рабочая программа "История древнего мира" 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
рабочая программа для 5 класса к учебнику "История древнего мира" А.А Вигасин, Г. Годер расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoriya_5_kl.docx | 53.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
ГОРОДА БЕЛАЯ КАЛИТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАССМОТРЕНО» НА ЗАСЕДАНИИ ШКОЛЬНОГО МО ПРОТОКОЛ №_____ ОТ «____»_________2012 Г. РУКОВОЛИТЕЛЬ МО ____________________ | « СОГЛАСОВАННО» НЕ ЗАСЕДАНИИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ПРОТОКОЛ №_____ ОТ «____»_________2012 Г. | «УТВЕРЖДАЮ» ДИРЕКТОР МБОУ СОШ №17 ____________/О.И.ШКОНДИНА ОТ «____»_________2012 Г. |
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ЮРЧУК М.В
2012-2013 УЧ.ГОД
Структура рабочей образовательной программы по курсу
«история древнего мира» для 5 класса:
1.Пояснительная записка
2. УМК и дополнительная литература
3. Основное содержание предмета
4. Требования к уровню подготовки учащихся
5. Учебно-тематический план программы
6. Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование. История. 5 А класс.
№ | Тема урока | Ково | Тип урока | Характ-ка деят-сти учащихся или виды учебной деят-сти | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
Раздел 1. Введение (пропедевтический модуль) – 5 ч.
1. | Что и как изучает история | 1 ч. | Вводный урок | История, раскопки, Древний мир, история России, древнейшие люди, исторические источники | Текущий | Объяснение смысла терминов урока. Рассказ об истории родного края. Работа с картой | Рисунки о родном крае | |
2. | Вспомогательные исторические дисциплины | 1 | Изучение нового материала | беседа | вопросы | Знать назначение и особенности вспомогательных исторических наук | В тетради | |
3. | Лента времени | 1 ч. | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до н.э. Рождество Христово, исторический факт | Текущий | Объяснение смысла терминов. Объяснение, как велся счет лет в истории. Определение века и подсчета исторического времени | В тетради | |
4. | Географические названия – свидетели прошлого | 1 ч. | Урок-экскурсия | Практическая работа с картой | Текущий. Решение исторических задач . | Уметь определять по карте исторические и географические названия | ||
5. | История на карте | 1 ч. | Урок -путешествие | Историческая карта, стороны света, условные знаки | Текущий | Ориентироваться по карте. Показывать необходимые объекты на карте. Объяснять карту, используя условные знаки | Общее и различие исторической и географиче-ской карты |
Раздел 1. История Древнего мира
Часть 1. Жизнь первобытных людей и их открытия – 6 ч.
6 | Первые люди на земле | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Предки человека. Древние орудия труда. Покорение огня | Работа с учебником | Рассказать о расселении древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять, чем занимался, какими орудиями труда пользовался | Учебник, § 1 | |
7 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Неандертальцы и кроманьонцы. Родовые общины | Фронтальный | Описывать портрет человека разумного | Учебник, § 2 | |
8 | Искусство и религия первобытных людей | 1 ч. | Урок - путешествие | Возникновение искусства и религиозных верований | Рабочая тетрадь зад№1 | Объяснять причину появления верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства | Учебник, § 3 | |
9 | Возникновения земледелия и скотоводства. “Неолитическая революция” | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству | Текущий | Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Объяснять смысл исторических понятий: оседлый образ, ремесло, гончарный круг, ткацкий станок | Учебник, § 4 | |
10 | Появление неравенства и знати | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Древние города. Переход к цивилизации. От бронзового века к железному | Раб.тетр. зад№2 | Рассказать о древнейших городах. Указывать признаки первых цивилизаций | Учебник, § 5 | |
11 | Повторение по разделу 1 “Первобытный мир” | 1 ч. | Повторительно-обобщающий урок | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации | Контрольная работа № 1 « Первобытный мир» | Определять необходимый ответ из ряда предложенных |
Часть 2. Древний Восток – 17 ч.
