10кл. МХК Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.И. Даниловой.
календарно-тематическое планирование по мхк (10 класс) по теме
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 классы, под редакцией Г.И. Даниловой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10klkt_mkhk13.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
в 10 «А» классе
Ступень обучения: среднее (полное) общее образование Уровень: базовый
Реквизиты программы:
Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы/ Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2011.
Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю
Предусмотрено проведение: практических работ - 27; контрольных уроков - 7.
УМК ученика:
Данилова Г. И. Мировая художественная культура 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2011.
УМК учителя:
Л. В. Блохина «Мировая художественная культура», пособие для учителя, ООО «Юнипресс», 2002 г.
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС.
Дата план | № п/п № урока | Тема урока (Количество часов) Тип урока Элементы содержания | Цель. Задачи. Требования к результатам. Компетенции (УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Основные понятия | Ресурсы урока Межпредметные связи | Домашнее задание Опыт творческой деятельности: | |
факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 полугодие (16 часов) Раздел 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (6ч) | ||||||
1 | 1 1 | Искусство первобытного человека (1ч) Урок-беседа с опорой на знания учащихся. Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Зарождение театра, музыки и танца. Синкретический характер искусства первобытного человека Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. | Формировать понятие о художественно- исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации. Знакомиться с памятниками первобытной культуры. Постигать духовное наследие человечества на основе эмоцио-нального переживания произведений искус-ства. Знать периодизацию первобытной куль-туры, синкретический характер искусства первобытного человека,. Пользоваться искусствоведческими терминами. Альтамир, мегалиты: дольмен, менгир, кромлех; Стоунхендж; пантомима, синкретический | м/медиа иллюстрации по теме. | Гл.1 Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быту (привычки, суеверия и др). | |
2 | 2 2 | Художественная культура Древней Передней Азии (1ч) Урок-лекция. Особенности художественной культуры Месопотамии. Зиккураты - важнейшие архитектурные сооружения. Монументальность, аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Изобразительное искусство Междуречья. | Углубить представления о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках.Знакомиться с важ-нейшими достижениями художественной культуры Древней Передней Азии.Развивать художественное мышление, творческое вооб-ражение, внимание, памяте, в том числе зрительную, слуховую и др. Знать особеннос-ти художественной культуры Месопотамии. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации сводчато-арочная конструкция, зиккурат, пандус, Вавилонская башня, Висячие сады Семирамиды, клинопись | м/медиа иллюстрации по теме. | Гл.2 Подготовить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии. | |
3 | 3 3 | Архитектура Древнего Египта (1ч) Урок-путешествие. Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Скальные храмы и гробницы (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора) | Обогатить эмоционально-духовную сферу школьников в процессе восприятия художе-ственных ценностей, познавательной дея-тельности. Углубить представления о тра-диционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках. Рас-смотревать периодизацию развития культуры Дренего Египта; роль и место человека в ху-дожественной культуре в данный историчес-кий период; архитектурные шедевры.Знать шедевры и основные направления архитек-туры Древнего Египта; понимать их влияние на мировую художественную культуру. Пользоваться дополнительной литературой, картами, таблицами, схемами. пирамида Хиопса, сфинкс, пилон, обелиск, архитектурный комплекс | Иллюстрации по теме. м/медиа | Гл. 3 Разработать маршрут путешествия по долине в Гизе.
