Рабочая программа по МХК для 9 класса по учебнику Рапапцкой
рабочая программа по мхк (9 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, состоит из пояснительной записки, требований к уровню подговоки учеников, календарно-тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9 класс МХК | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 кл. , составитель Рапацкая Л.А.
2.Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. ( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
3.Концепции художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
4.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);
Особенности художественно-эстетического образования определяются в документе:
«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р).
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Курс обучения в 9 классе составляют темы: «Европейская художественная культура XIX -начала XX века», «Русская художественная культура XIX века: величие идеалов классического искусства», «Художественная культура России конца XIX – начала XX века», «XX век и мировая художественная культура».
В соответствии со школьным учебным планом на 2011-2012 учебный год в 9 классе изучается учебный предмет « Мировая художественная культура» 35 часов в год, из расчёта 1 час в неделю.
Образовательные цели и задачи курса:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 9 КЛАССЕ (35 ЧАСОВ).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки |
I Европейская художественная культура XIX- начала XX века. | |||
1 | Введение. Отражение романтического и реалистического взгляда на мир в европейском искусстве. | 1 час | 02.09.11г |
2 | Между реальностью и мечтой. Искусство Франции. | 1 час | 09.09.11г |
3 | Между реальностью и мечтой. Искусство Англии. | 1час | 16.09.11г |
4 | Национальные музыкальные школы XIX века: творчество И.Штрауса. | 1час | 23.09.11г |
5 | Жизнь и творчество Ф.Шопена. | 1час | 30.09.11г |
6 | Дж.Верди – классик итальянской музыки. | 1 час | 07.10.11г |
7 | Новые идеи в европейской художественной культуре конца XIX – начала XX века. | 1 час | 14.10.11г |
8 | Французский импрессионизм – начало кардинальных перемен в образном содержании искусства. | 1 час | 21.10.11г |
9 | Импрессионизм в живописи. | 1 час | 28.10.11г |
10 | Музыкальный импрессионизм. | 1 час | 11.11.11г |
II Русская художественная культура XIX века: величие идеалов классического искусства. | |||
11 | Основоположники русской классики: становление идеи национального самовыражения в искусстве. | 1 час | 18.11.11г |
12 | Крупнейшие зодчие начала XIX века. Продолжение традиций классицизма. | 1 час | 25.11.11г |
13 | Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве: О.Кипренский, В.Тропинин, А.Венецианов. | 1час | 02.12.11г |
14 | Утверждение правды жизни – главный критерий искусства 40-50-х годов (Н.Гоголь, П.Федотов, А.Даргомыжский). | 1 час | 09.12.11г |
15 | Высота реализма в литературе и живописи пореформенного периода. | 1 час | 16.12.11г |
16 | И.Репин. Роль портрета в его работах. | 1 час | 23.12.11г |
17 | Переломные моменты в истории Руси в трактовке В.Сурикова. | 1 час | 30.12.11г |
18 | Преломление духовно-нравственных открытий эпохи в музыкальном искусстве: «Могучая кучка» и П.И.Чайковский. | 1 час | 20.01.12г |
III Художественная культура России конца XIX –начала XX века. | |||
19 | «Мой милый край» - образы России в искусстве. | 1 час | 27.01.12г |
20 | Символизм и авангард: новаторство в искусстве на пороге XX века. | 1 час | 03.02.12г |
21 | «Музыкальное чутье» М.Врубеля. Образ Демона, его символика. | 1 час | 10.02.12г |
22 | Музыкальное воплощение символистской «биографии духа» в музыке А.Н.Скрябина. | 1 час | 17.02.12г |
23 | Тяготение к красоте старины: неоклассицизм. | 1 час | 24.02.12г |
24 | Идеи неоклассицизма в архитектуре. | 1 час | 02.03.12г |
25 | «Мир искусства» - возвращение «русской европейскости». | 1 час | 09.03.12г |
26 | В.А.Серов. Тонкость модерна в его поздних работах. | 1 час | 16.03.12г |
27 | Творческое своеобразие полотен Н.Рериха. | 1 час | 23.03.12г |
28 | «Русский период» в творчестве И.Ф.Стравинского. | 1 час | 06.04.12г |
IV XX век и мировая художественная культура. | |||
29 | Художники XX века: трагизм восприятия. | 1 час | 13.04.12г |
30 | Художественная культура стран американского континента: феномен полиэтнического искусства. | 1 час | 20.04.12г |
31 | Искусство соцреализма в СССР: русская художественная культура 20-30-х годов. | 1 час | 27.04.12г |
32 | Образы новой советской живописи: Б.Иогансон, А.Пластов, С.Герасимов. | 1 час | 04.05.12г |
33 | Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. | 1 час | 11.05.12г |
34 | Массовая художественная культура – интеркультурное явление XX века. | 1 час | 18.05.12г |
35 | Защита творческого задания по разделу «XX век и мировая художественная культура». | 1 час | 25.05.12г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....
Комментарии
Большое спасибо за материал