12. | Древний Египет : природные условия, население | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Древний Египет. Местоположение и природные условия, население, труд, быт, письменность | Работа с учебником | Описывать природные условия и образ жизни егептян. | Учебник, §6 | |
13. | Как жили земледельцы и ремесленники из Египта | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | В чем отличие жизни земледельцев от горожан, вельмож | Раб. Тетр. зад №3 | Работать с текстом учебника, анализировать документы. | Учебник, § 7 | |
14 | Жизнь египетского вельможи | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Анализ источников | фронтальный | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп | Учебник, § 8 | |
15 | Военные походы фараонов | 1 ч. | Урок -практикум | Работа с картой | Текущий | Уметь читать историческую карту | Учебник, § 9, раб.тетр. зад№ 4 | |
16 | Религия древних египтян | 1 ч. | комбинированный | Анализ источников | Фронтальный, раб.тетр зад.№ 5 | Пересказ текста учебника, сравнивать религиозные верования первобытных люей и египтян | Учебник, § 10 | |
17-18 | Культура Древнего Египта | 2ч. | Урок-путешествие | Достижения культуры и религии | Сообщения, презентации по теме. | Назначение пирамид, гробниц. Вера в загробную жизнь. | Учебник, § 11-12 | |
19 | Обобщающий урок “ Древний Египет” | 1ч | Урок –обобщения | Тестовая работа « Древний Египет» | ||||
20 | Древнее Двуречье | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Работа с картой | Работа с учебником | Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья | Учебник, §13 | |
21 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Работа с историческими документами | Текущий | Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи | Учебник, § 14 | |
22 | Финикийские мореплаватели | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Финикия, население и его занятость; ремесла, торговля, религия | Работа с учебником , раб.тетр. №9 | Образ жизни и занятия жителей стран Средиземноморья. Знать понятия: колонии, алфавит, буква, пурпур | Учебник, § 15 | |
23 | Библейские сказания | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Ознакомить уч-ся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру – создание первой монотеистической религии | Текущий | Умение давать развернутый ответ и отзыв на него, работа с разными источникам информации Знать понятия: Библия, Ветхий Завет, Яхве | Учебник, § 16 | |
24 | Древнееврейское царство | 1ч | Урок усвоения нового материала | Ознакомить уч-ся с библейскими сказаниями о героях, показать их положительные качества | Фронтальный опрос | Умение составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов | Учебник, § 17 | |
25 | Ассирийская военная держава | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Ассирийская армия. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия – «логовище львов». | Раб.тетр. № 10 | Определять хронологические рамки. Знать понятия: империя, таран, деспотия | Учебник, §18 | |
26 | Персидская держава | 1 ч. | Урок -практикум | Анализ текста учебника. | Работа с учебником, раб.тетр № 12 | Умение читать историческую карту | Учебник, § 19 | |
27 | Природа и люди Древней Индии | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Работа по карте. | Текущий | Называть хронологические рамки, рассказывать об особенностях природных условий Индии. Касты, джуны, веды. | Учебник, § 20 | |
28 | Индийские касты | 1 ч. | Урок практикум | Работа в группах с текстом, анализ источников. | Текущий | Давать самостоятельную оценку явлениям | Учебник, § 21, раб.тетр № 13 | |
29 | Природа и люди Китая. Конфуций | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Работа по карте | Текущий Понятийный диктант | Определять хронологические рамки, показывать по карте | Учебник, § 22 | |
30 | Государство в Древнем Китае | 1ч | Урок усвоения нового материала | Самостоятельная работа с текстом учебника | Текущий | Делать выводы на основе текста. | Учебник, § 23, раб.тетр № 14 | |
31 | Урок повторения и обобщения “ Древние цивилизации Азии” | 1 ч. | Повторительно-обобщающий урок | Контрольная работа № 2 «Древний Восток» |
Древняя Греция – 18 ч.