| |
4 | 4 4 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.(1ч) Урок-конференция Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Гигантизм и неизменность канона. Скульптурные памятники Египта; рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия Древнего Египта. | Расширить опыт художественно-творческой деятельности учащихся в области различных видов искусства, включая современные муль-тимедийные технологии. Постигать системы знаний о принципах канона, о композиции и символике цвета. Иметь представление о роль человека в изобразительной деятельности египтян. Знать понятие канона, рельефа, фрески; сокровища гробницы Тутанхамона; особенности музыки Древнего Египта. Владеть основными видами публичных выступлений. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. Рассказывать о создании и особенности основных памятников изоискусства Древнего Египта, узнавать их на изображениях Канон, фреска, рельеф, мистерия. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл. 4 Подготовиться к семинару: распределить сообщения по теме следующего урока, выполнить презентацию (работа группами) | |
5 | 5 5 | Художественная культура Мезоамерики (1ч) Урок-семинар. | Постижение системы знаний о единстве и многообразии, национальной самобытности культур народов Мезоамерики. Расширить сферу познавательных интересов. Находить отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе.Са-мостоятельно организовывать поиск инфор-мацию по теме; аргументировать собствен-ную точку зрения в дискуссии Ольмеки, ацтеки, майя, инки, реконструкция | иллюстрации по теме. | Гл.5 Выполнить эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства в традициях древнеамериканского искусства. | |
6 | 6 6 | Обобщение по теме: «Художественная культура первобытного общества и древних цивилизаций» (1ч) Урок обобщения и контроля ЗУН - Тест «Художественная культура первобытного общества и древних цивилизаций» | Обобщить знания об искусстве как самобыт-ном явлении культуры, отражающем в образ-ной форме нравственные ориентиры, эсте-тические идеалы и духовное начало челове-чества. Знать особенности возникновения видов искусства, шедевры мировой худо-жественной культуры первобытного обще-ства и древних цивилизаций.Анализировать и проявлять своё мнение в анализе произве-дений изобразительного искусства. Форму-лировать вопросы. Отвечать на поставлен-ные вопросы. | Тест | Прочитать дополнительный материал в учебнике. | |
Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (5 часов) | ||||||
7 | 7 7 | Архитектурный облик Древней Эллады.(1ч) Урок-путешествие. Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансам-бле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации- динамическое воплощение мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса(синтез архитектуры, скульп-туры, цвета, ритуального и теат-рального действия) Пергамский алтарь - слияние восточных и античных традиций (гигантизм, экспрессия, натурализм) | Дать понятие всемирно-исторического зна-чения художественной культуры Древней Греции,ордерной системы в архитектуре. Рассмотреть периодизацию; архитектуру архаики, классики, элленизма.Владеть терми-нологией основных понятий древнегреческой ордерной системы, Знать примеры архитек-турного наследия Древней Греции Античность,архаика, ордерная система: дорический, ионический, коринфский, кариатиды, Акрополь, Парфенон, эллинизм. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл. 7 Индивидуальное задание: подготовить выступление о выдающихся древнегреческих скульпторах и их произведе-ниях | |
8 | 8 8 | Изобразительное искусство Древней Греции (1ч) Урок-вернисаж. Основной этап развития древнегреческой скульптуры. Скульптурные творения архаики. Мастера классики: Мирон, Поликлет, Леохар, Пракситель. Скульпторы эллинизма: Лисипп, Агександр, Афинодор, Полидор. Искусство вазописи | Раскрыть непреходящее значение творений греческой скульптуры. Познакомить с основ-ными стилями вазописи Древней Греции. Иметь представление об основных этапы развития древнегреческой скульптуры, основные стили греческой вазописи.Описы-вать живописные или скульптурные произве-дения по плану со с.394. Курос, кора, вазопись | м/медиа, иллюстрации по теме. Портреты: | Гл.8 Подготовить сообщение для одноклассников об античном Риме | |
9 | 9 9 | Архитектурные достижения и изобразительное искусство Древнего Рима (1ч) Круглый стол. Особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, Особенности культурного наследия Древнего Рима в сравнении с культурой Древней Греции. Художественное и архитектурное своеобразие исторических памятников Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции | Выявить значение древнеримской художест-венной культуры и ее периодизации. Анали-зировать и сопоставлять произведения искус-ства с учетом особенностей их художествен-ного языка. Выделять характерные элементы произведения. Знать влияние на римское ис-кусство культуры Древней Греции; основные архитектурные и изобразительные достиже-ния Рима. Форум, Триумфальная арка, базилика, Пантеон, Колизей, акведук, владук, термы, скульптурный портрет, мозаика, фреска
