«Формирование активной жизненной позиции обучающихся через вовлечение их в социально-значимую деятельность»
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Формирование активной жизненной позиции обучающихся через вовлечение их в социально-значимую деятельность»
Надо развить в человеке гражданина,
надо развить такую личность,
которая умеет жить в гармонии с другими,
личность, которая умеет содружествовать,
которая связана с другими сочувствами
и мыслью социально.
А.В.Луначарский
Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность. Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством. Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.
Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года четко обозначено, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Сегодня в нашем обществе четко сформировался запрос на социально активных и ответственных людей, на инициативу, идущую снизу. Можно выделить ряд предпосылок, содействующих реализации этого запроса:
1. Социально-экономические предпосылки. «Инновационная экономика характеризуется появлением уникальных подходов, которые называются креативными. Именно, поэтому сегодня спрос на людей, которые решают творческие задачи – задачи с большой долей неопределённости, изменчивости, как никогда велик», – пишет академик А.Г. Асмолов. Создание инновационного общества, модернизационной экономики невозможно без инициативных людей, без социальной активности и гражданской ответственности молодежи.
2. Социально-психологические предпосылки. Медленно, но у молодежи меняется ценностно-смысловая структура сознания, образ детско-юношеских общественных объединений, особенно среди 10–11-летних современных школьников, выглядит достаточно привлекательно, но над его имиджем еще предстоит большая работа. Деятельность психологов, преподавателей, социальных педагогов, руководителей некоммерческих организаций (НКО), работающих в сфере образования по вовлечению молодежи в различные объединения, разной направленности становится чрезвычайно актуальным в условиях распространения и употребления психоактивных веществ детьми и подростками, нарастания рисков национализма, шовинизма, экстремизма и ксенофобии.
3. Образовательно-воспитательные предпосылки. Принципиальным отличием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является усиление их ориентации на развитие личности, обретения ею духовно-нравственного опыта и социальной компетентности, а не просто усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инстру- ментальную основу компетенций учащегося. Запрос на новые образовательно-воспитательные практики связан с кризисом семьи, необходимостью организации и разнообразия досуга молодежи, развития предпрофильного образования и способности детей и подростков активно противостоять негативным явлениям и пагубным привычкам. Поэтому в настоящее время чрезвычайно востребован педагогический опыт вовлечения молодежи в социальную практику, направленную на общественно полезные действия, способствующие формированию активной жизненной позиции, преодолению патернализма и инфантилизма.
Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям:
- имеют социальный опыт самостоятельного принятия решений, делают выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
- здоровые физически и психически;
- нравственно стойкие;
- имеют знания на уровне современной науки и техники;
- социально закаленные и защищенные.
Положение детей и подростков в настоящее время тревожно:
- Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей;
- Социальное сиротство и бродяжничество;
- Проблема трудоустройства подростков;
- Распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Свободное время подростка нередко превращается в «ничегонеделание», что ведёт к созданию того вакуума, который и заполняет молодёжь в первую очередь тем, что не требует духовных усилий, работы над собой, стремлений к самосовершенствованию. В результате чего в подростковой среде наблюдается рост агрессивности, токсикомании, наркомании, преступности, а главное, – бездуховности. Таким образом, возникла потребность в новом подходе к процессу образования и воспитания, где статус воспитания становится более значительным, так как процесс получения образования неотделим от процесса становления Личности.
В этой связи всевозрастающую роль приобретает взаимодействие формальных и неформальных институтов образования в деле воспитания полноценной гуманистически ориентированной личности, готовой к активным социальным инициативам. Партнерство семьи, школы, бизнесструктур и органов власти является на сегодня абсолютной необходимостью для успешной социализации личности, формирования гражданской идентичности и патриотизма у подрастающего поколения, т. е. реализации «воспитательной компоненты», о которой говорил Президент РФ В.В. Путин.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности детей и молодежи.
Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной активности и выявления лидеров в школе через детские общественные организации. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования.
Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить. Детские общественные объединения имеют реальные возможности для расширения сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения России.
Общественное движение на современном этапе вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.
Общественное движение детей и подростков в России – реально существующий факт. Отраден тот факт, что за последние десять лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.
Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений различной территориальной сферы деятельности: международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.
На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.
Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее. Создание данной модели будет направлено на воспитание, содействие успешной социализации и социальную защиту подрастающего поколения юных граждан России, с целью консолидации их усилий, совместной выработке единого механизма государственной и общественной молодежной политики является объективной необходимостью.
За время обучения в школе мы должны сформировать личность с активной гражданской позицией, умеющего управлять собой, отстаивать свою точку зрения, решать важные для общества вопросы. И наиболее успешно мы можем это реализовать через вовлечение учащихся в социально-значимую и активную деятельность, через взаимодействие и сотрудничество с семьей, всех структур классного и школьного самоуправления, общественных организаций.
