Рабочая программа по курсу "В мире живописи" 8 класс
рабочая программа по мхк (8 класс) по теме
Данный курс направлен на изучение русской живописи 19-20 веков. Также в данном курсе рассматриваются факты биографии изучаемого художника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_mire_zhivopisi_8_klass.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Утверждена На заседании педагогического совета протокол №___ от ___.___. 2013г.
| «Утверждаю» Директор школы: _______________ О. Д. Буриличев Приказ от __________ № ________ |
Рабочая программа
по предмету
«ОЗВ» в 8 классе (Второй вид)
на 2013-2014 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Разработал: учитель русского языка и литературы Пучков Евгений Андреевич
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол №__ от ___.___. 2013г.
Рассмотрена на
методическом совете протокол №__ от ___.___.2013г.
Заместитель директора
по УВР: _________ /Буриличева Н.О./
Заместитель директора по УВР: ________ /Гребенщикова А.Г./
г.Тула, 2013г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по мировой художественной культуре и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по мировой художественной культуре.
В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме 35 часов. (1 раз в неделю) Курс «В мире живописи» предназначен для учащихся 13-16 лет.
Актуальность данного курса в том что, он:
- Содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;
- Способствует расширению знаний, связанных c культурой и искусством.
- Формирует начальные навыки работы с произведением искусства, которые способствуют развитию воображения и гуманитарного мышления;
- Способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
- Развивает познавательную активность учащихся; творческое и ассоциативное мышление.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс ОЗВ систематизирует знания о живописи, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программу начального образования на уроках изобразительного искусства, Формирует целостное представление о русской живописи второй половины девятнадцатого, начала двадцатого века, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение живописи развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму живописи позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса «В мире живописи» напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
Содержание программы данного курса базируется на принципе культурной доминанты с выделением наиболее ярких памятников русской живописи второй половины девятнадцатого, начала двадцатого столетия. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников живописи, наиболее знаковых для данной эпохи.
Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
Основная идея: Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с русской живописью 19 века.
Цели курса:
- освоение знаний о шедеврах русской живописи, созданных в данную художественно-историческую эпоху, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование понятий о данной художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их развития в истории человеческой цивилизации. Осознание роли и места Человека в русской культуре. Отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях искусства постижение интегративной связи русской живописи с другими видами искусства. ( В частности с музыкой и литературой);
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретном виде искусства;;
- воспитание художественного вкуса, развитие умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для: . выработки у школьника прочной и устойчивой потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни подготовка компетентного зрителя готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:
- информационно-коммуникационная технология;
- технология проблемного обучения;
- развивающая технология;
- тестовая технология,
Задачи:
- Познакомить с основными произведениями русских художников второй половины 19го века.
- Сформировать умения различать цветовую гамму, понимать сюжет, тему и идею картины.
- Содействовать развитию познавательного интереса к живописи, самостоятельности, творческих способностей учащихся;
- Продолжить работу по формированию образовательных компетенций в области культуры и искусства.
Структура курса
Содержание курса состоит из персоналий русских художников 19 века, включая их самые известные произведения. Основными содержательными линиями в изучении данного элективного курса являются:
- Биография изучаемого художника
- Знакомство и работа с картинами. Их сюжет, тема, идея. Сочетаемость цветов, История создания.
Методы и формы обучения
В рамках подготовки учащихся по курсу «В мире живописи» предполагается использование следующих форм обучения:
- беседа - обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ картин;
- фронтальная – синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретной картиной под руководством учителя;
- самостоятельная - подразумевает выполнение самостоятельной работы за компьютером, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
- Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, практические, частично-поисковая работа с планированием шагов поиска нужной картины.
Основные виды деятельности учащихся:
Содержание курса «В мире живописи» предполагает следующие виды деятельности:
- Репродуктивные:
- анализ картины с точки зрения ее цвета, идеи;
- изложение фактов биографии художника.
- умение пользоваться искусствоведческой терминологией и символикой
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- Продуктивные:
- Работа с информацией (поиск, анализ и обработка материала);
- Изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
Форма и средства контроля:
Формой отчетности и критериями, позволяющими оценить успехи в изучении данного курса обучающимися и учителя, являются:
- Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам устного опроса на каждом уроке, позволяющего судить о том, как усвоен пройденный материал.
