Рабочая программа по предмету «Искусство» для 5,6 кл.
рабочая программа по мхк (5, 6 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс: /Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова,– М.: Дрофа, 2012г.
Рабочая программа по искусствознанию для 5, 6 х классов рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 часа в неделю.
С целью реализации практических задач курса «Искусство» в 5 и 6 классах специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.
Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.
Актуальность программы в том, что она направлена на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5-6 классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1987 МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» | |
109469, г.Москва, ул.Белореченская, д.36, к.1 тел.: 8(495)347-45-54; 8(495)347-94-30 | http://sch1987uv.mskobr.ru/ E-mail: 1987@edu.mos.ru |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Искусство
5,6 класс
Учитель: Богачева Людмила Владимировна,
высшая квалификационная категория
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, примерной программы по для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. -190, [2] с.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс: /Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова,– М.: Дрофа, 2012г.
Рабочая программа по искусствознанию для 5, 6 х классов рассчитана на 34 часа в год, из расчёта 1 часа в неделю.
С целью реализации практических задач курса «Искусство» в 5 и 6 классах специально выделены часы на уроки контроля за учебными достижениями учащихся в форме тестов в количестве 4 часов.
Другими формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются; анализ и оценка учебных, творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.
Образовательные цели и задачи курса:
-изучение шедевров мирового искусства, созданных в разные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
-формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
-осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
-осознание единства, многообразие и национальной самобытности культур различных народов мира;
-освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
-знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
-интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
-помощь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
-способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
-подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;
-создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Обучение искусству в 5,6 классах должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Актуальность программы в том, что она направлена на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Поэтому при планировании уроков искусства в 5-6 классах важно учитывать не только требования к содержанию, но и к результатом образования и воспитания учащихся средствами мировой художественной культуры. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные:
-формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
-развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
-накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
-формирование творческого отношения к проблемам;
-развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
-гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
-подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
-выявление причинно-следственных связей;
-поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
-применение методов познания через художественный образ;
-использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
-определение целей и задач учебной деятельности;
-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
-самостоятельная оценка достигнутых результатов.
По предмету:
-наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
-восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
-осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
-усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
-усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
-различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественно формы от цели творческого замысла;
-классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;
-осознание ценности и места отечественного искусства; появление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
-уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
-формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи.
-развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;
-умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
-реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве;
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Содержание программы Искусство в 5 классе
Главные приоритеты изучения искусства в 5 классе сосредоточены на решении задач наблюдения (воспитания) учащимся произведений мировой художественной культуры, раскрытие закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.
В курсе античной, славянской мифологии основной акцент делается на образной и сюжетно-событийной стороне изучаемых произведений, представлении системы общечеловеческих ценностей и моральных норм. выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. «Вечные образы искусства. Мифология». На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.
Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности.
В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.
Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий с умением импровизировать.
Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
Формы контроля знаний обучающихся
В педагогической практике преподавания искусствознания существуют различные формы контроля знаний обучающихся:
- высказывания учеников на семинаре, «круглом столе», диспуте;
- письменные размышления по проблеме литературного, живописного, музыкального произведения;
- составление сравнительных таблиц;
- собственное литературное, музыкальное, художественное творчество;
- театрализованное представление эпохи;
- выпуск художественного альманаха. Эссе
СТРУКТУРА КУРСА
На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.
«Вечные образы искусства. Мифология».
Введение 1 час
Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важнейших сторон бытия. Исходные понятия нравственности – залог «вечной» жизни её сюжетов и образов.
I. Сюжеты и образы античной мифологии
1. Сотворение мира 1 час
Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира . Возникновение Космоса из хаоса в поэме Овидия «метаморфоза»
2. Бог-громовержец Зевс 2 часа
Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер власти между ними, Посейдоном и Аидом. Схватка Богов и титанов и её интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.
3. Окружение Зевса. 2 часа
Гора Олимп – место вечного обитания богов. 12 богов – олимпийцев : Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса «Илиада». Пир богов на западном фризе Парфенона.
