8кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской
календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство, 8 класс) по теме
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8klrktplan13.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по предмету «Искусство»
в 8 «А», 8 «Б» классах
на 2013-2014 учебный год
Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовый
Реквизиты программы:
Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010.
Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю
Предусмотрено проведение: практических работ - 22; контрольных уроков - 6.
УМК ученика:
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8–9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012
УМК учителя:
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8класс. Искусство (34часа)
8кл. 1 чет. Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)
Дата | № п/п № ур | Темы уроков (кол-во часов) Тип урока Содержание | Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия | Ресурсы урока Межпредметные связи | Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание |
план | |||||
факт | |||||
1 | 1 (1) | Искусство вокруг нас.(1ч) Урок изучения нового материала. Урок-беседа. Искусство вокруг нас, его роль в жизни сов-ременного человека..Искусство как храни-тель культуры, духовного опыта человече-ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все време-на. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художествен-ного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
| Характеризовать многообразие форм художест-венного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. Воспринимать художествен-ные произведения разных видов искусства. Вы-ражать свое отношение к ним. Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества. Соотносить характер зву-чащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов. Различать виды, стили и жанры искусства, основные жанры народной и профессиональной музыки Знать/понимать смысл употребляемых терминов. ИСКУССТВО — часть духовной культуры человечества, способ познания мира. ВИДЫ ИСКУССТВА: Пластические(пространственные): ● Изобразительные: живопись, графика, скульптура ● Конструктивные: архитектура, дизайн ● Декоративно-прикладные Временные: ● Музыка: вокальная, инструментальная ● Литература: фольклор, проза, поэзия Пространственно-временные: ● театр ● кино ● танец | м/медия, Модуль «Синтез искусств» «Музыка как вид искусства» Никольская церковь В. Боровиковский. «Портрет сестер Гагариных» М. Клодт. Скульптура на Аничковом мосту. (Санкт-Петербург) А. Гауди Саграда Фамилия (храм Святого Семейства) Фономуз8кл-Раздел 1- 01- П.Чайковский. «Концерт для фортепиано ...» 02-Т.Нарита «Восход солнца» | Входной устный опрос Учебник Стр.6-10 в тетради Записать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, просмотра телевизионной передачи и кинофильма, любимых литературных произведений. |
2 | 2 (2) | Художественный образ – стиль – язык.(1ч) Комбинированный Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале) | Наблюдать (воспринимать) произведение ис-кусства, смысл художественного образа. Участ-вовать в обсуждении содержания и выразитель-ных средств художественного произведения. Знать/понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. Художественный образ — обобщенное представление о действительности, выра-женное языком искусства Стиль — совокупность характерных черт, особенность творчества. исторический, национальный, индивидуальный Язык — средство выразительности, помога-ет понять художника. композиция, форма, фактура, ритм, тон, интенсивность. | м/медия, «Портрет юноши в золотом венке из Фаюма» (Египет) Большой Сфинкс (Египет) О.Роден «Граждане Кале» Ф.Малявин «Вихрь» Д.Веласкес «Менины» П.Пикассо «Менины» Фономуз8кл-Раздел 1- 03-И.-С.Бах «Патрита №2 для фортепиано» 04-И.-С.Бах «Патрита №2 для фортепиано» 05-А.Шнитке «Соната для виолончели и фортепиано» 08-Х.Фернандес «Диаз Гвантанамера» | фронтальный Тест «Виды искусства» Стр.11-13 Сделать заметки в тетради. |
3 | 3 (3) | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.(1ч) Урок -исследование. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в форми-ровании художественного и научного мыш-ления. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художест-венной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художест-венной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. | Разбираться в соотношении научного и худо-жественного творчества. Устанавливать ассо-циативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различ-ные черт, выразительные средства, воплоща-ющие отношение творца к миру, другим людям, к себе. Работать со справочниками, словарями. Леонардо да Винчи - живописец, скульптор, архитектор, писатель, ученый, инженер, изобретатель, анатомом. | м/медия, М.Вооз«Аполлон и музы» О.Роден «Поэт и муза» Ж.Шарден «Натюр-морт с атрибутами науки» Д. Фетти «Архимед» Фономуз8кл-Раздел 1- 11 - Чичерин Г.В. Моцарт (фрагменты из книги) 12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40 04 - И.-С. Бах Патрита №2 для фортепиано | тематический устный Стр.14-19 Определить соответствие видов искусства образам древнегреческих муз. |
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (6 часов) | |||||
4 | 4 4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.(1ч) Урок-беседа. Искусство как образная модель окружаю-щего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт по-колений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и себя. Открытие предметов и явлений окружа-ющей жизни с помощью искусства. Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведени-ях различные явления природы, волновав-шие их. Через чувства и переживания, ко-торые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.
