9кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Елисеева Алла Николаевна

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9klrktp_iskusstvo.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование учебного материала

по предмету «Искусство»

в 9 «А», 9 «Б» классах

на 2013-2014 учебный год

Ступень обучения: основное общее образование Уровень: базовый

Реквизиты программы:

Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: 2010. 

Количество часов: 34 ч в год, 1 ч в неделю

Предусмотрено проведение: практических работ - 23; контрольных уроков - 3.      

УМК ученика:

Сергеева Г.П., Кашекова И.Э.,Критская Е. Д. Искусство: учеб. для 8–9 кл.общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение, 2012

УМК учителя:

Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012

РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9класс. Искусство (34часа)

9кл. 1 чет.                                                      Раздел 1.  Воздействующая сила искусства (9 часов)

Дата

п/п

(№

ур)

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД: познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся                      

                                 Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

1

(1-)

Искусство и власть.(3ч)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-беседа.  

Выражение  общественных идей в худо-жественных  образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни,   изменять  ценностные  ориентации.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и созна-ние человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. В раз-витии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономер-ность.  Искусство как проявление свобод-ных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиоз-ной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Сопоставлять художественные образы, симво-лизирующие власть. Выявлять сходство и раз-личия этих образов. Называть общие (типичес-кие) черты. Высказывать   свое   отношение   к различным художественным образам. Приво-дить  примеры исторических эпох с авторитар-ным и демократическим правлением.Подбирать  произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Пользоваться  справочной литературой. Участвовать в подготовке доклада или  компьютерной  презентации  на тему, связан-ную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Подбирать и анализировать различные  художественные   произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Триумфальные ворота (Париж)

Триумфальные ворота(арка)(Москва)

Донателло «Статуя командора      

                                                        Гатамелаты»

Успенский собор  

Хор государевых певчих дьяков

Ново-Иерусалимский монастырь

г.Санкт-Петербург.

!!! Д/З Темы докладов. Подобрать различные произведения, раскрывающие тему:

1. Выражение общественных идей в художест-

    венных образах.

2. Искусство как способ идеологического воз-

    действия на людей.

3. Способность искусства внушать определен-

    ный образ мыслей, стиль жизни, изменять

    ценностные ориентации.

4. Знакомство с произведениями разных видов

    искусства, их оценка с позиции позитивных  

    и/или негативных влияний  на чувства и  

    сознание человека.

5. Ритуально-внушающая роль наскальной

    живописи, языческих идолов, амулетов.

6. Языческая культура дохристианской эпохи,

    способы и формы бытования, ее функции

    (ритуальные действа и обряды, посвященные  

    основным вехам жизни человека).

7. Основные библейские сюжеты и их трактовка

    в произведениях поэтов и писателей XIX—

    XXI вв.

8. Внушающая сила рекламы и настенной живо-

    писи. Рекламные видеоклипы.

9. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Музыка к

    кинофильмам.

10.Использование музыки в государствах с                                                                        

     тоталитарным режимом: от высокой музы-    

     кальной классики до массовых жанров.

11.Протест против идеологии государственного

     строя в авторской песне, рок-музыке.

12.Поднятие духа народа в искусстве Великой

      Отечественной войны (живопись, плакаты,  

      песни и др.). Значение песен военных лет и

      песен на военную тематику.

13.Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенни-

     ков.

14. Компенсаторная функция джаза.

15. Многообразие направлений в современной  

     эстрадной отечественной и зарубежной    

      музыке.

16. Экранизация опер, балетов, мюзиклов

м/медия

Модуль ФЦОР

История, география

входной

устный опрос

 Стр.98-105

т.з.стр.107

Подготовьте доклад на тему, связанную с внушением народу

определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выбрать эпоху и по произведениям различных видов искусства представить ее целостный образ.

2

(2-) 

Комбинированный урок.

Внушающая сила рекламы и настенной жи-вописи. Ритуально-внушающая роль наскаль-ной живописи, языческих идолов, амулетов.

Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).

Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей XIX—XXI вв.

Рекламные видеоклипы.

Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Музыка к кинофильмам.

м/медия

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл

12-Д.Бортнянский  «Да исправится молитва моя»

18 - С. Рахманинов  Воскресение Христово видевше

02-Г.Свиридов, сл. В. Маяковского  «Марш»

03- Г.Свиридов  «Время, вперед!»

История, география, литература

Текущий фронтальный

Подоберите и про-анализируйте различ-ные  художественные   произведения, исполь-зовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создайте эскиз для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

3

-3

Урок- диспут

Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров.

Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живопись, плакаты, песни и др.). Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников. Компенсаторная функция джаза.

Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке.

Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Фономуз 9клРаздел1-

01 - А.Александров. «Государственный гимн

17 - Д.Шостакович  «Родина слышит»  

03 - Г.Свиридов  «Время, вперед!»

12 - Д.Бортнянский «Да исправится молитва моя»

13 - Ан.Александров  «Священная война»

«Марсельеза»(Франция, Россия)

«Интернационал»

И. Дунаевский, «Марш веселых ребят»

Anita O,Day «Sing, Sing, Sing»/джаз/

Тематический устный

Исполнить песни и известные хиты из авторской песни, рок-музыки, мюзиклов и рок-опер.

sovmusic.ru 

iplayer.fm

4

2

(4-)

Какими средствами воздействует искусство?(2ч)

Проблемный урок.

Средства художественной выразительности:  композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Анализировать  художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства. Передавать графически композиционное построение картины. Сопоставлять особен-ности композиции произведений изобразитель-ного и музыкального искусства.

Общие средства выразительности для всех видов искусств: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция- построение художественного произведения, обусловленное его содержанием

   ▪ вертикальная - порыв (вверх)

   горизонтальная - статичность(мимо зрителя)

   диагональная - динамика(на/от зрителя)  

Сандро Боттичелли «Весна»

Антонио Вивальди «Времена года»

Выявлять особенности построения (формы) му-зыки.  Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства. Понимать и объяснять значение терминов. Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох. Сравнивать особенности фактуры музыкальных произведений. Объяснять ее значение в создании различных образов.

Форма - сумма приемов для создания образа. 

В изо. форма- контур предмета.

               квадрат-устойчивость

              треугольник-активность, агрессия.

              круг-идеи природы, гармония.

              амеба-неустойчивость, текучесть.

              линия- формирует образ. 

В муз. форма-организация целого(песня, романс)

              двухчастная, трехчастная, рондо,    

              вариации, сюита, сонатная, куплетная

Ритм - «мерность», повторение одних и тех же элементов

Фактура – обработка, строение

В изо - характер обработки поверхности,  

            приемы художника

В муз - характер изложения, склад

                гармоническая,

                полифоническая,

                гомофонно-гармоническая.

м/медия

Программа Соната

Фономуз8кл-Раздел 1-18 - А. Вивальди  «Времена года»,

весна 1-я часть

19 - -//-2-я часть

20 - -//-3-я часть

входной устный 

Стр.108-111

т.з.стр.115

Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

5

(5)

Комбинированный урок.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

м/медия

Текущий групповой Стр.112-115

т.з.стр.115

Создайте изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых

музыкальных произве-дений.Аргументируйте особенности реализа-ции своего замысла.

6

3

(6-)

Храмовый синтез искусств.(2ч)

Урок - путешествие    

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художест-венного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-приклад-ных и монументальных искусств, скульпту-ры и живописи.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Храм — культовая постройка, которая  

         воплощает образ мироустройства в той  

       или иной религии (христианство, буддизм,            

       ислам), ее основные ценности.

Синтез - соединение разных видов искусства      

                 в художественное целое.

православный храм,

католический собор,

мусульманский храм (мечеть),

буддийский храм

Соотносить характер звучания музыки, сопро-вождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма. 