4. Прометей-«сквозь тысячелетия вперед смотрящий». 2 часа
Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей»,создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее.
5. Посейдон-владыка морей. 1 час
Посейдон-(Нептун)-один из главных олимпийских богов , владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.
6. Бог огня Гефест. 1 час
Гефест (Вулкан) - бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест - мастер «золотые руки». Циклопы – помощники Гефеста.
7.Афина-богиня мудрости и справедливой войны. 2 часа
Распространение культа Афины (Миневры) в Древней Греции, ее заслуги перед народом . Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронте Парфенона на Акрополе.
8.Лики Аполлона. 2 часа
Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различных культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.
9.Аполлон и музы Парнаса. 2 часа
Аполлон Мусагет-покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона – лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г.Гейне «Бог Аполлон».
10. Орфей и Эвридика. 1 час
Миф об Орфее и Эвридике – миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях диких зверей», римская мозаика. Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста , трагичность позы , напряженная и эмоциональная динамика движений героев . Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия
11. Артемида-покровительница охоты.1 час
Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), её основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света.
12. Арес - неукротимый бог войны.1 час
Арес(Марс)-коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида- постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны ( щит, шлем с пером, меч или копьё).
13. Триумф Диониса.1 час.
Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный рельеф « Рождение Диониса»
14. У истоков театрального искусства.1 час.
Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинках Н.Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада» художественная выразительность спутницы Диониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувства экспрессии и власти стихийного прорыва. Скульптура Праксителя « Отдыхающий сатир»
15. Афродита – богиня любви и красоты. 1час.
Гармония духа и красоты, воплощённая в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская» .Нежность и целомудренная красота, запечатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версию « Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тончайших нюансов возвышенного и светлого чувства.
16. Нарцисс и Эхо.1 час.
Венера, покровительствующая влюблённым и преследующая тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в « Метафорхозах» Овидия.
17. В сетях Эрота.1 час.
Эрот ( Амур, Купидон) - юный бог любви, рождённый Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота сначала в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедия Софокла «Антигона» ) и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа).
18. Амур и Психея.1 час.
Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение человеческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывает сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи. Панно М. Дени «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи».
19. Богиня цветов Флора.1 час.
Флора (гр.- Хлорида) – италийская богиня цветения колосьев, распускающихся цветов и садов. Её отождествление с греческой богиней цветов Хлоридой. Чтение фрагмента из произведения Овидия «Фасты». Распространение культа Флоры в Италии. Флоралии – празднества в её честь.
II. Мифология древних славян.
Введение. 1 час.
Судьба языческой славянской мифологии в истории русской духовной культуры, её связь с античной мифологией. Происхождение богов и особенности их изображения. Предания, поверья, обычаи, обряды, народная поэзия – главный источник знаний о славянской мифологии. Пантеон славянских языческих богов. Представления славян об устройстве мироздания. Образ Мирового Древа в трудах А.Н. Афанасьева и стихотворение К.Д.Бальмонта «Славянское Древо».
20.Перун – бог грома и молнии. 1 час.
Перун-громовержец, один из главных богов славянского пантеона. Свита Перуна: Гром, Молния(тетушка Маланьица), Град, Дождь, русалки, водяные, ветры. Смысл понятий «после дождичка в четверг» и «чистый вторник». Главный праздник громовержца – Ильин день. Связь Перуна с греческим верховным богом Зевсом и римским Юпитером.
21. Велес. 1 час.
Велес – покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучие. Чествование Велеса в Масленицу (Власьев день). Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы.
22. Дажьбог. 1 час.
Дажьбог – один из главных богов восточных славян, давший солнце, тепло, свет, движение, смену дня и ночи, времен года и лет. Версии о происхождении его имени. Что объединяет греческого бога Гелиоса с восточнославянским Дажьбогом.
23. Макошь. 1 час.