| Наблюдать жизненные явления. Сопостав-лять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живо-писи, музыки. Устанавливать ассоциативные связи между литературными, звуковыми и зри-тельными образами-представлениями. Подби-рать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам, и др.; художественные произведения, раскрыва-ющие эмоциональное богатство мира. Осущест-влять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов графики и т.д. Обогащать опыт адекватного восприятия речи, ее интонационно-образной выразительности. Пейзаж — жанр, посвященный изображению природы. | м/медия, Презентация И. Шишкин «На севере диком», Н. Рыленков «Все в тающей дымке» М. Пришвин «Неведомому другу» Фономуз8кл-Раздел 1- 02 - Т. Нарита Восход солнца 30 - Ф. Тютчев Осенний вечер. А. Вивальди, К.Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов | входной устный Стр.20-23 т.з. 2 стр23 Подобрать знако-мые музыкальные сочинения, которы-ми можно озвучить представленные в учебнике литера-турные произведе-ния. Прочитайте их под эту музыку. |
5 | 5 (5) | Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка.(1ч) Комбинированный урок Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. Незатейливая красота среднерусской поло-сы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные ра-внинные пейзажи, серое небо, весенняя рас-путица или пожухлая от жары летняя тра-ва… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
И. Левитан, К. Моне и др.) | Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живопис-ных). Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отноше-ние творца к природе. Знакомиться с современ-ными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений. Оценивать их художественную значимость. Находить сходные и различные черт, выразительные средства,воплощающие отношение творца к природе. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки. Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи» Алексей Кондратьевич Саврасов - русский ху- дожник XIX в. «Грачи прилетели» Клод Моне - французский художник-импрессио- нист XX в. «Здание Парламента в Лондоне» импрессионизм (от франц. impression — впе- чатление). Антонио Вивальди-итальянский композитор XVIIIв. «Времена года» — цикл концертов Петр Ильич Чайковский - русский композитор XIX в. «Времена года» —цикл фортепианных пьес | м/медия, А.Саврасов «Грачи прилетели» К.Моне«Здание Парламента в Лондоне» Фономуз8кл-Раздел 1- 18 - А.Вивальди Времена года , весна 1-я часть 34 - П.Чайковский Песня жаворонка. Март. 21 - А.Вивальди Времена года , лето 1-я часть 37 - П.Чайковский Баркарола. Июнь. 24 - А.Вивальди Времена года , осень 1-я часть 41 - П.Чайковский Осенняя песнь. Октябрь 27 - А.Вивальди Времена года ,зима 1-я часть 43 - П.Чайковский Святки. Декабрь | текущий групповой Стр.24-27 т.з. стр 25 Написать этюды (литературные или живописные), изображая природу в разных эмоцио-нальных состояниях (в разное время суток или в разное время года). Выполнить компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». |
6 | 6 (6) | Человек в зеркале искусства: жанр портрета.(1ч) Урок - собеседование Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.Изо-бражение человека в скульптуре, живо-писи, графике. Автопортрет. Изображе-ния детей в русском искусстве. Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. | Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи. Определять выразитель-ность линий, цвета, ритма, композиции. Пони-мать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живопис-ным портретом, литературным текстом, музы-кальным произведением). Рассматривать особен-ности воплощения образа портрета средствами изобразительного искусства в историческо-куль-турной ретроспективе. Собирать художествен-ную информацию для создания своей творческой работы.Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы. Портрет — изображение определенного человека или группы людей. парадный и камерный, парный, групповой, автопортрет XVIв.- Альбрехт Дюрер, Микеланджело да Караваджо, Эль Греко XVIIв. - Рембрандт XVIIIв. - Антуан Ватто, Франсуа Буше Этьенн Морис Фальконе, XIXв. - Эжен Делакруа | м/медия, Модуль «Жанр портрета» Фономуз8кл-Раздел 1- 09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала | текущий групповой (6 чел.) Стр.28-33 т.з. стр 33 Подготовить альманах или компьютерную презентацию на тему «Жанр портрета в культу-ре разных времен». Включить в неё информацию о художниках,скульп-торах, графиках, стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произ- ведений, созвучные образам портрет-ной галереи. |
