Коучинг в образовании
материал
Цели и задачи коучинга, а так же пути их решения
Коучинг — процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого, где главная цель — не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kouching_v_obrazovanii_1.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Коучинг в образовании.
На сегодняшний день тема «коучинг в образовании» по большей части рассматривается с позиции формирования личностного результата ученика. Новые ФГОС диктуют новые представления о результате обучения, происходит иное формирование задач образовательного процесса. Передача знаний, умений и навыков дополнена важностью личности самого ребенка и происходящими с ним в процессе обучения изменениями. Именно поэтому педагоги используют новые методики, призванные помочь воспитать мотивированную личность со способностями к саморазвитию, с четкой гражданской позицией. В педагогике приходит понимание, что для успешного решения этой задачи необходимо формирование позитивной, успешной среды, систематическое наблюдение за успехами и победами ученика, обеспечение формата непрерывного наставничества с максимальной поддержкой. Пока еще немногочисленные публикации по теме «коучинг в образовании» делают акцент на необходимости внедрения в образование формата «сопровождение учащихся в ходе образовательного процесса». Например, сами преподаватели делятся впечатлениями о посещении коучинг-центров, по большей части уделяя внимание тому, что основная роль коучинга — в продвижении учеников, оказании помощи в раскрытии потенциала, демонстрации им новых возможностей в наработке успешных стратегий и вариантов поведения. Данная проблема, безусловно, актуальна в связи с тем, что при глобальных изменениях в мире — необходимость поиска новых жизненно-мотивационных схем особенно высока. Важным педагоги считают позитивные изменения, касающиеся развития у учащихся нового типа мышления, основанного на уверенности в себе и будущем, на желании взаимовыгодного взаимодействия с окружающими.
Нет оснований ставить под сомнение то, что внедрение новых методик исключительно позитивно отразится на развитии отечественного образования и межличностных результатах учеников. Однако, обращаясь к теме «коучинга в образовании» редко рассматривается второй (но не менее важный) вариант применения этого эффективнейшего инструмента — «поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях».
В частности, 44 % директоров российских школ полагают, что в школах не хватает квалифицированных учителей, а 10 % считают, что их не хватает значительно. При том, что в небольших и средних городах число недовольных квалификацией своих учителей иногда превышает 60 %. Основываясь на столь неутешительной статистике, будет полезно более детально рассмотреть вопрос, в чем суть коучинга, и как его можно применять в отечественной педагогике. Подход коучинга практикуется на основе восприятия человека, как сформировавшейся личности со своими целями, стремлениями и вариантами путей их реализации. В связи с этим — главной задачей коуча является формулирование для клиента путей решения его проблемы, а совместный поиск этих путей, индивидуальных для каждого человека. Коучинг — процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого, где главная цель — не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.
Самая важная задача — укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации. Эти полезные и нужные навыки необходимо развивать не только, и не столько у школьников. Преподаватели также нуждаются в систематической обратной связи, непрекращающемся личностном росте и возможности обсуждения профессиональных достижений, с последующим планированием путей реализации собственных целей
Компетентный и организованный персонал с высокой мотивацией, добивающийся успеха, уверенный в себе, эффективный и стремящийся к постоянному развитию — секрет успеха работы эффективного управленца. Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте. Все эти важные и полезные качества, без сомнения, важны и для современных педагогов
Умение держать фокус на результат. Умение вдохновлять, мотивировать, снимать тревогу и стресс. Умение давать обратную связь. Ценность руководителя в образовании, обладающего выше обозначенным набором характеристик, без сомнения высока, т. к. часто даже молодые специалисты, требующие особенно пристального внимания в начале своей карьеры, не имеют необходимой связи с руководителем, не получают полноценную обратную связь, не имеют возможности эффективно планировать свою деятельность. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс применения коучинговых технологий в формате «повышения эффективности управленческой деятельности» руководителями образовательных организаций практически не применяется.
В настоящее время идея коучинга реализуется в педагогической практике в России. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова, рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова.
В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков». Согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения».
На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «преподавателя-коуча» и «обучающегося-чемпиона» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного обучающегося, а следовательно, и имеют большой эффект в дичностном развитии. Преподаватель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал «обучающегося-чемпиона», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов. Таким образом, внедрение коучингового подхода в образовательную среду может максимально индивидуализировать процессы развития и обучения.
Коучинг как педагогический стиль – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом.
Рассмотрим актуальность коучинга для образования:
· Создание нового продукта
· Поддержание качества образования
· Поддержка педагога в его работе
· Новый эффективный стиль преподавания
· Отношения внутри коллектива
· Решение внутренних задач.
Что же дает применение коучинга в педагогической практике?
Индивидуальный подход
Интерактивный подход
Развитие, стимуляция интереса к обучению
Повышение мотивации, осознанности
Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося
Развитие новых компетенций у педагога
Принятие личной ответственности
Удовлетворенность результатами
«Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость
Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.
В педагогической практике коучинг базируется определенных ценностях:
• конфиденциальность
• честность
• доверие
• открытость
• прозрачность
• целостность
• искренность
• равенство.
