Метод «Фишбоун» как средство формирования и оценивания метапредметных результатов обучения
учебно-методический материал по биологии

Шишова Ирина Анатольевна

познакомить коллег с методическими приемами, опытом формирования и оценивания метампедметных результатов учащихся путем непосредственного  показа использования метода «Фишбоун»  на уроке биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным  изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Б.И. Рябцева»  г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

Мастер-класс

«Метод «Фишбоун» как средство формирования и оценивания метапредметных результатов обучения».

Разработала:

Шишова Ирина Анатольевна,

учитель биологии

МБОУ «СОШ№25 С УИОП им. Б.И.Рябцева» г.Россоши

Сценарий мастер-класса по биологии «Метод «Фишбоун» как средство формирования и оценивания метапредметных результатов обучения»

Цель: познакомить коллег с методическими приемами, опытом формирования и оценивания метампедметных результатов учащихся путем непосредственного  показа использования метода «Фишбоун»  на уроке биологии.

Продолжительность: 20 минут 

Оборудование: схема «Фишбоун»  , мультимедиа, фрагменты фильма «Мхи», учебные тексты для участников мастер-класса.

Используемые технологии:

1.Информационно-коммуникационная ( презентация PowerPoint, web-сайты)

2.  Технология развития критического мышления     (метод «Фишбоун»).

Методы:  исследовательский; наглядный, практический, проблемный.

Ход мастер-класса.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада  вас приветствовать в этой аудитории  . Меня зовут Шишова Ирина Анатольевна,  учитель биологии МБОУ СОШ№25 с УИОП им. Б.И.Рябцева г.Россоши.

1. Информационный блок мастер-класса.

Слайд №1. Тема моего мастер-класса «Метод «Фишбоун» как средство формирования и оценивания метапредметных результатов обучения». 

Слайд№ 2 - свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Как известно каждый урок должен давать свой результат.

Встает вопрос: Каким образом добиться этого результата?

Слайд№ 3 Уважаемые коллеги, посмотрите на экран. Как вы думаете, что изображено на этой картине? Эта картина называется  «Рождение мысли». Кто ее написал?

(Столяров Вадим Анатольевич). У каждого разные мысли, свой взгляд.

Вывод один, что все, что создано руками человека, есть результат следствия следствие его мыслей. И именно нам с вами выпала честь внести свой посильный вклад в развитие творческого мышления ребенка.

Слайд №4

 «Учить не мыслям, а мыслить…» Слова эти принадлежат известному философу Иммануилу Канту.

Как вы понимаете их?

- Конечно, чужие мысли мы запоминаем, можем их знать, но ведь главное - самому научиться мыслить, иметь свою позицию, свой взгляд на окружающее. Многие знания, полученные в школе, потом забудутся, а вот умение рассуждать, вырабатывать собственное мнение остается у ребенка навсегда.

Слайд №5 Но как  научить ребенка мыслить?        Вот в чем вопрос?

Именно решением этой проблемы мы занимаемся на уроке.

Как известно, одним из отличий ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Раньше учитель должен был выдавать содержание. Сегодня учитель-должен обеспечить достижение планируемых результатов.

Слайд №6В настоящее время цели обучения и заключается в формирование универсальных учебных действий у учащихся.

Как известно в состав УУД входят 4 блока.

Слайд №.7 Антропологи утверждают,

что изготовление орудий труда

является границей между обезьяной и человеком.

Если продолжить аналогию,

то сформированные УУД являются

границей между человеком

необразованным и

Человеком Грамотным!

Встает вопрос : Каким образом можно сформировать универсальные учебные действия?

В своей практике нашла такой способ- это применение на уроке одного из методов критического мышления - метод Фишбоун.

Цель мастер-класса: рассмотреть на практике метод «Фишбоун» , который позволяет успешно формировать и оценить метапредметные результаты обучения на уроке, т.к. учит эффективно работать с информацией ,потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют.

Что такое «Фишбоун?»

Как известно метод «Фишбоун»- установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Создателем этого метода считают профессора токийского университета  Кауро Ишикава.

Знакомство с порядком работы с использованием стратегии «Fishbone».

2.Практический блок мастер-класса.