7 | 7 (7) | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.(1ч) Урок -вернисаж Портреты наших великих соотечествен-ников. Считается, что портрет — самое бесспор-ное достижение нашей национальной шко-лы, именно благодаря ему русская живо-пись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жан-ре портрета писали лучшие русские худож-ники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренс-кий, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др. Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина. | Рассматривать особенности воплощения об-раза средствами разных видов и жанров искус-ства в историко-культурной ретроспективе. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. Федор Степанович Рокотов- русский художник ХVIII в. «Портрет А. Струйской» Владимир Лукич Боровиковский - русский ху- дожник ХVIII в. «Портрет Марии Лопухиной» Яков Петрович Полонский - русский поэт XIX в. Илья Ефимович Репин — русский художник XXв. «Портрет П. М. Третьякова» | м/медия, Презентация Фономуз8кл-Раздел 1 09 - П.И. Чайковский Средь шумного бала.(Боровиковский ) 10 - Романс неизвестного автора Фономуз8кл-Раздел 2- 03 - А. Рубинштейн 04 - Л. Толстой. Война и мир. Сцена Сони и Наташи. 06 - С. Прокофьев Вальс из 2-й картины 07 - С.Прокофьев Война и мир Эпилог Мелодия А. Бородин «Ноктюрн» из Струнного квар- тета № 2, А. Бородин экспозиция Симфонии № 2 («Богатырская»). | текущий групповой Стр.34-39 т.з. стр 37 Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подо- берать музыкаль-ный фон для сцены из романа Л.Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи). |
8 | 8 (8) | Музыкальный портрет. Александр Невский.(1ч) Комбинированный Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, были-ны. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценичес-ким действием и внемузыкальными ассоци-ациями расширяют ее возможности. Выра-жая чувства, настроения человека, вопло-щая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зритель-ные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. | Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества. Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Осуществлять перевод художественных впе-чатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, изобразительный и др. Установить ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами-представле-ниями живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства. | м/медия, Фономуз8кл-Раздел 2- 10 - В.-А. Моцарт Ария Фигаро М.Нестеров «Князь Александр Невский» Икона «Св.преподоб-ный Александр Невский» Фрагменты фильма «Александр Невский» С.Прокофьев «Александр Невский» (фрагменты кантаты) | текущий устный Стр.40-43 т.з. стр 41 Сделать эскизные зарисовки портре-тов персонажей полюбившихся му-зыкальных сочине-ний, дать им словесную характе-ристику. |
9 (9) | Портрет композитора в литературе и кино.(1ч) Проблемный урок. Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художествен-ных направлений (натюрморты и жанро-вые картины). Создание средствами ис-кусства модели построения мира, сущест-вовавшей в какую-либо эпоху Портрет любого деятеля культуры и искус-ства создают прежде всего его произведе-ния: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания совре-менников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи. Фрагменты произведений В.Моцарта:
| Ориентироваться в системе ценностей, пред-ставленных в произведениях литературного, музыкального и изобразительного искусства и кино. Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. Вольфганг Амадей Моцарт -австрийскийкомпо- зитор XVIIIв.- «Симфония № 40», «Реквием» | м/медия, Модуль Моцарт Фономуз8кл-Раздел 2- 18 - Д.Вэйс Возвышенное и земное 08 - В.-А. Моцарт Увертюра 15 - В.-А.Моцарт Маленькая ночная серенада 16 - В.-А. Моцарт Фантазия ре минор 11 - А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери 12 - В.-А.Моцарт Dies irae 13 - В.-А.Моцарт Lacrimosa 19 - Ю. Воронов Моцарт 14 - Л. Болеславский Реквием (фрагмент). Фономуз8кл-Раздел 1- 12 - В.-А. Моцарт Симфония № 40 | тематический устный Стр.44-45 т.з. стр 44 Представить себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, написать короткие комментарии к сочинениям Моцарта, подбрать зрительный и литературный материал. | |
8кл. 2 чет. Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов) | |||||
Дата | №п/п № ур | Темы уроков (кол-во часов) Тип урока Содержание | Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия | Ресурсы урока Межпредметные связи | Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание |
план | |||||
факт | |||||
1 | 10 (10) | Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.(1ч) Урок-обзорная лекция. Искусство как проводник духовной энер-гии. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Произведения отечественного и зарубеж-ного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере чело-века, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократич-ной и универсальной формой общения людей. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкур-сы, фестивали, проекты). Подтверждением художественного обще-ния, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобрази-тельного искусства, разнообразные конкур-сы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. | Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства. Понимать значение класси-ческого и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края (города, поселка и др.). Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов и т.д. Проявить творческую активность при создании своей творческой работы. Музей — учреждение, собирающее и выставля-ющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, ко- торые располагаются в экспозиции по опреде-ленной системе. | м/медия, Фономуз8кл-Раздел 3- 02 - О, мое солнце! 03 - Дж. Россини Agnus Dei | Входной фронтальный Стр.46-53 т.з. стр 49 Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовить рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте г. Саранска Найти информа-цию о конкурсах и фестивалях различ-ной тематической направленности. Познакомиться с творческими достижениями их лауреатов. |
