Мастер-класс "Коучинг в образовании"
материал
Мастер-класс "Коучинг в образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kouching_master-klass.docx | 22.56 КБ |
kouching.pptx | 599.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги! Известный итальянский ученый и писатель Умберто Эко утверждал, что настоящее счастье состоит в стремлении к познанию. Мы выбрали такую замечательную профессию, которая позволяет нам постоянно чему-то учиться.
Для начала я прошу вас представить себе такую картинку: в комнате стоит пианино, накрытое скатертью. На скатерти – вазы с фруктами, сладостями, напитки… Люди смотрят и восхищаются: «Какой прекрасный фуршетный столик!» И никто не догадывается, что под ним скрыт удивительный инструмент и что прикосновения умелых рук могут извлекать из него восхитительные, чарующие звуки…
- Скажите пожалуйста какое толкование вы дали бы этой картине?
(В случае «пробуксовки»: давайте попробуем посмотреть на это с учетом специфики нашей профессии)
Я полагаю, что с помощью этой метафоры можно описать тех учеников, чьи способности, таланты, в силу разных причин, остаются нераскрытыми. И наша задача – помочь каждому ученику максимально реализовать себя, определить свой индивидуальный маршрут развития.
Сегодня я хочу показать вам технологию, позволяющую нам помочь ребенку создавать мир своей мечты, прожить свою жизнь успешно. Эта технология называется коучинг.
Скажите, пожалуйста, кто-нибудь из вас что-то знает об этой технологии?
(да/ нет; если да – замечательно, я попрошу Вас помогать мне сегодня; нет –замечательно, я постараюсь сделать нашу работу увлекательной и полезной).
Начертите , пожалуйста, на листочках горизонтальную линию. Отметьте по шкале от 0 до 10, на какой цифре вы находитесь сейчас в данной теме. Что вы отметили? А вы? Спасибо. (если 0 – нет, это не 0, вы ведь уже слышали термин, знаете, что это технология, которую можно использовать в образовательном процессе, а значит, не 0, а 1).
1. Почему сегодня технологии коучинга уделяют большое значение.
Обратите внимание на определения коучинга
«Коучинг» – это процесс раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.
«Коучинг» - возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
«Коучинг» - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов, добиться самых высоких результатов.
«Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный, получает большую радость от своих успехов и достижений.
Почему, по вашему мнению, эта технология считается эффективной в обучении. Попытайтесь ответить на этот вопрос, опираясь на ключевые слова определений.
2. Рассмотрим модель урока в коучинговом формате.
1 этап
Очень важен психологический настрой на уроке, так как коучинг – это прежде всего позитивное мышление. Предлагаю выполнить упражнение. Вам нужно переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную форму:
Негатив | Позитив |
Не наваливайтесь на стол | Отойдите от стола |
Не могу вести семинары | Возможно через год или два я смогу вести семинары. |
Не хочу есть | Я сыт |
Не могу занять тебе денег. Нет денег | Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы |
Не путайся под ногами | Посиди спокойно |
Не выходите из класса | Оставайтесь в классе |
Обратная связь: легко или трудно было переформулировать высказывания, к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное. Именно благодаря коучингу человек может изменить отношение к деятельности, с негативной на позитивную. И в результате у него может измениться то, от чего зависит успешность - мотивация.
3. 2 этап
Целеполагание - процесс постановки целей.
Начинаем урок с 4 вопросов планирования в формате конечного результата. Ответьте пожалуйста на вопросы.
- Чему вы хотели бы научиться сегодня?
- Как вы поймете, что достигли цели?
- Почему эта цель важна для вас?
- Какие шаги вы предпримете для достижения цели?
Что дают эти открытые вопросы (свой вариант ответа - позволяют создать внутреннюю мотивацию, а нам известно, что успешной учебная и воспитательная работа может быть при условии не внешней (нужно государству, разработчикам ФГОС, педагогу), а именно внутренней мотивации. Ребёнок понимает «для чего?» он здесь и сейчас работает по данной теме. И это наполняет его деятельность смыслом.
Очень важно, чтобы и КОУЧ всегда был уверен в достижении своей цели. Тогда и его клиент будет уверен в том, что получит именно то, что ему нужно, узнает то, к познанию чего стремится, получит возможность научиться.
