Рабочая программа по предмету «Искусство» для 5,6 кл.
рабочая программа по мхк (5, 6 класс) на тему

 

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс: /Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова,– М.: Дрофа, 2012г.

           Рабочая программа  по искусствознанию для 5, 6 х классов рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 часа в неделю.

          С целью реализации практических задач курса «Искусство» в 5 и 6  классах  специально выделены часы на уроки контроля  за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.

         Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

         В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в  федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству. 

         Актуальность программы в том, что она направлена на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

          Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам   основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5-6  классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

           В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Moscow_gerb

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1987 МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

109469, г.Москва, ул.Белореченская, д.36, к.1

тел.: 8(495)347-45-54; 8(495)347-94-30

http://sch1987uv.mskobr.ru/

E-mail: 1987@edu.mos.ru

C:\Users\Bogacheva\Desktop\Кафедра\Титульные\mo_razv (1).jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет  Искусство

5,6  класс

Учитель: Богачева Людмила Владимировна,

высшая квалификационная категория

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая  программа по предмету «Мировая художественная культура» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  по искусству, примерной программы по  для основного общего образования с учётом авторской программы  Г.И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл.  (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. -190,  [2] с.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс: /Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова,– М.: Дрофа, 2012г.

           Рабочая программа  по искусствознанию для 5, 6 х классов рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 часа в неделю.

          С целью реализации практических задач курса «Искусство» в 5 и 6  классах  специально выделены часы на уроки контроля  за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.

         Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

         В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в  федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.

 Образовательные цели и задачи курса:

-изучение шедевров мирового искусства, созданных в разные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

-формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

-осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

-осознание единства,  многообразие и национальной  самобытности культур различных народов мира;

-освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

-знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

-интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

   Воспитательные цели и задачи курса:

-помощь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

-способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок  и суррогатов массовой культуры;

-подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;

-создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных  занятиях и краеведческой работе.

             Обучение  искусству в 5,6 классах  должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

         Актуальность программы в том, что она направлена на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

          Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам   основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5-6  классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

           В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

 Личностные:

-формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;

-развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

-накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

-формирование творческого отношения к проблемам;

-развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого   самовыражения личности;

-гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

-подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной  или профессиональной траектории.

Метапредметные:

-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

-выявление причинно-следственных связей;

-поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

-применение методов познания через художественный образ;

-использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

-определение целей и задач учебной деятельности;

-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

-самостоятельная оценка достигнутых результатов.

По предмету:

-наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

-восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

-осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

-усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

-усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств  выразительности; понимание условности языка искусства;

-различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественно формы от цели творческого замысла;

-классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;

-осознание ценности и места отечественного искусства; появление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

-уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

-формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства  с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи.

-развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;

-умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

-реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве;

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.        

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Содержание  программы  Искусство в 5 классе

            Главные приоритеты изучения искусства в 5 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (воспитания) учащимся произведений мировой художественной культуры, раскрытие закономерностей исторического развития, понимания особенностей   образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

           В курсе античной, славянской  мифологии основной акцент делается на образной и сюжетно-событийной стороне изучаемых произведений, представлении системы общечеловеческих ценностей и моральных норм. выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.

         Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности.

         В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

         Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать.

         Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

          Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

    При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

         Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

      Формы контроля знаний обучающихся

      В педагогической практике преподавания искусствознания существуют различные формы контроля знаний обучающихся:

  • высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте;
  • письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;
  • составление сравнительных таблиц;
  • собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;
  • театрализованное представление эпохи;
  • выпуск художественного альманаха. Эссе

 

                                                         СТРУКТУРА КУРСА

На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.

                                   

  «Вечные образы искусства. Мифология».

                                                   Введение 1 час

Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важнейших сторон бытия. Исходные понятия нравственности – залог «вечной» жизни  её сюжетов и образов.

 I. Сюжеты и образы античной мифологии  

            1. Сотворение мира 1 час

Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира . Возникновение Космоса из хаоса в поэме Овидия «метаморфоза»

                                     2. Бог-громовержец Зевс 2 часа

Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер власти  между ними, Посейдоном и Аидом. Схватка Богов и титанов и её интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

                                        3. Окружение Зевса. 2 часа

Гора Олимп – место вечного обитания богов. 12 богов – олимпийцев :  Зевс, Посейдон, Гера, Деметра,  Гестия,  Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса «Илиада». Пир богов на западном фризе Парфенона.