| м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл. 9, 10 Доделать работу, начатую на уроке. Прочитать в учебнике об особенностях римского скульптурного портрета. Сделать заметки в тетради. | |
1 | 10 10 | Театральное и музыкальное искусство Античности. (1ч) Урок-исследование Мифологическая основа мировоззрения в культуре, мифы музыкального характера. Рождение греческого театра, выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и церковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности. -Инсценировать один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». | Обогатить эмоционально-духовной сферу школьников в процессе восприятия художест-венных ценностей, познавательной деятель-ности. Проследить рождение греческого теат-ра; особенности театральной культуры рим-лян. Дать представление о значении музыки в жизни античных обществ. Знать истоки и механизм развития театрального искусства Античности, отличия и особенности музы-кального искусства. Исследовать проблем-ную теорию вопроса Дифирамбы, пантомима, трагик, гармоника, каноника. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл. 11 Прочитать дополни-тельный материал в учебнике.Подготовит сообщение об антич-ном Риме на основе произведений Н.В.Гоголя И.Бродского, С. Щедрина А. Иванова | |
2 | 11 11 | Обобщение по теме: «Художественная культура Античности» (1ч) Урок обобщения и контроля ЗУН - Тест «Художественная культура Античности» -Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. -Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Работа по группам. Опыт творческой деятельности: -Сообщение учащихся об античном Риме на основе очерка Н.В.Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца») | Обобщить знания об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало Античности. Выявить значение искусства Античности в развитии современной куль-туры, опираясь на знания учащихся. Знать особенности культурного наследия Древней Греции и Древнего Рима. Анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Участвовать в диалоге. Уметь делать общие выводы. Работать в коллективе. | м/медиа, иллюстрации по теме. Тест | Прочитать дополнительный материал в учебнике. | |
Разде3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (5 часов) | ||||||
3 | 12 12 | Мир византийской культуры (1ч) Урок-лекция. Византийская архитектура София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве Иконопись и икона (специфика символического языка и образности). Искусство мозаики. | Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневеко-вой культуры.Знать важнейшие достижения художественной культуры Византии. Прово-дить стилистический анализ, определять характерные особенности крестово-купольный тип храма, иконопись, собор Св. Софии | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл.12 Подготовить доклад об искусстве иконописи в византийской культуре. | |
4 | 13 13 | Архитектура западноевропейского Средневековья (1ч) Комбинированный Обращение к римским архитектурным традициям и появление новых стилей зодчества. Романский стиль архитектуры. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Архитектура Готики. Готический собор как образ мира. Архитектурное оформление портала средневекового собора. | Дальнейшее формирование понятий об архи-тектурном стиле и направлений в искусстве. Выявлять особенности романского и готи-ческого стилей в искусстве.Находить сход-ные и различные черты художественных сти-лей; описывать архитектурные произведения по плану со с.394. Романтский и готический стили, перспективный портал, феодальный замок, башня-донжон, собор Нотр-Дам в Париже | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл.13 Нарисовать проект архитектурного сооружения в традициях готики. | |
5 | 14 14 | Изобразительное искусство Средних веков (1ч) Урок- вернисаж. Идея божественности мироздания как основа синтеза каркасной конструкции архитектуры, скульптуры, света и цвета (витраж), Скульптура романского и готического стиля. Искусство витража. | Постижение системы знаний о создании ху-дожественного образа в изобразительном искусстве на примере изобразительного ис-кусства средневековья. Определять особен-ности изобразтельного искусства Средних веков. Воспринимать произведения разных видов искусства. Работать с дополнительной литературой и другими источниками Химеры, витраж, окно-роза | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл.14 Сделать эскиз витража готического собора на один из библейских сюжетов, придумать композицию окна-розы. | |
6 | 15 15 | Театральное искусство и музыка Средних веков (1ч) Урок - консультация Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). | Раскрыть значение литургической драмы и григорианского хорала в средневековой Западноевропейской культуре.Расширить познания в области театрального искусства: театральное выражение средневекового фар-са, мистерии, особенности григорианского хорала. Готовить доклады. Развивать навыки публичного выступления перед аудиторией Литургическая драма, миракли, моралите, фарс, григорианский хорал, минезингеры, трубодуры, труверы