Возвращаемся к шкале от 0 до 10.
- Уважаемые коллеги, отметьте, пожалуйста, где вы сейчас находитесь на шкале. Эта технология шкалирования позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели.
Где можно использовать эту технику? (От изучения конкретной темы – определяем с детьми: «Как вы считаете, где мы находимся в этой теме?» - до подготовки к сочинению, ОГЭ, ЕГЭ; и после)
4. Когда определена цель урока, мы переходим к следующему этапу - достижения цели, где могут использоваться любые методы и технологии в рамках ФГОС – проектирование, проблемное обучение, критическое мышления, дискуссия, диспуты и т.д. на усмотрение учителя и темы урока.
Например, на уроках истории или литературы учитель может провоцировать учеников к размышлениям:
-Как ты думаешь, как это событие повлияло на ход истории?
-А если бы не была подписана петиция, что бы тогда произошло?
-Какие ещё решения он мог бы принять в той ситуации?
-А что бы сделал ты, будь ты на его месте?
-А как ты думаешь, как себя чувствует человек в такой ситуации?
И, наконец, даже когда учитель, разбирая контрольную работу, отмечает то, что ребёнок сделал правильно, а не зачёркивает то, что выполнено не так – это тоже элементы коучинга. Ведь то, что мы подкрепляем своими действиями (в данном случае – учитель обращает внимание на ошибку) – то и фиксируется в памяти ребёнка. Если же просто сместить акцент на то, что уже получается хорошо — мы подкрепляем верные решения и тем самым ребёнок запоминает, что это слово пишется именно так.
Еще одна техника коучинга – Колесо развития
Скажите, какие сферы жизни для вас важны? Здоровье, Семья. Работа, Отдых, Финансы, Отношения, Друзья и т.д
Рисуем колесо и делим его ровно на столько секторов. Напишите. Далее определяем, что для вас 10 в каждой из областей и где вы хотите находиться. Определяем, что такое «10», где находимся сейчас, куда хотим продвинуться.
Давайте соединим точки, что мы получим? Какая фигура получается? Если колесо
неровное, оно будет двигаться плохо. А если везде, например, 1 или 2, колесо поедет? Да, но очень медленно. Затем мы определяем, какая область будет запускающей, то есть где повышение на 1 балл приведет к развитию остальных областей? Какой самый первый, самый легкий шаг можно сделать, чтобы запустить колесо?
Где применительно к своему предмету вы можете использовать колесо развития?
На последнем этапе урока мы возвращаемся к колесу развития или к шкале от 0 до 10.
- Уважаемые коллеги, отметьте, пожалуйста, где вы сейчас находитесь на шкале.
Завершение урока предваряется вопросом:
-Все ли ожидания реализовались?
- Если нет, то что можно сделать для их исполнения?
Ну вот мы подошли к концу занятия.
- что для вас было наиболее ценным?
-Что вы возьмете в свою копилку?
Благодарю вас за внимание! Мне было с вами интересно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Коучинг » – это процесс раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. « Коучинг » - возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал . « Коучинг » - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов, добиться самых высоких результатов. « Коучинг » - процесс, в котором человек , в него вовлеченный, получает большую радость от своих успехов и достижений.
«Позитивные и негативные высказывания» Негатив Позитив Не наваливайтесь на стол Не могу вести семинары Не хочу есть Не могу занять тебе денег. Нет денег Не путайся под ногами Не выходите из класса Отойдите от стола Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я сыт Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы Посиди спокойно Оставайтесь в классе
Начинаем урок с 4 вопросов планирования - Чему вы хотели бы научиться сегодня? - Как вы поймете, что достигли цели? - Почему эта цель важна для вас? - Какие шаги вы предпримете для достижения цели?
Например, на уроках истории или литературы учитель может провоцировать учеников к размышлениям: -Как ты думаешь, как это событие повлияло на ход истории? -А если бы не была подписана петиция, что бы тогда произошло? -Какие ещё решения он мог бы принять в той ситуации? -А что бы сделал ты, будь ты на его месте? -А как ты думаешь, как себя чувствует человек в такой ситуации?
Колесо развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...
II.8. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Российской Федерации...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...