Основные принципы коучинга.
Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество педагогов и вдохновляет их на максимальное раскрытие и развитие личного и профессионального потенциала.
Коучинговые технологии позволяют реализовывать принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного обучения как учащегося так и учителя.
Выделим пять основных принципов коучинга
- Первый принцип коучинга — это равноправие, иначе говоря, партнерство. Именно оно создает благодатную почву для сотрудничества педагогов, учащихся и родителей. Коуч координирует, направляет процесс, не являясь при этом доминирующей силой. Коучинг не ставит своей задачей учить чему-нибудь и наставлять его «на путь истинный».
- Второй, не менее важный принцип — вера в учителя, его способности и возможности. Главное в процессе коучинга — это задачи и цели заказчика. Потенциал человека огромен, нужно лишь раскрыть его.
- Третий принцип — отсутствие экспертной оценки. Коуч не предлагает закзчику готовых ответов и решений, заказчик должен «дойти» до них сам. Когда человек принимает решение самостоятельно, он берет на себя ответственность за его выполнение и последствия. Коуч не должен давать советов, подход «если бы я был на Вашем месте, то…» в данном случае неприменим, он может лишь подталкивать клиента к очевидному, направлять его.
- Четвертый — принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни человека взаимосвязаны. Если положительные изменения коснутся одной сферы педагога, это непременно отразится на другой.
- Последний основной принцип — принцип мониторинга. Необходимо понимать, что коуча в первую очередь интересует настоящее и будущее заказчика, чье внимание должно быть сосредоточено на поставленных целях.
Этапы коучинга
Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принять ответственности за свои действия и жизнь в целом.
Его основным инструментом является: активное слушание, вопросные технологии (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники.
В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента.
Его ключевые задачи - это:
- Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);
- Исследование текущей ситуации:( определение имеющихся ресурсов и ограничений)
коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;
сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.
- Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:
коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;
сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.
- Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:
коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;
сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.
- Выбор конкретного варианта действий и составление плана:
коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;
сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.
Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).
Итогом всей работы является конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.
Приемы коучинга, используемые в педагогической практике
Коучинг как педагогический стиль – это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом
Рассмотрим актуальность коучинга для образования:
· Поддержание качества образования
· Поддержка педагога в его работе
· Новый эффективный стиль преподавания
· Отношения внутри коллектива
· Решение внутренних задач.
Что же дает применение коучинга в педагогической практике?
- Индивидуальный подход
- Интерактивный подход
- Развитие, стимуляция интереса к обучению
- Повышение мотивации, осознанности
- Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося
- Развитие новых компетенций у педагога
- Принятие личной ответственности
- Удовлетворенность результатами
- «Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость
- Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.
Хотелось бы отметить, что использование коучингового подхода в педагогической практике должно базироваться на определенных ценностях:
• конфиденциальность
• честность
• доверие
• открытость
• прозрачность
• целостность
• искренность
• равенство.
Hассмотрим основные методы, применяемые в педагогической практике преподавателя – коуча:
Активно слушает, задает сильные вопросы, помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям, держит фокус на результат, вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс, даёт обратную связь.
Применение коучингового подхода в педагогической практике обозначает новую роль педагога:
Педагог – не просто передает знание, он – тренер талантов.
Педагог раскрывает свой потенциал и потенциал обучающихся.
Коучинг – это больше вопросы, чем рассказ…
Сильные вопросы – не для того, чтобы собрать информацию, а для того, чтобы пригласить обучающегося послушать самого себя, помочь ему создать идеи и получить свои решения.
Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству.
Сильные вопросы приглашают обучающегося посмотреть внутрь себя или в будущее.
Сильные вопросы снимают ограничения и дают простор для идей.
Шкалирование – графический метод представления ситуации. Инструмент позволяет на основе визуального представления ситуации увидеть собственные зоны развития. Такое представление помогает осознать уровень «приближения» ситуации к максимально приемлемой в данный момент времени.
Также, я применяю такой элемент, как шкала «Лесенка». На ней обучающиеся, от 1 до 10 отмечают свои успехи, отвечая на вопросы приведенные ниже.
1. С трудом ориентируюсь в предмете.
2. Знаю, чем воспользоваться для выполнения задания по предмету.
3. Могу выучить, знаю основные понятия и термины.
4. Выполняю задания с чьей-либо помощью.
5. Выполняю задания только по образцу.
6. Сам выполняю задания по предмету.
7. Могу уверенно выполнить проверочную, контрольную работу по предмету.
8. Могу предложить свой вариант выполнения заданий.
9. Уверен в успешном итоге контрольной работы по предмету.
10. Соотношу знания по предмету с получением определенной профессии.
Шкала оценивания:
В конце урока 1___2___3___4___5___6___7___8___9___10
1.3.5 Структура урока с использованием приемов коучинг
Рассмотрим структуру традиционного урока и урока построенного на основе коучинга.