| м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл. 15 Составить словарь по театральному и музыкальному искусству Средних веков | |
7 | 16 16 | Обобщение по теме: «Художественная культура Средних веков» (1ч) Урок обобщения и контроля ЗУН
Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпох и их интерпретация | Обобщить знания об искусстве как самобыт-ном явлении культуры, отражающем в образ-ной форме нравственные ориентиры, эстети-ческие идеалы и духовное начало эпохи Средневековья.Закрепить полученные знания Формировать навыки критического мышле-ния, умение анализировать, выделять глав-ное, обобщать и делать выводы. Знать осо-бенности средневековых культур разных стран и регионов. Анализировать произведе-ния, особенности их языка и соотносить их со стилями. Развивать интерес к культуре разных народов. Участвовать в диалоге. | м/медиа, иллюстрации по теме. Тест | Прочитать дополнительный материал в учебнике. | |
II ПОЛУГОДИЕ (18часов) Раздел 4. Художественная культура Средневековой Руси (5часов) | ||||||
1 | 17 17 | Художественная культура Киевской Руси (1ч) Урок-лекция Архитектура Киевской Руси. Храмовое строительство. Изобразительное искусство. | Постижение системы знаний о самобытнос-ти архитектуры Древней Руси.Знать понятия экстерьера крестово-купольного храма, осо-бенности и своеобразие живописи Древней Руси. Пользоваться искусствоведческими терминами. Зодчество, хоры, закоморы, пилястры, килевидные арки (какошники), фасады, плинфа, цемянка | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл.16 Соотнести исторические события с выдающимися памятниками эпохи Киевской Руси | |
2 | 18 18 | Развитие русского регионального искусства (1ч) Урок - путешествие Стилистическое многообразие воплощения единого образца Архитектура Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского княжества. Изобразительное искусство княжеств. Творчество Ф. Грека, А. Рублева и Дионисия. | Познакомить с особенностями и своеобрази-ем культуры России в период феодальной раздробленности. Выявлятьлять общность и различия регионального искусства. Знать наиболее значимые памятники русского ис-кусства данного периода.Определять особен-ности творческой манеры художника Новгородская школа иконописи, московская школа живописи, светотень. | м/медиа, иллюстрации по теме. Портреты Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека. | Гл. 17 Подготовить экскурсию по Московскому Кремлю и рассказать о сооружениях, определивших его облик. | |
3 | 19 19 | Искусство единого Российского государства (1ч) Комбинированный Искусство периода образования госидарства.Ансам-бль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.Искусство периода утверждения госидарственности. Искусство России на пороге Нового времени. | Дать представление о развитии русского ис-кусства в период образования государства Устанавливать характерные изменения в рус-ском искусстве.Определять стилевые особен-ности произведений. Шатровый тип храма, подклеть, четверик,восьмерик нарышкинский стиль, Строгановская школа живописи, парсуна | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл.18 Подготовить заочную экскурсию по одному из крупнейших центров русского деревянного зодчества | |
4 | 20 20 | Театр и музыка Средневековой Руси (1ч) Комбинированный Возникновение профессионального театра. Эволюция русского театра в допетровскую эпоху, во время царствования Петра I; рождение профессио-нального театра в России. Музыкальная культура. | Дать представление о развитии театральной и музыкальной культуры средневековой Руси Фиксировать основные этапы развития теат-ральной и музыкальной культуры средневе-ковой Руси. Воспринимать произведения искусства, смысл художественного образа. Придворный и школьный театр, знаменный распев, монодия, многораспевность, партесное пение | Фономуз9кл-Раздел 1- 08-(Аноним XVII в) «Радуйся, радость твою воспеваю | Гл. 19 Прочитать в учебнике о достижениях музыкальной культуры. | |
5 | 21 21 | Обобщение по теме: «Художественная культура Средневековой Руси» (1ч) Урок обобщения и контроля знаний. - Тест | Обобщить знания об искусстве как самобыт-ном явлении культуры, отражающем в образ-ной форме нравственные ориентиры, эстети-ческие идеалы и духовное начало. Закрепить полученные знания об искусстве средневе-ковой Руси. Анализировагь и давать художе-ственную оценки произведениям искусства. Развивать память, внимание, художествен-ное мышление и эстетический вкус. | м/медиа, иллюстрации по теме. Тест. | Прочитать дополнительный материал в учебнике | |
Раздел 5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА (5 часов) | ||||||
6 | 22 22 | Художественная культура Индии (1ч) Урок- обзорная экскурсия. Своеобразие культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Изобразительное искусство. Музыкальное и театральное искусство Индии. | Познакомить с самобытностью и неповтори-мостью искусства Индии. Знать основные виды архитектурных сооружений Индии, особенности развития искусства музыки и танца в Индии. Описывать некоторые выда-ющиеся памятники индийского зодчества. Пантеон индийских богов, якшини, чайтья, вихара, притвор, миниатюрная живопись, рага, «Веды»,ситар, «раса».
| м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл.20 Оформить фото выставку по художественной культуре Индии. | |
7 | 23 23 | Художественная культура Китая (1ч) Урок- экспедиция. Шедевры архитектуры Китая. Суть своеобразия ки-тайского зодчества - воплощение мифологических (космизм) и религиозно-нравственных (конфуциан-ство, даосизм) представлений. Скульптура. Жанры китайской живописи. Пекинская музыкальная драма . | Показать значение и уникальный характер китайской художественной культуры.Узна-вать самые значительные памятники архи-тектуры и скульптуры Китая. Применять коммуникативные навыки работы в группах Пагода, павильон, «терракотовое войско» | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл. 21 Подготовиться к семинару. Распределить темы. | |
8 | 24 24 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) (1ч) Урок- семинар. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство - сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) Японии. Мастера японской гравюры. Театральное искусство. | Проанализировать своеобразие и неповтори-мость искусства Японии.Узнавать основные архитектурные достопримечательности Япо-нии. Прочитывать информацию, заключен-ную в памятниках культуры, анали-зировать произведения, особенности их языка Иероглифическая каллиграфия, гравюра, нецке | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл.22 Написать сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней». | |
9 | 25 25 | Художественная культура Ислама (1ч) Урок-лекция Своеобразие мавританского стиля, знать характерные черты изобразительного искусства (каллиграфии, куфи) и архитектуры Ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Литература и музыка Ислама | Познакомить с историческими корнями и значением искусства Ислама, Фиксировать характерные черты архитектуры и изобрази-тельного искусства (каллиграфии, куфи) Ислама. Мечеть, минарет, медресе, мавританский стиль, муэдзин, каллиграфия, куфи. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл.23 Дать оценку музыкальной культуре ислама. (сочинение-миниатюра) /Попробовать сочинить рубаи в стиле Омара Хаяма. | |
10 | 26 26 | Обобщение по теме: «Средневековая культура Востока» (1ч) Урок обобщения и контроля знаний. -Тест - Общие и индивидуальные черты искусства народов Востока. - Дискуссия «Восток глазами Запада» | Обобщить изученный материал.Продолжить развивать умение анализировать произведе-ния искусства и любоваться ими. Узнавать шедевры художественной культурны Восто-ка.Развивать интерес к культуре разных наро-дов. Развивать умения вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии. Уметь делать общие выводы. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Прочитать в учебнике дополнительный материал. | |
Раздел 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (7 часов) | ||||||
1 | 27 27 | Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. (1ч) Урок-лекция. Характерные черты художественной культуры эпохи Возрождения (Ренесанса). Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Мастер Проторенессанса Джотто. Живопись Раннего Возрождения. В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло. | Дать представление об историческом значе-ние и вневременной художественной ценнос-ти идей эпохи Возрождения.Выявлять перио-дизацию эпохи Возрождения, характерные черты живописи Проторенессанса, наиболее известных художников данного периода. Гуманизм, Ренессанс, Проторенессанс, | м/медиа, иллюстрации по теме. Портреты Брукеллески, Донателло, Мозаччо. | Гл.23 Прочитать в учебнике про живопись Раннего Возрождения. | |
2 | 28 28 | Архитектура итальянского Возрождения (1ч) Урок-исследование Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города. Флорентийское чудо Брукеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения | Постижение системы знаний об архитектуре, итальянского Возрождения.Любоваться луч-шими произведениями мировой архитектуры и знать их.Проводить самостоятельную исследовательскую работу. Работать в коллективе Ротонда | м/медиа, иллюстрации по теме. Потрет Джотто. | Гл. 25 Подготовиться к конференции. Прочитать дополнительный материал по выбранной теме | |
3 | 29 29 | Титаны Высокого Возрождения (1ч) Урок-конференция. Титаны Возрождения. Художественный мир Леонар-до да Винчи(Выражение леонардовского представле-ния о мире в улыбке,“Моны Лизы” “полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму”). Микеланджело –бунтующий гений. Рафаэль - «первый среди великих»(Выявление внут-реннего мира персонажа в портретах и сопоставле-ние его с внешним видом) | Формировать систему знаний о выдающихся художниках эпохи Возрождения их вкладе в мировую художественную культуру. Знать основные вехи творческого пути и особен-ность художественного языка каждого из представителей итальянского Возрожения. Развивать навыки публичного выступления перед аудиторией. Леонардо до Винчи, Микеланджело, Рафаэль | м/медиа, иллюстрации по теме. Портреты художников. Альбомы с их живописью. | Гл.24 Индивидуальное задание: подготовить выступление омастерах венецианской живописи. Прочитать дополнительный материал | |
4 | 30 30 | Мастера венецианской живописи (1ч) Урок - вернисаж Живопись основанная на чувственном восприятии мира и провоцирование природой поисков художни-ками особого колорита, буйства красок, стихий чув-ств и эмоций.Окончательное освобождение масля-ной живописи от традиций темперы и фрески. Твор-чество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Многообразие его таланта. Творчество Веронезе и Тинторетто. Веронзе – певец праздничной Венеции.Трагический мир Тинторетто.