Уважаемые участники мастер –класса, для дальнейшей работы предлагаю вам сотрудничество и приглашаю вас в свою педагогическую мастерскую.

Рассмотрим на конкретном примере ведь недаром говорят лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать.

Приходя на один из уроков, я говорю детям, что сегодня наш класс- это клуб знатоков «Что?Где?Когда?» .В одном из выпусков интеллектуальной игры Что?Где?Когда?» перед знатоками поставили черный ящик и задали вопрос телезрителей: «Что в черном ящике?»

Внимание на экран.. .(демонстрация фрагмента фильма о мхах).

Итак, как вы считаете,что в черном ящике?Ваши версии.Посмотрим продолжение фильма и определим, кто из вас прав. Версии участников мастер-класса.

Сформулируйте тему урока.

Проведем небольшое наблюдение. Просмотрим видеоролок.

Что вас удивило? (Ответ: сфагнум впитал большое кол-во воды, пролежав в коробке несколько лет. Почему это произошло?)

Что необходимо сделать, чтобы решить эту проблему? (Изучить строение мха.)

Слайд №8 Каким образом достичь результата? Работа с текстом и заполняя схему Фишбоун (работа в группах). Проверка результатов работы.

А теперь вам предстоит выяснить какие метапредметные результаты могут быть сформированы в данном случае у учащихся? Предлагаю поработать в группе . Перед вами  лежат карты успешности ученика на уроке. Подумайте какие метапредметные результаты могут быть сформированы в ходе данной темы. Ведь идя  на урок мы, как учителя, должны заранее спланировать, какие метапредметные результаты будут формироваться на данном уроке. Работа в группе. Проверить, что получилось. Заполнение таблица «Формирование метапредметных результатов на уроке».

Каким образом оценить сформированные метапредметные результаты? В нашей школе разработана 12 бальная шкала оценивания метапредметных результатов. Познакомьтесь с картами успешности ученика и оцените свою работу(работа в группах).Как вы считаете, какие метапредметные результаты

Можно сформировать на предложенном фрагменте урока? Составление таблицы (работа в группах).Обсуждение результатов.

Каким приемы можно так же использовать для оценивания метапредметных результатов учащихся?

Благодарить вас за сотрудничество.

 И завершить свое выступление всем известной притчей

 

  Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один   его ученик  захотел доказать обратное. Что он сделал?  Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее задавлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:  “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя:

     любимым,  нужным,  а главное – успешным!

Нередко можно услышать фразу «Поймать свою золотую рыбку».

Как вы думаете, вы поймали свою золотую рыбку на занятии?

Я желаю, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала вам исполнять желания и  решать любые  жизненные проблемы !

3.Рефлексивный блок мастер-класса.

Вопросы рефлексии.

1. Считаете ли Вы тему мастер-класса актуальной?

да, нет, другое_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите степень удовлетворенности Вашего участия в работе мастер-класса:

- Полностью удовлетворена, потому  что _______________________________

__________________________________________________________________

- в основном  удовлетворена, потому  что ______________________________

__________________________________________________________________

-не совсем  удовлетворена, потому  что ________________________________

__________________________________________________________________

-не удовлетворена,  потому  что _______________________________________

__________________________________________________________________

3.Какую информацию, полученную на мастер-классе, Вы хотели бы использовать в своей практической деятельности? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Список литературы.

1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.

2.Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., НИИ                             школьных технологий. 2005.

Интернет-ресурсы:

1.ttps://learningapps.org/display?v=pe99fg2mc18    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования метапредметных и личностных результатов

Основная ценность образовательного проекта состоит в том, что он ориентирует ученика не на простое изучение предмета, а на разрешение проблемы через создание конкретного образовательного продукта.Учеб...

Информационный проект как средство формирования предметных и метапредметных результатов по предмету «Технология»

ull;В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьник...

Формирование и оценивание метапредметных результатов обучения

рассмотреть на практике метод «Фишбоун» , который позволяет успешно формировать и оценить метапредметные результаты обучения на уроке, т.к. учит эффективно работать с информацией ,потому ч...

ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ...

«Приём интервью как средство формирования личностных и метапредметных результатов на уроках литературы»

 Актуальность метода интервьюирования и приёма интервью применительно к учебной деятельности   заключается в том, что этот приём позволяет мне осуществить  переход от объясн...