О социализации, ученическом самоуправлении, общественных организациях говорить начали давно и многим все, о чем мы сегодня будем говорить, покажется не новым. Но, тем не менее, сегодня мы вновь поднимаем данный вопрос.
Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.
Сегодня на нашем педагогическом совете мы обсудим направления социально-значимой деятельности учащихся нашей школы.
Модель ученического самоуправления
В МОУ «Ялгинская СОШ»
Что дает ученическое самоуправление
участникам педагогического процесса?
Учащимся:
- выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
- развитие навыков работы в группе, в команде;
- защищает права ребенка;
- помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
- ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
- учит цивилизованно разрешать конфликты.
Родителям:
- организует свободное время детей;
- снижает конфликтность в семье;
- дает возможность активно участвовать в школьной жизни;
- ведет к улучшению учебной результативности детей.
Педагогам:
- помогает организовать детей;
- сплотить детский коллектив;
- повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
- раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
- апробация инновационных технологий.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
В каждом классном коллективе нашей школы создано классное самоуправление. Однако следует отметить, что подчас оно носит формальный характер. Выбрали руководителей центров и забыли о регулярной работе данных центров. А ведь дети должны быть постоянно вовлечены в различные виды деятельности по желанию и потребности самореализации!
Из числа учащихся школы были сформированы:
- Совет старшеклассников – активисты и руководители направлений деятельности РДШ;
- отряд ЮИД, который осуществляет пропаганду правил дорожного движения;
- ДЮП (дружина юных пожарников);
- отряд «Юнармия»;
- волонтерский отряд «Юность»;
- Эко-отряд «Зеленый патруль».
Остановимся на деятельности данных направлений ученического самоуправления.
Совет старшеклассников. В школе сформирован Совет старшеклассников. Все учащиеся, входящие в Совет старшеклассников, являются активными членами ДОО РДШ. В сентябре 2017 г. в нашей школе путём голосования состоялись выборы председателя Совета старшеклассников. Избирательной комиссией школы рассматривались заявления кандидатов. Они предоставляли свои предвыборные программы. За день до выборов стартовало интернет – голосование на сайте школы. Свои кандидатуры выдвинули 4 учащихся: Шайгородская Д., Рябов М., Польдяева Е. и Терентьева К. В день выборов кандидаты кратко рассказывали о своих программах, а избиратели задавали им интересующие их вопросы. После чего весь актив школы, начиная с 5-х классов голосовали за того или иного кандидата. В выборах участвовали 86 человек.
По итогам голосования председателем Совета старшеклассников на 2017 – 2018 учебный год в нашей школе была избрана ученица 11 класса Шайгородская Дарья. Под ее руководством строилась работа школьного Совета старшеклассников в этом учебном году. Уже сейчас прослеживаются ее яркие лидерские качества. Даша, обладая высоким уровнем ответственности, незаурядными способностями и умением заинтересовать ребят, смогла сплотить вокруг себя команду единомышленников.
Большая работа проводится Советом старшеклассников. Это подготовка и проведение школьных праздников, акций, организация работы центров самоуправления. В этой связи хочется отметить работу пресс-центра школы, который возглавляет Ракова Дарья. У Даши прослеживаются хорошие организаторские способности, большое желание и возможности руководить данным направлением. Она регулярно собирает членов редколлегии классов, объясняя им необходимые задания.
С большим желанием и ответственностью относится к своей деятельности культурно-массовый центр школы. В Совете старшеклассников его возглавляет Карманова Дарья. Все концерты и праздничные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с ребятами данного центра. С удовольствием учащиеся принимают участие, как в подготовке, так и проведении данных мероприятий. И хочется отметить, что выполнение данной функции в ученическом самоуправлении проходит на высоком качественном уровне.
7 марта Советом старшеклассников был подготовлен и проведен День Дублера (самоуправления). В ходе подготовки к этому мероприятию ярко прослеживались искренние желания учащихся 8-11 классов попробовать себя в роли педагогов и руководителей.
Отряд ЮИД. Очень хорошо себя проявил в этом учебном году отряд ЮИД. Руководителем отряда из числа учащихся стал Русяев Кирилл, учащийся 6 а класса. Несмотря на свой еще юный возраст, у Кирилла хорошие организаторские способности, а главное – желание действовать. Вместе со своими ребятами из отряда ЮИД Кирилл провел несколько бесед с учащимися начальных классов по правилам дорожного движения, были проведены тесты на знание дорожных знаков. Очень интересным мероприятием, организованным совместно с Советом старшеклассников, стал проведенный флешмоб с целью рекламы световозвращающих элементов. Сотрудники ГИБДД очень высоко оценили нашу креативную форму работы по данному воспитательному направлению и взяли его в качестве демонстрационного материала. Сейчас я вас познакомлю с ним (видеоролик).
Волонтерский отряд «Юность». Последние 10 лет динамично развивается социально направленная деятельность. В частности, среди приоритетных направлений государственной молодежной и социальной политики современной России актуализировались добровольчество и волонтерство. 2018 год объявлен Годом волонтерства и социальных инициатив.
Детско-юношеские общественные организации данного направления деятельности открывают широкие возможности молодежи для реализации разнообразных социальных ролей, «уводят» их с улицы, способствуют предупреждению правонарушений и отклоняющегося поведения, формированию правового сознания.
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности одно из актуальных направлений по работе с подрастающим поколением. Участие в волонтерском движении помогает решать важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций.
Труд добровольцев (волонтеров) охватывает различные общественные сферы и направлен на безвозмездное оказание помощи во благо общества. Волонтеры России выступают ликвидаторами последствий катастроф, занимаются добровольной уборкой территорий, участвуют в социальных кампаниях, проводят бесплатные экскурсии по родному городу, участвуют в качестве переводчиков в спортивных соревнованиях, помогают пожилым людям в домах престарелых и детям в детских домах.
Волонтёры могут работать в любые дни. Обычно во внеурочное время организуются знакомства, проводится просветительская работа и акции, спортивные соревнования, мероприятия по защите окружающей среды и помощь детям с ОВЗ.
В нашей школе создан волонтерский отряд «Юность». Членами этого отряда стали учащиеся 8-9 классов. Руководителем отряда является Горбунова Н.А. О работе данного направления деятельности школьников она более подробно расскажет в своем выступлении. Мне же хочется отметить, что в работе данного направления деятельности и развития школьных инициатив детей нам очень помогает сотрудничество с отрядом волонтеров-медиков МГУ им. Огарева, волонтерами педагогического отряда «Алые паруса» и республиканским молодежным центром волонтеров.
За прошедший период было проведено достаточно много совместных мероприятий, как познавательного характера, так и развлекательного. Самое главное, что отмечают дети после участия в таких мероприятиях, это то, насколько эта деятельность и формы работы их заинтересовывают и увлекают. Это и участие в творческих конкурсах (презентация педагогического отряда «Алые паруса») и познавательные квесты о здоровье, беседы о здоровом образе жизни, акция «СТОП. ВИЧ/ СПИД», квест «Знаешь ли ты сказки» для учащихся 2-4 классов и т.д.
Отдельно хочется остановиться на сотрудничество нашей школы с республиканским центром милосердия. 8 декабря 2017 г. Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов» и Чамзинская районная организация МРООООВОИ в МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» провели открытый урок «Спеши делать добро», участниками которого стали ученики начальных классов, учителя и администрация школы. Ребята смогли убедиться сами, как плохо быть ограниченным в движении и возможностях. В игровой форме, используя жизненные ситуации, участниками которых стали сами ученики, ребятам рассказали и показали, с какими трудностями может столкнуться любой человек, став инвалидом. В продолжение урока была организована и проведена акция «Подари игрушку».
ООГ ДЮО «Российское движение школьников». Появление воспитательных возможностей вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения. Российское движение школьников, реализуя избранные ведущие направления, призвано удовлетворять жизненные потребности участников в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения; предоставлять разносторонние возможности организации свободного времени.
Современные дети и подростки активно включаются в общественные отношения, участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми.
Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети, развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения общественно - значимой цели в различных видах деятельности.
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Реализация цели РДШ предполагает решение ряда задач:
- Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
- Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
- Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования, отработка механизма взаимодействия с вузами и колледжами.
- Формирование единой информационной среды для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально-преобразовательной деятельности РДШ.
С февраля 2017 г. МОУ «Ялгинская СОШ» является «пилотной» площадкой, на базе которой осуществлялась деятельность регионального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
За прошедшее время учащиеся нашей школы приняли участие в республиканской Школе социального проектирования, профильных сменах, мероприятиях образовательной площадки «ЛИГА РДШ», региональном образовательном квесте для школьников «Общественные организации вчера и сегодня», приуроченному к 95-летию со дня образования Всесоюзной пио-нерской организации им. В.И.Ленина, региональном мероприятие «Посвящение в юнармию», различных конкурсах и проектах.
Учащиеся стали победителями и призерами в личном рейтинге «Лиги Российского движения школьников»: Рябов Максим – 1 место в личностном развитии, Лапшина Кристина – 2 место и Карманова Дарья - 3 место по информационно-медийному направлению. Лапшина К. и Карманова Д. за активную работу в ООГ ДЮО «Российское движение школьников» были награждены бесплатными путевками в лагерь. Однако следует отметить, что в этом учебном году работа школьного отделения РДШ не отличается активностью.
Более подробно о работе активистов РДШ расскажет руководитель данного направления Федькова Н.Д.
Отряд «Юнармия». В 2017-2018 учебном году в нашей школе был сформировании и уже функционирует отряд «Юнармия». Руководителями отряда являются Четыркин К.В. и Хальзова Н.С. Утвержден план работы отряда, назначен командир – Юмаев Алексей. И, несмотря на то, что отряд функционирует недавно, можно отметить заинтересованность учащихся в данной организации, участие ребят в патриотических мероприятиях. Некоторые классы изъявляют желание примкнуть к данному направлению деятельности. Более подробно о работе отряда «Юнармия» в своих выступлениях нам расскажут Четыркин К.В. и Хальзова Н.С.
Эко-отряд «Зеленый патруль». 2017 год объявлен годом экологии. В школе проводится большая работа по экологическому воспитанию учащихся.
Среди старшеклассников были определены лидеры экологического движения. Это Адушкина Дарья и Соколова Алена, ученицы 9 а класса. Они представляли нашу школу на городских мероприятиях по экологии, посещали городскую школу актива. Советом старшеклассников и членами экологического отряда «Зеленый патруль» были проведены эко-уроки, акции, десанты и т.д. На базе 4 б класса был сформирован и успешно функционирует отряд «Зеленый патруль». Ребята участвуют в проектах, проводят акции, разрабатывают памятки по экологическим проблемам.
В 2015 году нашей школе была создана Служба медиации. Служба медиации является объединением обучающихся, педагогов и родителей, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий обучающихся. В состав Службы медиации входят педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, председатель профсоюза, учащиеся 9-11 классов, прошедшие обучение по проведению примирительных программ. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.
Заключение:
Активная жизненная позиция должна присутствовать как у педагогов, так и у обучающихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за взаимные действия и поступки, за качество поддерживаемых и совершенствуемых отношений его участников, за результаты учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретает активная жизненная позиция педагогов и обучающихся в сложных условиях государственных, экономических и политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми.
Каким будет поколение детей через 10 лет? Какую политику будут вести наши нынешние выпускники через много лет, находясь у власти? Какие ценности будут у наших выпускников? И вообще, какие люди будут нас окружать, и как мы сможем существовать рядом с современной молодежью? В большей степени это зависит от нас с вами. Наверное, кое - что придется нам с вами тоже менять в формах воспитания наших детей, меняться самим, чтобы идти в ногу с новым поколением.
Сегодня необходимо строить свою работу так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.
Человек – саморазвивающаяся личность
Его нельзя научить, он учится сам.
Его можно обучать, создавая поле
деятельности и среду общения для
саморазвития и жизнетворчества.
Кристи Ли
Проект решения педагогического совета:
- Считать работу школы по вовлечению обучающихся в социально-значимую деятельность в 2017-2018 учебном году удовлетворительной.
- Активизировать внедрение социально-активных технологий и креативных форм воспитания обучающихся по формированию активной жизненной позиции, ценностных ориентаций, воспитанию ответственного отношения к людям, к труду, к развитию классного и школьного самоуправления.
- Применение технологии по развитию детской инициативы «Чередование творческих поручений» в 3 б классе считать успешной и рекомендовать ее для дальнейшего использования (ответственная Силякова С.Н.)
- Активизировать привлечение учащихся школы к участию в проектах и конкурсах, организуемых ООГ ДЮО РДШ (ответственная Федькова Н.Д.) и волонтерским корпусом г.о.Саранск (ответственная Горбунова Н.А.).
- В апреле-мае 2018 г. максимально привлекать обучающихся отряда «Юнармия» к мероприятиям военно-патриотической направленности, проводимых в рамках юнармейского движения (ответственные Четыркин К.В. и Хальзова Н.С.)
- Считать основной задачей классного руководителя по созданию условий для успешной социализации учащихся формирование досуговой деятельности ребенка.
- Проводить регулярную работу с родителями по вовлечению учащихся в активную внеклассную, внеурочную и творческую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении
Статья об использовании проектной технологии в школе....
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыт...
Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности
Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности - это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости з...
Формирование активно-жизненных позиций учащихся через деятельность клуба интернациональной дружбы.
«Формирование жизненной позиции личности определяется в гармоничном, успешном самоопределении и самовыражении», сказано в научных источниках....
Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся
Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся...