рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Юрчук Марина Владимировна

рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoriya_5_kl.docx53.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

ГОРОДА БЕЛАЯ КАЛИТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАССМОТРЕНО»

НА ЗАСЕДАНИИ

ШКОЛЬНОГО МО

ПРОТОКОЛ №_____

ОТ «____»_________2012 Г.

РУКОВОЛИТЕЛЬ МО ____________________

« СОГЛАСОВАННО»

НЕ ЗАСЕДАНИИ  ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

ПРОТОКОЛ №_____

ОТ «____»_________2012 Г.

«УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР МБОУ СОШ №17

____________/О.И.ШКОНДИНА

ОТ «____»_________2012 Г.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ЮРЧУК М.В

2012-2013 УЧ.ГОД

Структура рабочей образовательной программы по курсу

«история древнего мира» для 5 класса:

1.Пояснительная записка

2. УМК и дополнительная литература

3. Основное содержание предмета

4. Требования к уровню подготовки учащихся

5. Учебно-тематический план программы

6. Календарно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование. История. 5 А класс.

Тема урока

Ково

Тип урока

Характ-ка деят-сти учащихся или виды учебной деят-сти

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

Раздел 1. Введение (пропедевтический модуль) – 5 ч.

1.

Что и как изучает история

1 ч.

Вводный урок

История, раскопки, Древний мир, история России, древнейшие люди, исторические источники

Текущий

Объяснение смысла терминов урока. Рассказ об истории родного края. Работа с картой

Рисунки о родном крае

2.

Вспомогательные исторические дисциплины

1

Изучение нового материала

беседа

вопросы

Знать назначение и особенности вспомогательных исторических наук

В тетради

3.

Лента времени

1 ч.

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом

Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до н.э. Рождество Христово, исторический факт

Текущий

Объяснение смысла терминов. Объяснение, как велся счет лет в истории. Определение века и подсчета исторического времени

В тетради

4.

Географические названия – свидетели прошлого

1 ч.

Урок-экскурсия

Практическая работа с картой

Текущий. Решение исторических задач .

Уметь определять  по карте исторические и географические названия

5.

История на карте

1 ч.

Урок -путешествие

Историческая карта, стороны света, условные знаки

Текущий

Ориентироваться по карте. Показывать необходимые объекты на карте. Объяснять карту, используя условные знаки

Общее и различие исторической и географиче-ской карты

Раздел 1. История Древнего мира

Часть  1. Жизнь первобытных людей и их открытия – 6 ч.

6

Первые люди на земле

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Предки человека. Древние орудия труда. Покорение огня

Работа с учебником

Рассказать о расселении древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять, чем занимался, какими орудиями труда пользовался

Учебник, § 1

7

Родовые общины охотников и собирателей

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Неандертальцы и кроманьонцы. Родовые общины

Фронтальный

Описывать портрет человека разумного

Учебник, § 2

8

Искусство и религия первобытных людей

1 ч.

Урок - путешествие

Возникновение искусства и религиозных верований

Рабочая тетрадь зад№1

Объяснять причину появления верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства

Учебник, § 3

9

Возникновения земледелия и скотоводства. “Неолитическая революция”

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству

Текущий

Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Объяснять смысл исторических понятий: оседлый образ, ремесло, гончарный круг, ткацкий станок

Учебник, § 4

10

Появление неравенства и знати

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Древние города. Переход к цивилизации. От бронзового века к железному

Раб.тетр. зад№2

Рассказать о древнейших городах. Указывать признаки первых цивилизаций

Учебник, § 5

11

Повторение по разделу 1 “Первобытный мир”

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации

Контрольная работа № 1

« Первобытный мир»

Определять необходимый ответ из ряда предложенных

Часть 2. Древний Восток – 17 ч.

12.

Древний  Египет : природные условия, население

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Древний Египет. Местоположение и природные условия, население, труд, быт, письменность

Работа с учебником

Описывать природные  условия и образ жизни егептян.

Учебник, §6

13.

Как жили земледельцы и ремесленники из Египта

1 ч.