Макошь - богиня хорошего урожая, судьбы и удачи. Рог изобилия – обязательный атрибут её изображения. Покровительница брака и семейного счастья. Многочисленные версии происхождения имени.
24. Лада. 1 час.
Лада (Ладо) - божество, покровительствующее семье и браку. Общность с греческой богиней любви Афродитой. Особый культ богини в Киеве, характерные особенности изображения. Почетное место среди других божеств славянского пантеона.
25. Купало, Ярило, Кострома. 1 час.
Купало, Ярило и Кострома – персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия. Отражение в божествах представлений народа о ежегодно рождающейся и умирающей растительности. Существующие версии происхождения их имен.
Тематическое планирование предмета «Искусство» 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |||
сообщения творческая работа | кроссворд викторина | тесты | ||||
Тема года: Вечные образы искусства. Мифология. | ||||||
1 | Введение | 1 | ||||
I.Сюжеты и образы античной мифологии. 27ч. | ||||||
2 | Сотворение мира | 1 | ||||
3 | Бог- громовержец Зевс | 2 | ||||
4 | Окружение Зевса | 1 | ||||
5 | Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий» | 2 | 1 | |||
6 | Посейдон - владыка морей | 1 | 1 | |||
7 | Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии» | 1 | 1 | |||
8 | Бог огня Гефест | 1 | 1 | |||
9 | Афина-богиня мудрости и справедливой войны. | 2 | 1 | |||
9 | Лики Аполлона. | 2 | ||||
10 | Аполлон и музы Парнаса | 1 | 1 | |||
11 | Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии» | 1 | 1 | |||
12 | Орфей и Эвридика. | 1 | 1 | |||
13 | Артемида-покровительница охоты. | 1 | 1 | |||
14 | Арес - неукротимый бог войны. | 1 | 1 | |||
15 | Триумф Диониса. | 1 | 1 | |||
16 | У истоков театрального искусства. | 1 | 1 | |||
17 | Афродита –богиня любви и красоты. | 1 | 1 | |||
18 | Нарцисс и Эхо. | 1 | 1 | |||
19 | В сетях Эрота. | 1 | 1 | |||
20 | Тест по теме «Сюжеты и образы античной мифологии» | 1 | 1 | |||
21 | Амур и Психея. | 1 | 1 | |||
22 | Богиня цветов Флора. | 1 | 1 | |||
II. Мифология древних славян. 7ч. | ||||||
23 | Введение Перун – бог грома и молнии. Велес. | 1 | 1 | |||
24 | Дажьбог. | 1 | 1 | |||
25 | Макошь. | 1 | 1 | |||
26 | Лада. | 1 | 1 | |||
27 | Купало, Ярило, Кострома. | 1 | 1 | |||
28 | Итоговый урок. Тест. | 1 | 1 | |||
ИТОГО: | 34 | |||||
Содержание программы Искусство в 6 классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания профильного уровня в соответствии со статусом(художественно-эстетический) класса. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала обучающихся. Реализация программы осуществляется за счёт регионального компонента и компонента образовательного учреждения, составляет 34 учебных часа.
Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5-11 кл. (6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. -190, [2] с.). Взятая за основу Программа составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Библейские сюжеты и образы» направлена на приобщение обучающихся к понятии Библия – величайшем памятнике литературы, истории, источнике сюжетов и образов мирового искусства; исторической основы и историческом содержании Библии, её структуре. Библия является основой духовной и нравственной жизни человека, проследить её значение в истории мировой культуры.
Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК входят: учебник для 6 класса «Мировая художественная культура. 5-6 классы», программа, методические рекомендации.
Курс Искусство основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.
Цель изучения курса: формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человечества.
Задачи:
- способствовать воспитанию художественного вкуса;
- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.
Программа предусматривает изучение предмета Искусство на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции обусловлен следующим: курс Искусство интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании Искусства. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.
Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.
