Формирование активной жизненной и гражданской позиций через наставничество молодого педагога
статья

Трифонова Наталья Васильевна

Формирование активной жизненной и гражданской позиций через наставничество молодого педагога

Методы и формы, приемы работы с молодым педагогом
Этапы работы наставника
результаты работы для наставника и молодого педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Я, согласно рекомендациям, разделила свою работу с наставляемым на 3 этапа.

В первом адаптационном этапе определила круг обязанностей и полномочий молодого педагога. Здесь же мною были выявлены недостатки в её умениях и навыках, но не для указания на них, а для дальнейшей разработки программы адаптации.

Во втором, проектировочном этапе, который является, по моему мнению, основным, я, как наставник, разработала и стала реализовывать программу адаптации и осуществлять корректировку профессиональных умений молодого учителя, чтобы помочь выстроить ее собственную программу самосовершенствования.

В третьем же, контрольно-оценочном, этапе мной реализуется проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, где определяется степень ее готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Я считаю, что самое важное в моей работе наставника, это вовлечение молодого педагога во внеурочную и внеклассную деятельность. Пока педагог полон сил и энергии, активен и не обременен дополнительными обязанностями, следует вовлекать молодого специалиста в участие, а затем и в разработку и проведение различных мероприятий, конкурсов, соревнований, таких как, например, «Выпускной бал» или «День космонавтики», или квест к праздничной дате. Следует дать возможность педагогу раскрыть и показать все свои творческие способности и таланты, а если педагог их не замечает, то через такую работу показать ему их. Такая форма работы дает уверенность молодому специалисту в своих силах, формирует активную жизненную и гражданскую позиции, дает возможность самому педагогу посмотреть на себя восхищенными глазами детей и коллег, что, несомненно, придаёт уверенности, в том числе и в работе. Свою работу с молодым педагогом через активную жизненную позицию считаю приоритетной, так как уверена, что именно такая работа помогает незаметно и, не делая акцента на трудностях и сложностях, увлечь педагога, и не дать развивать мысль об уходе и досрочном завершении педагогической деятельности.

Уверена, что такая форма работы приносит свои плоды, ведь только за прошлый учебный год моя наставляемая педагог выступила на «XII Петербургском международном образовательном форуме» в мероприятии «Профессиональный кругозор учителя. Ключ на старт!» для молодых педагогов со стажем работы до 3 лет. А также выступила одним из организаторов и разработчиков сценариев совместно со мной в ряде школьных мероприятий, таких как «Концерт, посвященный юбилею ШСК», «Семейный калейдоскоп», «Космические старты», «День безопасности», «Турнир по волейболу, посвященный Дню защитника Отечества и Международному женскому дню», «Выпускной бал»; внешкольных: «Физкультурное мероприятие «XV районная Спартакиада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вид – спортивное ориентирование», приняла участие в районном «Городском мероприятии клубов молодых педагогов «Большие гонки», посвященное году педагога и наставника в составе команды Кировского района. А в этом учебном году уже приняла участие под моим началом в разработке сценариев и проведении таких школьных мероприятий, как «День знаний» и «День учителя».

В самом начале своей работы с молодым педагогом я определила для себя приоритетные формы выявления для мониторинга эффективности работы молодого специалиста: ее степень готовности к работе в школе; владение общей методикой работы; изучила  ее профессиональный уровень; работу со школьной документацией; ее знание материалов педагогики и возрастной психологии, а также трудности, возникающие при работе.

В своей работе с молодым педагогом я также использую следующие формы и методы работы:

  • консультирование, которое всегда выполняю по запросу или необходимости, не навязывая консультацию молодому специалисту без надобности.
  • Посещение открытых уроков, где обязательно обсуждаю с педагогом все нюансы прошедшего занятия, делая упор на положительных моментах и усиливая эффект неоднократным повторением этих моментов.
  • Беседы, в ходе которых можно выявить моменты, вызывающие затруднения, но не осознаваемые самим молодым педагогом. Ведь беседа, по моему мнению, является самой непринужденной формой работы с молодым специалистом.
  • Наблюдение, где я смотрю, как молодой педагог общается в непринужденной обстановке: в столовой, в коридорах, на переменах с детьми, как общается с другими педагогами, как проводит мероприятия, готовится к концертам, соревнованиям, семинарам и другим мероприятиям.
  • Анкетирование, которое мной используется в основном, как форма предъявления результатов работы молодого специалиста.
  • Мониторинг работы педагога по критериям, описанным мною выше.
  • Совместный мониторинг каждого обучающегося класса. Такая форма работы с мониторингами является обязательной для каждого педагога нашего учреждения, поэтому разбор итогов работы помогает увидеть динамику или ее отсутствие в работе с обучающимися и скорректировать свою работу самим молодым педагогом, хотя и под наблюдением наставника.
  • И еще одной формой моей работы с молодым специалистом является ее самообразование. Эта та форма работы, которая с самого начала часто вызывает удивление у молодых педагогов, только окончивших профессиональное обучение, так как предполагает продолжение обучения, но уже самостоятельное. Такая форма работы мной используется обязательно. И наставляемая мной педагог прошла необходимые для работы курсы повышения квалификации «Основы оказания первой помощи», «Обучение и воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования», «Развитие ИКТ компетентности педагога в области создания и использования дидактических материалов».

Я также уверена, что стоит транслировать свой опыт, если он приносит плоды, поэтому 26 октября выступила с докладом на районном семинаре «Наставничество: учитель-учитель; ученик-ученик».

Стоит обязательно сказать о том, что наставничество – это взаимообогащающее дело, которое работает для обогащения опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей е только молодого педагога, но и, несомненно, для наставника.

Что мне дала наша совместная работа:

  1. Получение информации о новых современных идеях и методах работы с обучающимися.
  2. Взгляд со стороны на свою собственную работу для корректировки статичного поведения в определенных ситуациях, возникающих на уроке у любого, даже опытного педагога.
  3. Обновление молодежного сленга, ведь важно быть в курсе последних событий и увлечений молодежи (знание мемов, «приколов» в соцсетях, пранков, вирусных видео помогает перейти из позиции недосягаемости учителя «я могу находиться только над учениками» в позицию «я могу быть с учениками», конечно, не переходя черту). Позиция понимания увлечений и интересов обучающихся, особенно подростков, помогает быть «в тренде», а значит иметь возможность включить свое мнение в возможность повлиять на обучающихся подросткового возраста. И в этом помогает работа и неформальное общение с наставляемым молодым педагогом.

Таким образом, я считаю, что наставничество дает мне возможность улучшить свою работу и не перейти к модели «Педагог-консерватор – педагог-новатор», где я, несомненно, останусь педагогом-консерватором с опытом, но без обновления своих профессиональных идей, навыков и, соответственно, улучшения взаимоотношений и понимания своих учеников. А молодому педагогу дает возможность сформировать активную жизненную позицию и почувствовать себя увереннее в профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности - это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости з...

Формирование активной жизненной позиции подростка-петербуржца через игру Дебаты.

Тезисы:Что такое «образ петербуржца»?Что такое «осознанное отношение к городу», чем отличается и чем сходно с патриотизмом?Что такое дебаты?Дебаты как средство развития критиче...

Формирование активной жизненной позиции у детей с ОВЗ, через использование различных форм и методов обучения и воспитания

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа школьников ...