Урок усвоения нового материала

В чем отличие жизни земледельцев от горожан, вельмож

Раб. Тетр. зад №3

Работать с текстом учебника, анализировать документы.

Учебник, § 7

14

Жизнь египетского вельможи

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Анализ источников

фронтальный

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных  групп

Учебник, § 8

15

Военные походы фараонов

1 ч.

Урок -практикум

Работа с картой

Текущий

Уметь читать историческую карту

Учебник, § 9, раб.тетр. зад№ 4

16

Религия древних египтян

1 ч.

комбинированный

Анализ источников

Фронтальный, раб.тетр зад.№ 5

Пересказ текста учебника, сравнивать религиозные верования первобытных люей и египтян

Учебник, § 10

17-18

Культура Древнего Египта

2ч.

Урок-путешествие  

Достижения культуры и религии

Сообщения, презентации по теме.

Назначение пирамид, гробниц. Вера в загробную жизнь.

Учебник, § 11-12

19

Обобщающий урок “ Древний Египет”

Урок –обобщения

Тестовая работа « Древний Египет»

20

Древнее Двуречье

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Работа с картой

Работа с учебником

Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья

Учебник, §13

21

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Работа с историческими документами

Текущий

Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи

Учебник, § 14

22

Финикийские мореплаватели

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Финикия, население и его занятость; ремесла, торговля, религия

Работа с учебником , раб.тетр. №9

Образ жизни и занятия жителей стран Средиземноморья. Знать понятия: колонии, алфавит, буква, пурпур

Учебник, § 15

23

Библейские сказания

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Ознакомить уч-ся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру – создание первой монотеистической религии

Текущий

 Умение давать развернутый ответ и отзыв на него, работа с разными источникам информации Знать понятия: Библия, Ветхий Завет, Яхве

Учебник, § 16

24

Древнееврейское царство

Урок усвоения нового материала

Ознакомить уч-ся с библейскими сказаниями о героях, показать их положительные качества

Фронтальный опрос

Умение составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов

Учебник, § 17

25

Ассирийская военная держава

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Ассирийская армия. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия – «логовище львов».

Раб.тетр. № 10

Определять хронологические рамки. Знать понятия: империя, таран, деспотия

Учебник, §18

26

Персидская держава

1 ч.

Урок -практикум

Анализ текста учебника.

Работа с учебником, раб.тетр № 12

Умение читать историческую карту

Учебник, § 19

27

Природа и люди Древней Индии

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Работа по карте.

Текущий

Называть хронологические рамки, рассказывать об особенностях природных условий Индии. Касты, джуны, веды.

Учебник, § 20

28

Индийские касты

1 ч.

Урок практикум

Работа в группах с текстом, анализ источников.

Текущий

Давать самостоятельную оценку явлениям

Учебник, § 21, раб.тетр № 13

29

Природа и люди Китая. Конфуций

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Работа по карте

Текущий

Понятийный диктант

Определять хронологические рамки, показывать по карте

Учебник, § 22

30

Государство в Древнем Китае

Урок усвоения нового материала

Самостоятельная работа с текстом учебника

Текущий

Делать выводы на основе текста.

Учебник, § 23, раб.тетр № 14

31

Урок  повторения и обобщения “ Древние цивилизации Азии”

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа № 2

«Древний Восток»

 Древняя Греция – 18 ч.

32

Греция и Крит

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Страна греков. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите. Ахейская Греция

Работа с учебником

Рассказывать о природных условиях Древней Греции, о населении и их занятиях

Учебник, § 24

33

Микены и троя

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Самостоятельная работа с текстом

Текущий

Пересказ текста учебника, уметь читать историческую карту

Учебник, § 25

34

Религия древних греков

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Работа с иллюстрациями, с текстом

фронтальный

Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, мифы о них. Осознание закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от природы.

Учебник, § 28

35

Аттика: развитие земледелия, ресмесла, торговли

1 ч.

Урок усвоения нового материала

 Выявить причины возникновения греческих полисов, усвоить понятия полис, демос, ареопаг, архонты

Текущий

Умение использовать исторические документы как источник знаний

Учебник, § 29

36

Зарождение демократии в Афинах

1 ч.