Курс Искусство - «Вечные образы искусства. Мифология» включает следующие разделы:
Название содержательного блока | Процент учебного времени (35 часов – 100%) |
1. Сюжеты и образы Ветхого Завета | 23%
|
2. Сюжеты и образы Нового Завета | 77% |
Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)
Тип учебных занятий | Дидактические задачи |
1. Вводный урок | Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями |
2. Урок самостоятельной работы | Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала. |
4. Комбинированный урок | Отработка понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении |
5. Урок с использованием ТСО | Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора. |
6. Урок закрепления знаний, умений, навыков | Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся. |
7. Контрольный урок | Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу. |
Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – контрольная работа.
Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:
- основные понятия курса: Библия, Ветхий и Новый Завет, заповеди, предания, Иисус Христос, истина и т.д.
- сюжеты и образы Ветхого Завета: Сотворение мира, начало земной жизни первых людей, Авраама, Саула, Самсона и Соломона;
- сюжеты и образы Нового Завета: рождение Иисуса Христа, Крещение, притчи Христа, Распятие, Воскресение и Вознесение Христа;
- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.
Ученик должен уметь:
- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;
- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением искусства;
- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.
Ученик должен владеть навыками:
- отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;
- монологического связного воспроизведения информации;
- выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;
- презентации собственных суждений, сообщений;
- сценической, выставочной, игровой деятельности;
- толерантного восприятия различных точек зрения.
Тематическое планирование предмета Искусство в 6 классе – 34 ч.
№ урока | Название разделов, тем, уроков | Кол-во часов | Сроки | Тип урока | Ключевые компетенции | |||||||||
план | факт | |||||||||||||
Раздел I. Сюжеты и образы Ветхого Завета (15 ч.) | ||||||||||||||
1. | Сотворение мира | 1ч. | 1 | Вводный урок | Описывать Создание жизни – главное творение Бога. Символическое понятие Рая. Начало творение мира и его символический смысл. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи | |||||||||
2. | Жизнь первых людей на Земле | 1ч. | 2 | Комбинированный урок | Раскрывать образ первых людей. Описывать сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл. Формировать представление о сотворении мира. | |||||||||
3. | Каин и Авель | 1ч. | 3 | Комбинированный урок | Характеризовать образ Авеля как прообраз Христа в средневековом искусстве; Каина – бунтарь, усомнившийся в величии Бога. Описывать легенду об Авеле и Каине – преступление против кротости и смирения, её поучительный нравственный смыл. | |||||||||
4. | Всемирный потоп | 1ч. | 4 | Комбинированный урок | Характеризовать процесс всемирного потопа, на основе художественных произведений искусства. Описывать поучительный смысл легенды о всемирном потопе. | |||||||||
5. | Вавилонская башня | 1ч. | 5 | Урок самостоятельной работы | Объяснять смысл и происхождение фразеологических оборотов столпотворение и смешение языков. Описывать поучительный смысл библейской легенды о вавилонской башне. | |||||||||
6. | Ветхозаветная Троица и призвание Авраама | 1ч. | 6 | Комбинированный урок | Характеризовать миссию праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога. Описывать сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи, художественных произведениях. | |||||||||
7. | Жертвоприношение Авраама | 1ч. | 7 | Комбинированный урок | Характеризовать миссию праведного Авраама – сохранить для человека истинную веру в Бога. Описывать сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи, художественных произведениях. | |||||||||
8. | Чудесный сон Иакова | 1ч. | 8 | Комбинированный урок | Описывать сюжет «Благословения Иакова» в художественных произведениях, живописи. Описывать образ Ревеки, сумевшей обманом получить благословение для любимого сына. Характеризовать путь Иакова в Месопотамию, видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо. Описывать образ Иакова – избранника Бога. | |||||||||
9. | Иосиф и его братья | 1ч. | 9 | Урок самостоятельной работы | Описывать образ Иосифа и его братье на основе художественных произведений искусства. Характеризовать дальнейшую судьбу Иосифа. | |||||||||
