Системно-деятельностный подход как фактор формирования у школьников метапредметных результатов
статья на тему
В данной статье автор делает попытку раскрыть понятие системно-деятельностный подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход как фактор формирования у школьников метапредметных результатов
В основе построения содержания ФГОС лежит системно-деятельностный подход (компетентностный). Ключевые слова здесь - системный и деятельностный. Чтобы разобраться в том, что это такое, давайте разберемся, что означают термины "система" и "деятельность".
Наш мир это огромная система состоящая из множества подсистем. Он удивительным образом организован и систематизирован, в связи с чем наш мир познаваем и исследуем.
Предметом школьного образования является "знание". Метапредметом является деятельность. Знание системно, деятельность также является системой. Только знание - это статическая система, а деятельность - динамическая система. В этом их разница. Деятельность, как любая система, состоит из нескольких мини-действий, которые можно алгоритмизировать. Эти действия носят универсальный характер. Давайте посмотрим, как протекает любая деятельность, посмотрим, как мы работаем.
И так:
Сначала мы нацеливаемся на деятельность, другими словами ставим цель.
Затем мы озадачиваемся тем, как же нам достичь нашей цели, как достичь результата. Определяем задачи, которые нам предстоит решить, чтобы добиться своей цели.
Продумываем в каком порядке будем решать задачи, т.е. составляем план, планируем наши действия.
Затем в соответствии с планом, выясняем, что у нас уже есть для достижения нашей цели, а чего нет.
Находим недостающие компоненты и переходим к решению оставшихся задач.
По мере выполнения работы, мы проверяем каждый наш шаг, т.е. контролируем ход работы, и если надо исправляем, то, что выполнили неправильно, корректируем работу.
В конце, получив результат, оцениваем свою работу.
Т.е. так строится любая деятельность, любая работа, другими словами эти действия носят универсальный характер, а в школьной методике определяются как универсальные учебные действия /УУД/ и подразделяются на регулятивные (постановка целей, контроль, оценка и самооценка), коммуникативные и познавательные.
Теперь, что касается знания. Знание тоже системно, и тоже может быть структурировано. Причем в основе статической системы всегда лежат некие базовые элементы, при помощи которых эта система строится и функционирует. Если усвоить основы предмета и умножить их на метадеятельность, т.е. научить работать с базовыми элементами как с конструктором, результаты не заставят себя долго ждать.
Деятельность по исследованию знания также имеет свои закономерности и называется мыслительной деятельностью. Способы мыслительной деятельности также являются универсальными. Сюда относятся такие методы как анализ, синтез, выделение главного, установление причиной-следственных связей, систематизация материала, классификация, обобщение, моделирование и некоторые другие.
Новый ФГОС требует от нас, чтобы ученик овладел этой методикой и мог самостоятельно не только работать с информацией, учиться, но и решать любые проблемы личного, профессионального и иного характера.
В основе любого урока лежит деятельность учителя и деятельность ученика. Деятельностная схема лежит в основе любого этапа урока, в основе любого вводимого понятия или концепта. Формирование метапредметных результатов может происходить на протяжении всего урока, а также во внеурочной деятельности. для этого учителю следует не самому все делать, а включить в орбиту своей деятельности ученика на правах сотрудника, а не потребителя учебных результатов.
Знать - это еще не значит уметь. Поэтому ученика необходимо практиковать в такой работе, где бы он выступал в качестве субъекта урочной или внеурочной деятельности, на правах сотрудника, подводя его к самостоятельности. Самостоятельным ребенок никогда не станет, если он будет только потребителем знаний. Он станет самостоятельным только практикуясь в самостоятельных работах, в самостоятельной деятельности. Поэтому нередко мы слышим, что многие отличники зачастую менее успешны в жизни, чем троечники и двоечники, потому что последние более самостоятельны в силу тех или иных социальных причин. Отсюда вывод, что самостоятельность не менее важна, чем знания. Самостоятельность это один из важнейших метарезультатов, которые мы должны
формировать у школьников.