2 | 11 (11) | Искусство художественного перевода – искусство общения. (1ч) Комбинированный Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. | Прочитывать информацию, заключенную в памятниках культуры. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. Воспринимать произведения разных видов искусства. Анализировать особен-ности их языка и соотносить их с эпохой. Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический пере-вод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.). Выявлять стилисти-ческие особенности художественного перевода. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в истори-ческо-культурной ретроспективе. Аргументи-ровать свое отношение к стилистике интерпре-таций художественных произведений. Уильям Шекспир— английский поэт, драма- тург, писатель XVIв. «Сонет № 90» Сонет –лирическое стихотворение из четыр-надцати строк (два четверостишия и два трехстишия) с определенной рифмой. | м/медия, романс «Горные вершины»композиторов, А. Варламова и А. Рубинштейна Фономуз 8кл-Раздел 3- 01-У.Шекспир Сцена на балконе 05- У.Шекспир Сонет 90 06-У.Шекспир Сонет 90 07-У.Шекспир Сонет 90 Фономуз 9кл-Раздел 1- 40 - Ромео и Джульетта. Вступление 42 - Ромео и Джульетта. Любовь 43 - Ромео и Джульетта. Счасть3 | текущий групповой Стр.54-55 |
3 | 12 (12) | Как происходит передача сообщений в искусстве? Искусство - проводник духовной энергии. (1ч) Урок -исследование. Способы художественной коммуникации. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. | Интерпретировать содержание (смысл, худо-жественную информацию) шедевров мирового искусства с позиций их эстетической и нравствен-ной ценности. Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности. Пони-мать ее коммуникативное значение.Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля. Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии | м/медия, Фономуз8кл-Раздел 3- 10 - А. Ахматова Слушая пение 09 - Ария. Из Бразильской бахианы 1 08 — В.Чуевский, П. Булахов Гори, гори, моя звезда | текущий устный Стр.56-59 Подготовить рассказ о значимых культурно-истори-ческих объектах России. |
4 | 13 (13) | Знаки и символы искусства.(1ч) Комбинированный Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи. | Понимать специфику художественно-образной информации в отличие от научной, повседнев-ной и др. Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их. Использовать его знаки и символы. Знаки — общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Символ — предмет, действие, раскрывающие какой-либо образ, понятие, идею. Натюрморт — жанр, изображение предметов обихода,снеди, цветов и др. Натюрморт ванитас (суета сует)-напомина-ет человеку о бренности существования. Винсент ван Гог—французский художник XIXв. «Натюрморт с олеандром» Пабло Пикассо — испанский художник XXв. «Скрипки» | м/медия, Л.Бетховен «Симфония №5» Фономуз8кл-Раздел 3- 11 - Н. Паганини Вечное Движение Фономуз8кл-Раздел 2- 01 - Ф.да Милано Канцона 02 –Б.Гребенщиков Город золотой | Стр.60-63 т.з. стр 63 Подобрать произве-дения-музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. |
5 | 14 (14) | Художественные послания предков. Разговор с современником.(1ч) Урок -исследование. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура. Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. | Иметь представление о роли искусств в ередаче информации современникам и последующим поколениям Понимать значение классического и современного искусства в общении людей. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историчес-ко-культурной ретроспективе. Понимать симво-лику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Обогащать опыт адекват-ного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности. Участвовать в об-суждении содержания и выразительных средств художественного произведения. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллектив-ной творческой работы. миф — изображение — ритуал, т. е. слово — изображение — действие Мифы—устные предания о богах, духах, героях. Ритуал — действия, совершаемые людьми, строго сохраняя порядок произношения текста и порядок действий. Обряд — символическое действие, имеющее более сложный сценарий (сопровождаеться песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией) Андрей Рублев — русский иконописец ХV в. икона «Троица» | м/медия, И.Билибин«Снегурочка» В.Васнецова «Снегурочка» Фономуз8кл-Раздел 3- 12 - Ф.Грубер Тихая ночь 13 - Ф.Грубер Тихая ночь 14 - Весенние гадания. Танец девушек. 15 - Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки П. Чайковский «Снегурочка» Андрей Рублев«Троица» Фономуз8кл-Раздел 3- 16 - Процвел еси, яко Феникс 17 - Г. Свиридов Неизреченное чудо 19 - И. Экономцев Когда я вдруг наедине с собой 18 - Всё моя молитва превозможет | Текущий устный Стр.64-67 т.з. стр 65 Разработать сценарий одного из народных праздни-ков: осенины, Рож-дество Христово, Масленица и др. Перечислить знаки-символы,раскрыва-ющие смысл, содержание каждого из них. |