м/медия

Модуль

ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

18 - С. Рахманинов  Воскресение Христово видевшее

19 -  А.Скарлатти  Miserere

20 - Чтение суры аль-Фатиха (Открывающая)

21 -   Мусульманская молитва  

22 -  Буддистские тантры  

23 -  Буд.молитва «Благословение для жизни»

География

Текущий групповой 

Стр.116-119

Записать фонограмму примеров духовной музыки в различных  видах храмов

7

(7)

Урок-исследование

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.

Текущий фронтальный

Тест

8

4

(8)

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.(1ч)

Комбинированный урок..

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский ).

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и  кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении. Различать совместные действия сценариста, режиссера, художника, композитора, актеров в создании художест-венного образа спектакля, шоу. Выполнять эскизы декораций или костюмов к музыкаль-ному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору). Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы.

Синтетические виды искусства: театр, кино, телевидение

Мюзикл

Рок-опера

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

24 -  Слово о полку Игореве  Перевод Н. Заболоцкого

25-33- Иисус Христос - суперзвезда

25-«Живущие лишь»

28-«Храм»

32 -«Раскаяние»

34-39-Юнона и Авось.

34- «Я тебя никогда не забуду»

38-«Ангел, стань человеком»

39-«Эпилог»

Тематический устный 

Стр.120-121

т.з.стр.121

Работая в группе, выполните эскиз декораций или костю-мов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору).

Инсценируйте отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору).

9

5

(9)

Обобщение по теме: «Воздействующая сила искусства»(1ч)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - зачёт.

Тест. Творческая работа.

Обобщение представлений о воздействую-щей силе искусства. Сообщения  поисковых групп (по темам докладов 1урока) Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания произведения сценическими средствами (инсценировка отрывка из оперы, балета, мюзикла)

Обобщать и систематизировать знания. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусств. Узнавать и называть,   предлагаемые (знакомые по урокам) произведе-ния искусств.  Развивать интерес к произведе-ниям искусств.  Активно использовать худо-жественные термины и понятия. Инсценировать отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору). Работать в группе, развивая коммуникативные навыки в процессе создания коллективной твор-ческой работы. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.Участвовать в диалоге при  обсуждении работ, аргументированно доказы-вать свою позицию.

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

40-43-Ромео Джульетта

40-«Вступление»

42 – «Любовь»

43 – «Счастье»

44 – Земфира «Прости меня, моя любовь»

Итоговый фронтальный

групповой

9кл. 2чет.                                                                   Искусство предвосхищает будущее   (7 часов)

Дата

№п/п

№ ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

6

(10-)

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?(2ч)

Урок-беседа.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

Порождающая энергия искусства — пробуж-дение чувств и сознания, способного к про-рочеству. Миф о Касандре. Использова-ние иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средства-ми искусства о социальных опасностях. Ху-дожественное мышление в авангарде нау-ки. Научный прогресс и искусство. Предви-дение сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. 

Называть сказки, народные предания, леген-ды, персонажи   которых предвосхитили явле-ния и события будущего. Выявлять иносказа-ния, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искус-ства. Давать эстетическую оценку произведе-ниям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождаю-щим жизнь человека.  Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства. Пользоваться справочной литературой.

Приводить примеры научного значения худо-жественного знания. Интерпретировать худо-жественные образы произведений разных искус-ств и выявлять их идеи с позиций сегодняшнего дня. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в диалоге при  обсуждении работ, аргументированно доказывать свою позицию.

Ж.-Э. Лиотар- картина «Шоколадница»

Ж. Верн - роман «20 тысяч лье под водой» 

А. Толстой - роман «Гиперболоид инженера  

                       Гарина»

В. Кандинский – теория влияния цвета на

                              эмоции

М. Ромма – фильм «Девять дней одного года» 

Д. Гранин – роман «Иду на грозу»

В. ван Гог - картина «Звездная ночь»

И.-С. Бах фуга (разновременно вступающее          

                      многоголосие) 

м/медия 

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

45 - М. Мусоргский  Избушка на курьих ножках

Фономуз8кл-Раздел 3-

02 -  О, мое солнце!  