Как сформировать у ученика этот важный метарезультат?
Необходимо давать ребятам не только багаж знаний, но и учить их правильно работать, другими словами учить уметь учиться. Т.е. дети должны знать не только Что, но и Зачем и Как.
Вот ведь как учат на рабочие специальности: учат не только тому, что рабочий должен делать, но и как он должен это делать. При чем от того как работает человек зависит степень его мастерства. Другими словами, мастерство зависит от того насколько профессионально рабочий владеет способами работы. Поэтому и школа должна учить ученика способам учебной деятельности, иначе говоря формировать у него метаумения.
Если ученик будет получать знания не в готовом виде, а добывать их сам, только в этом случае он сможет осознать содержание и формы своей учебной деятельности, понять и принять систему ее норм, участвовать в их совершенствовании, что будет способствовать активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Наиболее эффективными формами в плане формирования метапредметных результатов, являются проекты и учебные исследовательские работы, так как они позволяют использовать весь спектр метадеятельности в рамках одной работы.
Проектная деятельность помогает решить такие задачи как:
- овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умение работать с литературой, поиском необходимой литературой в сети Интернет;
- выделение нужной информации и ее обобщение;
- умение представлять свои проекты в форме презентаций; готовить свое выступление;
- развитие способности к самоанализу и самооценке;
- развитие творческих способностей;
- повышение интереса к изучаемому языку;
Критерии оценивания проекта также очень важны, т.к. они позволяют формировать такие метапредметные результаты как оценка и самооценка.
Анализ результатов внедрения проектной деятельности свидетельствует о повышении внутренней мотивации у школьников.
У учащихся совершенствуются такие метапредметные результаты, как:
- умение планировать свое речевое и не речевое поведение;
- формируется коммуникативная компетенции, включая умение взаимодействовать со окружающими , выполняя разные социальные роли;
- формируются исследовательские умения, включая навыки работы с информацией;
- умения смыслового чтения;
- умения осуществлять регулятивные действия: самонаблюдение, самоконтроль, самооценке в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
Кроме того, важно формировать у школьников умение использовать логические приемы и способы работы с информацией. Такие как анализ, синтез, моделирование и другие.
Необыкновенно важен такой метапредметный результат как владение стратегиями чтения. Это просмотровое чтение, чтение для поиска информации и др.
Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося и учителя, который не "застревает" в рамках одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями разных дисциплин.
Вывод:
Таким образом системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса способствует:
- повышению эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формированию компетенций и компетентностей в предметных областях;
- формированию учащимися обобщенного системного представления о мире.
- освоению содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечению при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума.
- реализации идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- формированию учащимися способностей принятия решений в ситуациях выбора.
- максимальной ориентации на творческое начало в образовательном процессе.
- формированию метапредметных умений и навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
В статье рассматриваются формы, методы и приемы формирования на уроках и во внеурочной деятельности предметных и метапредметных результатов при изучении математики в условиях перехода на ФГОС ООО...
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")
Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...
Формирование и оценивание метапредметных результатов образования по математике.
обобщение опыта работы...
Методическая сессия:«Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода» (мастер-класс)
Мастер-класс: "Проектируем и проводим метапредметный урок"На этапе внедрения стандартов нового поколения каждый учитель готовясь к уроку, старается определить не только целевые установки, но...
Информационный проект как средство формирования предметных и метапредметных результатов по предмету «Технология»
ull;В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьник...
Методические подходы к разработке системы познавательных заданий, ориентированной на достижение школьниками метапредметных результатов обучения
За фундамент для познавательных заданий берётся содержание непосредственноучебного предмета. Но, в тоже время, при использовании исторических учебных текстов, схем и изображений и при работе с понятий...
Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования и развития метапредметных результатов у младших школьников.
Реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в физкультурно-оздоровительной работе. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому...