32 | Преобразующая сила искусства. | 1 | |
33 | Преобразующая сила искусства. | 1 | |
34-35 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». | 2 | |
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». | |||
35 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». | 1 | |
35 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». | 1 |
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Искусство» 9 класс
35 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Раздел, тема, урок | Кол – во часов | Дата |
Раздел 1: Воздействующая сила искусства (9 ч.) | |||
1 | Искусство и власть | 1 | |
2 | Искусство и власть | 1 | |
3 | Какими средствами воздействует искусство | 1 | |
4 | Какими средствами воздействует искусство | 1 | |
5 | Храмовый синтез искусств. | 1 | |
6 | Храмовый синтез искусств | 1 | |
7 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении | 1 | |
8 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении | 1 | |
9 | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография | 1 | |
Раздел 2: Искусство предвосхищает будущее (7 ч.) | |||
10 | Дар предвосхищения | 1 | |
11 | Какие знания дает искусство | 1 | |
12 | Предсказания в искусстве | 1 | |
13 | Художественное мышление в авангарде науки | 1 | |
14 | Художественное мышление в авангарде науки | 1 | |
15 | Художник и ученый | 1 | |
16 | Художник и ученый | 1 | |
Раздел 3: Дар созидания. Практическая функция (11 ч.) | |||
17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды | 1 | |
18 | Виды архитектуры. Архитектура исторического города. | 1 | |
19 | Архитектура современного города. | 1 | |
20 | Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм) | 1 | |
21 | Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, ритм, фактура и цвет материалов) | 1 | |
22 | Специфика изображений в полиграфии | 1 | |
23 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества, его связь с архитектурой | 1 | |
24 | Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры | 1 | |
25 | Декоративно – прикладное искусство. Изобразительная природа кино | 1 | |
26 | Массовые, общедоступные искусства | 1 | |
27 | Тайные смыслы образов искусства | 1 | |
Раздел 4: Искусство и открытие мира для себя (8 ч.) | |||
28 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству | 1 | |
29 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству | 1 | |
30 | Литературные страницы | 1 | |
31 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 1 | |
32 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 1 | |
33 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 1 | |
34 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 1 | |
35 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Искусство" в 9 классе
Проект программы...
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...
Рабочая программа по предмету искусство для 8 класса
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.Задачи реализации данного курса: -...
Рабочая программа по предмету искусство для 9 класса
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культуро...
Рабочая программа по предмету "Искусство" в 9 классе
Требования к уровню подготовки учащихся Знать / понимать: основные виды и жанры искусства; изучение направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художествен...