6 | 15 (15) | Символы в жизни и искусстве.(1ч) Комбинированный Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной. Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога. | Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.). Создавать компьютерную презентацию на тему образов-символов в искусстве. Работать со справочниками, словарями. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы. солнце, дерево, дорога- символы-образы любой культуры
| м/медия, повесть А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов «Тройка» (музыкальные иллюстра-ции 1-я часть) фрагмент кинофильма «Метель» Фономуз8кл-Раздел 3 29-К.Бальмонт«Четверо-гласие стихий» 25 - С.Прокофьев Шествие солнца 20 - Уж ты поле моё 22- Степь да степь кругом 21-Л.Ошанин Эх, дороги 23-М.Глинка Попутная песня 24- Прощание с Россией | Текущий групповая Стр.68-71 т.з. стр 71 Создать компью-терную презента-цию на тему «Образ дороги в творчест-ве русских и зару- бежных художни-ков» или «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке» (К. Бальмонт, Н. Рерих, К. Юон, И. Стравинский, М. де Фалья, Н. Паганини и др.). . |
7 | 16 (16) | Музыкально-поэтическая символика огня.(1ч) Урок - зачёт. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. | Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского проекта. Проявить творческую активность Проводить конкурс презентаций, разрабатывать критерии их оценки. | м/медия, Фономуз8кл-Раздел 3 30 - А. Скрябин Прометей 28 - Н. Паганини Кампанелла 26 - Танец огня 27 – Ж-М.Жарр Magnetic Fields | Итоговый групповой Стр.74-75 |
8кл 3чет Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10 часов) | |||||
Дата | № п/п №ур | Темы уроков (кол-во часов) Тип урока Содержание | Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия | Ресурсы урока Межпредметные связи | Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание |
план | |||||
факт | |||||
1 | 17 (17) | Что есть красота.(1ч) Урок - диспут. Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. | Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искус-ства. Объяснять их отличие друг от друга.Пони-мать общее и особенное в произведении изобра-зительного искусства, литературы и музыкаль-ного искусства. Понимать самоценность раз-личных явлений. Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства. Знать специфические особенности языка.Выбирать и использовать различные художественные мате-риалы для передачи собственного художественного замысла. Развивать умения вести дискус-сию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии | м/медия, З.Серебрякова «Автопортрет» В.Ван Гог «Цветущее дерево» Фономуз8кл-Раздел 3- 31 - К. Дебюсси Девушка с волосами цвета льна | Входной устный Стр.76-77 Подготовить беседу о красоте и гармонии явлений реальной жизни и их образах, выраженных в произведениях искусства. |
2 | 18 (18) | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.(2ч) Урок-беседа. Законы красоты. Различие реакций( эмо-ций, чувств, поступков ) человека на соци-альные и природные явления в жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный и живо-писный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. В худо-жественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте. | Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплоще-ния в произведениях искусства. Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятника-ми архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы. Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.). Россия: церковь Покрова на Нерли XIIв. церковь Вознесения в Коломенском XVIв. Франция: Реймский собор XIII в. | м/медия, Фономуз8кл-Раздел 3- 34 - Ave, Maria 32 - И.-С. Бах - Ш. Гуно Аve, Maria 04 - Ф. Шуберт, слова В. Скотта Ave, Maria 33 - Дж. Качинни Ave, Maria(Варвара) Фономуз8кл-Раздел 3- 35 - Ф. Рамо Тамбурин | Текущий групповой Стр78-81 Написать этюд на тему «Мой идеал красоты» |
3 | (19) | Выполнить компьютерную презентацию на тему «Мой идеал красоты». | |||
4 | 19 (20) | Есть ли у красоты свои законы.(3ч) Урок -исследование. Соединение в художественном произведе-нии двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. Создание гармоничной композиции с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. | Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплоще-ния в произведениях искусства. Понимать зна-чение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты. Знать специфические особенности языка искусств. Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения) Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Создавать композицию с выразитель-ным художественным образом на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Гармония — созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого Композиция — сочинение, построение произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей. Симметрия, пропорции, ритм золотая пропорция — пропорция золотого сечения, музыкальный ритм | м/медия, Фономуз8кл-Раздел - А.Моцарт «Симфонии № 40» Ф. Шуберт «Неоконченная симфония» | Текущий Стр.82-85 т.з. стр 85 Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Диско-тека», «Музыка», «Шопинг», «Одино-чество», «Времена года» и др. |
