рабочая программа по предмету Искусство 8-9 класс
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Зинкина Марина Александровна

рабоая программа Е.Д. Критская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_-9_klass_rabochaya_programma.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39 г. Брянска»

           Рассмотрено                           Согласовано                   Утверждаю

Руководитель МО учителей             Заместитель              Директор школы

Изо, технологии и физ.культ.      Директора по УВР          Н. Л. Баранова

________________________       ________________           Приказ №_____

Протокол №_____________        ________________

        от «      »___  2017                 «      »        2017           от «      »___  2017                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ИСКУССТВУ

ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебник: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.

Искусство. 8-9 класс

 

Учитель: Зинкина Марина Александровна

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2014 год.

Нормативные документы

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

- Базисный учебный план Брянской области, утвержденный приказом Департаментом образования и науки Брянской области для 8-11 на 2017-2018 учебный год.

- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска.

Цель и задачи курса

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • воспитание художественного вкуса;
  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования. Предмет «Искусство» изучается в 8-9 классах не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе из расчета 1 час в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных  художников, скульпторов  и т. д., узнавать наиболее значимые их произведения;
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Учащиеся 8 класса должны знать:

  • жанры и стили классического и современного искусства;
  • особенности художественного  языка и музыкальной драматургии;
  • принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов режиссеров и т. д., узнавать наиболее значимые их произведения.

уметь:        

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

В результате изучения курса «Искусство» в 9 классе обучающиеся должны знать/понимать:

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
  • понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства.

Уметь:

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Характеристика видов деятельности обучающихся (ЗУН).

  • Эмоционально воспринимать выдающиеся произведения пространственно-временных искусств и давать им эстетическую оценку;
  • знать основные средства художественной выразительности киноискусства, специфику киноязыка;
  • понимать особенности деятельности создателей фильма (сценариста, художника, актера и др.);
  • рассуждать о значении театра в жизни современного общества;
  • знать драматургические основы театрального искусства;
  • самостоятельно определять разновидности танца;
  • рассказывать о выдающихся отечественных и зарубежных деятелях прошлого и современности в области кино, театра и хореографии;
  • размышлять о позитивном и негативном воздействии ТВ на эмоциональное состояние человека и духовно-нравственное состояние общества;
  • самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в пространственно-временных искусствах;
  • понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;
  • осознавать специфику творческих профессий и осваивать элементарные приемы в каком-либо виде пространственно-временных искусств (по выбору).

  1. Содержание учебного предмета (8 класс)

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 ч.)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч.)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч.)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 ч.)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 ч.)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Содержание учебного предмета ( 9 класс)

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч.)

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч.)

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция.   (11 ч.)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 ч.)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

 

Учебно – методический комплекс

1. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.:

    Просвещение, 2014.

2.  Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. – М.: Просвещение, 2014.

3. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009г., (электронная версия).

.

4. Календарно - тематическое  планирование по учебному предмету «Искусство» 8 класс

35 ч. (1 ч. в неделю)

№ п/п

Раздел, тема, урок

Кол - во часов

Дата

Раздел 1: Искусство в жизни современного человека (3 ч.)

1

Искусство вокруг нас.

1

2

Художественный образ – стиль – язык.

1

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.        

1

Раздел 2: Искусство открывает новые грани мира (7 ч.)

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

1

5

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1

6

Зримая музыка.

1

7

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

8

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

1

9

Как начиналась галерея.

1

10

Музыкальный портрет. Портрет композитора в литературе и кино.

1

Раздел 3: Искусство как универсальный способ общения (7 ч.)

11

Мир в зеркале искусства.

1

12

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?

1

13

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?

1

14

Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

16

Символы в жизни и искусстве.

1

17

Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня.

1

Раздел 4: Красота в искусстве и жизни (10 ч.)

18

Что есть красота.

1

19

Откровенье вечной красоты.

1

20

Застывшая музыка.

1

21

Есть ли у красоты свои законы.

1

22

Есть ли у красоты свои законы.

1

23

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

26

Как соотносятся красота и польза.

1

27

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.

1

Раздел 5: Прекрасное пробуждает доброе (8 ч.)

28

Преобразующая сила искусства.

1

29

Преобразующая сила искусства.

1

30

Преобразующая сила искусства.

1

31

Преобразующая сила искусства.

1

32

Преобразующая сила искусства.

1

33

Преобразующая сила искусства.

1

34-35

Исследовательский проект «Полна чудес  могучая природа».

2

Исследовательский проект «Полна чудес  могучая природа».

35

Исследовательский проект «Полна чудес   могучая природа».

1

35

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

1

Календарно - тематическое  планирование по учебному предмету «Искусство» 9 класс

35 ч. (1 ч. в неделю)

№ п/п

Раздел, тема, урок

Кол – во часов

Дата

Раздел 1: Воздействующая сила искусства (9 ч.)

1

Искусство и власть

1

2

Искусство и власть

1

3

Какими средствами воздействует искусство

1

4

Какими средствами воздействует искусство

1

5

Храмовый синтез искусств.

1

6

Храмовый синтез искусств

1

7

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

1

8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

1

9

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография

1

Раздел 2: Искусство предвосхищает будущее (7 ч.)

10

Дар предвосхищения

1

11

Какие знания дает искусство        

1

12

Предсказания в искусстве

1

13

Художественное мышление в авангарде науки

1

14

Художественное мышление в авангарде науки

1

15

Художник и ученый

1

16

Художник и ученый

1

Раздел 3: Дар созидания. Практическая функция (11 ч.)

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1

18

Виды архитектуры. Архитектура исторического города.

1

19

Архитектура современного города.

1

20

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм)

1

21

Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, ритм, фактура и цвет материалов)

1

22

Специфика изображений в полиграфии

1

23

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества, его связь с архитектурой

1

24

Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры

1

25

Декоративно – прикладное искусство. Изобразительная природа кино

1

26

Массовые, общедоступные искусства

1

27

Тайные смыслы образов искусства

1

Раздел 4: Искусство и открытие мира для себя (8 ч.)

28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

1

29

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

1

30

Литературные страницы

1

31

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

32

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

33

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

34

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

35

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство)  5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

Рабочая программа по предмету искусство для 8 класса

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.Задачи реализации данного курса: -...

Рабочая программа по предмету искусство для 9 класса

Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культуро...

Рабочая программа по предмету "Искусство" в 9 классе

Требования к уровню подготовки учащихся Знать / понимать: основные виды и жанры искусства; изучение направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художествен...