Рабочая программа по предмету Искусство 8 класс
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Соколова Елена Александровна

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой Г.И.Даниловой и рассчитана на 35 учебных часов (1 ч. в неделю). Рабочая програсса содержит пояснительную записку, годовое календарно-тематическое планирование учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_8_klass.docx56.81 КБ

Предварительный просмотр:

Боковский район

ст. Боковская

Верхнечирская основная общеобразовательная школа филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Боковская средняя общеобразовательная школа имени Я.П.Теличенко» Боковского района

«УТВЕРЖДЕНО»

Заведующий Верхнечирской ООШ филиалом МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района ________Э.М.Виноградова

Приказ  от 31.08.2017 г. № 157

                                                                МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству

8 класс

Количество часов: 35 (1ч в неделю)

Учитель: Соколова Елена Александровна

Программа разработана на основе:  

1) примерной программы для основного общего образования с учетом авторской программы Г.И.Даниловой (Г.И.Данилова. Мировая художественная культура: программа для общеобразовательных учреждений.5-11 классы. Изд. 6-е, переработ.- М., Дрофа, 2014.- 190 стр.);

 2) учебника :  Г.И. Данилова. Искусство: Виды искусства.8 класс: учебник/Г.И.Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 302, (2)с.: ил.

                                               2017 – 2018 учебный год

Содержание:

  1. Нормативные документы, на основании которых разработана программа……………………………………………………………………3
  2. Пояснительная записка……………………………………………………..4
  3. Требования к уровню подготовки учащихся

 по предмету «Искусство» за  8 класс…………………………………….. 6

  1. Содержание программы «Искусство » 8 класс……………………………7
  2. Тематическое планирование уроков искусства 8 класс…………………  8
  3. Календарно-тематическое планирование учебного материала

           по искусству в 8 классе  на 2017– 2018  учебный год…………………    10

1.Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа:

-Закон Российской федерации от 29.12.2012г № 273 «Об образовании»,

-Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2812-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»,

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»,

- Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.»,

-Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 уч.год»,

-Устав МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района, утвержденный Постановлением Главы Боковского района от 09.12.2014г. №1129,

-Положение о Верхнечирской ООШ филиале МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района, утвержденное приказом директора школы от 18.01.2015г № 229,

-Положение о рабочей программе педагога Верхнечирской ООШ филиала МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района, утвержденное приказом заведующего филиалом от 17.07.2015г № 125,

-Образовательная программа Верхнечирской ООШ филиала МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района на 2015-2016 уч.год, утвержденная приказом заведующего филиалом от 25.07.2017г. № 120 ,

-Учебный план Верхнечирской ООШ филиала МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района на 2015-2016 уч.год, утвержденный приказом заведующего филиалом от 25.07.2017г.№ 120

2. Пояснительная записка

    Курс «Искусство» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Предмет  систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

 

 Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в художественной литературе на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.

 Задачи: 

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

 - развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

 - создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства; - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

 - знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 8  класса.

Данная рабочая программа разработана на основе:  

1) примерной программы для основного общего образования с учетом авторской программы Г.И.Даниловой (Г.И.Данилова. Мировая художественная культура: программа для общеобразовательных учреждений.5-11 классы. Изд. 6-е, переработ.- М., Дрофа, 2014.- 190 стр.);

 2) учебника :  Г.И. Данилова. Искусство: Виды искусства.8 класс: учебник/Г.И.Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 302, (2) с.: ил.

         На основании Базисного учебного плана курс «Искусство»  изучается в 8  классе и  рассчитан на 1 час в неделю. (8 класс – 35ч)

       Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

        На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

      Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

·         развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности,  художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

·         воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

·         приобретение знаний об искусстве  и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

·         овладение умениями и навыками разнообразной художественной  деятельности;   предоставление   возможности  для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

 

 

     Изучение  данного предмета   направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

 

     Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.  

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Искусство» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Виды работ, выполняемых учениками:   отчеты по темам, рефераты, презентации, творческие задания, устные и письменные сообщения.

        При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, музыки, технологии. 