10. | Мечты о Земле обетованной | 1ч. | 10 | Комбинированный урок | Описывать избранность Моисея Богом; сюжет художественных и живописных произведений. Характеризовать образ Моисея, опираясь на легенду о горящем терновом кусте; путь к Земле обетованной. Описывать основные заповеди Моисея и их значение в истории современности для людей. | |||||||||
11. | Скрижали Моисея | 1ч. | 11 | Урок самостоятельной работы | Описывать избранность Моисея Богом; сюжет художественных и живописных произведений. Характеризовать образ Моисея, опираясь на легенду о горящем терновом кусте; путь к Земле Обетованной. Описывать основные заповеди Моисея и их значение в истории современности для людей. | |||||||||
12. | Самсон, раздирающий пасть льва | 1ч. | 12 | Комбинированный урок | Описывать образ Самсона – судьи израильского народа, на основе художественных произведений. Описывать образ Самсона и Давида, на основе живописи и художественных произведений. | |||||||||
13. | Саул – царь Израиля и Давид | 1ч. | 13 | Урок самостоятельной работы | Описывать образ Саула – царя Израиля. Описывать образ Давида. Характеризовать образ Саула и Давида, опираясь на произведения литературы и живописи. | |||||||||
14. | Псалмопевец Давид | 1ч. | 14 | Комбинированный урок | Описывать образ Давида. Характеризовать образ Давида, опираясь на произведения литературы и живописи. | |||||||||
15. | Мудрость царя Соломона | 1ч. | 15 | Комбинированный урок | Характеризовать ход избрания Соломона царём Израиля. Описывать образ Соломона, на основе художественных произведений; легенду о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства | |||||||||
Раздел II. Сюжеты и образы Нового Завета (20 ч.) | ||||||||||||||
16. | Рождение и юность Марии | 1ч. | 16 | Комбинированный урок | Описывать жизнь Марии в иерусалимском храме. Характеризовать образ Марии, на основе художественных произведений искусства. | |||||||||
17. | Благая весть | 1ч. | 17 | Комбинированный урок | Описывать сюжет Благовещения в известных произведениях искусства. Сравнивать произведения итальянских художников эпохи Возрождения на сюжет Благовещенья. | |||||||||
18. | Чудесное рождение Христа | 1ч. | 18 | Проблемный урок | Описывать сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом его поэтическая интерпретация в стихотворениях и их символическое звучание. Описывать первое божественное проявление чудодейственной силы – брак в Кане Галилейской. Характеризовать процесс исцеления Христа. Выделять особенности произведений о творимых чудесах на Земле. | |||||||||
19. | Поклонение Волхвов | 1ч. | 19 | Комбинированный урок | Описывать библейскую основу сюжета поклонения волхвов (пастухов). Характеризовать особенность художественного воплощения библейского сюжета в произведениях искусства | |||||||||
20. | Образы Сретения | 1ч. | 20 | Комбинированный урок | Описывать встречу Иисуса со старцем Симеоном. Объяснять почему Сретение является одним из самых торжественных христианских праздников. Характеризовать Сретение в произведениях искусства. | |||||||||
21. | Бегство в Египет | 1ч. | 21 | Комбинированный урок | Объяснять причину гибели младенцев иудеским царём Иродом. Описывать процесс спасения младенца Иисуса. | |||||||||
22. | Проповедь Иоанна Крестителя | 1ч. | 22 | Комбинированный урок | Описывать детство Иисуса; проповеди Иоанна Крестителя; на основе произведений искусства. Описывать о рождении, детстве и проповедях Иоанна Крестителя. | |||||||||
23. | Крещение | 1ч. | 23 | Комбинированный урок | Описывать канон Крещения на основе произведений христианского искусства; изменения Крещения в современном мире. | |||||||||
24. | Творимые чудеса | 1ч. | 24 | Урок самостоятельной работы | Описывать сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом его поэтическая интерпретация в стихотворениях и их символическое звучание. Описывать первое божественное проявление чудодейственной силы – брак в Кане Галилейской. Характеризовать процесс исцеления Христа. Выделять особенности произведений о творимых чудесах на Земле. | |||||||||
25. | Нагорная проповедь | 1ч. | 25 | Комбинированный урок | Описывать начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов. Описывать знаменитую встречу Христа с фарисеем Никодимом. Характеризовать причины убеждённости Христа к согласию непримиримых противников. | |||||||||
26. | Притчи Христа | 1ч. | 26 | Урок самостоятельной работы | Описывать развитие понятия о жанре притч. Описывать евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственную основу. Характеризовать притчу о сеятеле и её глубокий иносказательный смысл. Характеризовать притчу о блудном сыне | |||||||||
