Диагностический материал "Олимпиада по функциональной грамотности"
тест

Паршина Светлана Александровна

Олимпиада для выявления уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся на уровне НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл олимпиада 2 класс1.34 МБ
Файл олимпиада 3 класс1.59 МБ
Файл олимпиада 4 класс790.45 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по формированию читательской грамотности «Буквариус»

Задания для участников из 4 классов

Время проведения: 20-27 декабря 2022 года

Оценка ответов на вопросы :

           Каждое задание части 1 оценивается по системе: 1правильный ответ = 1 балл.

Каждое задание части 2 оценивается по системе:

3 балла – задание выполнено успешно-даны полные ответы;

2 балла – допущены 1-2 ошибки при выполнении, ответы неполные;

1 балл – есть попытки выполнить задание;

0 баллов – к выполнению задания не приступали.          

Ребята, мы желаем вам удачи!

Прочитайте текст и выполните задания.

Бурый медведь

Бурый медведь – это животное из семейства медвежьих. Он является одним из самых больших хищников дикой природы и поэтому лучше в лесу его не встречать.

Размеры бурыхмедведей впечатляют. Сразу стоит отметить, что самцы значительно крупнее самок, примерно на 30-70%. Средние размеры самцов бурого медведя следующие: длина тела около 220 см, масса тела 300 кг. Средние размеры самок бурого медведя следующие: до 200 см длина тела и 175 кг масса.

Бурый медведь выглядит мощно, у него очень крупное тело. Он обладает большой головой с маленькими глазами и небольшими торчащими ушами. Хвост этого хищника очень маленький и редко превышает длину в 20 см. Бурый медведь имеет массивные лапы. На конце лап имеются когти до 10 см длиной.

Бурый медведь ведет дневной образ жизни. Основную активность проявляет утром и вечером. Большую часть времени проводит в поисках пищи. Бурый медведь, которого в детских сказках и стихотворениях часто описывают, как неуклюжее животное вовсе таким не является. Этот грозный хищник способен развивать скорость бега в 50 км/ч, молодые особи могут отлично лазить по деревьям, а также они превосходные пловцы.

Питается бурый медведь разнообразной пищей, он всеяден. Около 70% его пищи является растительной. В нее входят ягоды, коренья, плоды деревьев, желуди, орехи и различные травы. В поисках пищи медведь может заходить на посевные поля кукурузы и овса и лакомиться плодами. Также бурые медведи питаются насекомыми, например, бабочками и муравьями. Они охотно могут съесть червя, ящерицу, лягушку, птицу, а также любого грызуна. В летний период насекомые и их личинки могут составлять до 30% пищи медведя.

Охота у бурых медведей – это не главный источник пищи, но все же они нападают на других животных. Объектами охоты становятся олени, косули, лани, кабаны, лоси и другие. Бурый медведь опасный хищник, ударом лапы он способен перебить позвоночник даже лосю. Однако при схватке со столь крупным и сильным животным как лось, нередко бурый медведь сам получает увечья и даже погибает.

Не редки случаи, когда бурые медведи предпочитают отнимать добычу других хищников. Добычу они отнимают у тигра, пумы и волков. Бурые медведи едят падаль. Не для кого ни секрет, что они любят мед. Помимо животных бурые медведи едят и рыбу. В особенности в пищу идут лососи, которые движутся по рекам к местам нереста. Бурые медведи ловят лосося прямо в воде лапами и пастью. С помощью этой рыбы медведи легко нагуливают много жира перед зимовкой.

Бурый медведь опасен для человека. Тем не менее, целенаправленно на человека он не охотится. По возможности он избегает контакта с людьми и почуяв или услышав человека убегает. Поэтому многие рекомендуют в лесах, где есть шанс встретить бурого медведя нужно вести себя шумно, разговаривать и слушать музыку – это отпугнет зверя.

Напасть бурый медведь может от испуга, если застать его врасплох, например, во время еды. Не редки случаи нападения раненого медведя на охотников, совершивших не меткий выстрел. Но самые опасные бурые медведи – это медведи шатуны, которые вылезли из берлоги. Чаще всего эти особи не нагуляли нужного количества жира для зимовки, поэтому, не дождавшись весны проснулись. Медведи шатуны голодные и очень агрессивные, без раздумий способны напасть на человека с целью его съесть. Бурый медведь является одним из самых опасных животных России.