                    4. Прометей-«сквозь тысячелетия вперед  смотрящий». 2 часа

Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей»,создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее.

                                      5. Посейдон-владыка морей. 1 час

Посейдон-(Нептун)-один из главных олимпийских богов , владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

                                        6. Бог огня Гефест. 1 час

Гефест (Вулкан) - бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации  Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест - мастер «золотые руки». Циклопы – помощники Гефеста.

   

               7.Афина-богиня мудрости и справедливой войны. 2 часа

Распространение культа Афины (Миневры) в Древней Греции, ее заслуги перед народом . Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронте Парфенона на Акрополе.    

                                           8.Лики Аполлона. 2 часа

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различных культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

                                        9.Аполлон  и  музы Парнаса. 2 часа

Аполлон Мусагет-покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона – лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая  награда поэтов и победителей. Стихотворение Г.Гейне «Бог Аполлон».

                                       10. Орфей и Эвридика. 1 час        

Миф об Орфее и  Эвридике – миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях  диких зверей», римская мозаика. Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность  отчаянного жеста , трагичность позы , напряженная и эмоциональная динамика движений героев .  Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия

                                           11. Артемида-покровительница охоты.1 час

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), её  основные атрибуты. Особый  культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном  из  семи чудес света.

                                         12. Арес - неукротимый бог войны.1 час

Арес(Марс)-коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса  в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида- постоянная спутница Ареса. Атрибуты  бога войны ( щит, шлем с пером, меч или копьё).

                                       13. Триумф Диониса.1 час.

Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный  рельеф « Рождение Диониса»

                                      14. У истоков театрального искусства.1 час.

Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинках Н.Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада» художественная выразительность спутницы Диониса, запечатленная  в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувства экспрессии и власти стихийного прорыва. Скульптура Праксителя « Отдыхающий сатир»

                                         15. Афродита – богиня любви и красоты. 1час.

Гармония духа и красоты, воплощённая в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в древней   Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская» .Нежность и целомудренная красота, запечатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версию « Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии  и свободы, передача тончайших нюансов возвышенного и светлого чувства.    

                                           16. Нарцисс и Эхо.1 час.

Венера, покровительствующая  влюблённым и преследующая  тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в « Метафорхозах» Овидия.

                                          17. В сетях Эрота.1 час.

Эрот ( Амур, Купидон) - юный бог любви, рождённый Афродитой. Неоднородность трактовок  образа в произведениях искусства. Изображения  Эрота  сначала в виде прекрасного юноши, а затем  шаловливого  и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона» ) и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа).

                                          18. Амур и Психея.1 час.

Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение человеческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи. Панно М. Дени «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи».

                                         19. Богиня цветов Флора.1 час.

Флора (гр.- Хлорида) – италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Её отождествление с греческой богиней цветов Хлоридой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии – празднества в её честь.

 II. Мифология древних славян.

                                                       Введение. 1 час.

Судьба языческой славянской мифологии в истории русской духовной культуры, её связь с античной мифологией. Происхождение богов и особенности их изображения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия – главный источник знаний о славянской мифологии. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А.Н. Афанасьева и стихотворение К.Д.Бальмонта «Славянское Древо».

                                        20.Перун – бог грома и молнии. 1 час.

Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния(тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый вторник». Главный праздник громовержца – Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером.

                                                       21. Велес. 1 час.

Велес – покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучие. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы.

                                                   22. Дажьбог. 1 час.

Дажьбог – один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени. Что объединяет греческого бога Гелиоса с восточнославянским Дажьбогом.

                                                       23. Макошь. 1 час.

Макошь -  богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия – обязательный атрибут её изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.

                                                     24. Лада. 1 час.

Лада (Ладо) -  божество, покровительствующее семье и браку. Общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Почетное место среди других божеств  славянского пантеона.

                                     25. Купало, Ярило, Кострома. 1 час.

Купало, Ярило и Кострома – персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Существующие версии происхождения их имен.

Тематическое планирование предмета  «Искусство» 5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

сообщения

творческая работа

кроссворд

викторина

   тесты

  Тема года:       Вечные образы искусства. Мифология.

1

Введение

1

I.Сюжеты и образы античной мифологии. 27ч.  