Структура урока | Структура урока коучинга |
Организационный момент. | Создание доверительных отношений. |
Формулирование темы и цели урока. | Определение темы и цели. Формат конечного результата. |
Изучение нового материала; обобщение и систематизация и др. | Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов. |
Домашнее задание. | Определение первых шагов – действий ведущих к цели. |
Рефлексия. | Итоги. Ценность. |
Организационный момент. | Благодарность. |
План работы учителя наставника Марадудина Романа Арсентьевича с обучающимися 10-11 класса на 2021-2022 учебный год.
Содержание деятельности | Участники | Сроки исполнения | Планируемый результат |
Организационный момент | 10-11кл | сентябрь | Примечание: 10-11 классы в нашей школе маленькие, по 6- 8 учащихся, поэтому это приемлемо и эффективно. |
Беседа и мониторинг личностных отношений учащихся между собой и педагогами. Выявление способностей каждого ученика по направлениям (учеба, спорт, увлечения, хобби), трудностей в семье, взаимоотношений с одноклассниками, родителями, педагогами. | учащиеся | сентябрь | Выявление способностей каждого ученика. Составление плана работы по направлениям. Оказание посильной помощи в решении проблем и достижении результатов. |
Родительское собрание с выявлением способностей каждого ребёнка по направлениям (учеба, спорт, увлечения, хобби), трудностей в семье, взаимоотношений с одноклассниками, родителями, педагогами. | родители | сентябрь | Сопоставление видения способностей учеников и родителей. Результативность работы должна совпасть как минимум % на 70 |
Индивидуальная беседа с каждым учеником. Помощь в выборе дальнейшей профессии. | учащиеся | Октябрь-ноябрь | Совместное составление плана действий. Постановка задач и способы их достижений. |
Совместное составление распорядка дня | учащиеся | Сентябрь – октябрь. | Научиться рационально распределять своё свободное время |
Оказание психологической помощи в любых ситуациях | Учащиеся и родители | В течение всего учебного года | Преодоление трудностей, достижение планируемых результатов. |
Оказание методической помощи в организации и проведении пед. процесса молодым специалистам. | Практиканты и молодые педагоги | В течение всего учебного года | Акклиматизация в коллективе, вливание в педагогический процесс. |
Планирование и проведение мероприятий (классных, школьных), направленных на сплочение коллектива. (Эстафета преемственности, смотр строя и песни, товарищеские встречи по видам спорта между учащимися и педагогами, «Папа, мама, я – спортивная семья», субботник, сельские мероприятия..) | Все | В течение всего учебного года | Отсутствие разногласий, трений. Упрёков и раздоров. Тёплые дружеские взаимоотношения Сплочение классного и пед. коллектива. |
Участие всех учащихся в школьных мероприятиях различной направленности. | учащиеся | В течение всего учебного года | Добиться 100% участия во всех конкурсах и мероприятиях. |
Агитация и пропаганда сдачи норм ВФСК ГТО | Все | В течение всего учебного года | 70-80% учащиеся 10кл, 100% учащиеся 11кл, 20% родители и педагоги |
Подведение итогов I полугодия | Учащиеся и молодые специалисты | Январь | Выявление недочётов и исправления работы на год. Отметить хорошие и отличные результаты. Сравнение с аналогичным периодом прошлого года. |
Посещение уроков с целью определения трудности усвоения нового материала и выполнения домащнего задания, а также уровень преподавания предмета молодыми специалистами | Учащиеся и молодые специалисты | В течении всего учебного года | Мониторинг и постановка новых задач. Прогресс в учебном процессе |
Походы, выезды на природу, кино, экскурсии, озеленение пришкольной территории. | учащиеся | В течении всего учебного года | Изменение психологического отношения в классе, раскрепощённость, дружеское общение. |
Индивидуальная беседа с каждым учеником. Помощь в выборе дальнейшей профессии. | учащиеся | Апрель - май | Совместное составление плана действий. Постановка задач и способы их достижений. Изменилось ли видение своей будущей профессии. |
Планирование на каникулы | учащиеся | Май | Самостоятельное постановка задач и способы их реализации |
Самоанализ проделанной работы, трудности, ошибки, мониторинг. | наставник | Май | Что удалось, трудности и успехи в работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коучинг в образовании: новые возможности лидерства
Коучинг успешно применятся не только на тренингах в бизнесе и психологии, но и в образовании в рамках лмчностно-ориентированного подхода....
Коучинг в образовании.
Кратко для выступления на педсовете....
Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО
Коучинг в образовании...
Семинар «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»
Этот материал - разработка семинара "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО", проведенного с целью ознакомления учителей с коучинговым подходом в образовании....
Презентация к семинару "Коучинг в образовании".
Презентация к семинару "Коучинг в образовании"....
Коучинг в образовании
Применение коучинга в образовании...
Персонифицированный коучинг в работе с одаренными детьми и в инклюзивном образовании.
Коучинг-это целая жизненная система. Она касается не только образования, но и все жизни в целом. Один из лзунгов коучинга : " Здесь вы удивитесь своим возможностям" Для одаренного ребенка ко...