32 | Греция и Крит | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Страна греков. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите. Ахейская Греция | Работа с учебником | Рассказывать о природных условиях Древней Греции, о населении и их занятиях | Учебник, § 24 | |
33 | Микены и троя | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Самостоятельная работа с текстом | Текущий | Пересказ текста учебника, уметь читать историческую карту | Учебник, § 25 | |
34 | Религия древних греков | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Работа с иллюстрациями, с текстом | фронтальный | Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, мифы о них. Осознание закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от природы. | Учебник, § 28 | |
35 | Аттика: развитие земледелия, ресмесла, торговли | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Выявить причины возникновения греческих полисов, усвоить понятия полис, демос, ареопаг, архонты | Текущий | Умение использовать исторические документы как источник знаний | Учебник, § 29 | |
36 | Зарождение демократии в Афинах | 1 ч. | Подвести уч-ся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона, усвоить понятия демократия, реформы | Текущий | Умение читать карту, работать с текстом, анализировать иллюстрации | Учебник, § 30 | ||
37 | Древняя Спарта | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Изучить общественный и государственный строй Спарты по сравнению с Афинами. | Текущий | Умение сравнивать, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ | Учебник, § 31 | |
38 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей Р.К | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Ознакомить уч-ся с основными направлениями греческой колонизации | фронтальный | Умение читать карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ | Учебник, § 32подготовить сообщения об олимпийских играх | |
39 | Олимпийские игры в древности О.О | 1 ч. | Урок -путешествие | Проследить историю Олимпийских игр, формирование первых спортивных традиций. | Сообщения , раб.тетр № 20 | Пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта | Учебник, § 33 | |
40 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 ч. | медиаурок | Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, выявить причины победы греков в Марафонской битве. | Текущий | Умение по плану описывать битву | Учебник, § 34-35 | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 ч. | Урок -экскурсия | Показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии | Текущий | Формирование умений обобщать отдельные события | Учебник, § 36 | |
42 | В городе богини Афины. | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Познакомить учащихся с главным городом афинского государства | Фронтальный опрос | Умение описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины | Учебник, § 37,раб | |
43. | В афинских школах и гимназиях | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования | Текущий | Воспитывать чувство прекрасного | Учебник, § 38 | |
44 | В театре Диониса | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Выявить особенности древнегреческого театра: пьесы, актеры, устройство | Текущий | Воспитывать чувство прекрасного | Учебник, § 39 | |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Углубить знания об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла | Раб.тетр №22 | Умение анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы | Учебник, § 40, сообщение об Александре Македонском | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Подвести уч-ся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии | Текущий | Умение использовать исторические документы как источник знаний | Учебник, § 41 | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Изучить восточный поход греко-македонских войск, выявить причины гибели персидского царства и образования державы Александра Македонского | Раб.тетр №24 | Продолжить формирование умения на основе документальных источников и текста документов давать характеристику событиям и их участникам. | Учебник, § 42 | |
48 | В Александрии Египетской | 1ч | Выявить причины гибели персидского царства и образования державы Александра Македонского | Умение работать с картой, составлять рассказ | Исторический диктант | Учебник, § 43 | ||
49 | Урок повторения и обобщения по теме “цивилизация Древней Греции” | 1 ч. | Повторительно-обобщающий урок | Контрольная работа №3 « Древняя Греция» | Проверка знаний по разделу «Древняя Греция» |
Древний Рим – 20 ч.
50 | Древнейший Рим. | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Легенда об основании Рима. Римские цари. Первые римляне. | Работа с учебником | Излагать легенду основания Рима | Учебник, § 44, раб тетр № 27 | |
51. | Завоевание Римом Италии | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Изучить историю завоеваний Рима, сравнить управление Римской республикой и Афинами | Текущий | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп | Учебник, § 45 | |
52 | Устройство Римской республики | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Обеспечить усвоение уч-ся понятия «республика», подвести к пониманию управления римской республикой, расширить знания о государстве. | Фронтальный | Обобщать отдельные события и делать выводы | Учебник, § 46 | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Подвести учащихся к пониманию причин и характера войны Рима с Карфагеном | Текущий | Делать отзыв на рассказ одноклассника | Учебник, § 47 | |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, подвести итог по образованию Римской державы | Исторический диктант | Умение логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения. | Учебник, § 48 | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Ознакомить уч-ся с положением рабов в Древнем Риме. | Текущий | Умение составлять план | Учебник, § 49 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Ознакомить уч-ся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов | Фронтальный опрос | Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп | Учебник, § 50 | |
