К вопросу формирования в обучении метапредметных результатов и функциональной грамотности
статья
Статья посвящена актуальности формирования в обучении метапредметных результатов и функциональной грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
К вопросу формирования в обучении метапредметных результатов и функциональной грамотности
В последнее десятилетие актуальность применения в жизни получаемых в школе знаний встала в один ряд с их содержанием. Еще недавно она актуализировалась путем достижения метапредметных результатов обучения, а в настоящее время развитие получило обучение, направленное на формирование различных видов функциональной грамотности. Но новое направление не отменяет предыдущее, оно дополняет его. Ибо для выпускников школ и ВУЗов важны обе направленности.
Очевидным фактом стало, что объем знаний у выпускников уже не является основой их профессиональных достижений. Ибо объем их знаний, не идет ни в какое сравнение с тем объемом информации, который содержится в виртуальных поисковых системах [4]. Да и в крошечный микрочип компьютера можно загрузить информацию целых библиотек по всем отраслям экономики. И эта информация с каждым днем обновляется и нарастает лавинообразно.
А содержание школьных и вузовских предметов, являющееся основой знаний выпускников, естественным образом устаревает еще до начала их обучения. Ведь подготовка и внедрение новых учебных программ, переиздание учебников и иных учебных материалов, отвечающих требованием этих программ, требует немалого времени . И к моменту их внедрения, они устаревают. Поэтому здесь также существует проблема, насколько современными знаниями обладают выпускники.
Приведу несколько строк из книги [4], которые показывают нам ориентир на содержание образования дня сегодняшнего:
«Поколение назад учителя исходили из того, что знания, которые они передадут ученикам, останутся верными на протяжении всей жизни. Сегодня школы должны готовить учеников к гораздо более быстрым экономическим и социальным переменам, чем когда-либо прежде, к профессиям, которые пока еще даже не созданы, к использованию технологий, которые еще не изобрели, и к решению социальных проблем, которые пока невозможно предсказать…».
Мир меняется стремительно. Сегодня молодежи, получающей профессии в различных учебных заведениях, не гарантируют, что по окончанию, они будут востребованы по своим специальностям. Некоторым, увы, придется переучиваться или доучиваться, приобретать дополнительно новые знания и умения [1].
Мы помним историю с переизбытком на рынке труда юристов, экономистов, менеджеров и иных подобных специалистов. Многие выпускники ВУЗов, заканчивая обучение этим специальностям, так и не смогли трудоустроиться на работу.
На наших глазах становятся ненужными такие профессии, как продавцы, кассиры, операторы, официанты, водители, медсестры и другие рутинные профессии, не требующие высокой квалификации. Их заменяют компьютеры, платежные терминалы, роботы, роботизированные устройства и иные технологии. И мы должны отдавать себе отчет, что это ближайшее будущее всех рутинных производственных процессов. Потому что целесообразность применения современных технологий оказывается невообразимо эффективней, чем использовать человеческий ресурс.
Сегодня существуют целые отрасли экономики, где производственные процессы компьютеризированы и роботизированы. Роль человека в них минимизирована [3]. И пока ведь нет понимания, как отразится внедрение в наш быт искусственного интеллекта! Сколько еще профессий станут ненужными?!
Исследования показали, что в наше время, большинство руководителей различных компаний предпочитают выбирать для себя работников, не из тех, кто обладает высокими познаниями в своей специальности, а из тех, кто хорошо применяет имеющиеся у них знания, умеет гибко подстраивать и перестраивать свои умения и навыки под изменяющиеся задачи компаний, постоянно занимается своим саморазвитием, умеет работать в команде, обладает хорошей коммуникацией, налаживает доброжелательные отношения в коллективе, творчески подходит к решению поставленных задач и другое [4].
Поэтому важно в процессе обучения формировать у обучающихся вышеперечисленные компетенции. Это лежит в основе метапредметных результатов обучения и в подходах к формированию их функциональной грамотности [2].
Литература:
1. Аллахвердиев Ф.А., Храпов В.И. Маленькие секреты больших достижений (Учебно-методическое пособие). Утверждено редак.-издат. Советом ун-та в качестве метод. пособия / ГОУ ВПО «СПб Гос.ун-та технологии и дизайна».- СПБ. 2010, 69 с.
2. Аллахвердиев Ф.А. Прикладные аспекты физической культуры в школе. Соврем. проблемы теории и практики физич. культуры; Науч.-практич. конф., посвящ. 90-летию со дня рожд. Засл. деятеля науки РФ Николая Ивановича Пономарева: сб. науч. тр. - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2012, с.188-193
3. Медведев В. Американский прорыв. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/2011-10-1841
4. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, которые нужны для успеха / Центр проектирования учебных программ, Бостон, МА, 02130, 2015. – 300 с. Русское издание подготовлено Центром образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
В статье рассматриваются формы, методы и приемы формирования на уроках и во внеурочной деятельности предметных и метапредметных результатов при изучении математики в условиях перехода на ФГОС ООО...
Системно-деятельностный подход как фактор формирования у школьников метапредметных результатов
В данной статье автор делает попытку раскрыть понятие системно-деятельностный подход...
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...
Формирование и оценивание метапредметных результатов образования по математике.
обобщение опыта работы...
Учебный проект на уроке английского языка: к вопросу о динамике освоения метапредметных результатов
Использование критериев динамики освоения метапредметных результатов помогает проследить процесс формирования универсальных учебных действий и способность их использования как у каждого ученика, так и...
Метод «Фишбоун» как средство формирования и оценивания метапредметных результатов обучения
познакомить коллег с методическими приемами, опытом формирования и оценивания метампедметных результатов учащихся путем непосредственного показа использования метода «Фишбоун» ...
Формирование и оценивание метапредметных результатов обучения
рассмотреть на практике метод «Фишбоун» , который позволяет успешно формировать и оценить метапредметные результаты обучения на уроке, т.к. учит эффективно работать с информацией ,потому ч...