03 - Дж. Россини  Agnus Dei

Входной

фронтальный

Стр.122-123

т.з.стр.121

Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении современного искусства (изоб-

разительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество бу-

дущего.

2

(11)

Комбинированный урок.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

м/медия 

Фономуз9кл-Раздел 1-

46 - И.-С. Бах   Фуга до мажор

47 - Д. Гранин  Могила Баха

49 - Э. Артемьев  «Солярис слушает Баха»

Текущий групповой

Стр.124-125

 

3

7

(12)

Предсказание в искусстве.(1ч)

Комбинированный урок.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

Предсказание грядущих событий.  Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения худож-никами своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к прови-дению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Выявлять жизненные ассоциации искусства.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Участвовать в разработке музыкально-литера-турного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Альбрехт Дюрер - серия гравюр «Апокалипсис»

Борис  Кустодиев - картина «Большевик»

Чарльз Айвз - пьеса для оркестра «Космический

                        пейзаж»

Аристарх Лентулов - картины «Москва» ,  

                                     «Василий Блаженный»

             «Звон. Колокольня Ивана Великого».

м/медия 

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

50 - Янис Лусенс  Zodiac

55 - Н.Рубцов  О Московском Кремле

56 - М. Цветаева  Семь холмов - как семь колоколов

51 -  Пасхальный трезвон

52 -  Набат

53 -  Будничный звон

Текущий устный

Стр.126-129

т.з.стр.127

Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).

4

8

(13-)

Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый.(3ч)

Урок-беседа.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий в искус-стве. Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Размышлять о соотношении науки и искусства. Интерпретировать художественные образы современных гравюр, произведений абстрактного искусства, музыкальных произведений разных жанров. Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Леонардо да Винчи - модель летательного                            

                                       аппарата

Оноре де Бальзак - эпопея «Человеческая

                                    комедия»,

Жюль Верн- «Путешествие на Луну»

Лев Термен - изобрел терменвокс —                  

                      электромузыкальный инструмент      

м/медия 

Фономуз9кл-Раздел 1-

54 - С. Рахманинов  «Вокализ»

Текущий устный

Стр.130-131

т.з.стр.131

Создайте средствами искусства (по выбору учащихся) композицию, отражающую представления о будущем России, мира.

5

(14-)

Комбинированный урок.

Постижение художественных образов раз-личных видов искусства, освоение их худо-жественного языка.Поиск новых выразите-льных возможностей языка искусства: цвето-музыка, музыкальные инструменты,компью-терная музыка, лазерные шоу.Авангард в му-зыке как отражение жизненных противоре-чий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее вырази-тельные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Выявлять жизненные ассо-циации музыки. Осуществлять компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звуко-сочетаний) на выбранную тему. Создавать цветовую партитуру музыкального фрагмента.

диссимметрия(не симметрия) -частичное  

                            отсутствие симметрии.

антисимметрия, т. е. против (противопо-

                                   ложно) симметрии.

Мауриц Эшер - художник и геометр- гравюра

                           «День и ночь» 

   

Приводить примеры научного значения худо-жественного знания. Представлять  явление в виде исходящих от него энергетических потоков, как это делали художники-лучисты.Подбирать музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.

Михаил Ларионов - «Лучистый пейзаж»-

           основал абстрактное течение - лучизм -  

 энергетические потоки,  идущие от предметов 

Робер Делоне - «С уважением к Блерио» -

            оптического восприятие  формы и цвета

Павел Филонов- «Формула Вселенной»-      

            движение субатомных  частиц

м/медия

Текущий устный

Стр.132-133

т.з.стр.133

Послушайте на компьютере образцы классической, элект-ронной и популярной музыки, включив фун-кцию «зрительные образы». Подберите созвучный музыке образ.

6

(15)

Комбинированный урок.