Подвести уч-ся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, усвоить понятия демократия, реформы

Текущий

Умение читать карту, работать с текстом, анализировать иллюстрации

Учебник, § 30

37

Древняя Спарта

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Изучить общественный и государственный строй Спарты по сравнению с Афинами.

Текущий

Умение сравнивать, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ

Учебник, § 31

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Р.К

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Ознакомить уч-ся с основными направлениями греческой колонизации

фронтальный

Умение читать карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ

Учебник, § 32подготовить сообщения об олимпийских играх

39

Олимпийские игры в древности

О.О

1 ч.

Урок -путешествие

Проследить историю Олимпийских игр, формирование первых спортивных традиций.

Сообщения  , раб.тетр № 20

Пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта

Учебник, § 33

40

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1 ч.

медиаурок

Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, выявить причины победы греков в Марафонской битве.

Текущий

Умение по плану описывать битву

Учебник, § 34-35

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1 ч.

Урок -экскурсия

Показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии

Текущий

Формирование умений обобщать отдельные события

Учебник, § 36

42

В городе богини Афины.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства

Фронтальный опрос

Умение описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины

Учебник, § 37,раб

43.

В афинских школах и гимназиях

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования

Текущий

Воспитывать чувство прекрасного

Учебник, § 38

44

В театре Диониса

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Выявить особенности древнегреческого театра: пьесы, актеры, устройство

Текущий

Воспитывать чувство прекрасного

Учебник, § 39

45

Афинская демократия при Перикле

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Углубить знания об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла

Раб.тетр №22

Умение анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы

Учебник, § 40, сообщение об Александре Македонском

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Подвести уч-ся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии

Текущий

Умение использовать исторические документы как источник знаний

Учебник, § 41

47

Поход Александра Македонского на Восток

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Изучить восточный поход греко-македонских войск, выявить причины гибели персидского царства и образования державы Александра Македонского

Раб.тетр №24

Продолжить формирование умения на основе документальных источников и текста документов давать характеристику событиям и их участникам.

Учебник, § 42

48

В Александрии Египетской

Выявить причины гибели персидского царства и образования державы Александра Македонского

Умение работать с картой, составлять рассказ

Исторический  диктант

Учебник, § 43

49

Урок повторения и обобщения по теме “цивилизация Древней Греции”

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа  №3 « Древняя Греция»

Проверка знаний по разделу «Древняя Греция»

 Древний Рим – 20 ч.

50

Древнейший Рим.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Легенда об основании Рима. Римские цари. Первые римляне.

Работа с учебником

Излагать легенду основания Рима

Учебник, § 44, раб тетр № 27

51.

Завоевание Римом Италии

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Изучить историю завоеваний Рима, сравнить управление Римской республикой и Афинами

Текущий

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

Учебник, § 45

52

Устройство Римской республики

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Обеспечить усвоение уч-ся понятия «республика», подвести к пониманию управления римской республикой, расширить знания о государстве.

Фронтальный  

Обобщать отдельные события и делать выводы

Учебник, § 46

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Подвести учащихся к пониманию причин и характера войны Рима с Карфагеном

Текущий

Делать отзыв на рассказ одноклассника

Учебник, § 47

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

 ч.

Урок усвоения нового материала

Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, подвести итог по образованию Римской державы

Исторический диктант

Умение логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.

Учебник, § 48

55

Рабство в Древнем Риме

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Ознакомить уч-ся с положением рабов в Древнем Риме.

Текущий

Умение составлять план

Учебник, § 49

56

Земельный закон братьев Гракхов

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Ознакомить уч-ся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов

Фронтальный опрос

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп

Учебник, § 50

57

Восстание Спартака

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Выяснить причины восстания и его поражения. Дать оценку личности Спартака.

Работа с учебником , раб.тетр стр 60.

Анализировать изучаемые события

Учебник, § 51

58

Единовластие Цезаря

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Подвести уч-ся пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме

Текущий

Умение использовать исторические документы как источник знаний

Учебник, § 52

59

Установление империи

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Выяснить причины падения республиканского строя в Риме, обеспечить усвоение уч-ся понятия «империя»

Текущий

Диктант с ошибками

Изменения в римской армии ,Октавиан и Антоний Изучить правление Октавиана Августа, рассказать о деятельности первого императора Рима

Учебник, § 53

60

Соседи Римской империи

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Занятия  германцев и славян в нач 1 в.

Работа с учебником

Учебник, § 54

61

В Риме при императоре Нероне

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Показать усиление императорской власти в Риме после правления Октавиана Августа

Умение давать оценку историческому деятелю

Учебник, § 55

62

Первые христиане и их учение

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Рассказать о возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви

Текущий

Умение проводить сравнительный анализ

Учебник, § 56

63

Расцвет империи во 2 в.

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Познакомить учащихся с достижениями древних римлян

Раб.тетр. №33

Умение работать в группах

Учебник, §57

64

«Вечный город» и его жители

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Совершить виртуальную экскурсию в «Вечный город»

Текущий

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Учебник, § 58

65

Римская империя при Константине

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Показать изменение характера императорской власти при Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской империи.

Текущий

Умение анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы

Учебник, § 59

66

Взятие Рима варварами

1 ч.

Урок усвоения нового материала

Подвести уч-ся к пониманию причин падения Римской империи

фронтальный раб.тетр № 35

Умение работать с картой, составлять рассказ

Учебник, § 60

67

Обощающий урок

“ Цивилизация древних Римлян”

1 ч.

Проверка и закрепление изученного материала

Контрольная работа № 4 « цивилизация Древних Римлян»

68

Особенности цивилизации Греции и Рима

1 ч.

Повторительно-обобщающий урок

 Раб тетр. № 38, 39

Презентации, доклады

69

Семь чудес света

1

Урок-путешествие

Рассказать о знаменитых памятниках культуры

70

Вклад народов в мировую культуру

1 ч.

Систематизация полученной информации в ходе изучения курса « История Древнего мира»

Содержание программы

5-й класс

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (70 ч)

Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Содержание.

Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (5 ч.) 

Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний. Географическая карта, историческая карта.

Тема 1. Первобытный мир (6 ч.) 

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 ч.) 

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока 

Тема 2. Древний Египет (8 ч.) 

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства. 

Тема 3. Древние цивилизации Азии (12 ч.) 

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета. 

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 ч.) 

Модуль 3. Первая цивилизация Запада 

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (18 ч.) 

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль). 

Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания. 

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Модуль 4. Империи эллинов и римлян. (17ч.)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (2 ч.) 

1.1. Объяснять смысл терминов «дон. э.», «н. э.».

2.1. Называть имена:

 а) наиболее известных правителей;

 б) основателей мировых религий;

 в) представителей и памятники культуры древнего мира.

3.1. Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.

4.2. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

4.3. Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.

5.2. Называть характерные, существенные черты:

5.2.1. политического строя в государствах древности;

5.2.2. положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

5.2.3. религиозных верований людей в древнем мире.

5.4. Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.

Учебно-тематический план программы

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

Дата проведения

1

Что изучает история

5

Фронтальный опрос

2

Жизнь  первобытных людей

6

Контрольная работа № 1

3

Древний Египет

8

Контрольная работа № 2

4

Древний Восток

12

Контрольная работа № 3

5

Древняя Греция

18

Контрольная работа № 4

6

Древний Рим

18

Контрольная работа № 5

7

Эпоха Древнего мира

3

Контрольная работа №5

итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5

Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/

Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...

Рабочий лист- Древняя Греция-Ἀκρόπολις

Рабочий лист- Древняя Греция-Ἀκρόπολις...

Рабочий лист- Древняя Греция-Ελληνικό αλφάβητο

Рабочий лист- Древняя Греция-Ελληνικό αλφάβητο...

Рабочий лист- Древняя Греция-Κεραμεικός

Рабочий лист- Древняя Греция-Κεραμεικός...