Учебный проект на уроке английского языка: к вопросу о динамике освоения метапредметных результатов
статья по английскому языку

Romanova Tanya

Использование критериев динамики освоения метапредметных результатов помогает проследить процесс формирования универсальных учебных действий и способность их использования как у каждого ученика, так и у класса в целом. Используя результаты мониторинга, указанного в статье, можно проследить готовность каждого ученика к выполнению итогового проекта в 9 классе и скоректировать его индивидуальный маршрут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romanova-t.n.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Романова Татьяна Николаевна

Учителя английского языка

МОУ Каменниковская СОШ

Рыбинского р-она

Учебный проект на уроке английского языка:

к вопросу о динамике освоения метапредметных результатов

Новые образовательные стандарты начального и основного общего образования представляют собой систему требований к трем группам образовательных результатов (личностным, метапредметным и предметным), которые достигаются в результате различных форм учебной деятельности. Одной из наиболее сложных, но в тоже время наиболее эффективных в точки зрения достигаемых метапредметных результатов, форм учебной деятельности для обучающихся является учебный проект, поскольку предполагает вариант самостоятельного решения какой-либо поставленной проблемы.  Рассмотреть результаты мониторинга динамики освоения метапредметных результатов, формируемых средствами учебного проекта на уроках английского языка в 5-м и 6-м классах и является предметом данной статьи.

Предполагаемые к формированию у обучающихся метапредметные результаты представлены в «Программе формирования универсальных учебных действий» [5] и во всех междисциплинарных учебных программах, как регулятивные,  коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Говоря о выполнении учебных проектов по предмету «Английский язык» в 5-м и 6-м классах, мы рассматривали динамику освоения следующих метапредметных результатов [6]:

  1. Регулятивные, подразумевающие следующее:

- самостоятельно формулировать цели урока;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему,  составлять план решения проблемы (задачи), работать по плану, сверяя свои действия с целью и, при необходимости, исправляя ошибки;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных членов группы, исходя из имеющихся критериев; учиться искать способы преодолевать трудности (стратегия совладания);

- учиться различать объективную трудность задачи и субьективную сложность; учиться взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности).

2) Познавательные, подразумевающие следующее:

- умение ориентироваться в своей системе знаний (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников);

- умение добывать новые знания (извлекать информацию, представленную в разных формах, таких как текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- умение перерабатывать полученную информацию (сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения   знаний);

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме осознанно и произвольно; искать наиболее эффективные способы решения учебных задач; самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера).

3) коммуникативные, предполагающие следующее:

- умение донести свою позицию до других (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы), а также слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- умение читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;

- умение договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе и имея уважительное отношение к позиции других членов группы;

-  умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

        Нами были рассмотрены и проанализированы несколько учебных проектов по английскому языку в 5-х (“Welcome to our school website”, “New Year celebration”, “Welcome to our town”, “Let’s act out the story”) и 6-х (“The international explores’ conference starts its work”, “Let’s cook a special dish for Christmas”, “Let’s read our favourite British book”, “Visit our school website – Welcome to Russia”) классах из учебно-методического комплекса М. З. Биболетовой «Enjoy English». [1, 2, 3, 4]

           Проанализировав данные учебные проекты  с точки зрения освоения вышеуказанных метапредметных результатов, мы сделали вывод, что в 5-м и 6-м классах они одинаковы. Тогда возникает вопрос: как оценивать динамику освоения метапредметных результатов? Нами были разработаны критерии оценивания, позволяющие проследить динамику освоения метапредметных результатов в 6-м классе по отношению к 5-му классу. Ниже представлен вариант критериев оценивания.

1. В области освоения регулятивных метапредметных результатов нами оценивались такие показатели как умение обнаруживать и формулировать учебную проблему,  составлять план решения проблемы (задачи), работать по плану и умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных членов группы, исходя из имеющихся критериев. Данные показатели оценивались по следующим критериям:

 - Умение самостоятельно составлять план решения поставленной проблемы (задачи), работать по плану, сверяя свои действия с целью, при этом определяя степень успешности выполнения работы – 3 балла;

- Умение самостоятельно составлять план решения поставленной проблемы (задачи), работать по нему, но при этом, не определяя степень успешности выполнения работы – 2 балла;

- Отсутствие умения самостоятельно составлять план решения задачи, но умение работать по нему и определять степень успешности выполняемой работы – 1 балл;

- Отсутствие умения составлять план и умения работать по нему – 0 баллов.