Традиции и новаторство в искусстве. Пред-ставление о художественных направлениях в искусстве XX в. Выявление скрытого проро-чества будущего в произведениях современ-ного искусства ( литературы, кино, театра)

Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя).

Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя).

м/медия

Текущий устный

Стр.134-135, худ.м-л

т.з.стр.135

Представить какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических потоков. Подобрать

музыку, ассоциирую-щуюся с этой композицией.

7

9

(16)

Обобщение по теме: «Искусство предвосхищает будущее»(1ч)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - зачёт.

Тест. Творческая работа т.з.1, 3 стр.135

Обобщение представлений о роли искусства в предвосхищении будущего. Выявление скрытого пророчества будущего в произ-ведениях  искусства. Создание художест-венного замысла и воплощение эмоцио-нально-образного содержания в творчес-кой работе, используя разные виды симметрии, антисимметрии.

Обобщать и систематизировать знания. Объяс-нять и оценивать свои впечатления от произве-дений искусств. Узнавать и называть, предлага-емые (знакомые по урокам) произведения искус-ств. Развивать интерес к произведениям искус-ств. Создавать эскиз герба, товарного знака или эмблемы используя разные виды симметрии. Выполнять декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изо-бражения(по типу гравюр М.Эшера). Органи-зовывать выставку лучших работ. Обсуж-дать и анализировать  работы с  точки зрения выражения содержания в работе.

Итоговый фронтальный

9кл.3чет.                                                                          Дар созидания. Практическая функция  (10 часов)

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся                       

        Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

10

(17)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.(1ч)

Урок-лекция.

Эстетическое формирование архитекту-рой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Характеризовать значимость искусства в эсте-тическом формировании окружающей среды.

Изучать облик своего города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда. Пользоваться справочной литературой. Разби-раться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн). Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки; составлять музыкально-литературные композиции для пре-зентации проектов на школьной конференции. Сотрудничать в процессе создания общей творческой работы.

промышленное искусство- форма человеческой  

      деятельности, цель которой - эстетическая        

                      организация окружающей человека        

                       предметной среды

техническая эстетика- научная дисциплина,      

         изучающая закономерности формирования  

         гармоничной предметной среды жизни и  

         деятельности человека методами и

         средствами дизайна.

дизайн- творческая деятельность, цель которой - формирование гармоничной предметной среды,  удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

м/медия 

Фономуз9кл-Раздел 1-

60-Ф.Лемарк«В Париже  

61 -  Гимн        

        Великобритании  

59 - И.Дунаевский, слова М.Лисянского  «Моя Москва»

Входной устный Стр.136-137

т.з.стр.137

Сделайте фотомон-таж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь

современного горо-да», «Реклама в нашем городе», «Магазины: убранст-во и интерьеры»,

«Фонари на улицах города», «Музыка на городских  праздни-ках», «Традиции и современность в облике моего города».

2

11

(18)

Архитектура исторического города.(1ч)

Урок- путешествие.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

Соотносить исторические архитектурные пост-ройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др. Объяснять значение терми-нов, связанных с градостроительством. Пользо-ваться словарями по искусству. Описывать осо-бенности изображений городов на старинных гра-вюрах. Определять общее и особенное в музыке и архитектуре.

Архитектура- искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формиро-вания среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Афинский Акрополь, средневековый город, кахедральный собор, детинец, медресе

м/медия 

Фономуз9кл-Раздел 1-

58 - Р. Глиэр  Гимн великому городу

Текущий устный

Стр.138-141

т.з.стр.141

Нарисуйте  план-схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европей-ского, восточного города (по выбору).

3

12

(19)

Архитектура современного города. (1ч)

Урок-экскурсия.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура

Соотносить современные архитектурные построй-ки с их функциями в городском ландшафте, с кли-матическими условиями; определять особенности материала и др. Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах. Изучать облик своего города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортив-ной или детской игровой площадки.

Шарль Ле Корбюзье - французский архитектор  

                             — использовал сборные модули

монументальная живопись и декоративная скульптура.