2

Сотворение мира

1

3

Бог- громовержец Зевс

2

4

Окружение Зевса

1

5

Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий»

2

1

6

Посейдон - владыка морей

1

1

7

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»  

1

1

8

Бог огня Гефест

1

1

9

Афина-богиня мудрости и справедливой войны.

2

1

9

Лики Аполлона.

2

10

Аполлон  и  музы Парнаса

1

1

11

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»  

1

1

12

Орфей и Эвридика.

1

1

13

Артемида-покровительница охоты.

1

1

14

Арес - неукротимый бог войны.

1

1

15

Триумф Диониса.

1

1

16

У истоков театрального искусства.

1

1

17

Афродита –богиня любви и красоты.

1

1

18

Нарцисс и Эхо.

1

1

19

В сетях Эрота.

1

1

20

Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии»  

1

1

21

Амур и Психея.

1

1

22

Богиня цветов Флора.

1

1

  II. Мифология древних славян. 7ч.

23

 Введение    Перун – бог грома и молнии. Велес.                                           

1

1

24

Дажьбог.

1

1

25

Макошь.

1

1

26

Лада.

1

1

27

Купало, Ярило, Кострома.

1

1

28

Итоговый урок. Тест.

1

1

ИТОГО:

34

Содержание программы  Искусство в 6 классе

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания профильного уровня  в соответствии со статусом(художественно-эстетический) класса. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала обучающихся. Реализация программы осуществляется за счёт регионального компонента и компонента образовательного учреждения, составляет 34 учебных часа.

Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.   5-11 кл.  (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. -190,  [2] с.). Взятая за основу Программа  составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.  

Программа по курсу «Библейские сюжеты и образы»  направлена на приобщение обучающихся к понятии Библия – величайшем памятнике литературы, истории, источнике сюжетов и образов мирового искусства; исторической основы и историческом содержании Библии, её структуре. Библия является основой духовной и нравственной жизни человека, проследить её значение в истории мировой культуры.

Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК  входят: учебник для 6 класса «Мировая художественная культура. 5-6 классы», программа, методические рекомендации.

Курс Искусство основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.

Цель изучения курса: формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человечества.

Задачи:

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

            - создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;

            - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к  заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

        - знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

         Программа предусматривает изучение предмета Искусство  на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс Искусство интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании Искусства. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Курс  Искусство -  «Вечные образы искусства. Мифология» включает следующие разделы:

Название содержательного блока

Процент учебного времени

(35 часов – 100%)

1. Сюжеты и образы Ветхого Завета

              23%

               

2. Сюжеты и образы Нового Завета

              77%

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями

2. Урок самостоятельной  работы

Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала.

4. Комбинированный урок

Отработка  понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

5. Урок с использованием ТСО

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора.

6. Урок закрепления знаний, умений, навыков

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод  проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

               В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

                                                   фронтальный устный опрос,

                                                   понятийные диктанты,

                                                   тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль – контрольная  работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

        Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

        Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

        Формы проверки   учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

        Виды проверки  учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета: 

- основные понятия курса: Библия, Ветхий и Новый Завет, заповеди, предания, Иисус Христос, истина и т.д.

- сюжеты и образы Ветхого Завета: Сотворение мира, начало земной жизни первых людей, Авраама, Саула, Самсона и Соломона;

- сюжеты и образы Нового Завета: рождение Иисуса Христа, Крещение, притчи Христа, Распятие, Воскресение и Вознесение Христа;

- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.

Ученик должен уметь:

- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;

- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением   искусства;

- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.

Ученик должен владеть навыками:

-  отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;

-  монологического связного воспроизведения информации;

-  выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений;

- сценической, выставочной, игровой деятельности;

- толерантного восприятия различных точек зрения.

Тематическое планирование  предмета  Искусство  в 6 классе – 34 ч.        

№ урока

Название разделов, тем, уроков

Кол-во часов

Сроки

Тип урока

Ключевые компетенции

план

факт

Раздел I. Сюжеты и образы Ветхого Завета  (15 ч.)

1.

Сотворение мира

1ч.

1

Вводный урок

Описывать Создание жизни – главное творение Бога. Символическое понятие Рая.

Начало творение мира и его символический смысл.

Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи

2.

Жизнь первых людей на Земле

1ч.

2

Комбинированный урок

Раскрывать образ первых людей.

Описывать сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл.

Формировать представление о сотворении мира.