57 | Восстание Спартака | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Выяснить причины восстания и его поражения. Дать оценку личности Спартака. | Работа с учебником , раб.тетр стр 60. | Анализировать изучаемые события | Учебник, § 51 | |
58 | Единовластие Цезаря | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Подвести уч-ся пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме | Текущий | Умение использовать исторические документы как источник знаний | Учебник, § 52 | |
59 | Установление империи | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Выяснить причины падения республиканского строя в Риме, обеспечить усвоение уч-ся понятия «империя» | Текущий Диктант с ошибками | Изменения в римской армии ,Октавиан и Антоний Изучить правление Октавиана Августа, рассказать о деятельности первого императора Рима | Учебник, § 53 | |
60 | Соседи Римской империи | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Занятия германцев и славян в нач 1 в. | Работа с учебником | Учебник, § 54 | ||
61 | В Риме при императоре Нероне | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Показать усиление императорской власти в Риме после правления Октавиана Августа | Умение давать оценку историческому деятелю | Учебник, § 55 | ||
62 | Первые христиане и их учение | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Рассказать о возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви | Текущий | Умение проводить сравнительный анализ | Учебник, § 56 | |
63 | Расцвет империи во 2 в. | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Познакомить учащихся с достижениями древних римлян | Раб.тетр. №33 | Умение работать в группах | Учебник, §57 | |
64 | «Вечный город» и его жители | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Совершить виртуальную экскурсию в «Вечный город» | Текущий | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Учебник, § 58 | |
65 | Римская империя при Константине | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Показать изменение характера императорской власти при Константине, рассказать о признании христианства господствующей религией в Римской империи. | Текущий | Умение анализировать исторические факты, формулировать несложные выводы | Учебник, § 59 | |
66 | Взятие Рима варварами | 1 ч. | Урок усвоения нового материала | Подвести уч-ся к пониманию причин падения Римской империи | фронтальный раб.тетр № 35 | Умение работать с картой, составлять рассказ | Учебник, § 60 | |
67 | Обощающий урок “ Цивилизация древних Римлян” | 1 ч. | Проверка и закрепление изученного материала | Контрольная работа № 4 « цивилизация Древних Римлян» | ||||
68 | Особенности цивилизации Греции и Рима | 1 ч. | Повторительно-обобщающий урок | Раб тетр. № 38, 39 | Презентации, доклады | |||
69 | Семь чудес света | 1 | Урок-путешествие | Рассказать о знаменитых памятниках культуры | ||||
70 | Вклад народов в мировую культуру | 1 ч. | Систематизация полученной информации в ходе изучения курса « История Древнего мира» |
Содержание программы
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (70 ч)
Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.
4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.
5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.
Содержание.
Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.
Модуль 1. Первая историческая эпоха
Вводная тема (5 ч.)
Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний. Географическая карта, историческая карта.
Тема 1. Первобытный мир (6 ч.)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 ч.)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока
Тема 2. Древний Египет (8 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (12 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 ч.)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада
Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (18 ч.)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г.до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафон-ская битва 490 г.до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Модуль 4. Империи эллинов и римлян. (17ч.)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Обобщение и контроль (2 ч.)
1.1. Объяснять смысл терминов «дон. э.», «н. э.».
2.1. Называть имена:
а) наиболее известных правителей;
б) основателей мировых религий;
в) представителей и памятники культуры древнего мира.
3.1. Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.
4.2. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
4.3. Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.
5.2. Называть характерные, существенные черты:
5.2.1. политического строя в государствах древности;
5.2.2. положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
5.2.3. религиозных верований людей в древнем мире.
5.4. Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.
Учебно-тематический план программы
№ | Тема | Кол-во часов | Форма контроля | Дата проведения |
1 | Что изучает история | 5 | Фронтальный опрос | |
2 | Жизнь первобытных людей | 6 | Контрольная работа № 1 | |
3 | Древний Египет | 8 | Контрольная работа № 2 | |
4 | Древний Восток | 12 | Контрольная работа № 3 | |
5 | Древняя Греция | 18 | Контрольная работа № 4 | |
6 | Древний Рим | 18 | Контрольная работа № 5 | |
7 | Эпоха Древнего мира | 3 | Контрольная работа №5 | |
итого | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
Авторская методическая разработка "Рабочая программа для 5 класса по Истории Древнего мира (по учебнику Ф.А. Михайловского)".
Программа по Истории древнего мира, автор учебника Ф.А. Михайловский...
Рабочая программа для 5 класса по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/
Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...
Рабочий лист- Древняя Греция-Ἀκρόπολις
Рабочий лист- Древняя Греция-Ἀκρόπολις...
Рабочий лист- Древняя Греция-Ελληνικό αλφάβητο
Рабочий лист- Древняя Греция-Ελληνικό αλφάβητο...
Рабочий лист- Древняя Греция-Κεραμεικός
Рабочий лист- Древняя Греция-Κεραμεικός...