  3. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету    «Искусство»

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Искусство» на этапе основного образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
  • владеть основными формами публичных выступлений;
  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате изучения  предмета «Искусство» ученик 8 класса должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • основные эпохи в художественном развитии человечества;
  • об эстетических идеалах различных эпох  и народов;
  • основные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;
  • основные музеи мира, своего народа и края.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания, анализировать и интерпретировать художественное произведение;
  • дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов;
  • объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека

4. Содержание программы «Искусство» 8 класс

Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.

Содержание курса

  1. Введение. В мире классических искусств. Бесконечный и разнообразный мир искусства. Тайны искусства. Азбука искусств. Основные эстетические категории. (1ч.)
  1. Художественные представления о мире (7 ч)

1.Понятие о видах искусства. Семья муз Аполлона — покровителя искусств. Современные классификации искусств. Разделение искусств на пространственные, или пластические (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно-временные, или синтетические (литература, театр, опера, хореография, балет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Условный характер подобного деления. Визуально-пространственная природа пластических искусств, их эмоционально-эстетическое воздействие на человека и общество. Деление искусств на изобразительные (скульптура, живопись, фотография, эпос, драма, театр, кино) и выразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, танец, музыка, лирическая поэзия, балет, опера). Подвижность и гибкость границ между искусствами. Их историческая изменчивость (внутреннее сходство, взаимопроникновение, противоборство).

2.Тайны художественного образа.

«Мышление в образах». Понятие художественного образа как особого способа отражения окружающей действительности. Единство отраженной реальности и субъективной оценки, взгляда на мир его творца. Характерные черты и свойства художественного образа: типизация, метафоричность, иносказательность и недоговоренность. Особенности его восприятия. Оригиналь

ность, конкретность и неповторимость воплощения художественного образа в различных видах искусства. Правда

и правдоподобие в искусстве. Соотношение вымысла и действительности в художественном произведении. Роль творческой фантазии художника. Условность в искусстве. Изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Понятие условности как важнейшее средство постижения сущности художественного образа. Условный характер произведений искусства на примере различных его видов (театра, оперы, живописи).

3.Художник и окружающий мир. Мир «сквозь магический кристалл». Многозначность понятия «художник». Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Как рождается художник и что питает его вдохновение. Различие между автором и героем его произведения. Особенности мировоззрения художника и их отражение в

произведениях искусства, связь с культурно-исторической эпохой. Талант и мастерство художника. Необходимые предпосылки художественного творчества. Важнейшие составляющие таланта художника и особенности его проявления в детском возрасте (на примере творческой судьбы В. Моцарта). Судьбы великих мастеров: становление, творческая индивидуальность и неповторимость стиля. Понятие мастерства в художественном творчестве. Упорный труд

как необходимое условие его достижения. Секреты художественного творчества. Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению

и художественному воплощению. А. Пушкин о процессе художественного творчества. Рождение замысла будущего произведения и его реальное воплощение. Особая роль вдохновения в создании произведения искусства.

4.Возвышенное и низменное в искусстве. Эстетика — наука о прекрасном в искусстве и жизни. Искусство как высшая форма эстетического освоения мира. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства. Возвышенное в искусстве. Возвышенное и его связь со всемирно-историческими поворотами в развитии человечества, с переломными моментами в судьбах людей. Первые сведения о возвышенном в трактате антично-

го философа Псевдо-Лонгина «О возвышенном». Эволюция трактовки понятия. Статья Н. Черны-шевского «Возвышенное и комическое». Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий в античной трагедии и произведениях У. Шекспира

266 (царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андромаха, король Лир и Гамлет). Возвышенный характер музыки Бетховена (финал Третьей («Героической») симфонии). Использование

особых средств художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий (на примере работы А. Пушкина над поэмой «Полтава»). Низменное в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланджело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Контрасты возвышенного и низменного в произведениях ми-

рового искусства (на примере балетного танца «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса в исполнении А. Павловой).Особенности проявления красоты в обыденном, уродливом

и безобразном. Проявления низменного в произведениях мировой живописи: офорты Ф. Гойи «Капричос». Сюжетная основа произведений и ее трагическое звучание. Сочетание реальности и фантастики, гротеска и карикатуры.

