Семинар «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»
методическая разработка на тему

Этот материал - разработка семинара "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО", проведенного с целью ознакомления учителей с коучинговым подходом в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»

для руководителей ШМО учителей математики города

13 апреля 2016 года

Добрый день, уважаемые коллеги. Приступим к работе. На столах лежат рабочие листы, начнём знакомство с коучингом с помощью шкалирования. Оцените Вашу осведомленность по теме Коучинг от 1 до 10, где 10 – «я четко понимаю, что такое коучинг, могу провести коуч-сессию».

Где Вы сейчас находитесь? (пауза). Спасибо.

 Чего Вы ожидаете от семинара? Ответы запишите на стикерах.

Спасибо. Продолжим работу.

Почему надо учить детей по-новому, ведь традиционные методы обучения и воспитания проверены веками?

Присутствующим на семинаре хорошо известно, что сегодня ФГОС ОО задаёт качественно новое представление  о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные и личностные достижения ребёнка. На первое место выдвигаются не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и  овладение способами деятельности.

Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Известна пословица: «вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!».

Учебная деятельность будет эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за её результаты. Для этого ребёнку необходимо найти свою личную внутреннюю мотивацию, научиться ставить цели и добиваться их. А для этого процесс обучения нужно сделать осознанным. Если ребенок понимает, зачем он приходит в школу, зачем он изучает тот или иной материал, зачем ему ЛИЧНО это нужно, он будет осознанно прикладывать усилия для освоения знаний и начнет делать больше, чем может. Поэтому главная задача обучения – помочь ученику понять себя, разобраться в своих проблемах, мобилизировать свои внутренние силы и возможности для их решения.

Совершенно очевидно, что используя только традиционные формы и методы обучения, добиться результата невозможно. Мы считаем, что в этом может помочь коучинг. Этот факт сегодня попробуем доказать.

Что такое коучинг?  Существуют несколько определений этого понятия.

Тимоти Голви говорит, что  коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.  

Этический Кодекс Международной Федерации Коучинга (ICF) предлагает такое определение:…

Коуч не даёт советов, не обучает. Он задаёт вам вопросы, приводящие к более глубокому осознанию ситуации, проблемы и путей решения. Отвечая на вопросы коуча, человек может обнаружить свои скрытые возможности и найти совершенно неожиданные решения.

Как этому научиться? Мне кажется, что с коучингом следует знакомиться не через инструменты, а через погружение в базовые принципы. Иначе нередко получается так, что инструменты и техники, которые кажутся весьма эффективными сами по себе, не получают той подпитки, которая делает их не просто схемами.

Рассмотрим 5 принципов коучинга:

https://pp.vk.me/c619231/v619231958/196d6/9jjt204PHLU.jpg

  • Все люди разные. У нас разные характеры, привычки, ценности, внешность и многое другое. Но каждый человек имеет право быть таким.
  • У каждого человека есть свой багаж знаний, умений, свои потребности возможности, взгляды, свой опыт. Поэтому в нужный момент каждый из нас делает выбор, исходя из того, что имеет.
  • Многие люди привыкли жаловаться на свою жизнь. У одних проблемы со здоровьем, кому-то не хватает времени на что-то, сил, денег, но у каждого из нас есть потенциал энергии и таланта. Наше сознание содержит все ответы на вопросы, касающиеся нас самих. Коучинг опирается на это для раскрытия возможностей человека.
  • Человек в своих действиях руководствуется положительным мотивом, но инструменты для реализации задуманного выбираем иногда не те.
  • Каждый день вносит в нашу жизнь что-то новое. В нашу жизнь приходят новые люди, происходят новые события. Это не может не влиять на нас, на наши убеждения, привычки, ценности. Мы взрослеем, совершенствуемся. Происходит процесс постоянного развития и поиска нового.

Именно коуч-позиция делает коучинг отличным от всех других способов взаимодействия.

Кто может быть коучем?

Существуют одиннадцать ключевых компетенций коуча, которые были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге, как он определяется Международной Федерацией Коучинга (ICF). ….

A. Создание фундамента

1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам

2. Заключение коучингового соглашения

B. Совместное создание отношений

3. Установление доверительных отношений с клиентом

4. Коучинговое присутствие

C. Эффективная коммуникация

5. Активное слушание

6. Постановка «сильных» вопросов

7. Прямое общение

D. Фасилитация обучения и достижения результатов

8. Стимулирование осознания

9. Проектирование действий

10. Планирование и постановка целей

11. Управление прогрессом и ответственностью

Существует тесная связь между компетенциями коуча и Стандартом Педагог.