5 | -21 | ||||
6 | (22) | ||||
7 | 20 (23) | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. (2ч) Урок – дискуссия. Красота в понимании различных социаль-ных групп в различные эпохи. Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соот-ветственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве. Пони-мание красоты в различных художествен-ных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. Костюм передает мировоззрение людей | Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях об-щества Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени. Наблюдать за разви-тием музыки (драматургией музыкального про-изведения). Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений. Раскрывать образно-смысловой строй произ-ведения в зависимости от стиля исполнения. | м/медия, Фономуз8кл-Раздел 3- 36 - Танго | Текущий Стр.86-87 т.з. стр 87 Изобразить себя в образе идеального человека полюбив-шейся эпохи. Подо-брать музыкальные произведения, соот-ветствующие тому времени. |
8 | (24) | Выполнить компьютерную презентацию на тему «Костюм и мировоз-зрение людей» | |||
9 | 21 (25) | Великий дар творчества: радость и красота созидания.(1ч) Комбинированный урок. Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки. Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной. | Понимать самоценность различных явлений. Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Работать со справочной литературой. Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ (клавишный синтезатор, компьютер и др.). Разрабатывать критерии оценки своей творческой работы. Сократ - античный философ (V в. до н. э.) шлягер(хорошо продающийся товар) — модная песенка танцевального характера | м/медия, | Текущий Стр.88-89 т.з. стр 89 Выполнить композицию на тему «Город». (музыкальный город, индустриальный, вечерний) |
10 | 22 (26) | Как соотноситься красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.(1ч) Урок - исследование. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. | Различать истинные и ложные ценности. Раз-мышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы. Рас-крывать образно-смысловой строй произведе-ния в зависимости от стиля исполнения. Раз-личать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значения символов культу-ры. Анализировать образные средства вопло-щения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений. Ана-лизировать и оценивать произведения разли-чных видов искусства. Создавать эскизы плаката или рекламной листовки на социально значимые темы. Пабло Пикассо — испанский художник XXв. «Герника» Дмитрий Дмитриевич Шостакович — русский композитор XXв. Симфония № 7 («Ленинградская»)
| м/медия, П.Пикассо «Герника» Фономуз8кл-Раздел 3- 37 - Отважиться жить 38 - Alone again (Вновь одна) Фономуз8кл-Раздел 3- 39 - Д. Шостакович Симфония №8. 3-я часть Симфония №7 | Текущий устный Стр.90-95 Выполнить эскиз плаката на социально значимую тему. |
8кл 4чет Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 часов) | |||||
Дата | № п/п №ур | Темы уроков (кол-во часов) Тип урока Содержание | Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия | Ресурсы урока Межпредметные связи | Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание |
план | |||||
факт | |||||
1 | 23 (27) | Преобразующая сила искусства.(3ч) Урок - лекция. Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством—это «тихая работа»(Ф. Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Постижение художественных образов раз-личных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери. Урок-экскурсия Знакомство с произведениями наиболее яр-ких представителей русского и зарубежно-го изобразительного искусства, архитек-туры, выявление своеобразия их творчества. Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музы-кантов-исполнителей, художников, артис-тов. Образы созданной реальности — поэти-зация, идеализация, героизация и др.Синтез искусств в создании художественных обра-зов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностны-ми ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Урок - зачёт. Красота природы родной земли в живописи, литературе, музыке. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. ( на знакомом материале) | Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы. Выявлять художественные образы разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Понимать красоту творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художни-ков, артистов и др. Различать героические образы в музыкальных произведениях; лиричес-кие образы в вокальной и инструментальной музыке.Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Называть имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения. Анализировать творческую позицию художника и мир его времени. Пользоваться искусствоведческими терминами. Самостоятельно находить инфор-мацию по заданной теме. Аргументировать собственную точку зрения в дискуссии. Ориентироваться в основных явлениях рус-ского и мирового искусства. Узнавать изу-ченные произведения. Развивать способность и потребность выражения собственного внут-реннего духовного мира средствами искусств. Участвовать в разработке совместного худо-жественно-исследовательского проекта. Органи-зовывать самостоятельную работу, определять порядок и способы умственной деятельности. Проявлять творческую активность. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллек-тивной творческой работы. Проводить конкурс презентаций, разрабатывать критерии их оценки. Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразова-ния, при выборе направления своего культур-ного развития. | м/медия, Фономуз8кл-Раздел 3 40 - Виктор Боков Музыка 41 - Э. Григ Концерт для фортепиано с оркестром | Входной устный Стр.96-97 т.з.1 стр 97 Сделать эскиз рекламной листовки на социально значимую тему: «Семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир увлечений» и т. п. |
2 | (28) | м/медия, Презентации, сообщения поисковых групп | Текущий устный т.з.2 стр 97 Составить про-грамму концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркест-рик под управлени-ем любви». Какие нравственные цен-ности вы хотели бы раскрыть с помо-щью песен, включен-ных в программу концерта? | ||
3 | (29) | м/медия, Презентации, сообщения поисковых групп | текущий групповой | ||
4 | 24 (30) | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».(5ч) Урок -контрольная. Защита проекта. Исследовательский проект. Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Народные сказки, мифы, легенды. Сказка в театре и кино. В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения. Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий: • истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; • истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; • варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.; • пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»; • музыка П. И. Чайковского к одноимен-ному спектаклю; • опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова; • образы сказки «Снегурочка» в изобрази-тельном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех, Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций; • кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка». | Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта. Определять свою роль (участие) в проекте. Намечать способы реализа-ции собственной исследовательской и художест-венно-практической деятельности. Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта. Проводить исследова-тельские наблюдения. Планировать и проводить эксперимент, исследование. Анализировать и обобщать результаты наблюдения, исследования. Представлять результаты наблюдений и ис-пользовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и вне-школьных занятиях искусством. Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города. Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций и др.). Участвовать в их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патриотические идеалы и ценности общества. Составлять музыкально-литератур-ные композиции. Оценивать их художественную значимость.
| м/медия Презентации, сообщения поисковых групп Фономуз8кл-Раздел 3 42 - П. Чайковский Интерлюдия 43 - П. Чайковский Ай во поле липенька 44 - П. Чайковский Шествие Берендея 45 - П. Чайковский Танец скоморохов 46 - П. Чайковский Финальный хор - | итоговый групповой Стр.98-99 |
5 | (31) | Подготовить беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы . | |||
6 | (32) | ||||
7 | (33) | ||||
8 | (34) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"...
Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 3 класса УМК "Enjoy English"
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 3 класса УМК "Enjoy English"...
Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 4 класса УМК "Enjoy English"
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 4 класса УМК "Enjoy English"...
Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 5 класса УМК "Enjoy English"
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 5 класса УМК "Enjoy English"...
Искусство 8-9 классы по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (материал для экзамена в 9 классе)
Из опыта работы примерные вопросы, задания для проведения экзамена по Искусству в 9 классе (в традиционной форме)...
Варианты вопросов на уроках искусства в 8 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы)
Варианты вопросов для учащихся (из опыта работы) для полного усвоения тем уроков Искусства в 8 классе (для каждого класса)....
9кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....