3.

Каин и Авель

1ч.

3

Комбинированный урок

Характеризовать образ Авеля как прообраз Христа в средневековом искусстве; Каина – бунтарь, усомнившийся в величии Бога.

Описывать легенду об Авеле и Каине – преступление против кротости и смирения, её поучительный нравственный смыл.

4.

Всемирный потоп

1ч.

4

Комбинированный урок

Характеризовать процесс всемирного потопа, на основе художественных произведений искусства.

Описывать поучительный смысл легенды о всемирном потопе.

5.

Вавилонская башня

1ч.

5

Урок самостоятельной работы

Объяснять смысл и происхождение фразеологических оборотов столпотворение и смешение языков.

Описывать поучительный смысл библейской легенды о вавилонской башне.

6.

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама

1ч.

6

Комбинированный урок

Характеризовать миссию праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога.

Описывать сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи, художественных произведениях.

7.

Жертвоприношение Авраама

1ч.

7

Комбинированный урок

Характеризовать миссию праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога.

Описывать сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи, художественных произведениях.

8.

Чудесный сон Иакова

1ч.

8

Комбинированный урок

Описывать сюжет «Благословения Иакова» в художественных произведениях, живописи.

Описывать образ Ревеки, сумевшей обманом получить благословение для любимого сына.

Характеризовать путь Иакова в Месопотамию, видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо.

Описывать образ Иакова – избранника Бога.

9.

Иосиф и его братья

1ч.

9

Урок самостоятельной работы

Описывать образ Иосифа и его братье на основе художественных произведений искусства.

Характеризовать дальнейшую судьбу Иосифа.

10.

Мечты о Земле обетованной

1ч.

10

Комбинированный урок

Описывать избранность Моисея Богом; сюжет художественных и живописных произведений.

Характеризовать образ Моисея, опираясь на легенду о горящем терновом кусте; путь к Земле обетованной. Описывать основные заповеди Моисея и их значение в истории современности для людей.

11.

Скрижали Моисея

1ч.

11

Урок самостоятельной работы

Описывать избранность Моисея Богом; сюжет художественных и живописных произведений.

Характеризовать образ Моисея, опираясь на легенду о горящем терновом кусте; путь к Земле Обетованной.

Описывать основные заповеди Моисея и их значение в истории современности для людей.

12.

Самсон, раздирающий пасть льва

1ч.

12

Комбинированный урок

Описывать образ Самсона – судьи израильского народа, на основе художественных произведений.

Описывать образ Самсона и Давида, на основе живописи и художественных произведений.

13.

Саул – царь Израиля и Давид

1ч.

13

Урок самостоятельной работы

Описывать образ Саула – царя Израиля.

Описывать образ Давида.

Характеризовать образ Саула и Давида, опираясь на произведения литературы и живописи.

14.

Псалмопевец Давид

1ч.

14

Комбинированный урок

Описывать образ Давида.

Характеризовать образ Давида, опираясь на произведения литературы и живописи.

15.

Мудрость царя Соломона

1ч.

15

Комбинированный урок

Характеризовать ход избрания Соломона царём Израиля.

Описывать образ Соломона, на основе художественных произведений; легенду о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства

Раздел II. Сюжеты и образы Нового Завета  (20 ч.)

16.

Рождение и юность Марии

1ч.

16

Комбинированный урок

Описывать жизнь Марии в иерусалимском храме.

Характеризовать образ Марии, на основе художественных произведений искусства.

17.

Благая весть

1ч.

17

Комбинированный урок

Описывать сюжет Благовещения в известных произведениях искусства.

Сравнивать произведения итальянских художников эпохи Возрождения на сюжет Благовещенья.

18.

Чудесное рождение Христа

1ч.

18

Проблемный урок

Описывать сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом его поэтическая интерпретация в стихотворениях и их символическое звучание.

Описывать первое божественное проявление чудодейственной силы – брак в Кане Галилейской.

Характеризовать процесс исцеления Христа.

Выделять особенности произведений о творимых чудесах на Земле.

19.

Поклонение Волхвов

1ч.

19

Комбинированный урок

Описывать библейскую основу сюжета поклонения волхвов (пастухов).

Характеризовать особенность художественного воплощения библейского сюжета в произведениях искусства

20.

Образы Сретения

1ч.

20

Комбинированный урок

Описывать встречу Иисуса со старцем Симеоном.

Объяснять почему Сретение является одним из самых торжественных христианских праздников.

Характеризовать Сретение в произведениях искусства.

21.

Бегство в Египет

1ч.

21

Комбинированный урок

Объяснять причину гибели младенцев иудеским царём Иродом.

Описывать процесс спасения младенца Иисуса.

22.

Проповедь Иоанна Крестителя

1ч.

22

Комбинированный урок

Описывать детство Иисуса; проповеди Иоанна Крестителя; на основе произведений искусства. Описывать о рождении, детстве и проповедях Иоанна Крестителя.

23.

Крещение

1ч.

23

Комбинированный урок

Описывать канон Крещения на основе произведений христианского искусства; изменения Крещения в современном мире.

24.

Творимые чудеса

1ч.

24

Урок самостоятельной работы

Описывать сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом его поэтическая интерпретация в стихотворениях и их символическое звучание.

Описывать первое божественное проявление чудодейственной силы – брак в Кане Галилейской.

Характеризовать процесс исцеления Христа.

Выделять особенности произведений о творимых чудесах на Земле.

25.

Нагорная проповедь

1ч.

25

Комбинированный урок

Описывать начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов.

Описывать знаменитую встречу Христа с фарисеем Никодимом.

Характеризовать причины убеждённости Христа к согласию непримиримых противников.

26.

Притчи Христа

1ч.

26

Урок самостоятельной работы

Описывать развитие понятия о жанре притч.

Описывать евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственную основу.

Характеризовать притчу о сеятеле и её глубокий иносказательный смысл.

Характеризовать притчу о блудном сыне

27.

Тайная вечеря

1ч.

27

Комбинированный урок

Описывать интерпретацию сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства.

Описывать предсказания о предательстве и первое причащение апостолов.

Характеризовать «Тайная вечеря», опираясь на картины и художественные произведения.

Описывать понятия истина, величие и благородство человеческого духа, его непреклонность и уверенность в своей правоте.

28.

Моление о чаше

1ч.

28

Урок самостоятельной работы

Описывать чувство одиночества и предчувствия гибели Христа в произведениях искусства.

29.

Что есть истина?

1ч.

29

Изучение нового материала

Описывать Иисуса Христа и его противников; процесс казни Иисуса Христа; облик Христа в произведениях искусства.

30.

Страсти Господни

1ч.

30

Комбинированный урок

Описывать страсти Господни и крестный путь на Голгофу; бичевание Христа и коронование терновым венцом.

Описывать образ Христа, несущего крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость.

31.

Распятие

1ч.

31

Комбинированный урок

Описывать распятие – один из самых трагичных и высоких образов мирового искусства; немногословность и ёмкость евангельского повествования о мученической смерти Христа.

Характеризовать эволюцию Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи.

Описывать общность и различия в его изображении, использование условного языка символов.

Описывать средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи.

32.

Снятие с креста

1ч.

32

Урок самостоятельной работы

Описывать процесс снятия с креста и погребение Иисуса.

Характеризовать эволюцию сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей.

33.

Пьета

1ч.

33

Изучение нового материала

Описывать Пьету – изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном.

Характеризовать образ Богоматери, на основе художественных и живописных произведений.

34.

Воскрешение и Вознесение Христа

1ч.

34

Урок самостоятельной работы

Описывать процесс снятия с креста и погребение Иисуса.

Характеризовать эволюцию сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей.

35.

Контрольно-обобщающий урок по мировой художественной культуре

1ч.

35

Контрольный урок

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Учебная программа - Авторская

Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г.

Мировая художественная культура: учеб. для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 300 с.

Мировая художественная культура 6 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей» - 128 с.

Методические пособия для учителя:

Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1999.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2009.

Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История  культуры. М., 2008.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2003.

История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и  И.В. Рязанцева.    М., 1991.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,2006.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2012г.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1999.

Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 20

Дополнительная литература для учащихся: 

Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

Данилова Г.И..Мировая художественная культура; 5 класс:: Учебник М. «Дрофа»,2012

555 шедевров мировойй живописи. Электронное собрание

Шедевры архитектуры. 250 шедевров зодчества в рассказах, иллюстрациях, видеофрагментах.

Шедевры русской живописи. Мультимедийное учебное пособие(33 интерактивных видеоурока)

Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия

 Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

Эрмитаж. Выпуск 2. Учебный фильм на СD

Рафаэль Санти »(обучающие и развивающие программы серии «Музыка и живопись доля детей»)

Сокровища России. Введение в русское искусство.

Художественная энциклопедия  зарубежного классического искусства

Петергоф.Электронный путеводитель.

Мировая художественная культура.  От наскальных рисунков до киноискусства. Автор текста  - Л.А. Рапацкая.

Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока.  Автор текста  - Л.А. Рапацкая.

Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»».(CD)

                                                                    

Слайды и слайд-альбомы

1.Уколова В.И.        Древние цивилизации: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов   и методическое пособие: Фотодокумент.

2.Черных А.П.        Цивилизация средневекового Запада: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 100 слайдов   и методическое пособие: Фотодокумент.

3.Уколова В.И.         Ренессанс и Реформация: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 100 слайдов   и методическое пособие: Фотодокумент. /В.И. Уколова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Центр Планетариум, 2003.- (Серия слайд- альбомов  «История мировых цивилизаций»).

4.Уколова В.И.         Европа в эпоху Просвещения: Комплект: Слайд-альбом для общеобразовательной школы из 120 слайдов и методического пособия: Фотодокумент.

5.Токарева Е.С., Саплин А.И. Европа. XIX век.: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов   и методическое пособие: Фотодокумент

6.Токарева Е.С., Саплин А.И.        Европа. XIX век.: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов   и методическое пособие: Фотодокумент.

7.Фролова И.Н.        Славянские образы с древности до наших дней: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

8.Казинцева М.В.Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент

9.Казинцева М.В.Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

10.Лисова К.Л. Киев- мать городов русских:  Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

11.Черникова Т.В.        Северная Пальмира: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 40 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

12.Лисова К.Л. «Господин Великий Новгород»:  Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

13.Черникова Т.В.        Во власти муз: слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

14. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура  России в XX веке. Серебряный век. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

15. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура  России в XX веке. Двадцатые годы. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

16.Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура  России в XX веке. Сталинский период. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент

17. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура  России в XX веке.  Война и послевоенный период. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

18.Максимова Н.А., Ситникова О.А. Культура  России в XX веке. Оттепель. Застой. Перестройка. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.

19.Россия.  XX век [Видеозапись]: Комплект  (13 видеокассет). Вып. 9.  Русская культура в начале века. Философия. Литература. Театр. Фильм 10, часть 2.

20.Россия.  XX век [Видеозапись]: Комплект  (13 видеокассет). Вып.10.  Русская культура в начале века. Живопись. Архитектура. Музыка. Фильм 10, часть 3.    

21. Москва. Страницы истории (XII- XIX века)  [Видеозапись]         

22.Знаменитые московские особняки  - 1. [Видеозапись]

23.Старая Москва в фотографиях [Видеозапись]            

24.Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздани. 1813-1931-2000 [Видеозапись].

25. Храм Покрова на Красной площади. [Видеозапись]

26.Большой Кремлёвский Дворец  [Видеозапись].

27.Императрица и зодчий.

28. Петровский дворец. Последняя остановка перед Кремлём. [Видеозапись] 21.Московский Кремль. [Видеозапись]

29.Художники России. [Видеозапись]

30.Художники России - 2. [Видеозапись]

31.Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. [Видеозапись]

32.Сокровищница народного творчества. [Видеозапись]

33.Что такое искусство. [Видеозапись]

34.Декоративно-прикладное искусство. [Видеозапись]

35.Московский модерн. [Видеозапись]

36.Открытие Москвы. [Видеозапись]

37.Великий Эрмитаж. [Видеозапись]

38.Искусство русского авангарда. [Видеозапись]

39.Третьяковская галерея. [Видеозапись]

40.Московский Кремль [Видеозапись]

Интернет-ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

 Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

 Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:   http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2.Комплект наглядно-демонстрационных репродукций картин мировой живописи.

Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- сканер;

- DVD;

- музыкальный центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Интеграция предметов искусств в начальной школе" (на примере изобразительного искусства и музыки)

На сегодняшний день проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна как для теории, так и для практики. Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин. кото...

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

Базо      Базовым зве      Базовым звеном в образовании названа общеобразовательная школа +дополни...

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство)  5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....

Рабочая программа по учебному предмету искусство (изобразительное искусство) 6 класс

Результатами успешной педагогической и саморазвивающей деятельности стали грамоты и дипломы мои собственные и моих учеников, частично представленные в данном электронном портфолио....