2. В области освоения познавательных метапредметных результатов нами оценивались такие показатели как умение ориентироваться в своей системе знаний, умение добывать новые знания и умение перерабатывать полученную информацию. Данные показатели оценивались по следующим критериям:

- Умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, извлекать информацию, представленную в разных формах, сравнивать и группировать факты и явления – 3 балла;

- Умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, перерабатывать полученную информацию, но  отсутствие умения добывать необходимую информацию самостоятельно – 2 балла;

- Умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, отсутствие умения извлекать информацию, и сравнивать и группировать факты и явления – 1 балл;

- Отсутствие умения ориентировать в своей системе знаний, добывать новые знания и перерабатывать полученную информацию – 0 баллов.

3. В области освоения коммуникативных метапредметных результатов нами рассматривались такие показатели как умение довести свою позицию до других, умение сотрудничать в совместном решении проблемы и осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. Данные показатели оценивались по следующим критериям:

- Умение оформить свои мысли в устной и письменной форме, умение выполнять различные роли в группе, избегая конфликтных ситуаций, при этом осуществляя взаимоконтроль и взаимопомощь – 3 балла;

- Умение оформить свои мысли в письменной и устной форме, умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, но отсутствие умения работать в группе, избегая конфликтов – 2 балла;

- Умение оформить свои мысли, высказать свою точку зрения, но отсутствие умения работать в группе и осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь – 1 балл;

- Отсутствие умения оформить свои мысли, работать в группе и осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь – 0 баллов.

        На основании вышеизложенных критериев, нами был проведен мониторинг динамики освоения метапредметных результатов у учащихся 5 и 6 классов МОУ Каменниковская СОШ Рыбинского района. Результаты мониторинга показали следующую динамику:

1) на начало 5 класса учащиеся умеют составлять план и работать по нему, не всегда оценивая свою работу правильно, на начало 6 класса они уже умеют проводить частично рефлексию и соотносить свои действия с поставленной целью;

2) учащиеся 5 класса умеют ориентироваться в своих знаниях, но у них вызывает трудности поиск информации и отсутствие умения пользоваться данной информацией, чего нельзя сказать об учениках 6 класса - они знают где и какую информацию им искать;

3) в области освоения коммуникативных метапредметных результатов, мониторинг показал, что учащиеся 5 класса не умеют работать в группах (по-нашему мнению, это связанно с их психологическими особенностями), только 30 % умеют оформить свою речь правильно и донести свои мысли до слушателей, а взаимоконтроль и взаимопомощь вообще отсутствуют. Несмотря на это уже к 6 классу ученики работают в группах, не создавая конфликтные ситуации, в процессе выполнения проекта присутствуют взаимоконтроль и взаимопомощь и 60 % умеют донести свои мысли до других участников образовательного процесса.

        Таким образом, можно сделать вывод, что использование критериев динамики освоения метапредметных результатов, помогает проследить процесс формирования универсальных учебных действий и способность их использования как у каждого ученика, так и у класса в целом. Используя результаты данного мониторинга можно проследить готовность каждого ученика к выполнению итогового проекта в 9 классе и скоректировать его индивидуальный маршрут.

Библиография:

1) Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием [Текст] / М. З. Биболетова. Enjoy English: Учебник для 6 кл. общеобраз. Учрежд. – Обнинск: Титул, 2014. – 200 с.: ил.

2) Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием [Текст] / М. З. Биболетова. Enjoy English: Учебник для 5 кл. общеобраз. Учрежд. – Обнинск: Титул, 2013. – 208 с.: ил.

3) Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием [Текст] / М. З. Биболетова. Enjoy English: Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для  6 кл. общеобраз. учрежд. Учебное пособие. – Обнинск: Титул, 2014. – 96 с.: ил.

4) Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием [Текст] / М. З. Биболетова. Enjoy English: Рабочая тетрадь № 1 к учебнику  для 5 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2013. – 96 с.: ил.

5) Основная образовательная программа основного общего образования на период 2013-2018 гг. [Текст] – 228 с. – (Принята на ПС. Протокол №1 от 28.08.2013г. Утверждена директором школы 01.09.2013г.)

6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.:просвещение, 2013.  – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка

Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе...

Метод учебного проекта на уроках английского языка в начальной школе.

 В свете реализации ФГОС происходит поворот образования от "знаниевой " к личночтно-ориентированной деятельности.Поэтому хорошими технологиями являются те, которые способствуют  практ...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Статья "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Работа современного педагога должна быть направлена на формирование у школьников умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодарясформированности системы универсальных учебных дейст...

Перечень учебных проектов к уроку английского языка

Предлагается перечень проектов, которые учащиеся могут выполнить , опираясь на материал учебника "Spotlight"...

Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.

Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь.(Китайская пословица)Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.Творче...