5.Трагическое в искусстве. Законы трагического в искусстве и жизни. Общность и различия в их проявлении. Специфические законы и характерные особенности их проявления в произведениях искусства. Неразрешимость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым — основа трагического в искусстве. Рок и судьба в античной трагедии. Истоки трагического в древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид). Противоре-

чивость и сложность характера трагического героя, осознание им личной «вины» за невозмож-ность изменения жизни.Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль

в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о катарсисе. Трагическое как проявление возвышенного. История трагической и воз-

вышенной любви Франчески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в произведениях живописи (А. Фейербах «Паоло и Франческа», У. Блейк «Вихрь влюбленных» — по выбору) и симфонической фантазии П. Чай-

ковского «Франческа да Римини». «Реквием» Моцарта как образец трагической музыки, проникнутой трепетным волнением и просветленной печалью.

6.Комическое в искусстве. Понятия смешного и комического. Смех — важнейшее средство нравственного воспитания человека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешное» и «комическое». Социальный, общественно значимый характер комического. Противоречия между внешними поступками и поведением человека. Градации комического: от дружеской улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна»

юмора. Остроумие великих людей планеты. Комический эффект искусства карикатуры. Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантастике.

Сочетание трагического и комического в драматических произведениях литературы и театральном искусстве. Выдающиеся комики мира. Ч. Чаплин — выдающийся комик немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя, его лучшие фильмы

и роли. Ю. Никулин — клоун на все времена. Особый дар импровизации, умение незаметно вовлечь зрителя в свою игру. Творческое мастерство актера: чувство юмора, знание законов смешного, актерская техника, умение черпать материал из окружающей жизни, контрасты клоунской маски.

  1. Азбука искусства (27 ч)

1.Азбука архитектуры. «Каменная летопись мира». Произведения архитектуры — памятники материальной и духовной жизни общества. Архитектура как выражение основных идей времени. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека — главное назначение архи-

тектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств — ее основная цель. Место архитектуры среди других видов искусства. «Прочность — Польза — Красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры. Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство — язык архитектуры. Понятие о тектонике. Профессия архитектора. Оценка труда архитектора в различные исторические эпохи. Витрувий о задачах архитектора. Первые зодчие Руси и их выдающиеся произведения. Расширение задач архитектора в современную эпоху. Сложность и многогранность профессии архитектора, ее творческое начало и универсальный характер. Основные этапы архитектурного строительства. Будущее профессии.

2.Художественный образ в архитектуре. Особенности архитектурного образа. Необходимые условия для создания архитектурного образа. Специфика художественного образа

в архитектуре. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека. Связь архитектурных сооружений с окружающей природой. Зависимость архитектуры от географических и климатических условий.

Средства создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб. Архитектурный ансамбль. Актуальность задачи объединения различных зданий в единое художественное целое. Архитектурный ансамбль как высшая форма проявления художественного творчества. Общность композиционного замысла с учетом архитектурного и природного окружения.

3.Стили архитектуры. Архитектурный стиль — устойчивое единство функционального содержания и художественного образа. Идея преемственности архитектурных стилей. Ар-

хитектурные стили Древнего Египта и Античности. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его отличительные признаки. Основные типы построек, их связь с религиозными верованиями египтян. Классический стиль архитектуры Древней Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы. Инженерные достижения римских архитекторов. Архитектурные стили Средневековья. Романский стиль, основные типы сооружений, их назначение. Харак-

терные особенности стиля. Готический стиль. Каркасное перекрытие зданий — главная конструктивная особенность готических сооружений. Вклад древнерусских мастеров

в развитие средневековой архитектуры. Уникальность древнерусского зодчества. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям античного зодчества. Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных

сооружений. Обилие пышных декоративных украшений. Искажение классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия — основные принципы оформления фасадов. Классицизм в архитектуре. Практич-

ность и целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония пропорций, скромный декор. Ампир — стиль эпохи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и воинской силы. Величие и подчеркнутая

монументальность форм, академизм. Эклектика в архитектуре XIX в. и ее особенности. Модерн — качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с окружающей средой.

Развитие современной архитектуры. Идеи рационализма и конструктивизма. Использование новых материалов и технологий. Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций. Постмодернизм в архитектуре. Стиль хайтек. Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры.

4.Виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки.

Административные здания. Зрелищные и выставочные сооружения: театры, концертные и выставочные залы, стадионы и спорткомплексы, магазины и супермаркеты, вокзалы и аэропорты. Жилая архитектура. Древнейшие дома человека. Жилые дома различных народов мира. Жилые дома А. Гауди и Ле Корбюзье. Промышленная архитектура: заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки. Ландшафтная архитектура. Зарождение садово-паркового искусства. Висячие сады Семирамиды как одно из чудес света. Садово-парковое искусство Китая и Японии. Европейские традиции садово-паркового искусства. Тип французского регулярного и английского пейзажного парков. Аналоги французского и английского

парков в России, оригинальность замысла и творческого воплощения. Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Формирование облика городов. Законы, правила устройства города, реконструкция старых районов — главные задачи современного градостроения. Понятие современного города и его слагаемые. Проблемы его существования и их решение. Исторические типы планировки города. Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение в оригинальных проектах.

5.Язык изобразительного искусства. Как понять изображение? Живопись, скульптура, графика — древнейшие виды изобразительного искусства. Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразитель-

ного искусства. Место изобразительных искусств в существующих классификациях. Изобразительные искусства как совокупность пластических искусств. Особенности создания

художественного образа в реальных и абстрактных композициях. Особенности творческой манеры художника. Монументальные и станковые виды изобразительного искусства. Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески.

Станковое искусство и его предназначение. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Способы и средства изображения. Богатство способов и средств изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления. Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). Роль композиционного замысла, основные правила композиции. Ритм в изобразительном искусстве. Метод перспективы (понятие линейной, воздушной и обратной

перспективы). Линия, определяющая характер изображения на плоскости и в пространстве. Роль контрастов и нюансов, фактуры и текстуры в изобразительном искусстве. Роль светотени в создании образов.

6.Искусство живописи. Виды живописи. Характерные особенности монументальной живописи и ее предназначение. Масштабность композиций и их обусловленность организованной архитектурной средой. Техника фрески, мозаики и витража. Декорационная живопись. Плафонная живопись.

Настенные панно (десюдепорты) эпохи рококо. Характерные особенности станковой живописи и ее предназначение. Картина как основной вид станковой живописи. Театральная декорация, иконопись, миниатюра, панорама и диорама как особые виды живописи. Художественные средства живописи. Цвет как важнейшее средство передачи эмоциональносмыслового настроя художественного произведения. Основные качества цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Понятие о колорите — системе соотношений цветовых тонов и их оттенков. Деление цветов на теплые и холодные. Понятие локального и обусловленного цвета. Творчество Э. Делакруа как пример колористического мастерства. Светотень как закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета. Блик, свет, полутень, собственная или па-

дающая тень, рефлекс — важнейшие средства передачи постоянных качеств предметного мира и изменчивости окружающей среды. Сфумато Леонардо да Винчи. Искусство светотени в живописных произведениях Караваджо. Роль линии в искусстве живописи и ее выразительные возможности.

7.Жанровое многообразие живописи. Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров в истории

мировой живописи. Специфика деления живописи на жанры и ее условный характер. Любимые жанры великих мастеров. Изменения жанровой системы в искусстве XX в. Характеристика жанров в живописи. Особый статус исторической живописи в мировом искусстве. Диалог прошлого и настоящего. Мифологическая и библейская тематика как принадлежность к историческому жанру живописи. Русская историческая живопись XIX в. Основные цели и объекты изображения в произведениях батального жанра. Бытовой жанр живописи, его истоки и эволюция, цели и задачи. Жанр портрета. Разновидности портрета: парадный, исторический, камерный, психологический, автопортрет. Эволюция портретного жанра. Изображение естественной или преобра-

женной человеком природы — главный объект пейзажной живописи. Цели и задачи пейзажа, его разновидности (лирический и эпический пейзажи). Понятие городского (архитектурного) пейзажа. Сельские и морские (марины) пейзажи. Индустриальный, фантастический (космический) пейзажи.

Жанр натюрморта и его эволюция. Праздничные (фламандские) и камерные (голландские) натюрморты. Философские натюрморты vanitas («суета сует»). Цели и задачи натюрморта, продуманность композиции, ее колористическое решение. Натюрморт как экспериментальная площадка живописных исканий конца XIX—XX в. Анималистический жанр как древнейший жанр живописи. Цели и объекты изображения. Жанр интерьера, его близость к натюрморту

и бытовой живописи. Эволюция жанра и характерные особенности его развития в различные эпохи.