Пьер Шеффер  — французский композитор,    

               автор термина «конкретная музыка» 

                                             (коллажная техника)

Оливье Мессиан — французский  композитор                    

            «Каталог птиц» (музыка из записанного                

                                            нотами пения птиц)

м/медия

Фономуз9кл-Раздел 1-

62 - О. Мессиан  Пробуждение птиц

Текущий устный

Стр.142-145

т.з.стр.145

Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; приду-майте дизайн интерь-ера школьной рекреа-ции, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).

4

13

(20)

Специфика изображений в полиграфии.(1ч)

Урок-вернисаж.

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги.

Иллюстрации к книгам. Журнальная графика.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе – по выбору учителя).

Понимать особенности художественного оформ-ления, иллюстрирования книги, журнала. Анали-зировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особенности музы-кальной иллюстрации.Разрабатывать идею фрагмента макета сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.

полиграфическая промышленность

книжная графика

Гранвиль - французский график — иллюстрации  

                 к роману «Робинзон Крузо» (Д. Дефо),

Г. Доре - французский график -иллюстрации к

                 роману «Дон Кихот» (М.Сервантес),

    «Приключения барона Мюнхаузена» (Р.Распе)

М. Врубель - русский художник- иллюстрации к

                           поэме «Мцыри» М.Лермонтова

А. Бенуа - русский художник- иллюстрации к  

                 «Пиковая дама», «Медный всадник»,          

                      «Капитанская дочка» (А. Пушкин)

 В. Фаворский - русский график- иллюстрации к

                     многим произведениям литературы

Г. Свиридов - русский композитор - «Музыкаль-

             ные иллюстрации к повести «Метель»  

                                                             (А. Пушкин)

К. Караев - русский композитор- «Симфони-

           ческие гравюры к роману «Дон Кихот» 

                                                    (М. Сервантеса)

журнальная графика

м/медия

 Фономуз9кл-Раздел 1-

57- А.Пушкин«Медный

       всадник»(фрагмент)

63-К.Караев«Дон Кихот

65-             «Кавалькада»

71-М.Лермонтов  

        «Демон»(фрагмент)

72 - А.Рубинштейн    

         «Ария Демона»  

Текущий групповая

Стр.146-151

т.з.стр.149, 151

 (по выбору)

Найдите иллюстра-ции, выполненные разными художниками, к вашему любимому произведению с изобра-жением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его.

5

14

(21)

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.(1ч)

Урок - консультация

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало вни-мание людей.На рубеже ХIХ—ХХ вв. вмес-те с развитием промышленного производ-ства возник дизайн. Дизайнеры-это худож-ники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различ-ных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Пользоваться справочной литературой, опре-делять стили дизайна(классицизм, модерн, мини-мализм, хай-тек и др.). Анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства

Дизайн - проект, замысел — термин, обознача-      

             ющий различные виды проектировочной  

             деятельности

Модерн — стиль в искусстве (Англия)  

Чарлза Макинтош- шотландский архитектор          

                                    и дизайнер

Сальвадор Дали - испанский художник -

                            «Женская шляпка в виде туфли»

м/медия 

Модуль ФЦОР

тематический

презентация

Стр.152-155

т.з.стр.155

(по выбору)

Выполните проект какого-либо предмета быта — посуды или мебели (рисунок-эскиз предмета, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.).

6

15

(22)

Декоративно-прикладное искусство.(1ч)

Урок-беседа с опорой на знания учащихся.

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Анализировать символику орнаментов на раз-личных произведениях декоративно-прикладного искусства. Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства. Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. Готовить аль-бом, компьютерную презентацию для учащихся класса. Готовить с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства раз-ных жанров. Продумывать музыкальное сопро-вождение. Подбирать образцы устного народно-го творчества. Проводить экскурсии по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

народные промыслы

м/медия

текущий

индивидуальный

Стр.156-161

т.з.стр.161

(по выбору) 

Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка» и др.