- Итоговый контроль проводится в конце курса, когда учащиеся выполняют мини - тест в качестве зачетной работы.
Содержание курса.
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Владимир Лукич Боровиковский | 3 |
3. | Портрет как жанр живописи | 1 |
4. | Алексей Гаврилович Венецианов | 3 |
5. | Федор Яковлевич Алексеев | 3 |
6. | Аполинарий Михайлович Васнецов | 3 |
7. | Алексей Иванович Корзухин | 2 |
8. | Станислав Юлианович Жуковский | 2 |
9 | Григорий Григорьевич Мясоедов | 2 |
8. | Борис Михайлович Кустодиев | 2 |
10 | Ефим Ефимович Волков | 2 |
11 | Фирс Иванович Журавлев | 2 |
12 | Игорь Эммануилович Грабарь | 2 |
13 | Владимир Федорович Стожаров | 3 |
14. | Михаил Федорович Решетнев и Евгений Васильевич Фетисов. | 3 |
15 | Подведение итогов курса | 1 |
16 | ИТОГО | 35 |
Введение Реализм в русской живописи 18-начала 20вв.
Владимир Лукич Боровиковский Биография художника. В.Л. Боровиковский, как основоположник русского портрета. Развитие портрета в русской живописи. Творчество В.Л. Боровиковского. Портрет поэта Г.Р. Державина.
Алексей Гаврилович Венецианов Биография. Творчество А.Г.Венецианова. Картины «Спящий пастушок», «Крестьянские дети в поле». Картины «Гумно», «Мальчик, одевающий лапти».
Федор Яковлевич Алексеев Биография. Городской пейзаж в творчестве художника. Картины «Красная площадь в Москве», «Коломенское». Красота Петербурга в творчестве Ф.Я.Алексеева.
Аполинарий Михайлович Васнецов Биография. Тема старой Москвы в творчестве Васнецова. Картины «Москва при Иване Грозном», «Площадь Ивана Великого». Тема древней Руси в творчестве Васнецова. Беседа по картинам «Древнерусский город», «Новгородский торг».
Алексей Иванович Корзухин Биография А.И. Корзухина. Жанр бытовой живописи. Картины «Птичьи враги», «Воскресный день». Народная тема произведений.
Сергей Юлианович Жуковский Биография С.Ю. Жуковского. Обращение к теме интерьера. Картины «В старом доме», Гостиная с роялем».
Григорий Григорьевич Мясоедов Биография. Картины «Земство обедает», «Молебен на пашне о даровании дождя».
Борис Михайлович Кустодиев Биография Б.М. Кустодиева. Обращение к теме русского купечества. Картины «Московский трактир», «Купец».
Ефим Ефимович Волков Биография. Картины «Поле с ромашками», «Вечерний пейзаж».
Фирс Иванович Журавлев Биография. Анализ картин «Перед венцом», «Пасхальное угощение« Дети - нищие».
Игорь Эммануилович Грабарь И.Э.Грабарь -мастер русского пейзажа. Биография художника. Анализ картин И.Э..Грабаря «Февральская лазурь», «Зимнее утро», «Иней, восход солнца».
Владимир Федорович Стожаров Биография. Анализ картин В.Ф. Стожарова «У самовара», Натюрморт с яблоками». «Натюрморт с рябиной», «Лен», «Русская печь».
Михаил Федорович Решетнев и Евгений Васильевич Фетисов Современные художники –реалисты. Пейзажи и натюрморты в творчестве художников. Исторические портреты. Портрет русской певицы А.Д. Вяльцевой. Подведение итогов курса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения курса «ОЗВ (В мире живописи)» учащиеся должны:
Знать / понимать:
- основные жанры живописи;
- шедевры русской живописи девятнадцатого века;
- особенности языка живописи как вида искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с данной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания на уроке;
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики;
- самостоятельного художественного творчества.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
3. Электронный адрес: http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....
Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...
Рабочая программа. "История Древнего мира" 5 класс.
Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" составлена на основе авторской программы для 5-х классов. Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива...
Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс
Данная рабочая программа курса «история Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А....
Рабочая программа.История Древнего Мира. 5 класс.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по истории,Сайт http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838...