Данте "Божественная комедия"
учебно-методическое пособие по мхк (10 класс) по теме
Представляется краткое описание поэмы Данте "Божественная комедия" - дополнительный материал к уроку "Новое искусство - Арс-нова. Проторенессанс в Италии. Арс-нова в литературе. Данте Алигьери "Божественная комедия"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Данте Алигьери «Божественная комедия»
Ад
В 35-летнем возрасте Данте вдруг очнулся в лесу, не понимая как вошел в него. Это был лес грехов и заблуждений, над которым возвышается спасительный холм добродетели, озаряемый солнцем истины. Был ранний час. Он стал продвигаться к холму, но ему воспрепятствовали три зверя, символизирующие человеческие пороки: рысь-сладострастие, лев-гордость и волчица-корыстолюбие. Поэт был в страхе и смятении. Вдруг появился какой-то муж – это был Вергилий, Они жил до христианского ученья, и Бога чтили не так, как надо было. Они не мучаются, а лишь скорбят, что им как нехристианам нет места в Раю. Здесь находится проводник Данте- Виргилий.
Наказание – Скорбь.
2-й круг. Минос Сладострастники (блудники и прелюбодеи).
Демон Минос определяет, какого грешника в какое место Ада надлежит низвергнуть.
Наказание – Вихрь, который без устали крутит души, истязая.
3-й круг. Цербер Чревоугодники, обжоры и гурманы.
Наказание – Всегда струится дождь – тяжелый град, и снег, и мокрый гной, земля смердит под
жидкой пеленой. Души вязнут в этой топи смрадной, а Цербер мучит их, кожу с мясом рвет.
4-й круг. Плутос Скупцы и расточители (любовь к чрезмерным тратам).
Наказание – В левом полукружии движутся скупцы, в правом - расточители. Они шли друг
на друга-толкались и брели назад, чтоб вновь столкнуться.
5-й круг (Стигийское болото). Гневные и ленивые, гордецы Между 4 и 5 кругами - Стигийское болото.
Наказание – Люди, погрязшие в омуте реки – они были нагие и выглядели свирепо – толпа людей дралась не только в две руки, но и головой и грудью и ногами, друг друга норовя изгрызть в клочки. Под волнами, втиснутые в грязь те, кто особенно глубоко таил в себе гнев ненависть.
Наказание для гордецов – В мертвом потоке люди, копошившились как свиньи в грязи – они при жизни были гордецами.
Через озеро перевозит души Флегий.
6-й круг (город Дит). Еретики и лжеучители.
Наказание – Сразу за воротами - пустынное место с ямами, между которыми ползали огни так их раскаляя, как железо не калилось в горне. Могилы были раскрыты, и оттуда доносился стон – здесь казнились еретики.
7 Круг Минотавр Три пояса
1-й пояс. Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники)
Наказание – Здесь течет кровавыми потоками Флегетон, где живьем варились грешники. Поток не везде одинаков – стоявшие в кипящей крови по брови, затем по горло, и далее – по плечи, грудь, живот и под конец обжигались только ноги.
2-й пояс. Насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты то есть бессмысленные истребители своего имущества).
Наказание – Лес самоубийц, превращенных в растения, в которых гнездились гарпии. Опадающие листья и сломанные ветки причиняли боль и кровоточили. Через лес, ломая ветки неслись нагие толпы душ – то были души игроков и мотов. За ними гнались черные суки, упавших терзая на куски.
3-й пояс. Насильники над божеством(богохульники), против естества(садомиты) и искусства(лихоимство).
Наказание – Постоянно шествовать (останавливаться нельзя), кто из казнимых помедлит миг, потом лежит сто лет, не шевелясь, бичуемый огнями. Лихоимцы и ростовщики сидят близ пропасти в сжигающей пыли. Они все время отстраняли руками то огонь то песок, как собаки чешутся от блох. У каждого на шее висела мошна пустая, украшенная их гербами.
8-й круг. Спуск на Герионе. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса. Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот, то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия. 1-й ров. Сводники и обольстители. Наказание – Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами. Первый поток - сводники, соблазнявшие женщин для других, во втором - соблазнявшие женщин для себя. 2-й ров. Льстецы. Наказание – Толпа людей, влипшая в зловонный кал визжала и рылом хрюкала и ладонями себя хлестала. 3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями. Наказание – Из каждой ямы торчали только ноги грешника по голени, туловище уходило в камень. А над ступнями змеился огонь, опаляя от пят до ногтей.