7

16

(23-)

Музыка в быту.  Массовые, общедоступ-ные искусства.(2ч)

Урок-фестиваль.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов

компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Определять принадлежность музыкального произ-ведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содер-жание, эмоциональный строй, средства вырази-тельности.Подбирать музыкальные записи. Со-ставлять перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам:«Классическая    музыка»,«Народная музыка»,«Современная музы-ка».Сравнивать его с перечнем других учеников. Выявлять художественные предпочтения. Разра-батывать содержание танцевального конкурса или дискотеки(«От гавота до брейк-данса»). Придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху.

Музыка серьезная, легкая музыка, песни, танцевальная музыка, марш

м/медия 

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

66 - Африканские барабаны

67 - Ритуальный танец американских индейцев

73 -  Камаринская  

75- Л.Боккерини Менуэт

76-М.Огинский Полонез  

68- С.Джоплин  Рэгтайм

77 - В. Монти  Чардаш

78 - М. Равель   Болеро

70 - Л. Армстронг  Body

                  and Soul

80 - А. Дворжак  Славянский танец № 2

82 - А. Хачатурян  Вальс  

83- Ж.Оффенбах Канкан

84- Ф.Мендельсон          

        Свадебный марш

Текущий устный

Стр.162-165

т.з.стр.165

(по выбору) 

 

Составьте музыкаль-ную композицию для проведения праздника, посвященного Дню Победы («А музы не молчали»). Подумайте о художественном оформлении  — плакаты, афиши, пригласительные билеты и пр.

8

(24)

Урок-презентация

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

Знать принципы работы фотоаппарата. Созда-вать портретную галерею учителей и одноклас-сников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.Систематизировать теле-визионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

.

фотография -  «светопись»,

художественная фотография,

документальная фотография,

братья Луи Жан и Огюст Люмьер - изобрели  

         кинематограф  — искусство движущихся  

                                         фотографий  (Франция)

телевидение - «далеко вижу»

м/медия

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

87 - А.Кролл  Рэгтайм

88 - А.Кролл, М. Минков  Фокстрот

90 - В. Дашкевич  Увертюра

Текущий устный

Стр.166-173

т.з.стр.173

(по выбору) 

Придумайте неболь-шой, но увлекательный сценарий (смешной, грустный, поучитель-ный и т. д.) фильма или мультфильма. Сделайте его раскад-ровку.  Подберите к нему музыкальное сопровождение.

9

17

(25)

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.(1ч)

Урок- собеседования.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).

Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении

Знать жанры киноискусства.Приводить примеры.

Знать лучшие фильмы отечественного кинема-тографа.Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных,ли-тературных образов.На основе анализа кинофиль-мов формулировать вопросы для дискуссий на темы:«Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поисках жизненного смысла

художественный фильм

 М.Колотозов(режиссер),С.Урусевский(оператор)-             

                                  -фильм «Летят журавли»

В. Розов- драматург - пьеса «Вечно живые»,

Энио Морриконе —кинокомпозитор (Италия)

м/медия 

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

85 - Э. Морриконе, мелодия из к/ф «Профессиионал»  

86 - Э. Морриконе  «Капли дождя падают на мою голову»

Стр.174-179

т.з.стр.179

(по выбору) 

10

18

(26)

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.(1ч)

Урок - дискуссия.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.

Анализировать средства  художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния искус-ства человека. Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Томазо Альбинони - итальянский композитор и

                                  скрипач XVIII в.- «Адажио» 

       (адажио для органа и струнных соль минор) 

Г.Бардин — русский режиссер - мультфильм  

                                       «Адажио»

м/медия 

Модуль ФЦОР

Фономуз9кл-Раздел 1-

91- Т.Альбинони  

           «Адажио»

92- Т.Альбинони    

  «Адажио»(С.Брайтман)

93- Т.Альбинони    

  «Мгновения»(Н.Басков

94- Т.Альбинони      

     «Адажио»(Л.Фабиан)  

Тематический устный

Стр.180-181

Провести исследования на тему «Влияние классической / популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных»

9кл 4чет.                                                                          Искусство и открытие мира для себя  ( 8 часов)                                            

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся                       

        Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

Вид контроля Домашнее задание Художественно-творческое задание

план

факт

1

19

(27)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.(1ч)

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок -  беседа.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями раз-личных видов искусства. Изображение раз-личных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Сим-метрия и асимметрия в искусстве и науке.

