СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Субботина Наталия Александровна

О компетентностном подходе в обучении. Рассматриваются основные ключевые компетентности. Роль учителя в создании условий для формирования у обучающихся ключевых компетентностей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuchevye_kompetentnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

  • Главная миссия школы –  создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования субъектов образовательного процесса.
  • Модель личности выпускника

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

  • Ценностно-смысловая - готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени;
  • Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: планирования, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;
  • Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д.;
  • Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;
  • Личностного самосовершенствования - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
  • Компетентностный подход в образовании

в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

    Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

  • Компетентностная модель в образовании

предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

  • Позиция учителя

Учитель перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельности учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.

Учитель должен уметь разбираться в исследовательской, проектной деятельности, уметь вести дискуссии, выступать, писать тексты, решать проблемы. Иначе он не сможет научить этим компетенциям своих учеников.

Перед каждым из нас стоит проблема, как же создать условия для формирования у учеников ключевых компетентностей. Возможно, стоит пересмотреть методику преподавания, стиль, включать такие методы и формы обучения, которые нацеливают учеников на самообразование, чаще использовать дискуссии. Включать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. Не осуждать ученика за то, что он отстаивает свою точку зрения (возможно и ошибочную), а попытаться разобраться с ним вместе.  Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Учитывать индивидуальные особенности ученика, опираться на его интересы и способности. И учиться самому учителю, искать иные способы организации учебной деятельности, активизирующие внутренние возможности и интересы школьников. И  чтобы не было «синдрома сгорания учителя»!

  • Задания, связанные с анализом и пониманием текстов – «компетентность чтения»
  1. Уметь определять цель (цели) написания данного текста;
  2. Уметь выделять основную мысль (мысли), содержащуюся в тексте;
  3. Уметь определять адресата текста, т.е. к кому текст обращен;
  4. Уметь отличать в тексте содержание от стиля, т.е. что написано от того, как это написано;
  5. Уметь определять свой смысл прочитанного текста;
  6. Уметь выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста;
  7. Уметь найти в тексте предложение, наиболее полно отражающее его содержание;
  8. Уметь найти в тексте предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество – чувство, переживание, мысль.

Задания, связанные с «решением проблем»

  • В каждом из них содержится проблема, решение которой требует от учащегося использовать предметную информацию, полученную в процессе обучения, учитывать и извлекать информацию из текстов, графиков, диаграмм, таблиц, используя при этом интеллектуальные умения различного вида.
  • Например, при работе с текстами, а также с диаграммами, графиками и таблицами учащемуся требуется проявить следующие умения наиболее общего интеллектуального характера:
  1. Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения.
  2. Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов.
  3. Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения.
  4. Уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы).
  5. Уметь извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи.
  6. Уметь обобщать факты и делать вывод.
  7. Уметь сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме, и делать на основе сравнения выводы.
  8. Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания.
  9. Уметь различать мнения и факты в высказывании человека
  10. Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов
  11. Уметь определять причины поступков людей или явлений.
  • Приведенный перечень умений не относится к какой-то предметной области, изучаемой в рамках школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание условий формирования у обучающихся ключевых компетенций"

Педагогический совет на тему "Создание условий формирования у обучающихся ключевых компетенций" проводится в форме группового взаимодействия и рассчитан на то, что педагоги  заранее готовы к обсу...

Система перспективной деятельности кабинета естествознания для создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Создание перспективного плана для кабинета естествознания , способствующего наиболее полному развитию способностей учащихся....

Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе

"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...

Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе

"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...

Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одаренных детей.

Одаренность – это индивидуальная способность человека проявить индивидуальность в определенном виде  деятельности....

«Взаимодействие основного и дополнительного образования по созданию условий, способствующих развитию одаренности ребенка в области иноязычного образования»

В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование. К нему отнесены образовательные про...

"Создание условий, способствующих развитию одаренности детей.."

В статье представлен материал из опыта работы на темеу  "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАК  ОДНО ИЗ П...