4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочеты, колдуньи.
Наказание – В круглом рву толпы, пораженные немотой, люди шли с головами повернутыми назад так, что слезы их текли меж ягодиц.
5-й ров. Мздоимцы, взяточники.
Наказание – Грешники варятся во рву с кипящей смолой. За грешниками присматривали бесы с баграми.
6-й ров. Лицемеры.
Наказание – Народ, кружит неспешным шагом, без надежды, в слезах, устало двигаясь вперед. Все – в мантиях, в куколях – снаружи убор их позолочен и слепящ, внутри так грузен - он свинцовый. Особые лицемеры лежат посреди дороги в пыли, распятые тремя колами. Эти распятые все время чувствуют насколько тяжел каждый из идущих в свинцовом облачении.
7-й ров. Воры.
Наказание – Во рву среди чудовищного скопа змей народ нагой (воры) мечется, не находя ни уголка спасения. Скрутив грешникам руки за спиной, бока хвостом и головой пронзали змеи, чтобы спереди связать концы клубка. Змеи впиваются в то место, где сращенье плеч и шеи,грешник вспыхивает, и сгорает, превращаясь в пепел. Затем прах вновь смыкается в прежнее обличье, как птица Феникс, чтоб муки принимать опять.
8-й ров. Лукавые советчики.
Наказание – Искрилась огнями восьмая глубь, внутри каждого огня казнимые души.
9-й ров. Зачинщики раздора.
Наказание – У грешников зияющие раны, оторваны руки, ноги или голова. Они идут по кругу – раны зарастают, но бесы вновь их калечат.
10-й ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
Наказание – Их ногти кожу обдирали сплошь, как чешую с крупночешуйной рыбы – подельщики металла.
Поддельщики денег, раздутые водянкой и мучимые жаждой,
и поддельщики слов (лжецы и клеветники), терзаемые лихорадкой и головной болью.
Колодец гигантов.
9-й круг. Ледяное озеро Коцит. Обманувшие доверившихся.
1-й пояс Каина. - Предатели родных. озеро Коцит.
Наказание – Грешники по пояс погружены в лед.
2-й пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников.
Наказание – Грешники по шею в лед погружены, и лица их обращены книзу.
Даже слезы не вытекают, сразу же превращаясь в льдинки.
3-й пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
Наказание – Грешники вмерзли в лед, лежа навзничь.
4-й пояс, центральный диск девятого круга Ада Джудекка. Предатели благодетелей, величества
божеского и человеческого.
Наказание – Грешники вмерзли в недра ледяного слоя (лежа, стоя, скрючившись).
Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину(Люцефер) терзает в трёх своих пастях
предателей величества земного и небесного(Иуду, Брута и Кассия).
Восхождение к южному полушарию.
ВТОРОЕ ЦАРСТВО - ЧИСТИЛИЩЕ
Данте изображает его в виде огромной горы,
возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса.
Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью
уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает
пустынный лес Земного Рая. К поэтам подошел некий старец - Катон Младший Утический,
государственный деятель последних времен Римской республики, который, не пожелав пережить
ее крушение, покончил с собой. Данте делает его стражем Чистилища, на вершине которого,
по мысли поэта, дух обретает свободу. Данте увидел как из морской дали к ним плывет управляемый
ангелом челн. В нем души усопших, которым посчастливилось не попасть в Ад. Причалили,
сошли на берег, и ангел уплыл. В одной из прибывших душ Данте узнал тень своего друга, композитора и певца Каселлы. Каселла рассказывает поэту, что души тех, кто не притянут Ахероном», то есть,
не осужден на муки Ада, слетаются после смерти к устью Тибра, откуда ангел отвозит их в челне
на остров Чистилища. …
Все прибывшие двинулись к подножию чистилищной горы.