27. | Тайная вечеря | 1ч. | 27 | Комбинированный урок | Описывать интерпретацию сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Описывать предсказания о предательстве и первое причащение апостолов. Характеризовать «Тайная вечеря», опираясь на картины и художественные произведения. Описывать понятия истина, величие и благородство человеческого духа, его непреклонность и уверенность в своей правоте. | |||||||||
28. | Моление о чаше | 1ч. | 28 | Урок самостоятельной работы | Описывать чувство одиночества и предчувствия гибели Христа в произведениях искусства. | |||||||||
29. | Что есть истина? | 1ч. | 29 | Изучение нового материала | Описывать Иисуса Христа и его противников; процесс казни Иисуса Христа; облик Христа в произведениях искусства. | |||||||||
30. | Страсти Господни | 1ч. | 30 | Комбинированный урок | Описывать страсти Господни и крестный путь на Голгофу; бичевание Христа и коронование терновым венцом. Описывать образ Христа, несущего крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость. | |||||||||
31. | Распятие | 1ч. | 31 | Комбинированный урок | Описывать распятие – один из самых трагичных и высоких образов мирового искусства; немногословность и ёмкость евангельского повествования о мученической смерти Христа. Характеризовать эволюцию Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи. Описывать общность и различия в его изображении, использование условного языка символов. Описывать средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. | |||||||||
32. | Снятие с креста | 1ч. | 32 | Урок самостоятельной работы | Описывать процесс снятия с креста и погребение Иисуса. Характеризовать эволюцию сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. | |||||||||
33. | Пьета | 1ч. | 33 | Изучение нового материала | Описывать Пьету – изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Характеризовать образ Богоматери, на основе художественных и живописных произведений. | |||||||||
34. | Воскрешение и Вознесение Христа | 1ч. | 34 | Урок самостоятельной работы | Описывать процесс снятия с креста и погребение Иисуса. Характеризовать эволюцию сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. | |||||||||
35. | Контрольно-обобщающий урок по мировой художественной культуре | 1ч. | 35 | Контрольный урок |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Учебная программа - Авторская
Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г.
Мировая художественная культура: учеб. для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 300 с.
Мировая художественная культура 6 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей» - 128 с.
Методические пособия для учителя:
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1999.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2009.
Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История культуры. М., 2008.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2003.
История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,2006.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2012г.
Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1999.
Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 20
Дополнительная литература для учащихся:
Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
Данилова Г.И..Мировая художественная культура; 5 класс:: Учебник М. «Дрофа»,2012
555 шедевров мировойй живописи. Электронное собрание
Шедевры архитектуры. 250 шедевров зодчества в рассказах, иллюстрациях, видеофрагментах.
Шедевры русской живописи. Мультимедийное учебное пособие(33 интерактивных видеоурока)
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
Эрмитаж. Выпуск 2. Учебный фильм на СD
Рафаэль Санти »(обучающие и развивающие программы серии «Музыка и живопись доля детей»)
Сокровища России. Введение в русское искусство.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
Петергоф.Электронный путеводитель.
Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства. Автор текста - Л.А. Рапацкая.
Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока. Автор текста - Л.А. Рапацкая.
Мультимедийное приложение к тому «Культуры мира» серии «Энциклопедия для детей «Аванта +»».(CD)
Слайды и слайд-альбомы
1.Уколова В.И. Древние цивилизации: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
2.Черных А.П. Цивилизация средневекового Запада: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 100 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
3.Уколова В.И. Ренессанс и Реформация: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 100 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент. /В.И. Уколова. - 2-е изд., стереотип.- М.: Центр Планетариум, 2003.- (Серия слайд- альбомов «История мировых цивилизаций»).
4.Уколова В.И. Европа в эпоху Просвещения: Комплект: Слайд-альбом для общеобразовательной школы из 120 слайдов и методического пособия: Фотодокумент.
5.Токарева Е.С., Саплин А.И. Европа. XIX век.: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент
6.Токарева Е.С., Саплин А.И. Европа. XIX век.: Комплект для общеобразовательной школы: слайд – альбом из 120 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
7.Фролова И.Н. Славянские образы с древности до наших дней: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
8.Казинцева М.В.Иерархия святых: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент
9.Казинцева М.В.Двунадесятые праздники: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
10.Лисова К.Л. Киев- мать городов русских: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
11.Черникова Т.В. Северная Пальмира: Слайд-комплект для общеобразовательной школы: 40 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
12.Лисова К.Л. «Господин Великий Новгород»: Слайд-комплект для внеклассной работы в школах и учреждениях дополнительного образования: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
13.Черникова Т.В. Во власти муз: слайд-комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
14. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Серебряный век. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
15. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Двадцатые годы. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
16.Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Сталинский период. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент
17. Максимова Н.А., Ситникова О.А.Культура России в XX веке. Война и послевоенный период. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
18.Максимова Н.А., Ситникова О.А. Культура России в XX веке. Оттепель. Застой. Перестройка. Слайд – комплект для общеобразовательной школы: 20 слайдов и методическое пособие: Фотодокумент.
19.Россия. XX век [Видеозапись]: Комплект (13 видеокассет). Вып. 9. Русская культура в начале века. Философия. Литература. Театр. Фильм 10, часть 2.
20.Россия. XX век [Видеозапись]: Комплект (13 видеокассет). Вып.10. Русская культура в начале века. Живопись. Архитектура. Музыка. Фильм 10, часть 3.
21. Москва. Страницы истории (XII- XIX века) [Видеозапись]
22.Знаменитые московские особняки - 1. [Видеозапись]
23.Старая Москва в фотографиях [Видеозапись]
24.Великий Храм России. Страницы жизни, гибели и воссоздани. 1813-1931-2000 [Видеозапись].
25. Храм Покрова на Красной площади. [Видеозапись]
26.Большой Кремлёвский Дворец [Видеозапись].
27.Императрица и зодчий.
28. Петровский дворец. Последняя остановка перед Кремлём. [Видеозапись] 21.Московский Кремль. [Видеозапись]
29.Художники России. [Видеозапись]
30.Художники России - 2. [Видеозапись]
31.Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. [Видеозапись]
32.Сокровищница народного творчества. [Видеозапись]
33.Что такое искусство. [Видеозапись]
34.Декоративно-прикладное искусство. [Видеозапись]
35.Московский модерн. [Видеозапись]
36.Открытие Москвы. [Видеозапись]
37.Великий Эрмитаж. [Видеозапись]
38.Искусство русского авангарда. [Видеозапись]
39.Третьяковская галерея. [Видеозапись]
40.Московский Кремль [Видеозапись]
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2.Комплект наглядно-демонстрационных репродукций картин мировой живописи.
Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- сканер;
- DVD;
- музыкальный центр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Интеграция предметов искусств в начальной школе" (на примере изобразительного искусства и музыки)
На сегодняшний день проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна как для теории, так и для практики. Традиционная система обучения имеет дело со множеством учебных дисциплин. кото...
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФИЛЬНОЕХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕВ ШКОЛЕ ИСКУССТВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА
Базо Базовым зве Базовым звеном в образовании названа общеобразовательная школа +дополни...
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.
Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...
Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".
Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....
Рабочая программа по учебному предмету искусство (изобразительное искусство) 6 класс
Результатами успешной педагогической и саморазвивающей деятельности стали грамоты и дипломы мои собственные и моих учеников, частично представленные в данном электронном портфолио....