8.Искусство графики. Графика: от возникновения до современности. Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства. Эволюция графического искусства.

Роль графики после открытия книгопечатания. Графика — «муза XX века»? Графика в жизни современного человека. Компьютерная графика — новый инструмент художников,

дизайнеров, конструкторов. Ее роль в оформлении печатной продукции, художественном проектировании архитектурных сооружений, торговой упаковки, создании фирменных знаков, произведений станковой графики. Стереометрия — создание реального трехмерного пространства (3D). Общность и различия между графикой и живописью. Характерные особенности искусства графики. На каком языке «говорит» графика? Особенности воспроизведения пространства в

графических произведениях. Основные материалы художника-графика. Задачи образного отражения действительности в графическом искусстве. Изобразительно-выразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, тон, пятно, цвет. Цвет, плоскость и пространство в искусстве графики. Виды графического искусства. Виды графики по технике исполнения. Уникальная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра — основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линография и офорт. Цветная ксилография японских мастеров.

9.Художественная фотография. Рождение и история фотографии. Фотография — зрительная память человечества. Первые дагеротипы. Эксперименты с новым способом создания изображений. Камера-обскура. Научные исследования У. Толбота. Дальнейшее совершенство-вание техники и создание ярких художественных образов. Изобразительновыразительные возможности фотографии. Фотография сегодня — важнейшее средство массовой информации. Фо

тография и экранные искусства, ее использование в сфере дизайна, театра и журналистики, создании инсталляций. Создание голографических изображений. Использование новейших цифровых технологий в искусстве фотографии. Фотография и изобразительные искусства. Отличия художественной фотографии от изобразительных искусств. Сравнительный анализ фотопортрета с живописным и скульптурным портретом. Выразительные средства и жанры

фотографии. Использование в фотографии традиционной системы жанров: общность и характерные различия. Фрагмент и фотомонтаж как специфические жанры фотографии.

Художественные средства выразительности в искусстве фотографии: композиция, план, ракурс, свет и тень, ритм.

10.Язык скульптуры. История скульптуры. Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Амулеты первобытного человека. Важнейшие достижения

скульпторов Древнего Египта. Классический идеал античных мастеров. Средневековая скульптура — «книга» для верующих людей, ее связь с архитектурой. Гуманистический идеал в скульптуре Возрождения. Отличительные особенности скульптуры барокко и классицизма. Характерные осо-

бенности развития скульптуры в конце XIX—XX в.: стремление к символической трактовке образов, пластическая импровизация и эксперимент, поиск новых способов технической обработки материалов. Кинетическая скульптура как ярчайший пример смелого новаторства. Новизна и оригинальность художественных решений современных мастеров. Что значит видеть и понимать скульптуру? Скульптура, ваяние и пластика. Скульптура и ее отличия от других видов

изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства скульптуры: пластика, объем, движение, ритм, светотень и цвет. Использование языка символов и аллегорий в скульптурных произведениях. Виды и жанры скульптуры. Характерные особенности портретного, анималистического, историко-бытового жанров и натюрморта. Круглая скульптура. Рельеф и его разновидности: барельеф, горельеф и контррельеф. Виды скульптуры по целевому назначению:

монументальная, монументально-декоративная и станковая (характерные признаки). Материалы и техника их обработки. Выбор материала, его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения произведения и особенностей освещения. Использование традиционных мягких и твердых материалов для создания скульптурных произведений. Процесс создания скульптурного произведения и его основные этапы. Высекание из камня. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Вырезание из дерева. Гальванопластика. Ковка, чеканка и гравировка.

11.Декоративно-прикладное искусство. Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Понятия декоративного и прикладного искусства. Китч. Основные критерии оценки художественных произведений декоративно-прикладного искусства: единство пользы и красоты, историческая значимость, авторское мастерство, соотношение формы и содержания, необходимость и достаточность, гармоничность и естественность. Истоки возникновения и

особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительно-выразительные средства: орнамент, форма, материал, цвет, ритм и симметрия. Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций. Устойчивость тем, образов и мотивов народного творчества. Коллективное творческое начало. Универсальность художественного языка, понятного всем народам мира. Виды декоративно-прикладного искусства. Связь с другими видами искусств. Монументально-декоративное искусство: организация предметно-пространственной среды человека (быта, жилища, архитектурных сооружений, улиц и площадей). Декорационно-оформительское искусство. Деление произведений декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, виду используемого материала, технике и способу изготовления. Основные способы производства предметов декоративно-прикладного искусства.

12.Искусство дизайна. Из истории дизайна. Истоки дизайна и его развитие. Дизайн и научно-технические достижения. Организация выставок «промышленного искусства» и их роль в становлении и развитии дизайна. Расширение функций дизайнеров на рубеже XIX—XX вв. Влияние стиля модерн на развитие дизайна. Преодоление разрыва между индустриальным производством и сферой художественной деятельности. Появление первых дизайнерских центров в Германии, России и США. Баухаус: роль высшей школы художественного конструирования и индустриального строительства. Творческие идеи В. Гропиуса и их практическое воплощение. Судьба дизайна в России. ВХУТЕМАС — центр подготовки дизайнерских кадров в России. Оригинальные творческие концепции В. Кандинского, К. Малевича, Л. Лисицкого, В. Татлина, А. Родченко и др. Дизайн как важнейший символ цивилизации, неотъемлемый фактор жизни человека в современном мире. Новые грани профессии дизайнера. Художественные возможности дизайна. Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды по законам пользы, прочности и красоты. Основные функции дизайна: конструктивная, эстетическая и воспитательная. Мир современного человека — мир дизайна. Дизайн и декоративно-прикладное искусство: их общность и различие. Виды дизайна. Многообразие сфер применения дизайна в жизни современного общества. Промышленный (индустриальный) дизайн и его характерные черты. Дизайн среды, экологический дизайн. Графический дизайн или промышленная графика. Искусство веб-дизайна (оформления страницы персонального сайта в Интернете). Фитодизайн и его особая популярность в обществе. Арт-дизайн и сферы его использования. Виды дизайна, связанные с имиджем, внешним обликом человека: визаж, дизайн одежды, аксессуаров и прически. Задачи дизайнера-модельера.

13.Музыка как вид искусства. Музыка и мир чувств человека. Особенности восприятия музыки в различные культурно-исторические эпохи. Античные мифы о происхождении музыки (Орфей и Эвридика, Пан и Сиринг). Музыка и характер ее воздействия на переживания и эмоции человека (лирическая поэзия). Музыка среди других искусств. Звук — «первоэлемент» музыкального искусства. Жизнь человека в мире звуков. Звуковые колебания — инфразвуки и ультразвуки. Понятие какофонии. Отличие музыки от других искусств, ее близость к хореографии и архитектуре. Сравнительный анализ картин зимнего пейзажа в лирике А. Пушкина и музыке П. Чайковского. Музыка — царица всех искусств.

14.Художественный образ в музыке. Условный характер музыкального образа. Специфика художественного образа в музыкальном произведении. Противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Отсутствие связи между музыкальным образом и предметностью реального мира, особая сила обобщения. Звуки реального мира в музыкальном произведении. Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа. Временной характер

музыки. Существование во времени — главная особенность художественного образа в музыке. Способность музыкального художественного образа отражать действительность по законам реального времени. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. От плавности и неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности. Гротеск, массовость, коллективизм — характерные черты музыки XX в.

15.Язык и форма музыкального произведения. Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения. Особое значение ритма и его воздействие на человека. Метр и темп как основные составляющие ритма. Зависимость ритма от жанра музыкального произведения и общего характера предназначения музыки. Ритм как выразитель художественного образа. Форма и интонация мелодии. Национальная самобытность классических мелодий. Гармония в музыке, понятие ладов — особой системы организации различных по высоте звуков (мажорный и минорный лад). Атональная музыка композиторов Новой венской школы, ее общий характер и особенности звучания. Полифония и ее основные жанры. Величайшие по

лифонисты мира: И. С. Бах, Д.Шостакович и Р.Щедрин. Тембр звука. Тембр музыкальных инструментов и человеческого голоса. Понятие о музыкальной форме. Единство содержания и формы в музыкальном произведении. Понятие о музыкальной форме как о композиционном строении произведения и совокупности художественных средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Выбор формы музыкального произведения. Музыкальная форма и ее протяженность во времени («форма-процесс»). Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Подвижность и гибкость музыкальных форм, их способность к изменению под воздействием содержания и определенных стилевых условий.


Тематическое планирование уроков искусства в 8 классе

Предмет: Искусство.    Класс: 8

 Учитель: Соколова Е.А.

35 часов в год, 1 час в неделю

  • Планирование составлено на основе  примерной программы для основного общего образования с учетом авторской программы Г.И.Даниловой (Г.И.Данилова. Мировая художественная культура: программа для общеобразовательных учреждений.5-11 классы. Изд. 6-е, переработ.- М., Дрофа, 2014.- 190 стр.);

Модуль

Кол-во часов

Дата

Понятия, термины

Деятельность уч-ся, Д.з.

Введение (1 час)

1

Введение. Азбука искусств. Приобщение к сокровищнице культуры.

1

7.09

Работа с вводной статьей учебника. Беседа об искусстве.

Вступление. Викторина.

Художественные представления о мире (7ч)

2

Понятие о видах искусства.

1

14.09

Мифология. Виды искусства.

§1; с.13. Вопросы и адания.

3

Тайны художественного образа.

1

21.09

Художественный образ, типизация художественного образа; культурно-историческая эпоха; условность в искусстве

§2; с.26. Вопросы и задания. Творческая работа 2.

4

Художник и окружающий мир.

1

28.09

Художник. Художественный образ. Талант.

§3;

5

Возвышенное и низменное в искусстве.

1

5.10

Возвышенное. Низменное. Трагическое. Комическое. Прекрасное. Безобразное. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

§4.1, 4.2 Сообщение.Вопросы и задания.

6

Трагическое в искусстве.

1

12.10

Законы трагического в искусстве и в жизни. Исчтория зарождения трагедии. Трагическое как проявление возвышенного.

§5.1, 5.2 Вопросы и задания.

7

Комическое в искусстве.

1

19.10

Смешное и комическое. Градация комического: юмор, остроумие, сатира, ирония, сарказм, насмешка.

§6 Вопросы и задания. Подготовка творческого проекта

8

Контрольная работа. Создание творческого проекта на тему «Художественные представления о мире»

1

26.10

Творческая работа

Вопросы и задания

Азбука искусства (25ч)

9

Азбука архитектуры.

1

9.11

Архитектура. История. Составляющие арх итектуры: прочность, польза, красота

§7,1 проект. Вопросы и задания

10

Художественный образ в архитектуре. Архитектурный ансамбль.

1

16.11

Архитектурный образ. Архитектурный ансамбль. Гармония. Пропорции. Симметрия. Асимметрия.

§7.2 7.3

11

Особенности и средства создания архитектурного образа.

1

23.11

Принцип «золотого сечения» в архитектуре

§8.1, 8.2, 8.3. Вопросы и задания

12

Стили архитектуры Древнего Мира и Античности.

1

30.11

Нюанс. Контраст. Светотеневая и цветовая моделировка. Масштаб

§9.1, 9.2

13

Стили архитектуры Средневековья, Нового и Новейшего времени.

1

7.12

Барокко. Классицизм. Русский классицизм. Эклектика. Модерн. Постмодернизм. Хай-тек

§9.3 Вопросы и задания. Таблица

14

Виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений. Градостроительство.

1

14.12

Общественная архитектура. Типы планировки

§10.1, 10.3 Сообщение.

15

Ландшафтная архитектура.

1

21.12

Ландшафтная архитектура. Ландшафтный дизайн

§10.2 Тест

16

Контрольная работа по теме: «Архитектура. Архитектурные образы»

1

28.12

Контроль знаний.

Вопросы и задания.

17

Язык изобразительного искусства. Способы и средства изображения.

1

11.01

Композиция. Ритм. Перспектива.Линия. Пятно Контраст. Нюанс. Текстура. Фактура

§11. Вопросы и задания.

18

Искусство живописи. Виды и художественные средства живописи.

1

18.01

Живопись. Виды живописи: станковая, монументальная. Мминиатюра. Диорама. Колорит. Тон. Светотень. Линия.

§12 Вопросы и задания.

19

Жанровое многообразие живописи. Понятие о жанрах.

1

25.01

Жанры живописи.

§13 сообщение. Проект.

20

Характеристика жанров в живописи.

1

1.02

Жанры живописи

§13 Вопросы и задания.

21

Искусство графики. История развития графического искусства.

1

8.02

Графика. Виды графики

§14.1. Вопросы и задания.

22

Язык графики. Виды графического искусства.

1

15.02

Рисунок. Тонирование. Эстамп. Гравюра. Техника гравюры. Материал для гравюры.

§14.2 Вопросы и задания.

23

Художественная фотография. Выразительные средства и жанры.

1

22.02

Жанры фотоискусства

§15.1 Вопросы и задания. Сообщение

24

Язык скульптуры. История развития скульптурного искусства.

1

1.03

История развития скульптурного искусства. Пластика. Объем. Ритм. Движение

§16.1, 16.2 подготовка творческого проекта

25

Жанры и виды скульптуры. Материалы и техника их обработки.

1

15.03

Жанры скульптуры

§16.3 Вопросы и задания.

26

Контрольная работа по теме: «Язык изобразительного искусства». Защита творческих проектов.

1

22.03

Творческий проект

Вопросы и задания.

27

Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества.

1

5.04

Декоративное искусство. Прикладное творчество. Народный промысел Традиции. Символика. Сюжет. Орнамент.

§17 сообщение.

28

Виды декоративно-прикладного искусства.

1

12.04

Виды ДПИ

§ 17 Вопросы и задания.

29

Искусство дизайна. Виды и художественные возможности.

1

19.04

Дизайн. Основные функции дизайна: конструктивная, эстетическая, воспитательная.

§18  Творческий проект.

30

Искусство дизайна. Виды и художественные возможности.

1

26.04

Виды дизайна: промышленный (индустриальный), дизайн среды (ландшафтный, экодизайн, интерьер), графический, вэб-дизайн, фитодизайн, арт-дизайн, имидж-дизайн, визаж.

§19 Вопросы и задания. Творческий проект.

31

Музыка как вид искусства.

1

3.05

Музыка среди других видов искусства

§19.1, 19.2

32

Художественный образ в музыке.

1

10.05

Виды и жанры музыкального искусства

§20 Вопросы и задания.

33

Язык и форма музыкального произведения

1

17.05

Музыкальная драматургия. Средства выразительности: мелодия, ритм, темпинтонация. Гармония. Лад. Полифония.Тембр

§20 Вопросы и задания. Повторение

Повторение и обобщение изученного материала (2ч.)

34

Итоговая контрольная работа.

1

24.05

Итоговый тест

Творческий проект

35

Обобщение изученного материала.

1

31.05

Повторение понятий и терминов

 Творческий проект

 Календарно-тематическое планирование учебного материала по искусству в 8 классе

 на 2017– 2018  учебный год

Учитель: Соколова Е.А.

Количество часов :    35часов в год (в неделю: 1час)

Плановых контрольных уроков: 4

  • Планирование составлено на основе  примерной программы для основного общего образования с учетом авторской программы Г.И.Даниловой (Г.И.Данилова. Мировая художественная культура: программа для общеобразовательных учреждений.5-11 классы. Изд. 6-е, переработ.- М., Дрофа, 2011.- 190 стр.);
  • Учебника: Искусство. Виды искусства. 8 класс: учебник/ Г.И.Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017. – 302с., ил.

        

Наимеование разделов и тем

Колич.часов

Календ.сроки

Контрольные работы

Введение

1

7.09

Художественное представление о мире

7

14.09 – 26.10

26.10

Азбука искусства

25

9.11 – 17.05

28.12, 22.03

Повтроение и обобщение изученного материала

2

24.05 – 31.05

24.05

Всего:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство)  5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

рабочая программа по предмету Искусство 8 класс ФГОС

программа и календарно- тематическое планирование с требованиями ФГОС...

Рабочие программы по предмету "Искусство" для 8,9 классов

Рабочие программы по предмету «Искусство» для 8 и 9 класса составлены на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программы составлены на основании учебн...

Рабочая программа по предмету искусство 8 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по предмету искусство 9 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 9 классе составлена на основании следующих документов:·        Федерального компонента государственного Стандарта основного о...