У ПОДНОЖИЯ ГОРЫ ЧИСТИЛИЩА – УМЕРШИЕ ПОД ЦЕРКОВНЫМ ОТЛУЧЕНИЕМ
Я увидал левей меня, вдали,
Чреду теней, к нам подвигавших ноги,
И словно тщетно, - так все тихо шли…
Чреда теней - души людей, умерших под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью
в своих грехах. Когда хоронили отлученного, то у его гроба гасили свечи и затем несли их о
прокинутыми. Они ждут доступа в Чистилище в течение срока, в тридцать раз превышающего
то время, которое они пробыли в "распре с церковью".
ПЕРВЫЙ УСТУП ПРЕДЧИСТИЛИЩА – НЕРАДИВЫЕ
…- За валуном в тени укромной
Расположились люди; вид их был,
Как у людей, объятых ленью томной… Это нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.
Среди этих ленивцев я узнал своего приятеля Белакву, который объяснил, что торопиться нет смысла…
…"Брат, что толку от похода?
Меня не пустит к мытарствам сейчас
Господня птица, что сидит у входа,
Пока вокруг меня не меньше раз,
Чем в жизни, эта твердь свой круг опишет
Затем что поздний вздох мне душу спас;
И лишь сердца, где милость божья дышит,
Могли бы мне молитвами помочь…
т.е.- молитвы, свершаемые живыми об усопшем помогают ему.
ВТОРОЙ УСТУП ПРЕДЧИСТИЛИЩА – НЕРАДИВЫЕ УМЕРШИЕ НАСИЛЬСТВЕННЙ СМЕРТЬЮ Многие из них были грешниками, но перед смертью, успели искренне покаяться и потому не попали в Ад.
ДОЛИНА ЗЕМНЫХ ВЛАСТИТЕЛЕЙ
Путники хотели идти дальше и спросили дорогу у повстречавшейся души, на что получили ответ, что лучше дождаться рассвета в долине. – Толпа теней, внизу сидевших, пела, - души земных властителей, которые были поглощены мирскими делами. Данте прилег на траву, заснул и во сне был перенесен к вратам Чистилища. Охранявший их ангел семь раз начертал на моем лбу одну и ту же букву — Семь Р (начальная буква латинского слова "рессаtum" - "грех") - означают семь смертных грехов, от которых надлежит очиститься по мере восхождения на гору
Чистилища. Ворота закрылись за ними. Началось восхождение.
КРУГ ПЕРВЫЙ - ГОРДЕЦЫ
Круговая тропа идет вдоль мраморной стены горного склона, украшенной барельефами,
на которых изображены примеры смирения. Под ногами - резные изображения, являющие
примеры наказанной гордости.
…Колени, скрючась, упирает в грудь
И мнимой болью причиняет взору
Прямую боль; так, наклонясь вперед,
И эти люди обходили гору. Кто легче нес, а кто тяжелее.. Данте увидел тени очищающихся гордецов: при жизни несгибаемые, здесь они в наказание за свой грех гнутся под тяжестью наваленных на них каменных глыб.
«Отче наш…» — эту молитву пели согбенные гордецы.
КРУГ ВТОРОЙ - ЗАВИСТНИКИ
…Небесный свет себя замкнул сурово:
У всех железной нитью по краям
Зашиты веки,… В страхе Данте приник к Вергилию, и мудрый вождь сказал ему горькие слова о том, что высший вечный свет недоступен завистникам, увлеченным земными приманками.
КРУГ ТРЕТИЙ - ГНЕВЛИВЫЕ
- Мы шли все выше, я и мой поэт, совсем одни;
- И вдруг я словно был восхищен снами - Данте впал в полудрему, он видел примеры кротости
и укрощенья гнева. Среди них он видел женщину, которая с заботой материнской говорила:
"Зачем ты это сделал нам, сынок?... Это была Мария, которая найдя через три дня своего
пропавшего сына, двенадцатилетнего Иисуса, беседующего во храме с учителем, говорит ему
кроткие слова. В другом виденье поэт видел пример жестокой человеческой ярости - толпа забила
каменьями кроткого юношу. Это был святой Стефан, побиваемый камнями.
…- А нам навстречу - нараставший дым
Скоплялся, темный и подобный ночи,
И негде было скрыться перед ним;
Он чистый воздух нам затмил и очи…
Слепящий дым, в который вступили поэты, обволакивает души тех, кто в жизни был ослеплен
гневом.