Бурый медведь внесен в Красную книгу со статусом вида находящегося под угрозой. Но его популяция восстанавливается. Сейчас насчитывается приблизительно 200 тысяч особей бурых медведей по всему миру. Большая часть, приблизительно 120 тысяч особей, обитают в России. В США и Канаде насчитывается более 53 тысяч особей, а в Европе около 14 тысяч.

1. К какой группе относятся медведи по особенностям питания?

А. растительноядные

Б. хищники

В. насекомоядные

Г. всеядные

2. Заполните таблицу данными, используя текст

Длина тела

Длина хвоста

?

самец

10 см

самка

175 кг

10 см

3. В текстах тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их

значение при чтении текста вполне понятно.

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

 СЛОВО                                                    ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

А)шатун                                            1) тяжёлое телесное повреждение

Б)увечье                                            2)медведь не ушедший в зимнюю спячку

                                                           3) некрасивая внешность, уродство

                                                           4) неловкий в движениях, неповоротливый.

Запиши в ответ выбранные цифры.

Ответ: А – _____ , Б – _____

4. Вставь в задание недостающие данные и выбери ответ.

   Этот грозный хищник способен развивать скорость бега в … км/ч. На каком расстоянии окажется медведь через 2 часа, если будет двигаться с одинаковой скоростью?

а) 150 км

б) 100 км

в) 50 км

5. Воспользуйся текстом и дополни диаграмму данными.

"Купание медвежат"

          Однажды охотник шел через тайгу и вдруг услышал странные звуки. Он подкрался к берегу реки и увидел, как на берег вышла медведица с двумя маленькими медвежатами. Охотник испугался и скорее забрался на высокое дерево.

          Оттуда он смотрел, как медведица схватила зубами одного медвежонка за шкирку и стала окунать его в воду. Медвежонок вырывался, крутился и барахтался. Но медведица все равно довела купание до конца.

Тогда второй медвежонок решил убежать и бросился наутек. Но медведица легко догнала неслуха и повторила с ним ту же процедуру, что и с первым медвежонком.

          Искупавшись, медвежата стали веселыми и довольными. Ведь день был жарким, а им в шубках было не легко. И холодная вода хорошо их освежила.

        Потом медведица ушла с медвежатами в лес, а охотник спустился с дерева и поспешил домой, менять штаны.

(Бианки В.)

5.1. Соотнеси героев рассказа с их характеристикой.

А. Медведица.           1.Осторожный, трусоватый.

Б. Медвежата.            2. Заботливая и умная мамаша

В. Охотник.                3.  Глупые и несмышленые, не понимают своей выгоды.

Ответ: А.-…., Б -…., В -….

5.2. Ребята, прочитав рассказ, подобрали к картинке пословицу, но перепутали слова. Восстановите пословицу: в воду, не выйдешь, сухим, Упадешь.

_________________________________________________________________

5.3. Восстановите план пересказа:

…  Охотник идет домой.

…  Медведица купает медвежонка

…  Странные звуки

…  Побег медвежонка

№ 1.  Охотник в тайге

…  Радость медвежат

…  Охотник на дереве

…  Медведица купает второго медвежонка.

5.4.  Расшифруйте пословицы к рассказу «Купание медвежат»

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Часть 2

Маша и Таня прочли рассказ и решили обсудить, какие выводы из него можно сделать.

Учится слушаться родителей, потому что они лучше знают, что ребенку нужно

Рассказ учит любить природу и любоваться ее красотой

А какой вывод сделаешь ты, чему учит рассказ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа по Функциональной грамотности 5 кл

Стартовая диагностическая работа по функциональной грамотности для обучающихся 5 классов. Время выполнения 40 минут2 варианта, критерии....

«Выполнение задания части С в региональных диагностических работах и проблема функциональной грамотности учеников 6 классов»

Презентация содержит анализ заданий части С в материалах РДР 2021-2022 учебного года по английскому языку....

Диагностическая работа по функциональной грамотности 2 класс

Диагностическая работа по функциональной грамотности...

Диагностическая работа по функциональной грамотности 3 класс

Диагностическая работа по функциональной грамотности 3 класс...

Диагностическая работа по функциональной грамотности 4 класс

Диагностическая работа по функциональной грамотности 4 класс...

Приказ о проведении диагностической работы в 8 классе по функциональной грамотности

Приказ о проведении диагностической работы в 8 классе по функциональной грамотности...