| Расширить систему знаний о выдающихся художниках эпохи Возрождения. Знать мастеров и творения венецианской живописи Сопоставлять жизненные явления с особен-ностями художественного воплощения в произведениях искусства. Темпера,Тициан, архитектурный пейзаж, Маньеризм | м/медиа, иллюстрации по теме. Портреты художников Альбомы с их живописью. | Гл.27 Оформить стенд-выставку произведений венецианского возрождения. | |
5 | 31 31 | Искусство Северного Возрождения (1ч) Урок-семинар. Ренессанс в архитектуре Северной Европы.Придвор-ная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Живопись нидермандских и немецких мастеров. Пантеизм - религиозно-философская основа Гентс-кого алтаря Я. Ван Эйка. В мире фантасмогорий Босха. Творчество Брейгеля. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера - художника, достойного бессмертия | Дать представление о развитии искусства Северного Возрождения. Выявлять черты ренессанса в архитектуре Северной Европы; живописи нидерландских, немецких масте-ров. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. гравюры на дереве и металле Дюрера. | м/медиа, иллюстрации по теме. Портреты художников. Альбомы с их живописью. | Гл. 28 Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия». | |
6 | 32 32 | Музыка и театр эпохи Возрождения (1ч) Урок-лекция. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Начало профессионального композиторского творчества и инструментальной музыки. Итальянская комедия дель арте. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. | Познакомить с музыкальной культурой Воз-рождения; рассмотреть роль музыки в нрав-ственном воспитании общества. Знать музы-кальную культуру Возрождения.Интерпрети-ровать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкаль-ного искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности. Полифония, имитация, комедия дель арте, речитатив, мадригал | м/медиа, иллюстрации по теме. | Гл. 29 Подготовить сообщения об итальянской комедии. | |
7 | 33 33 | Обобщение по теме: «Художественная культура Возрождения» (1ч) Урок обобщения и контроля знаний. - Работа с текстом описания архитектурно го( живописного, скульптурного) произведения. Исследовательская работа по отбору информа- ции из справочных материалов. - Дискуссия на тему «Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения» | Обобщить материал как систему знаний о художественной культуре Возрождения. По-казать роль актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Расширить сфе-ру познавательных интересов. Продолжить гармоничное интеллектуально-творческое развитие, усвоение культурных традиций, нравственных эталонов. Знать специфичес-кие особенности художественной культуры Возрождения. Владеть терминалогией. Работать с справочной литературой. Высту-пать, вести дискуссию, защищать свою точку зрения. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Подготовиться к конференции. Прочитать дополнительный материал. Оформить проекты, исследовательские работы, презентации | |
8 | 34 34 | Обобщение по теме года: « От истоков до XVII века»(1ч) Урок- заключительная конференция Повторение и систематизация по всему курсу МХК 10 класса. Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК «От истоков до XVII века» Провести сравнительный анализ произведений разных авторов и стилей. | Выявить качество и уровень овладения зна-ниями умениями навыками, предусмотрен-ными учебной программой за курс МХК 10 класса. Расширять опыт художественно-твор-ческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные му-льтимедийные технологии. Владеть основны-ми видами публичных выступлений. Следо-вать этическим нормам и правилам ведения диалога. Анализировать, устанавливать при-чинно-следственные связи; классифициро-вать, формулировать выводы. Развивать ком-муникативные навыки в процессе коллек-тивной творческой работы. |
Изучение искусства в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования) направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
- обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
- обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
- разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
- освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
- расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.
В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:
- обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;
- углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;
- воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;
- овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;
- освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личные результаты.
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
- сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
- активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
- оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
- многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.
Воспитывать эмо-ционально-ценностное, заинтересованное отношение к миру, художественно-эстетичес-кий вкус, эмпатию и сопричастность к раз-личным явлениям искусства и жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"...
3кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...
4кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...
8кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....
9кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....
11кл. МХК Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.И. Даниловой
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 классы, под редакцией Г.И. Даниловой....
Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 5 класса по учебнику А.Г.Мерзляк.
Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 5 класса (А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир). Соответствует ФГОС....