…- И голоса я слышал, и во всех
Была мольба о мире и прощенье
Пред агнцем божьим, снявшим с мира грех…
КРУГ ЧЕТВЕРТЫЙ - УНЫЛЫЕ
…Я смутно видел, - в вечном непокое
Те, кто благой любовью уязвлен.
Мгновенно это скопище большое,
Спеша бегом, настигло нас,…
…Потребность двигаться у нас такая,
Что ноги нас неудержимо мчат;…
Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию
кругов Чистилища: круги I, II, III - любовь к "чужому злу", то есть зложелательство (гордость,
зависть, гнев); круг IV - недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII -
чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие).
КРУГ ПЯТЫЙ – СКУПЦЫ И РАСТОЧИТЕЛИЛЫЕ
…- Вступая в пятый круг, я увидал Народ,
который, двинуться не смея,
Лицом к земле поверженный, рыдал…
Поэты шли среди распростертых на земле тел, которые лежали лицом вниз, рыдали и замаливали
свой грех.
КРУГ ШЕСТОЙ – ЧРЕВОУГОДНИКИ
…Толпа теней, смиренных и молчащих.
Глаза их были впалы и темны,
Бескровны лица, и так скудно тело,
Что кости были с кожей сращены…
Бывшим чревоугодникам суждены муки голода. Данте недоумевал – ведь это тени, а не тела,
как они могут испытывать жажду и голод? Вергилии пояснил: тени, хоть и бесплотны, но
испытывают чувства подразумеваемых тел. …Как всякому движенью движеньем вторят ваши
зеркала - так и оболочка душ отражает их внутреннее состояние…
…Охоту есть и пить внушают зеву
Пахучие плоды и водопад,
Который растекается по древу…
Данте видел прекрасное дерево, ветви которого были увешаны спелыми благоухающими плодами. Грешники протягивали руки к плодам, но они были недосягаемы для них.
КРУГ СЕДЬМОЙ – СЛАДОСТРАСТНИКИ
…Здесь горный склон - в бушующем огне,
А из обрыва ветер бьет, взлетая
И пригибает пламя вновь к стене;
Нам приходилось двигаться вдоль края,
По одному; так шел я, здесь - огня,
А там - паденья робко избегая…
Грешившие сладострастием очищаются огнем. Они горят, поют и восславляют примеры
воздержания и целомудрия.
…- Мой взгляд иное зрелище приметил.
Навстречу этой новая чреда
Шла по пути, объятому пыланьем,
И я помедлил, чтоб взглянуть туда.
Вдруг вижу - тени, здесь и там, лобзаньем
Спешат друг к другу на ходу прильнуть
И кратким утешаются свиданьем.
Но только миг объятья дружбы длятся,…
Охваченные пламенем сладострастники разделились на две группы: предававшиеся однополой
любви и грешившие соитием со скотом. Остановились на отдых, Данте заснул; а когда проснулся, Вергилии обратился к ними с последним словом напутствия и одобрения. Далее у молодого поэта будет другой проводник.
ЗЕМНОЙ РАЙ - МАТЕЛЬДА
…Явилась женщина, и шла одна,
И пела, отбирая цвет от цвета,
Которых там пестрела пелена…
Мательда поясняет, что она радуется красоте Земного Рая, навсегда утраченного для человечества.
Данте удивлен, встретив воду и ветер в Земном Раю. Мательда поясняет, что только ниже уровня
ворот Чистилища наблюдаются такого рода смуты, порождаемые паром, который "вслед
за жаром", то есть под воздействием солнечного тепла поднимается от воды и от земли.
На высоте Земного Рая уже нет беспорядочных ветров. Здесь ощущается только равномерный
круговорот земной атмосферы с востока на запад, вызываемый вращением первой тверди,
то есть девятого неба, или Перводвигателя, который приводит в движение замкнутые в нем
восемь небес. Поток, текущий в Земном Раю, разделяется на два. Влево струится Лета,
истребляющая память о совершенных грехах; вправо - Эвноя ("добрая память"), воскрешающая
в человеке воспоминание о всех его добрых делах.