Владеть формами и методами обучения, в том числе

выходящими за рамки учебных занятий: проектная

деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика

Разрабатывать (осваивать) и применять современные

психолого-педагогические технологии, основанные на знании

законов развития личности и поведения в реальной и

виртуальной среде

Использовать и апробировать специальные подходы к

обучению в целях включения в образовательный процесс

всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в

Образовании…

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и

принимая их

Находить ценностный аспект учебного знания и

информации обеспечивать его понимание и переживание

обучающимися

Владеть профессиональной установкой на оказание

помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных

учебных возможностей, особенностей в поведении,

состояния психического и физического здоровья

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные

образовательные маршруты, индивидуальные программы

развития и индивидуально-ориентированные

образовательные программы с учетом личностных и

возрастных особенностей обучающихся

Посредством чего я могу научить ребенка учиться?

 

Инструментарий коучинга и применяемые в нем техники довольно разнообразны. Их рассмотрение требует отдельного внимания. Тем не менее, в качестве примера рассмотрим несколько.

Как уже говорилось, коуч работает вопросами. Кто-то дал меткое определению коучингу: «Коучинг –это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так.

 Вопросы могут быть разными. Задача коуча – находить такие вопросы,  которые помогут человеку максимально продвинуться, расширить собственные границы, достичь чего-то большего. Такие вопросы называют открытыми.

Открытые вопросы выводят Чемпиона на новый уровень понимания своего состояния и позволяют начать движение к цели. Открытые вопросы - это вопросы, которые предполагают множественные ответы. Открытые вопросы начинаются со слов «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?». Важно задавать открытые вопросы, потому что они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам. Открытые вопросы развивают способность человека мыслить самостоятельно более эффективно, чем теоретическая и практическая информация. Вопросы углубляют понимание и пробуждают осознанность. Именно в результате размышления над вопросом делается самостоятельный, осознанный и взвешенный выбор.

Можно «открыть» вопрос еще больше, используя множественное число: «Каковы могут быть способы?», а можно даже еще больше, добавив слово «некоторый»: «Каковы могут быть некоторые из лучших способов».

Другое призвание открытых вопросов - это выводить клиента из ситуаций «выбора без выбора», когда все альтернативы, которые он видит перед собой, приводят к неблагоприятным для него последствиям. Ключевым словом в вопросе будет слово «ещё». «Что еще можно сделать?».

Вопросы о наилучшем результате дают Чемпиону позитивный настрой и энергию для работы над этим результатом.

4 вопроса планирования

Шкалирование

Колесо жизненного баланса

Полезно для воспитательной работы

Возможно применение на уроках математики

Один из любимых инструментов – линия времени

Ещё одна техника – поддерживающая среда

Вернёмся к требованиям ФГОС. Красным цветом выделены те умения, которые эффективно формируются с помощью коучинга.

Например, ФГОС, 5-9 классы. «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности».

Вопросы коуча:

-Что ты хочешь?

-Что будет наилучшим результатом?

-Почему это важно?

-Как поймешь, что достиг результата?

-Формат конечного результата

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Или ФГОС, 10-11 классы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

--------------------------------------------------------------------------------------------------

 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Фактически это одно из определений коучинга.

_________________________________________________________________

Я поняла, что с помощью коучингового подхода, я ...

В заключении прошу снова оценить Вашу осведомленность по теме Коучинг от 1 до 10, где 10 – «я четко понимаю, что такое коучинг, могу провести коуч-сессию».

Где Вы сейчас находитесь? (пауза). Спасибо.

Заполните анкету.

Благодарим вас

за то, что выделили это время, чтобы быть здесь и вместе с нами погрузиться в пространство исследования, что такое коучинг,

за смелость шагнуть за рамки привычного, выйти из зоны комфорта,

за внутреннюю готовность быть по-настоящему вкладом в тех людей, которых вы воспитываете и обучаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»

Выступление к семинару «Внеурочная деятельность, как средство достижения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам образования»...

Материал на тему: конкурсное задание "Методический семинар" на тему: ""технологии и методики направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка"....

Методический семинар "Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС"

Методический семинар "Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС"...

«Методический семинар» на тему: «Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта»

«Методический семинар»на тему:«Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта»...

Презентация к семинару "Коучинг в образовании".

Презентация к семинару "Коучинг в образовании"....

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...