Современный человек живет в сложном и

загадочном мире, ставящем перед ним поч-ти каждый день множество вопросов, на ко-торые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события.

Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетичес-кой, ценностно-ориентирующей). Иметь пред-ставление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические), музыка, литература, театр, кино и др.

Представлять   значение  разнообразных  яв-лений  культуры и искусства для формирова-ния духовно-нравственных ориентации совре-менного человека. Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

м/медия

презентация

входной устный 

Стр.182-183

2

20

(28)

Литературные страницы.(1ч)

Урок — дискуссия.

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Известные писатели и поэты о предназна-чении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

Называть символы красоты в жизни, человечес-ких взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей. Понимать функции      искусства (социально-ориентирующая, практи-ческая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее др.) Ориентиро-ваться в  окружающем  культурном пространст-ве; понимать значимость народного, классичес-кого искусства в их соотношении с массовой культурой.Понимать особенности художест-венного языка разных видов искусства.

м/медия

Модуль Литературные образы

Фономуз9кл-Раздел 1-

95-К.Дебюсси«Сиринкс»

Тематический устный 

Стр.184-185

3

21

(29-)

Исследовательский проект

«Пушкин – наше все» (6ч)

Урок - практикум.

Защита проекта.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..

•   Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,

образцы декоративно-прикладного искусства,детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).

• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

• Театр и А. С. Пушкин.

• Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

•   Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюже-ты его произведений.

• Мультипликация: образы сказок

   А.С. Пушкина.

•   Деятельность культурных, общест-венных организаций, связанных с именем  

А. С. Пушкина.

• Астрономиялогия: малая планета 2208 Pushkin.

• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей). Осуществлять самостоятельный поиск и  об-работку информации в области искусства, ис-пользуя современные технологии. Выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего. Реализовы-вать совместные творческие идеи в проектной деятельности. Анализировать и оценивать процесс и результат собственного художествен-ного творчества. Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при орга-низации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

м/медия

детские работы предидущих лет

Модуль:

«Литературные образы в музыке.

«Опера Н.А. Римского-Корсакова  "Сказка о Царе Салтане"

Презентация на музыку П.Чайковского

«Октябрь» из цикла «Времена года»

Текущий групповой

Стр.186-190

Подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем.

4

(30-)

5

(31-)

6

(32-)

7

(33-)

8

-34

 Итоговый фронтальный

Изучение предмета «Искусство»  в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования) направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
  • обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
  • обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
  • разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
  • освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
  • расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.

В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:

  • обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;
  • углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;
  • воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;
  • овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;
  • освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личные результаты.

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

  • обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
  • обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
  • инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
  • наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
  • умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
  • соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
  • сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
  • активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
  • участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

  • понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
  • общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
  • самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
  • соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
  • оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
  • расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
  • усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и  норм социального поведения;
  • эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

  • постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
  • обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
  • освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
  • овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
  • многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
  • участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
  • эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"...

Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 3 класса УМК "Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 3 класса УМК "Enjoy English"...

Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 4 класса УМК "Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 4 класса УМК "Enjoy English"...

Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 5 класса УМК "Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 5 класса УМК "Enjoy English"...

Искусство 8-9 классы по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (материал для экзамена в 9 классе)

Из опыта работы примерные вопросы, задания для проведения экзамена по Искусству в 9 классе (в традиционной форме)...

Варианты вопросов на уроках искусства в 8 классе по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (из опыта работы)

Варианты вопросов для учащихся (из опыта работы) для полного усвоения тем уроков Искусства в 8 классе (для каждого класса)....

8кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....