ЗЕМНОЙ РАЙ – МИСТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕССИЯ
…Она пошла вверх по реке, ступая
Вдоль берега; я - также,…
…И вдруг лесная глубина зажглась
Блистаньем неожиданного света,
Как молнией внезапно озарясь;…
- Данте оприсывает красоту окружающую его - Если бы Ева не нарушила запрета, человечество
обитало бы в Земном Раю и Данте от рождения и до смерти вкушал бы то блаженство, которое
ему сейчас открылось.
…Звучало пение
И сладкий звук переходил в напев.
Он видел сидящих на траве поющих …
Далее Данте описывает шествия торжествующей церкви, идущей навстречу раскаявшемуся
грешнику.
…Под чудной сенью шло двенадцать чет
Маститых старцев, двигаясь степенно,
И каждого венчал лилейный цвет…Символ двадцати четырем книгам Ветхого завета.
…Двуколая, меж четырех зверей
Победная повозка возвышалась,
И впряженный Грифон шел перед ней…
- Победная повозка - колесница, символизирующая христианскую церковь.
- Четыре зверя - В книге Иезекииля (Библия) и в Апокалипсисе Иоанна описываются
фантастические звери, усеянные глазами.
- Грифон (лев с орлиными крыльями и орлиной головой) – символ богочеловека, Христа.
…У правой ступицы, кружа, плясали
Три женщины; одна - совсем ала;
Ее в огне с трудом бы распознали;
Другая словно создана была
Из плоти, даже кости, изумрудной;
И третья - как недавний снег бела…
- Три женщины у правого колеса - три "богословские" добродетели: алая - Любовь,
зеленая - Надежда, белая - Вера.
…А слева - четверо вели свой пляс,
Одеты в пурпур, повинуясь ладу
Одной из них, имевшей третий глаз…
- Четыре женщины у левого колеса - четыре "основные" ("естественные") добродетели.
Из них у Мудрости - три глаза, которыми она озирает прошлое, настоящее и будущее.
…За этим сонмищем предстали взгляду
Два старца, сходных обликом благим
И твердым, но несходных по наряду;…
- Два старца. - Один олицетворяет "Деяния апостолов", приписываемые апостолу Луке,
который по легенде был врачом и потому одет, как питомец Гиппократа. Другой -
"Послания апостола Павла", атрибутом которого считался меч.
…Прошли смиренных четверо потом;
И одинокий старец, вслед за ними,
Ступал во сне, с провидящим челом…
- Смиренных четверо - "Послания" апостолов Якова, Петра, Иоанна, Иуды.
- Одинокий старец - Апокалипсис.
ЗЕМНОЙ РАЙ – ПОЯВЛЕНИЕ БЕАТРИЧЕ
…Так в легкой туче ангельских цветов,
Взлетавших и свергавшихся обвалом
На дивный воз и вне его краев,
В венке олив, под белым покрывалом,
Предстала женщина, - Беатриче…
…Она промолвила, храня обличье
Того, кто гнев удерживает свой:
"Взгляни смелей! Да, да, я - Беатриче.
Как соизволил ты взойти сюда,
Где обитают счастье и величье?"…
ЗЕМНОЙ РАЙ – ЛЕТА
Тут некий голос спросил её, почему она так строга к Данте.
…- Меня покинув, он ушел к другим
Она умолкла;… то есть был неверен Беатриче и как женщине, и как небесной мудрости,
ища ответы на все свои вопросы в мудрости человеческой.
…Такой укор мне сердце укусил,
Что я упал; что делалось со мною,
То знает та, кем я повержен был…
Данте лишился чувств, а очнулся погруженным в Лету — реку, дарующую забвение совершенных грехов.
ЗЕМНОЙ РАЙ – ДРЕВО ПОЗНАНИЯ
Это библейское "древо познания добра и зла", от запретных плодов которого вкусили Ева и Адам.
Данте превращает его в символ империи. Беатриче поручает поэту описать все, что он сейчас
увидит. Перед Данте предстают в аллегорических образах прошлые, настоящие и грядущие судьбы
римской церкви. Его видения ужасающие: чудовища, поругание святыни, распутство. Беатриче глубоко скорбела, понимая, сколько дурного кроется - в этих явленных ему видениях, но выразила уверенность в том, что силы добра в конечном счете победят зло.
