Коучинг в образовании
статья
Предварительный просмотр:
Есть одно качество, которым требуется обладать, чтобы побеждать, и это определенность цели, знание, чего человек хочет, и жгучее желание достигнуть этого. Наполеон Хилл
Постановка проблемы
Общепризнанные неутешительные оценки результатов обучения современных школьников требуют выявления своих причин и изменений в образовании, связанных с их преодолением и предупреждением. В значительной степени, успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.
Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Особенно критичной ситуация становится начиная с подросткового возраста, в котором для большинства учащихся характерно существенное снижение учебно-познавательной мотивации, и учение нередко превращается для таких учеников в скучную, тягостную обязанность. Результаты этого неизменно сказываются и на последующем этапе обучения в старшей школе.
Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.
Помочь ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой, может коучинг.
Следует признать, что все вышесказанное относится не ко всем учащимся, есть среди них и такие, кто учится осознанно, с интересом и находит в учебной деятельности личностный смысл, но их, к сожалению, не так много. Работа коуча с такими учениками позволит им добиться не просто хороших, а грандиозных результатов.
Что такое коучинг?
Так что же такое коучинг? Коучинг (coaching) — новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что — нет. Книги Т. Гэлвея стали бестселлерами. Он определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.
В настоящее время коучинг переживает пик популярности за рубежом. Он нашел применение не только в спорте, но и в бизнесе, экономике, политике, образовании и других важных сферах человеческой деятельности. Коучинг представляет собой форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.
По мнению Н.А. Зыряновой, цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов [4. С.47].
Коучинг в школах Норвегии. Отечественный опыт
Первое официально зафиксированное использования коучинга в сфере школьного образования было предпринято в Норвегии в 2002 году.
Автором этого проекта стал Ян Георг Кристиансен – мастер-коуч Международной Федерации Коучинга, глава Эриксоновского университета Нордик с 1998 г.
Все началось со школы-гимназии Уллерн в округе Аскер. В 2001 году положение дел в школе было так плохо, а её авторитет так низок, что набор в школу составил всего 9 учеников на 30 учителей, при том как максимально допустимой «квотой» в Норвегии принято 70 учащихся на одного преподавателя. Школа Уллерн была исключена властями из списка школ, но получила последний шанс на исправление своего положения. Администрация школы решила внедрить коучинговый подход в образовательный процесс школы. Многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном и большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством МЭУ привели к поразительным результатом: в 2005 году эта школа была официально объявлена одной из лучших школ Норвегии. В 2006 году этот эксперимент был повторен в школе Воллен и результаты этого проекта были признаны номером 1 среди 150 норвежских школ — претендентов на финансовую поддержку от Национального Департамента по Образованию. Далее, проект «Коучинг в образовании»стал развиваться в межрегиональном, а потом и национальном масштабах. Результаты этого опыта описаны в книгах Коучинг в школах – личный гид [1] и Профессиональные диалоги — Коучинг и построение отношений в школе [2].
С 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях. Приоритет по внедрению коучинга в сферу образования принадлежит Ростову-на-Дону, где профессиональную подготовку по применению коучинга в образовании под руководством к.п.н. Натальи Гульчевской уже прошли более 300 учителей и администраторов образовательных учреждений; позже подобные курсы появились в Москве, Минске, Екатеринбурге и др.
В Фейсбуке существует сообщество коучей, занимающихся проблемами образования, которое на сегодняшний день насчитывает около 200 активных участников.
Реформа образования
Почему же внимание к коучингу в образовании сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы? Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.
Содержательные изменения определяются стандартом (для двух уровней: обязательном и повышенном) и примерными программами; они предполагают раннее выявление потенциально одаренных детей и развитие их способностей; развитие природных задатков и др.
Организационные связаны с решением вопроса о продолжительности учебных занятий, дня, недели; сокращением нагрузки на учеников за счет введения интегративных курсов и выбор дисциплин по интересам учащегося и др.
Процессуальные связаны с переориентацией всей системы на развитие личности. Они затрагивают внутренние пласты педагогической деятельности, изменение стиля поведения учителя и способов его взаимодействия с учеником.
Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния основного участника образовательного процесса – учителя, третье же – полностью зависит от него. Но какие технологии позволят учителю реализовать эти процессуальные изменения? Какие результаты предполагается достичь в результате их применения?
Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные. Требования последней группы, в силу разработанных инструментов измерения успешности их изучения, более близки для учителя-предметника и активно обсуждаются на страницах методической периодики. А требования первых двух групп, порой воспринимаются не как необходимость, а как дань «педагогической моде». Для многих учителей и средства, и технологии формирования этих результатов, и инструменты их измерения мало понятны (тем более, что они совсем не нужны для ЕГЭ). Все это приводит к их простому декларированию и, в лучшем случае, восприятию на неком интуитивном уровне.
Между тем, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».
Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.
Логика применения коучинга
Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» [5. С.57]
Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность.
Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь.
Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет профессионально делать учитель-коуч.
Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:
- Что именно мне необходимо достигнуть?
- Как это конкретно будет выглядеть?
- Зачем мне это нужно?
- Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
- Когда я готов начать этот процесс?
- Когда этот процесс завершится?
- Что конкретно мне следует делать?
- Какие возможны препятствия на моем пути?
и др.
Технологичность коучинга
Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом [3. С.32].
Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
- Постановка цели и осознание её реальности.
- Анализ необходимых составляющих успеха.
- Анализ имеющихся возможностей.
- Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
- Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Для каждого из этих этапов в арсенале профессионального коуча есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.
Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.
На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коучинг в образовании: новые возможности лидерства
Коучинг успешно применятся не только на тренингах в бизнесе и психологии, но и в образовании в рамках лмчностно-ориентированного подхода....
Коучинг в образовании.
Кратко для выступления на педсовете....
Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО
Коучинг в образовании...
Семинар «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»
Этот материал - разработка семинара "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО", проведенного с целью ознакомления учителей с коучинговым подходом в образовании....
Презентация к семинару "Коучинг в образовании".
Презентация к семинару "Коучинг в образовании"....
Персонифицированный коучинг в работе с одаренными детьми и в инклюзивном образовании.
Коучинг-это целая жизненная система. Она касается не только образования, но и все жизни в целом. Один из лзунгов коучинга : " Здесь вы удивитесь своим возможностям" Для одаренного ребенка ко...
Коучинг в образовании
Цели и задачи коучинга, а так же пути их решения Коучинг — процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого, где главная цель — н...