Беатриче хочет, чтобы Данте, вернувшись к людям, передал им ее слова, даже не вникая в
их смысл, а просто сохранив их в памяти; так паломник возвращается из Палестины с пальмовой
ветвью, привязанной к посоху.
На что Данте промолвил: "Я не вспоминаю,
Чтоб я когда-либо чуждался вас, (добродетелей)
И в этом я себя не упрекаю".
Ответ был таков - само твое забвенье доказывает, что ты был виновен, когда следовал ложной
школе и свою волю устремлял не ко мне, а мимо. Если бы это был не грех, Лета не смыла бы
этого воспоминания". Данте подвели к реке Эвное, попив из которой укрепляешь память о
совершенном тобою добре.
Теперь Данте чист и достоин подняться на звезды.
"Божественная комедия - РАЙ»
ВОЗНЕСЕНИЕ СКВОЗЬ СФЕРУ ОГНЯ
Беатриче будучи в Земном Раю вонзилась в солнце взором; Данте последовал ее примеру,
но, не выдержав блеска, устремил глаза к ее глазам и начал, незаметно для себя,
возноситься вместе с нею в небесные сферы. Они достигли Луны, ближайшего к земле
светила, и погружаются в ее недра, как это с ними будет и на остальных планетах.
Беатриче объясняет Данте устройство мира - под небом, где божественный покой, то есть
внутри неподвижного Эмпирея (греч. - пламенный, обитель божества), кружится тело некое,
то есть девятое небо, или Перводвигатель. За ним другие круги – небеса. Каждое небо (круг)
приспособляет свойства, полученные им от выше лежащих небес, к своим целям и
воздействует на причины (корни) явлений. Согласно объяснению Беатриче, небеса
вращаются не сами, а приводятся в движение ангелами, которые наделяют их силой влияния.
Этих "движителей" Данте обозначает словами: "глубокая мудрость", "разум"; "умы".
ПЕРВОЕ НЕБО - ЛУНА – НАРУШИТЕЛИ ОБЕТА …- Своим обетом, смертный, не играй!
Будь стоек, но не обещайся слепо,…
В недрах Луны Данте повстречались души монахинь, похищенных из монастырей и насильно выданных замуж. Не по своей вине, но они не сдержали данного обета девственности, и поэтому им недоступны более высокие небеса.
ВТОРОЕ НЕБО - МЕРКУРИЙ – ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ ДЕЯТЕЛИ
…А эта малая звезда - приют
Тех душ, которые, стяжать желая
Хвалу и честь, несли усердный труд…
Здесь поэту предстанут души честолюбивых деятелей добра. Это уже не тени в отличие от
предшествующих обитателей загробного мира, а светы: сияют и лучатся.
Здесь он пообщался с Юстинианом, римским императором, законодателем. Юстиниан
осознает правильность его местопребывания, ибо делая добрые дела ради собственной
славы, для себя, он не обрел истинной любви к божеству.
ЧЕТВЕРТОЕ НЕБО - СОЛНЦЕ - МУДРЕЦЫ – ПЕРВЫЙ ХОРОВОД
…Таков был блеск четвертого отряда
Семьи Отца, являющего ей
То, как он дышит и рождает чадо…
То есть такими лучезарными были в четвертой небесной сфере души святых, которым Бог-отец
являет таинство исхождения бога-духа и рождения бога-сына. Поэту предстают души
мудрецов-богословов и философов.
ЧЕТВЕРТОЕ НЕБО – ВТОРОЙ ХОРОВОД
…Едва последнее промолвил слово
Благословенный пламенник, как вдруг
Священный жернов закружился снова;
И, прежде чем он сделал полный круг,
Другой его замкнул, вовне сплетенный… - то есть хоровод двенадцати мудрецов, а над ним
второй хоровод мудрецов.
ПЯТОЕ НЕБО - МАРС – ВОИТЕЛИ ЗА ВЕРУ
…Я видел - новых бестелесных стая
Окрест меня сквозит со всех сторон,
Два прежних круга третьим окружая…
…О Духа пламень истинный! Как он
Разросся вдруг, столь огнезарно ясно,
Что взгляд мой не стерпел и был сражен
И увидал, что в высшую вознесся благодать… Сверкающие духи воителей за веру расположились
в форме креста и звучит сладостный гимн. Данте, поглощенный видением креста, ни разу
не взглянул на Беатриче.
ШЕСТОЕ НЕБО - ЮПИТЕР – СПРАВЕДЛИВЫЕ
…- Так хлынула во взор мой,
Шестой звезды благая белизна,…
Стаи душ, что в тех огнях живут, летая, пели и в своем движенье сплетались в начале
в буквы, затем в призыв к справедливости - "Любите справедливость,
судящие землю", а затем в фигуру орла, символ правосудной имперской власти. Данте неотрывно
смотрел и внимал как говорил орел - «я» и «мы» были нераздельны.
СЕДЬМОЕ НЕБО - САТУРН – СОЗЕРЦАТЕЛИ
…- Уже моя властительница снова
Мои глаза и дух мой призвала,
И я отторгся от всего иного…
…Мы на седьмое вознеслись сиянье,
Которое сейчас под жгучим Львом
С ним излучает слитное влиянье… - то есть на планету Сатурн, где поэту предстанут души тех,
кто посвящал себя созерцанию Бога. Беатриче стала ещё красивее и ярче. Она не улыбалась мне -
иначе бы вообще испепелила меня и ослепила.
ВОСЬМОЕ, ЗВЕЗДНОЕ НЕБО - ТОРЖЕСТВУЮЩИЕ
…Моя владычица вдоль ступеней
Меня взметнула легким мановеньем,
Всесильным над природою моей;
Ты не быстрей обжег бы, вынимая,
Свой перст в огне, чем предо мной возник
Знак, первый вслед Тельцу, меня вбирая…
В зодиаке за Тельцом следует созвездие Близнецов, где и оказался Данте, вознесясь в восьмое небо.
ДЕВЯТОЕ, КРИСТАЛЬНОЕ НЕБО или ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ - АНГЕЛЫ
…В быстрейшее из всех небес метнула…
Так однородна вся его среда,
Что я не ведал, где я оказался,
Моей вожатой вознесен туда.
И мне, чтоб я в догадках не терялся,
Так радостно сказала госпожа,…
Беатриче объяснила своему подопечному, что девятое небо (Перводвигатель) окружено Эмпиреем,
обиталищем божества, божьей мысли, в которой почерпают свою энергию (пыл) вращающая
Перводвигатель любовь и скрытая в нем сила влияний, источаемых им на ниже лежащие небеса.
Эмпирей управляет его творец, то есть Бог.
…Увидел Точку, лившую такой
Острейший свет, что вынести нет мочи
Глазам, ожженным этой остротой… - невещественная, неизмеримая и неделимая, своеобразный
символ божества.
ЭМПИРЕЙ – ЛУЧЕЗАРНАЯ РЕКА – РАЙСКАЯ РОЗА
…Как бодрый вождь, она сказала вновь, -
Мы вознеслись в чистейший свет небесный,… - то есть в Эмпирей, десятое, уже
невещественное небо, лучезарную обитель бога, ангелов и блаженных душ.
…Здесь райских войск увидишь ты громаду,
И ту, и эту рать; из них одна
Такой, как в день суда, предстанет взгляду"… - то есть ангелов и блаженные души.
Повсюду искры и цветы — это ангелы и блаженные души. Они сливаются в некую сияющую реку,
а потом обретают форму огромной райской розы.
Беатриче говорит, что он должен пристально всмотреться в эту сияющую реку, чтобы приготовиться
к зрелищу, которое утолит его великую жажду постигнуть то, что пред тобой предстало.
То, что сейчас представляется Данте как река, искры и цветы, вскоре окажется иным: река
– кругообразным озером света, сердцевиной райской розы, ареной небесного амфитеатра;
берега - его ступенями; цветы - блаженными душами, восседающими на них; искры - летающими
ангелами. Эмпирей озарен невещественным светом, который позволяет творениям созерцать
божество. Этот свет порождается лучом, который падает с высоты на вершину девятого неба,
Перводвигателя и сообщает ей жизнь (движение) и мощь (силу влиять на ниже лежащие небеса).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."
Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...
План- конспект урока: Комедия Грибоедова «Горе от ума» (I действие комедии. Своеобразие конфликта).
Работа над I д. комедии Грибоедова "Горе от ума"...
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии»
Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах...